Дидактические игры на уроках окружающего мира
Составители: Осянина В.А., Аленькина Т.Г.,
учителя начальных классов МБОУ СШ №7
г. Ярцева Смоленской обл.
«Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?
«Узнай на вкус»
Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).
«Узнай по запаху»
Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.
Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).
«Наполни баночку витаминами»
Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.
Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».
«Овощи, фрукты»
Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».
Можно усложнить задание: учитель называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.
«В каком виде едим?»
Дидактическая задача: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру — называть в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются в пищу овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом готовит блюдо. Например: «картошка на сковороде»... (жареная), «в кастрюле»... (вареная), «в костре»... (печеная).
Можно назвать овощи, дополняющие блюдо (лук, укроп и др.).
«Куда пойдем, что найдем?»
Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых дикорастущих растений.
Ход игры: учитель говорит, что дети будут играть в игру, в которой надо знать, где какое растение растет. Учитель называет, что хочет найти, а ребенок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребенку надо сказать: «Пойдем в лес». В начале игры называются наиболее знакомые растения.
«Эти разные цветы»
Задачи:
Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.
Формировать умение работать в парах.
Развивать интерес и любовь к природе.
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.
Оборудование:
У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.
«Попорядку»
Задачи:
Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование:
Карточки с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
«12 месяцев»
Задачи:
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать.
Активизироватьдвигательнуюактивностьдетей.
Развивать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно пользоваться иллюстрациями из календарей природы).
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон
Задачи:
Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов.
Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам.
Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
Оборудование:
Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну (континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».
«Что напутал художник» Исправь ошибки
Задачи:
Закрепить представления учащихся о профессиях.
Развивать умение соотносить и классифицировать.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Нужно исправить картинки.
«Объедини виды транспорта»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о видах транспорта.
Учить классифицировать и находить общие признаки.
Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания.
Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек).
Задание можно дать, поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья – железнодорожный, а четвертая – воздушный. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
«Живая – неживая»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе.
Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развиватьумениесравнивать, анализировать.
Оборудование:
Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
«На полянке» (кто больше узнает и назовет грибов)
Задачи:
Закрепить полученные знания о грибах.
Развивать познавательную деятельность.
Развивать умения анализировать, делать выводы.
Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, рядом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.
«Радуга- дуга»
Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.
Соотнеси загадку с отгадкой
На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.
«Жучки и паучки»
(дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)
«Вершки и корешки»
Задачи:
Познакомить с разнообразием растений.
Развивать умение анализировать, сравнивать.
Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей листы формата А4 (по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
«Что где растет?»
Дидактическая задача: знать место произрастания растений.
Ход игры: учитель называет декоративные и луговые травянистые растения. Например, учитель называет: «Ландыш» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».
«Деревья, кустарники, травы»
Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.
Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знакомых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.
После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.
«Летает — не летает»
Дидактическая задача: знать летающих представителей животного мира.
Ход игры: учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети — отвечать, летает это животе-Ное или нет. Называет учитель сначала хорошо знакомых диких и домашних животных.
«Бегает, прыгает, летает»
Дидактическая задача: знать основной способ передвижения животного.
Ход игры: учитель называет животное, а ребенок, поймавший мяч, называет способ передвижения. Сначала учитель просит указать наиболее характерный и знакомый способ передвижения, а потом и разнообразные движения одного и того же животного. Например, воробей — «летает», а в дальнейших заданиях — «прыгает по земле», кошка — «ходит», «бегает», «лазает». Чтобы побудить детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз.