СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на формирование сенсорных эталонов цвета у дошкольников с ЗПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При задержке психического развития представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их понимать, систематизировать, расширять и пользоваться ими на практике.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на формирование сенсорных эталонов цвета у дошкольников с ЗПР.»

Дидактические игры на формирование сенсорных эталонов цвета у дошкольников с ЗПР.


При задержке психического развития представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра позволяет ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и увеличить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроля над состоянием сенсорного развития детей.

Только при определенной системе проведения дидактических игр можно достичь сенсорного развития. Участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их понимать, систематизировать, расширять и пользоваться ими на практике.

Критериями оценки уровня развития восприятия цвета являются знание сенсорных эталонов цвета, которые характеризуются следующими показателями:

-  умение соотносить цвета с образцом;

-  умение располагать цвета в соответствии с образцом;

-  умение находить цвета и оттенки по названию;

-  называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).


Задачи дидактических игр:

  • выявить умения выделять основные цвета;

  • формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой»;

  • учить осуществлять выбор цвета по образцу;

  • учить действовать по цветовому сигналу;

  • упражнять детей в умении правильно выбирать цвета при назывании его взрослым;

  • знакомить с названиями цветов;

  • способствовать закреплению знаний о системе цветов.


  1. «Машины едут в гараж».

Для игры понадобятся изображения цветных машинок и цветовое поле (в качестве «гаражей» также можно взять листы цветной бумаги, разноцветные кубики и т.п.). Сообщаем малышу, что машинкам нужно попасть в свои домики: красные машинки едут в красный гараж, синие в синий и т.п. Раскладываем все машинки по «гаражам».

  1. «С какого дерева лист».

Материал: макеты деревьев с остатками листочков желтого, красного и зеленого цвета, листочки таких же цветов.

Правила игры: ветер сдул листочки с деревьев, давайте попробуем найти, с какого дерева упал каждый листок. (Дети выбирают любой листок и находят дерево, с которого он упал).

  1. «Помоги рыбкам».

Материал: 5 рыбок различных цветов и 20 маленьких рыбок (по 4 рыбки каждого цвета) Игровое действие: помоги мамам-рыбкам найти своих детишек.

  1. «Собери капельки в стакан».

Материал: пластмассовые стаканчики красного, синего, желтого и зеленого цвета, бусины такого же цвета. Дети складывают «капельки» в стаканчики, соответствующего цвета.

  1. «Кошки- мышки».

Материал: картонные домики шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка, квадраты тех же шести цветов дверцы. Большая мягкая игрушка кошка. Игровое действие: для того чтобы спрятать мышку нужно закрыть окошко дверцей-квадратом такого же цвета.

  1. «Собери ягоды в корзину».

Материал: Корзинки красного, синего, желтого и зеленого цвета, ягоды шарики соответствующих цветов. Игровое действие: дети собирают ягоды в корзинки соответствующих цветов.

  1. «Сортируем игрушки».

Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос определённого цвета и вместе с ребёнком собираем на него игрушки соответствующего цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).

  1. «Посади цветочки на полянку».

Материал: цветочки различных цветов (4-9 шт.), «полянки» (листы бумаги) соответствующих цветов. Игровое действие: каждый цветочек необходимо посадить на полянку соответствующего цвета.

  1. «Найди цветок для бабочки».

Оборудование: 4 крупных цветка из картона (красный, синий, жёлтый, зелёный) для наборного полотна и сомасштабные им 4 плоскостные фигурки бабочек тех же цветов; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек (по числу детей; на каждого ребёнка по 2 3 цветка и по 2 3 бабочки); конверты для раздаточного материала (по числу детей); наборное полотно.

Описание: Педагог расставляет на наборном полотне цветы разных цветов и показывает детям бабочек. Объясняет, что каждая бабочка хочет найти свой цветок сесть на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог бы её поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог обращает внимание на то, что цвета бабочки и цветка совпадают («такай же», бабочку не видно она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание). У каждого ребёнка вначале по две пары объектов, в дальнейшем количество пар увеличивается. В конце игры педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок Они спрятались, их не видно.

  1. «Воздушные шары».

Оборудование: Изображения воздушных шаров разного цвета и отдельно ниточек такого же цвета.

Описание: Педагог показывает ребёнку шарик и говорит: «Какого цвета шарик? (Синий). Найди такую же ниточку. (Ребёнок подбирает ниточку такого же цвета.) Какого цвета шарик? (Синий). Какого цвета ниточка? (Синяя.) То же проделывает с шариком.

  1. «Собери цветок».

Оборудование: «Лепестки цветов», из прищепок, серединки цветка из картона. Описание: Педагог расставляет ребёнку историю: «На полянке выросли красивые цветы, но утром налетел сильный ветер и сорвал некоторые (все) лепестки», затем предлагает вернуть лепестки на место. Можно собирать цветок из «лепестков» по цвету серединки цветка (синяя серединка синие лепестки) или выявить закономерность узора лепестков и продолжить её.

  1. «Цветные кубики».

Оборудование: Крупные кубики (красные, жёлтые, синие, зелёные) по 2 каждого цвета. Описание: Игра проводится индивидуально. Педагог расставляет перед собой и ребёнком по 3- 4 парных кубика, обращает внимание на их одинаковость: «Тебе такой мне такой, тебе такой мне такой». Затем предлагает построить красивые одноцветные башни и показывает, как это делать. Процесс постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство («Не такой!»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчёркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем педагог просит ребёнка сделать то же самое, при необходимости помогает. Ребёнок строит башни 2 3 раза. По окончании педагог хвалит его.


Игры на зрительное соотнесение цветов предметов, находящихся на расстоянии.

Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различие, а восприятие цвета.

  1. «Бегите ко мне».

Оборудование: Флажки трёх цветов, бубен.

Описание: Педагог раздаёт детям флажки. По сигналу бубна ребята разбегаются по комнате. Взрослый говорит: «Бегите ко мне!» и поднимает красный флажок. Дети с красными флажками подбегают к педагогу и поднимают флажки вверх. Затем все вновь разбегаются. Взрослый поднимает флажок другого цвета или сразу два флажка, например, синий и красный. Дети с такими же флажками подбегают ко взрослому и поднимают флажки вверх. В конце игры педагог поднимает все три флажка вверх.

  1. «Найди своё место».

Оборудование: Парные цветные карточки (количество цветов соответствует количеству играющих), стулья (по количеству детей), бубен.

Описание: Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Взрослый раздаёт им карточки, и дети под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стулья второй комплект таких же цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут к тем стульям, на которых лежат карточки того же цвета, что и у них. Взрослый проверяет правильность выбора.

  1. «Светофор».

Оборудование: Светофор на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны зелёной, с другой красной бумагой.

Описание: Взрослый знакомит детей со светофором, показывает, как «загорается свет» (поворачивает круг зелёной и красной сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нём знают. Обобщая ответы. Обобщая ответы, предложить поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи это «трамвай». Взрослый исполняет роль полицейского (действует светофором). При появлении красного сигнала «трамвай» останавливается, зелёного «трамвай» едет и дети передвигаются. Дети могут выполнять роль машины (их может быть несколько), «ехать на велосипедах» и т. п. «Нарушители» те, кто неверно действовал по сигналу светофора, выходят из игры. Роль полицейского может выполнить ребёнок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!