Дидактические игры на уроках биологии.
Чучалина К.В.-учитель биологии ОГАОУ «Центр образования»Ступени»
Дидактическую игру,как метод обучения,использую с традиционными
методами и приемами.
Использование этого метода актуально, так как он позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим,интерес к предмету. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.
Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности:коммуникативность,компетентность.
Опыт работы позволяет мне сделать вывод, что дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса. Ученик овладевает
не только системой знаний,но и осваивает универсальные способы действий и с
их помощью сможет сам добывать информацию о мире,»научиться учиться». В своей работе я применяю следующие виды дидактических игр и игровых упражнений.
Ирга «Шифрограммы». Необходимо определить доминантный или рецессивный ген, указанный в первой колонке, а затем по цепочке собрать выражение. Эту игру можно применять для зашифровки темы урока.
Гены | Рецессивные | Доминантные |
a | мо | ма |
D | ши | но |
f | гиб | на |
b | рид | пе |
A | нет | ное |
e | скре | та |
k | щи | нар |
H | ко | ва |
l | ние | лог |
Игра «Крестики - нолики». Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде – 10. На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток:
Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда - победитель определяется по очкам.
Вопрос для определения первого хода: Дать понятие термину генетика. Вопросы
1. У женщины первая группа крови, а у мужчины вторая. Какие группы крови возможны у их детей?
2. Что такое моногибридное скрещивание?
3. У женщины первая группа крови, а у мужчины четвертая. Какие группы крови возможны у их детей?
4. Что такое анализирующее скрещивание?
5. Сформулируйте первый закон Менделя.
6. Что такое дигибридное скрещивание?
7. У женщины первая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?
8. Сформулируйте второй закон Менделя.
9. У женщины вторая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?
Игра «Биологический пасьянс». Каждой группе выдаётся конверт с названиями растений, которые необходимо разложить согласно схеме:
Растения
Мхи Водоросли Лишайники Папоротники Голосеменные Покрытосеменные
ягель | вишня | ламинария | сосна | риччия |
сфагнум | кипарис | тюльпан | томат | лилия |
кедр | лук | яблоко | ксантория | пихта |
ульва | улотрикс | соя | можжевельник | арахис |
туя | ель | подорожник | хламидомонада | щитовник |
хлорелла | горошек | кукушкин лен | бородач | порфира |
Игра «Биологический лабиринт».
Слуховые косточки располагаются в …
наружном ухе | | - внутреннем ухе
| | - среднем ухе
|
| | | | | |
1. В середине радужки находится зрачок. | нет | 2. За склерой находится сосудистая оболочка. | | 3. Снаружи глазное яблоко покрыто белочной оболочкой |
да | да | нет | да | нет | |
4.Наковальня располагается в наружном ухе. | нет | 5. За зрачком располагается хрусталик. | нет | 6. Рецепторы сетчатки- палочки и колбочки. |
нет | да | да | | да | |
7. В среднем ухе располагается костный лабиринт. | да | 8. Хрусталик поддерживается ресничным телом. | нет | 9. Наковальня – слуховая косточка. |
нет | | да | да | нет | |
10. обонятельные рецеп-торы располагаются в ротовой полости. | да | 11. Глазное яблоко располагается в глазнице. | да | 12. Роговица – самая сильная «линза» глаза. |
нет | нет | нет | да | нет | |
13. Анализатор состоит из трёх звеньев. | | 14. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужку. | да | 15. Анализатор состоит из 2 звеньев. |
да | нет | да | | нет | |
16. Слуховой анализатор состоит из 3 частей. | нет | 17. В ухе отсутствует барабанная перепонка. | нет | 18. Сетчатка состоит из 2 частей. |
да | нет | да | | да | |
19. Цвет радужки определяет цвет глаз. | да | 20. Зрение двумя глазами называется бинокулярным. | да | 21. Молоточек располагается в среднем ухе. |
нет | | нет | нет | да | |
Финиш | | Финиш | | Финиш |
Дидактическая игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности.
Приложение 1
Урок-КВН для 7-8-х классов «Занимательная зоология»
Цель: Развитие интереса к предмету, расширение кругозора.
Урок проводится в 4-й четверти после изучения темы «Класс Млекопитающие»
Каждая команда заранее готовит:название команды, эмблему и девиз ; три вопроса для
команды соперников;
Оформление: выставка лучших рисунков о животных,поделки из природных
материалов,плакаты на тему « За бережное отношение к природе».Два ведущих.
Учитель
Добрый день,дорогие друзья! Клуб Веселых и Находчивых
приветствует вас!
Сегодня соревнуются в находчивости и показывают свои знания
команды 7-х и 8-х классов.
Наше компетентное жюри ( представляет членов жюри )
Конкурс№1. Разминка-биологическая зарядка (Все участники команд отвечают по
очереди. При правильном ответе команда получает 1 очко)
Назовите отряды, к которым принадлежат следующие виды млекопи-
тающих.
1.Собака домашняя.(Хищные)
2.Утконос.(Яйцекладущие)
3.Коала.(Сумчатые)
4.Рыжая вечерница (Рукокрылые)
5.Крапчатый суслик(Грызуны)
6.Бурый медведь (Хищные )
7.Обыкновенная ночница(Рукокрылые )
8.Ушастый еж(Насекомоядные )
9.Обыкновенный бегемот ( Парнокопытные )
10.Дельфин -белобочка ( Китообразные )
. Конкурс№2 « Литературная страница «. Вспомните книги,фильмы,где
упоминается о животных.
Кого по очереди везли на себе домой паук, жужелица, кузнечик,
водомерка,хрущ? ( Муравья-В. Бианки « Как муравьишка домой
спешил.»)
От кого спас утят храбрый утенок Алеша?(От стрекозы -Б.Житков)
Кто дружит с мухами,не обижает козявок, ест травку и сам
зеленый? (Кузнечик-Н. Носов )
К кому обращались со словами:»...красавица, кушайте варенье,
или вам не нравится наше угощенье ?)
В кого превращался князь в «Сказке о царе Салтане « А.Пушкина:
Тут он в точку уменьшился, ...оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль-и в щель забился.( В комара )
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В...князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль-и в щель залез. ( В муху )
Тут он очень уменьшился,
...князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму-и в щель забился.( В шмеля)
Конкурс№3.Какие слова здесь зашифрованы?(показывает на плакате слова и пред-
лагает переставить в них буквы таким образом,чтобы получилось
название рыб и земноводных.) Какие это рыбы?
-Тапвол.( Плотва.)
-Знаас.(Сазан.)
-Егмас.(семга.)
-Торес.(Осетр.)
_Алгбеу.(Белуга.)
-Секрат.(Треска.)
-Бовал.(Вобла.)
-Млина.(Налим.)
Какие это земноводные?
-Яшаглук.(Лягушка)
-Ранасадмал.(Саламандра.)
-Жаряклен. (Жерлянка .
-Вашкак.(Квакша.)
Конкурс №4. Объявляю конкурс капитанов!»Дальше,дальше...».Кто знает,тот отвечает,
если не знает,говорит «дальше».
-
-Какой породы был Белый Бим Черное Ухо? (Шотл. Сеттер ).
-Какой породы была собака Белый клык из рассказа Д.Лондона?
(помесь волка и собаки )
-Сколько крыльев у жука ?( четыре) .
-Каких пауков называют бродячими? ( Тех,которые не плетут ловчих се-
тей).
-Какой паук строит дом под водой? (Паук-серебрянка.)
-Можно ли кита назвать рыбой?(Нет,кит-млекопитающее.)
-Откуда плывет утка ?(От берега .)
-Где ночуют зимой куропатки? (В снегу )
-олЧто птицам страшнее зимой-холод или год ?(Голод.)
-Дышит ли цыпленок в яйце ? (да. )
-Название какой птицы соответствует фамилии великого русского писа-
теля? ( Утка гоголь.)
-Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет ).
-Кто такой мул ?(Гибрид кобылицы и осла.)
2-й ведущий. КВН окончен . Жюри подводит итоги и награждает победителей. Литература
Биология:7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/
/В.М.Константинов-М.:Вентана_Граф,2010/
Журнал « Первое Сентября», Биология -№ 39,2004
КВН для 7-8-х классов «Занимательная зоология»
Цель: Развитие интереса к предмету, расширение кругозора.
Урок проводится в 4-й четверти после изучения темы «Класс Млекопитающие»
Каждая команда заранее готовит:название команды, эмблему и девиз ; три вопроса для
команды соперников;
Оформление: выставка лучших рисунков о животных,поделки из природных
материалов,плакаты на тему « За бережное отношение к природе».Два ведущих.
Учитель
Добрый день,дорогие друзья! Клуб Веселых и Находчивых
приветствует вас!
Сегодня соревнуются в находчивости и показывают свои знания
команды 7-х и 8-х классов.
Наше компетентное жюри ( представляет членов жюри )
Конкурс№1. Разминка-биологическая зарядка (Все участники команд отвечают по
очереди. При правильном ответе команда получает 1 очко)
Назовите отряды, к которым принадлежат следующие виды млекопи-
тающих.
1.Собака домашняя.(Хищные)
2.Утконос.(Яйцекладущие)
3.Коала.(Сумчатые)
4.Рыжая вечерница (Рукокрылые)
5.Крапчатый суслик(Грызуны)
6.Бурый медведь (Хищные )
7.Обыкновенная ночница(Рукокрылые )
8.Ушастый еж(Насекомоядные )
9.Обыкновенный бегемот ( Парнокопытные )
10.Дельфин -белобочка ( Китообразные )
. Конкурс№2 « Литературная страница «. Вспомните книги,фильмы,где
упоминается о животных.
Кого по очереди везли на себе домой паук, жужелица, кузнечик,
водомерка,хрущ? ( Муравья-В. Бианки « Как муравьишка домой
спешил.»)
От кого спас утят храбрый утенок Алеша?(От стрекозы -Б.Житков)
Кто дружит с мухами,не обижает козявок, ест травку и сам
зеленый? (Кузнечик-Н. Носов )
К кому обращались со словами:»...красавица, кушайте варенье,
или вам не нравится наше угощенье ?)
В кого превращался князь в «Сказке о царе Салтане « А.Пушкина:
Тут он в точку уменьшился, ...оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль-и в щель забился.( В комара )
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В...князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль-и в щель залез. ( В муху )
Тут он очень уменьшился,
...князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму-и в щель забился.( В шмеля)
Конкурс№3.Какие слова здесь зашифрованы?(показывает на плакате слова и пред-
лагает переставить в них буквы таким образом,чтобы получилось
название рыб и земноводных.) Какие это рыбы?
-Тапвол.( Плотва.)
-Знаас.(Сазан.)
-Егмас.(семга.)
-Торес.(Осетр.)
_Алгбеу.(Белуга.)
-Секрат.(Треска.)
-Бовал.(Вобла.)
-Млина.(Налим.)
Какие это земноводные?
-Яшаглук.(Лягушка)
-Ранасадмал.(Саламандра.)
-Жаряклен. (Жерлянка .
-Вашкак.(Квакша.)
Конкурс №4. Объявляю конкурс капитанов!»Дальше,дальше...».Кто знает,тот отвечает,
если не знает,говорит «дальше».
-
-Какой породы был Белый Бим Черное Ухо? (Шотл. Сеттер ).
-Какой породы была собака Белый клык из рассказа Д.Лондона?
(помесь волка и собаки )
-Сколько крыльев у жука ?( четыре) .
-Каких пауков называют бродячими? ( Тех,которые не плетут ловчих се-
тей).
-Какой паук строит дом под водой? (Паук-серебрянка.)
-Можно ли кита назвать рыбой?(Нет,кит-млекопитающее.)
-Откуда плывет утка ?(От берега .)
-Где ночуют зимой куропатки? (В снегу )
-олЧто птицам страшнее зимой-холод или год ?(Голод.)
-Дышит ли цыпленок в яйце ? (да. )
-Название какой птицы соответствует фамилии великого русского писа-
теля? ( Утка гоголь.)
-Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет ).
-Кто такой мул ?(Гибрид кобылицы и осла.)
2-й ведущий. КВН окончен . Жюри подводит итоги и награждает победителей. Литература
Биология:7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/
/В.М.Константинов-М.:Вентана_Граф,2010/
Журнал « Первое Сентября», Биология -№ 39,2004