СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыт вопрос о применении дидактических игр на уроках биологии и во внеклассной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках биологии»

Дидактические игры на уроках биологии.

Чучалина К.В.-учитель биологии ОГАОУ «Центр образования»Ступени»

Дидактическую игру,как метод обучения,использую с традиционными

методами и приемами.


Использование этого метода актуально, так как он позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим,интерес к предмету. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большую информационную загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности:коммуникативность,компетентность.

Опыт работы позволяет мне сделать вывод, что дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса. Ученик овладевает

не только системой знаний,но и осваивает универсальные способы действий и с

их помощью сможет сам добывать информацию о мире,»научиться учиться». В своей работе я применяю следующие виды дидактических игр и игровых упражнений.

Ирга «Шифрограммы». Необходимо определить доминантный или рецессивный ген, указанный в первой колонке, а затем по цепочке собрать выражение. Эту игру можно применять для зашифровки темы урока.

Гены

Рецессивные

Доминантные

a

мо

ма

D

ши

но

f

гиб

на

b

рид

пе

A

нет

ное

e

скре

та

k

щи

нар

H

ко

ва

l

ние

лог



Игра «Крестики - нолики». Создаются две команды – “Крестики” и “Нолики”. Количество человек в команде – 10. На доску вешают игровое поле “Крестики-нолики”, на котором 9 игровых клеток:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Команда (например, “крестики”) выбирает игровое поле. Ведущий задает вопрос. Если команда, отвечавшая на вопрос, дает правильный ответ, на игровом поле появляется знак их команды. Если нет – команды соперников. Игра заканчивается, если одна из команд закрывает линию на игровом поле как при игре “Крестики-нолики”. Если линии не получается, команда - победитель определяется по очкам.

Вопрос для определения первого хода: Дать понятие термину генетика. Вопросы

1. У женщины первая группа крови, а у мужчины вторая. Какие группы крови возможны у их детей?

2. Что такое моногибридное скрещивание?

3. У женщины первая группа крови, а у мужчины четвертая. Какие группы крови возможны у их детей?

4. Что такое анализирующее скрещивание?

5. Сформулируйте первый закон Менделя.

6. Что такое дигибридное скрещивание?

7. У женщины первая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?

8. Сформулируйте второй закон Менделя.

9. У женщины вторая группа крови, а у мужчины третья. Какие группы крови возможны у их детей?

Игра «Биологический пасьянс». Каждой группе выдаётся конверт с названиями растений, которые необходимо разложить согласно схеме:

Растения


Мхи Водоросли Лишайники Папоротники Голосеменные Покрытосеменные


ягель

вишня

ламинария

сосна

риччия

сфагнум

кипарис

тюльпан

томат

лилия

кедр

лук

яблоко

ксантория

пихта

ульва

улотрикс

соя

можжевельник

арахис

туя

ель

подорожник

хламидомонада

щитовник

хлорелла

горошек

кукушкин

лен

бородач

порфира






Игра «Биологический лабиринт».

Слуховые косточки располагаются в …

наружном ухе


  1. внутреннем ухе


  1. среднем ухе







1. В середине радужки находится зрачок.

нет

2. За склерой находится сосудистая оболочка.


3. Снаружи глазное яблоко покрыто белочной оболочкой


да

да


нет

да


нет


4.Наковальня располагается в наружном ухе.

нет

5. За зрачком располагается хрусталик.

нет

6. Рецепторы сетчатки- палочки и колбочки.


нет

да


да



да


7. В среднем ухе располагается костный лабиринт.

да

8. Хрусталик поддерживается ресничным телом.

нет

9. Наковальня – слуховая косточка.


нет



да

да


нет


10. обонятельные рецеп-торы располагаются в ротовой полости.

да

11. Глазное яблоко располагается в глазнице.

да

12. Роговица – самая сильная «линза» глаза.


нет

нет


нет

да


нет


13. Анализатор состоит из трёх звеньев.


14. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужку.

да

15. Анализатор состоит из 2 звеньев.


да

нет


да



нет


16. Слуховой анализатор состоит из 3 частей.


нет

17. В ухе отсутствует барабанная перепонка.


нет

18. Сетчатка состоит из 2 частей.


да

нет


да



да


19. Цвет радужки определяет цвет глаз.

да

20. Зрение двумя глазами называется бинокулярным.

да

21. Молоточек располагается в среднем ухе.


нет



нет

нет



да


Финиш


Финиш


Финиш


Дидактическая игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности.








Приложение 1



Урок-КВН для 7-8-х классов «Занимательная зоология»

Цель: Развитие интереса к предмету, расширение кругозора.


Урок проводится в 4-й четверти после изучения темы «Класс Млекопитающие»

Каждая команда заранее готовит:название команды, эмблему и девиз ; три вопроса для

команды соперников;

Оформление: выставка лучших рисунков о животных,поделки из природных

материалов,плакаты на тему « За бережное отношение к природе».Два ведущих.


Учитель

Добрый день,дорогие друзья! Клуб Веселых и Находчивых

приветствует вас!

Сегодня соревнуются в находчивости и показывают свои знания

команды 7-х и 8-х классов.

Наше компетентное жюри ( представляет членов жюри )

Конкурс№1. Разминка-биологическая зарядка (Все участники команд отвечают по

очереди. При правильном ответе команда получает 1 очко)

Назовите отряды, к которым принадлежат следующие виды млекопи-

тающих.

1.Собака домашняя.(Хищные)

2.Утконос.(Яйцекладущие)

3.Коала.(Сумчатые)

4.Рыжая вечерница (Рукокрылые)

5.Крапчатый суслик(Грызуны)

6.Бурый медведь (Хищные )

7.Обыкновенная ночница(Рукокрылые )

8.Ушастый еж(Насекомоядные )

9.Обыкновенный бегемот ( Парнокопытные )

10.Дельфин -белобочка ( Китообразные )

. Конкурс№2 « Литературная страница «. Вспомните книги,фильмы,где

упоминается о животных.

              1. Кого по очереди везли на себе домой паук, жужелица, кузнечик,

водомерка,хрущ? ( Муравья-В. Бианки « Как муравьишка домой

спешил.»)

              1. От кого спас утят храбрый утенок Алеша?(От стрекозы -Б.Житков)

              2. Кто дружит с мухами,не обижает козявок, ест травку и сам

зеленый? (Кузнечик-Н. Носов )

              1. К кому обращались со словами:»...красавица, кушайте варенье,

или вам не нравится наше угощенье ?)

              1. В кого превращался князь в «Сказке о царе Салтане « А.Пушкина:

Тут он в точку уменьшился, ...оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль-и в щель забился.( В комара )

              1. Вот опять она его

Вмиг обрызгала всего:

В...князь оборотился,

              1. Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль-и в щель залез. ( В муху )

              1. Тут он очень уменьшился,

...князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму-и в щель забился.( В шмеля)

Конкурс№3.Какие слова здесь зашифрованы?(показывает на плакате слова и пред-

лагает переставить в них буквы таким образом,чтобы получилось

название рыб и земноводных.) Какие это рыбы?

-Тапвол.( Плотва.)

-Знаас.(Сазан.)

-Егмас.(семга.)

-Торес.(Осетр.)

_Алгбеу.(Белуга.)

-Секрат.(Треска.)

-Бовал.(Вобла.)

-Млина.(Налим.)


Какие это земноводные?

-Яшаглук.(Лягушка)

-Ранасадмал.(Саламандра.)

-Жаряклен. (Жерлянка .

-Вашкак.(Квакша.)

Конкурс №4. Объявляю конкурс капитанов!»Дальше,дальше...».Кто знает,тот отвечает,

если не знает,говорит «дальше».

-

-Какой породы был Белый Бим Черное Ухо? (Шотл. Сеттер ).

-Какой породы была собака Белый клык из рассказа Д.Лондона?

(помесь волка и собаки )

-Сколько крыльев у жука ?( четыре) .

-Каких пауков называют бродячими? ( Тех,которые не плетут ловчих се-

тей).

-Какой паук строит дом под водой? (Паук-серебрянка.)

-Можно ли кита назвать рыбой?(Нет,кит-млекопитающее.)

-Откуда плывет утка ?(От берега .)

-Где ночуют зимой куропатки? (В снегу )

-олЧто птицам страшнее зимой-холод или год ?(Голод.)

-Дышит ли цыпленок в яйце ? (да. )

-Название какой птицы соответствует фамилии великого русского писа-

теля? ( Утка гоголь.)

-Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет ).

-Кто такой мул ?(Гибрид кобылицы и осла.)

2-й ведущий. КВН окончен . Жюри подводит итоги и награждает победителей. Литература

      1. Биология:7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/

/В.М.Константинов-М.:Вентана_Граф,2010/

      1. Журнал « Первое Сентября», Биология -№ 39,2004



КВН для 7-8-х классов «Занимательная зоология»

Цель: Развитие интереса к предмету, расширение кругозора.


Урок проводится в 4-й четверти после изучения темы «Класс Млекопитающие»

Каждая команда заранее готовит:название команды, эмблему и девиз ; три вопроса для

команды соперников;

Оформление: выставка лучших рисунков о животных,поделки из природных

материалов,плакаты на тему « За бережное отношение к природе».Два ведущих.


Учитель

Добрый день,дорогие друзья! Клуб Веселых и Находчивых

приветствует вас!

Сегодня соревнуются в находчивости и показывают свои знания

команды 7-х и 8-х классов.

Наше компетентное жюри ( представляет членов жюри )

Конкурс№1. Разминка-биологическая зарядка (Все участники команд отвечают по

очереди. При правильном ответе команда получает 1 очко)

Назовите отряды, к которым принадлежат следующие виды млекопи-

тающих.

1.Собака домашняя.(Хищные)

2.Утконос.(Яйцекладущие)

3.Коала.(Сумчатые)

4.Рыжая вечерница (Рукокрылые)

5.Крапчатый суслик(Грызуны)

6.Бурый медведь (Хищные )

7.Обыкновенная ночница(Рукокрылые )

8.Ушастый еж(Насекомоядные )

9.Обыкновенный бегемот ( Парнокопытные )

10.Дельфин -белобочка ( Китообразные )

. Конкурс№2 « Литературная страница «. Вспомните книги,фильмы,где

упоминается о животных.

              1. Кого по очереди везли на себе домой паук, жужелица, кузнечик,

водомерка,хрущ? ( Муравья-В. Бианки « Как муравьишка домой

спешил.»)

              1. От кого спас утят храбрый утенок Алеша?(От стрекозы -Б.Житков)

              2. Кто дружит с мухами,не обижает козявок, ест травку и сам

зеленый? (Кузнечик-Н. Носов )

              1. К кому обращались со словами:»...красавица, кушайте варенье,

или вам не нравится наше угощенье ?)

              1. В кого превращался князь в «Сказке о царе Салтане « А.Пушкина:

Тут он в точку уменьшился, ...оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль-и в щель забился.( В комара )

              1. Вот опять она его

Вмиг обрызгала всего:

В...князь оборотился,

              1. Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль-и в щель залез. ( В муху )

              1. Тут он очень уменьшился,

...князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму-и в щель забился.( В шмеля)

Конкурс№3.Какие слова здесь зашифрованы?(показывает на плакате слова и пред-

лагает переставить в них буквы таким образом,чтобы получилось

название рыб и земноводных.) Какие это рыбы?

-Тапвол.( Плотва.)

-Знаас.(Сазан.)

-Егмас.(семга.)

-Торес.(Осетр.)

_Алгбеу.(Белуга.)

-Секрат.(Треска.)

-Бовал.(Вобла.)

-Млина.(Налим.)


Какие это земноводные?

-Яшаглук.(Лягушка)

-Ранасадмал.(Саламандра.)

-Жаряклен. (Жерлянка .

-Вашкак.(Квакша.)

Конкурс №4. Объявляю конкурс капитанов!»Дальше,дальше...».Кто знает,тот отвечает,

если не знает,говорит «дальше».

-

-Какой породы был Белый Бим Черное Ухо? (Шотл. Сеттер ).

-Какой породы была собака Белый клык из рассказа Д.Лондона?

(помесь волка и собаки )

-Сколько крыльев у жука ?( четыре) .

-Каких пауков называют бродячими? ( Тех,которые не плетут ловчих се-

тей).

-Какой паук строит дом под водой? (Паук-серебрянка.)

-Можно ли кита назвать рыбой?(Нет,кит-млекопитающее.)

-Откуда плывет утка ?(От берега .)

-Где ночуют зимой куропатки? (В снегу )

-олЧто птицам страшнее зимой-холод или год ?(Голод.)

-Дышит ли цыпленок в яйце ? (да. )

-Название какой птицы соответствует фамилии великого русского писа-

теля? ( Утка гоголь.)

-Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет ).

-Кто такой мул ?(Гибрид кобылицы и осла.)

2-й ведущий. КВН окончен . Жюри подводит итоги и награждает победителей. Литература

      1. Биология:7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/

/В.М.Константинов-М.:Вентана_Граф,2010/

      1. Журнал « Первое Сентября», Биология -№ 39,2004


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!