СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение дидактических игр на уроке математики

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №8 Гулькевичский район







Проект


на тему: «Дидактические игры на уроках математики»





Выполнила: Персидская Анастасия Эдуардовна

учитель математики,


МБОУ СОШ №8












г. Гулькевичи


2023

Содержание

Введение. 3

  1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе изучения математике 5

    1. Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес» 5

    2. Дидактическая игра и её роль в развитии познавательного интереса 8

    3. Методические особенности использования дидактической игры на уроках математики 13

  2. Практическое применение дидактических игр на уроках математики 15

в 5-6 классах

    1. Спортивно-математическое соревнование «Гимнастика ума и тела» 15

    2. Игра «Математика. Судный день» 20

    3. Игра-диспут «Математика и твоя будущая профессия» 23

    4. Игра «Математическое лото» 24

    5. Игра «Кто хочет стать отличником?» 25

Заключение 29

Список использованных источников 30

Введение


Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Следует позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Многие учителя в своей практике сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Для привития глубокого интереса и познавательной активности учащихся необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему развивающей, образовательной и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра - творчество, игра - труд. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

Создание игровых ситуаций на уроках математики позволяет свести до минимума утомляемость и напряженность ребенка, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, в течение всего урока поддерживает его внимание, способствует быстрому выполнению заданий, развивает и повышает интерес к предмету, позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень знаний отстающих, развивает чувство соревнования, взаимопомощь.

Использование на уроке дидактических игр означает одновременно реализацию дифференцированного подхода и актуализацию познавательной деятельности.

Игровые технологии способствуют достижению следующих целей:


  • активизации мыслительной деятельности, развитию познавательных способностей; развитию логического мышления;

  • углублению знаний по математике;

  • восприятию межпредметных связей;

  • привитию математической культуры;

  • сплочению коллектива, формированию деловых взаимоотношений;

  • развитию индивидуальности и коммуникативных способностей.


В данной работе я хочу поделиться играми, которые разработала для своих учеников. Все игры были внедрены в процесс обучения и показали положительные результаты.

      1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе изучения математике


        1. Психолого-педагогическое обоснование понятия

«познавательный интерес»


Познавательный интерес - важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности. Настоящая статья посвящена обзору и обоснованию понятия-познавательного интереса.

Интерес – сложное понятие. В переводе с латинского языка слово

«интерес» означает «имеет значение, важно». Филологи трактуют следующее определение: «Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять». Психологи дают такое определение: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней». Следовательно, какими бы не были трактовки данного понятия, можно сделать вывод, что значение «интереса» - глобально. Интерес побуждает учеников к активной работе, которая помогает преодолевать трудности и препятствия.

Познавательный интерес - более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении учеников к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Познавательный интерес - интегральное образование личности. Интерес имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные

психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные - так и

объективные, и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными сторонами. В педагогической практике познавательный интерес часто рассматривают только как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, который позволяет ему сделать учебный процесс привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы). Важно отметить:

  1. Познавательный интерес раньше других познается школьником;

  2. Познавательный интерес, по сравнению с остальными мотивами, более точно выражает мотивацию учения;

  3. Познавательный интерес более доступен для наблюдений. Его проще обнаружить, распознать;

  4. Познавательный интерес является звеном в процессе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, самоутверждения. При развитии познавательного

интереса это необходимо учитывать, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию благотворно влияет на другие мотивы.

Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли многие исследователи.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяют уровни развития познавательного интереса: 1 – низкий уровень, 2 – средний и 3 – высокий уровень. Следовательно, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий. Их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Рассмотрим наиболее эффективный путь развития познавательно интереса к математике посредством задач. Выделим условия, которые необходимо соблюдать учителю при развитии интереса:

    • Владение понятием познавательной интерес;

    • Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

    • Содержание задачи (задачи должны иметь интересное содержание);

    • Трудность задачи (следует учитывать, что при более высокой трудности задачи интерес к решению снижается);

    • Свойство локальной устойчивости задачи (интерес к какой-либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам).

Сформулированные условия являются необходимыми: если соблюдать их, то возможно эффективное развитие познавательного интереса к математике. Сформулированные условия достаточны: развитие познавательного интереса к математике достигается соблюдением уже перечисленных условий.

Таким образом, развитие познавательных процессов школьников основывается на создании интереса к предмету. Умелое применение учителем знаний по психологии, педагогике и по предмету в целом, дают гарантию результативности образовательного процесса.


        1. Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса


Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет настроена учебная работа. Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики.

Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий развивающей, образовательной и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры и игровой формы занятий, хотя, следует заметить, что это деление условное.

Принято различать два тира игр:

  • Игры с фиксированными правилами (примером таких игр является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, также в первый тип игр относятся развивающие, музыкальные, игры-забавы);

  • Игры со скрытыми правилами (к данному типу относятся сюжетно-

ролевые игры, в которых правила существуют неявно).

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других

  • иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

    • Игры по сенсорному воспитанию;

    • Словесные игры;

    • Игры по ознакомлению с природой;

    • По формированию математических представлений и др. Также игры соотносятся с материалом:

      • Игры с дидактическими игрушками;

      • Настольно-печатные игры;

      • Словесные игры;

      • Псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

    • Игры-путешествия;

    • Игры-поручения;

    • Игры-предположения;

    • Игры-загадки;

    • Игры-беседы.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

  1. Актуальность дидактического материала помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

  2. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решить задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку;

  3. Соревновательность создает у учащегося и группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформировать рекомендации к дидактическим играм, проводимым на уроках:

    • Каждая игра должна содержать элемент новизны;

    • Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру;

    • Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

    • Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других

методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.

    • Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается оптимальным с точки зрения дисциплины, если школьники внимательные, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки или разрешения учителя.

Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправить замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это связано с тем, что хаотичное общение, подсказки, списывание приносят огромный вред.

Если же общение учеников сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно как упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику, проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем. Что же касается усложнения работы учителя, то оно связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп (команд) и их руководителей.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными методами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих учеников, применяя различные приемы.


        1. Методические особенности использования дидактической игры на уроках математики


Важнейшие задачи образования реализуются в процессе обучения всем предметам, но каждый из них имеет свою специфику. Предметные знания и умения, приобретенные при изучении математики, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин. Увеличение интеллектуальной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, на сколько умело будет построена учебная работа. При этом, на уроках каждый ученик должен работать активно и увлеченно.

Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ученика, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой школьники

легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

  2. Игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков;

  3. Игры, включающие элементы поиска и творчества. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

По функциям дидактические игры делятся на:

  1. обучающие;

  2. контролирующие;

  3. обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

По числу участников дидактические игры могут быть: коллективные, групповые и индивидуальные.

Дидактические игры могут использоваться на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.

  1. Практическое применение дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах
    1. Спортивно-математическое соревнование «Гимнастика ума и тела»


Цели и задачи


Цель соревнования: формирование положительной мотивации к учебной деятельности (урокам математики и физической культуры) и укрепление физического здоровья.

Задачи соревнования:
  • Отрабатывать умение решать примеры на все арифметические действия, сравнивать числа в пределах 100000, записывать арабские цифры римскими, знать соотношение мер длины, массы, стоимости и времени, рисовать геометрические фигуры, отгадывать загадки;

  • Развивать зрительную память, логическое мышление, ловкость, быстроту и координацию движений, снимать психологическое переутомление, стресс;

  • Воспитать чувство дружбы, взаимопомощи и гордости.

Планируемый результат:

Предметный:

    • Использовать свойства распределительного закона;

    • Решать выражения со степенями;

    • Находить соответствие между арабскими и римскими числами. Личностный:

Оценивать свою деятельность (успех, неудача, ошибки умения сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Знать, с помощью какого закона быстрее вычислить то или иное

выражение;

  • Найти ответ на загадку с помощью знаний математики, физкультуры и литературы, т.к. загадки на знание математики и спортивных определений, написанных в стихотворной форме, что гораздо упрощает решение.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

  • Аргументировать свои мнение и позицию. Регулятивные УУД:

  • Уметь оформлять и формулировать цель с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий;

  • Работать по коллективно-составному плану;

  • Оценивать правильность выполнения действия.

Подготовка к соревнованию
  1. Разделить класс на две команды. Первая команда – «плюс», вторая

– «минус».

  1. Выбрать капитана в каждой из команд.

  2. Записать девизы команд, которые к соревнованиям школьникам необходимо выучить.

Девиз команды «плюс» - «Математика в порядок ум приводит!

Будь спортсменом – никто не догонит!» Девиз команды «Минус» - «Век живи, век учись!

За спорт и математику держись!»

  1. Таблица 1.


Команда «Плюс» готовит красные

Команда «Минус» готовит синие

кружочки с плюсом.

кружочки с минусом.






Продолжение таблицы 1


  1. Форма команды «Плюс» - черные майки. Форма команды «Минус» - белые майки.

Ход мероприятия

Перед соревнованиями необходимо провести разминку.

Далее ученики делятся на две команды и строятся в колонну по одному. Сценарий:

Ведущий: «Добрый день, дорогие ребята!

Наше соревнование «Гимнастика ума и тела!» объявляю открытым.

Оно посвящено спорту, математике!

Математика и спорт Приглашает всех вас в путь … Смекалку, силу и ловкость Взять с собою не забудь!»


Сегодня у нас встречаются две команды:

команда «Плюс» - капитан

Девиз команды «Плюс» - «Математика в порядок ум приводит!

Будь спортсменом – никто не догонит!» команда «Минус» - капитан

Девиз команды «Минус» - «Век живи, век учись!

За спорт и математику держись!»

Конкурс №1 «Эстафета»

Командная эстафета на скорость.

Команды выстраиваются в колонну по одному за своей стартовой линией. Направляющий с эстафетной палочкой. По сигналу направляющие каждой из команд бегут на противоположную сторону площадки, обегают стойку и возвращаются назад, передают эстафетную палочку следующему участнику и т.д. Когда последний добегает, команда вскрывает конверт и решает пример, в котором они должны увидеть формулу распределительного закона.

Конкурс №2 «Собери самую длинную»

Каждая команда должна за определённый промежуток времени собрать цепь из скрепок: у кого длиннее - тот победил.

Конкурс №3 «Римские и арабские числа»

Соответствие римских чисел и арабских. Нужно напротив римских чисел разложить арабские соответственно. Выигрывает та команда, которая выполнит это задание правильно и быстрее.

Конкурс №4 «Скакалка»

Каждый участник первой и второй команды должен проскакать на скакалке до противоположной стены и обратно, передать скакалку следующему участнику и т.д. Выигрывает та команда, которая выполнит это задание быстрее.

Конкурс №5 «Загадки»

Таблица 2.


Команда «Плюс»

Команда «минус»


Как только утром я проснусь, Присяду, встану и нагнусь –


Болеть мне некогда, друзья, В футбол, хоккей играю я.

Все упражненья по порядку! Поможет вырасти …(зарядка)

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье…(спорт)

Маленький, удаленький Громко кричит, Судье помогает,

Устали не знает (свисток)

Кто сегодня победил, Больше всех голов забил? Каждый сразу же поймёт –

Для того ведётся … (счёт)


Конкурс №6 «Составь слово»

Каждый участник команды подбегает к столу, где лежит листок с примерами. Выбрав и решив один из примеров, возвращается с ответом обратно к своей команде (это действие выполняет каждый игрок). Когда все ответы получены, они должны разложить полученные числа в порядке возрастания. После чего листы переворачиваем (вместе с членами жюри) и смотрим получилось слово или нет. Выиграла та команда, которое правильно составила слово и ответила на вопросы ведущего, связанные с этим словом.

Таблица 3.




Команда «плюс»

Команда «минус»

Секретное слово

Отрезок

Плоскость

Вопросы

  1. Что мы называем отрезком?

  2. Как обозначается отрезок на плоскости?

  1. Приведите пример части плоскости.

  2. У плоскости есть начало, есть конец?


Ведущий: «Итак, ребята!

Вот закончилась игра Подвести итоги пора!»

Слово предоставляется жюри.

Оценочный лист

Таблица 4.


№п/п

Задания Команды

«Плюс»

«Минус»

1.

Приветствие



2.

Командная эстафета



3.

Собери самую длинную



4.

Римские и арабские числа



5.

Скакалка



6.

Загадки



7.

Составь слово




Итого:




За каждое задание команда получает 1 балл. Всего можно набрать 7 баллов. Побеждает та команда, которая смогла набрать наибольшее количество баллов. В качестве призов могут выступать шоколадные медали, шоколадки и т. д. Так же необходимо не забывать о утешительных призах для второй команды.




    1. Игра «Математика. Судный день»

Цель игры

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности и закрепление математических знаний по изученному материалу

Задачи игры
  • повторить материал 6 класса за I четверть (отношение чисел и величин, масштаб, деление числа в данном отношении, пропорции, прямаяи обратная пропорциональность, понятие о проценте, вероятность события, отрицательные целые числа, противоположные числа, сравнение, сложение и разность целых чисел);

  • закрепить знание определений по данным темам;

  • развить умение оценивать свои результаты в сфере изучения математики;

  • развить умение грамотно и четко оценить результаты своих одноклассников;

  • обучение ораторскому искусству;

  • поверхностное изучение юридического ремесла.

  • воспитывать чувство «локтя», дружбы, взаимопомощи и гордости. Планируемый результат:

Предметный:
    • знать определения и правила по изученным темам;

    • вычислять выражения с целыми числами;

    • решать задачи на проценты и на вероятность события; Личностный:

оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

Метапредметные:

Познавательные УУД:
    • знать понятия «подсудимый», «потерпевший», «адвокат»,

«прокурор», «судья»;

    • изучить данные профессии и смоделировать ситуацию суда.

Коммуникативные УУД:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия.

Подготовка к соревнованию
  • Необходимо разделить класс на группы. Всего нужно 3 команды. В

каждой команде нужно распределить роли: судья, адвокат, прокурор и потерпевшие.

  • Требуется подготовить яркий, красочный плакат «Подсудимая математика».

  • Каждая команда получает задание, где нужно подготовить сценарий суда, в котором:

    • Потерпевшие выбирают наиболее сложную, тяжело изучаемую для них тему, ранее изученную на уроке;

    • Прокурор умело, грамотно доносит до остальных сложность этой темы;

    • Адвокат, применяя свои методы и приемы, пытается еще раз объяснить потерпевшим данным материал;

    • Судья выносит вердикт (виновна ли математика или нет).

  • Необходимо подготовить таблички «судья», «адвокат», «прокурор» и

«потерпевшие».

Ход мероприятия

Сценарий необходимо подготовить заранее (выдать в качестве домашнего задания). Поэтому на уроке останется только «проиграть» судебное заседание. И подвести итоги. После игры все участники получают оценки за домашнее задание.


Рисунок 1 – Ход игры

    1. Игра – диспут «Математика и твоя будущая профессия»


Цель игры

Создать понимание в сознании учеников о необходимости изучения математики, для реализации своих будущих потребностей.

Задачи игры
  • Развить умение оценивать свои результаты в сфере изучения математики;

  • развить умение грамотно и четко формулировать свои мысли;

  • обучение ораторскому искусству;

  • поверхностное изучение писательских навыков.

  • воспитывать чувство ответственности, понимание важности будущей жизни.

Ход игры

Ученикам предлагается в качестве домашнего задания приготовить мини ЭССЕ по теме: «Математика и моя будущая профессия», где они должны рассказать, почему математика необходима в их будущей профессии. На уроке прослушиваются мини сообщения по данной теме ,и если вдруг ученик в своем ЭССЕ пришел к выводу, что математика ему не пригодится в будущей профессии, учитель обязан аргументировано его переубедить.



Рисунок 2 – Завершение игры

После выступления каждый ученик получает свою заслуженную оценку.

    1. Игра «Математическое лото»

Цель игры

Создать условия для обобщения знаний и умений умножать т делить натуральные числа.

Задачи игры
  • закрепить знание определений по данным темам;

  • развить умение оценивать свои результаты в сфере изучения математики;

  • развить умение грамотно и четко оценить свои результаты.

Ход игры

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7—8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Ниже приведены примеры карточек и большой карты.




Рисунок 3 – Пример карточек с вычислениями

Таблица 5.

Пример ответов

22 385

780

205

630

5

8928


Ниже представлена пример картины, которую должны получить школьники при правильном решении всех примеров

Рисунок 3 – Пример картины

    1. Игра «Кто хочет стать отличником?»

Цель игры

Развить желание у школьников учиться успешнее.

Задачи игры
  • закрепить знание определений по данным темам;

  • развить умение оценивать свои результаты в сфере изучения математики;

  • развить умение грамотно и четко оценить свои результаты.

Порядок игры:

Первоначально идет отбор игроков среди присутствующих.

Условия игры:

  • 15 вопросов

  • 4 подсказки:

  • помощь друга;

  • помощь компьютера;

  • помощь двух мудрецов.

Учитель читает вопросы и варианты ответов по вопроснику, а игрок имеет возможность видеть эти вопросы и варианты ответов на экране.

Если игрок ошибся, то он выбывает из игры, заработав или не заработав пятерки, а оставшиеся вопросы можно задавать зрителям. За каждый правильный ответ можно давать жетоны. Кто наберет больше жетонов, тот участвует в следующей игре.

После ответа на 5-й вопрос игрок получает первую пятерку (несгораемую). После ответа на 10-й вопрос получает вторую пятерку (несгораемую).

После ответа на 15-й вопрос получает третью пятерку и звание отличника. Ниже представлены 2 варианта вопросов для игры.

Вариант 1.
  1. Как называется учебное время между каникулами? А. Тайм; В. Четверть; С. Семестр; Д. Период.

  2. Сколько длится большая перемена?

А. 15 минут; В. 20 минут; С. 10 минут; Д. 25 минут.

  1. Сколько часов в сутках?

А. 25 часов; В. 23 часа; С. 26 часов; Д. 24 часа.

  1. Сколько дней в феврале? А. 28; В.30; С. 31; Д. 33.

  2. Как называется 11-й месяц?

А. Декабрь; В. Ноябрь; С. Октябрь; Д. Январь.

  1. В 1 т:

А. 100 кг; В. 1000 кг; С. 10 кг; Д. 10 000 кг.

  1. Сумма – это результат:

А. Умножения чисел; В. Деления чисел; С. Сложения чисел; Д. Вычитания чисел.

8. 524 – это:

А. 5 сотен 2 единицы 4 десятка; В. 5 сотен 2 десятка 4 единицы;

С. 5 десятков 2 сотни 4 единицы; Д. 5 единиц 2 сотни 4 десятка.

  1. Сколько будет 256х0?

А. 256; В. 2560; С. 0; Д. 2056.

  1. У квадрата:

А. Все стороны разные; В. Противоположные стороны равны; С. Все стороны равны; Д. Три стороны равны.

  1. Сколько будет 7х8? А. 72; В. 63; С. 64; Д. 56.

  2. На сколько 20 больше 4?

А. на 24; В. На 16; С. На 5; Д. на 80.

  1. У равностороннего треугольника:

А. Все стороны равны; В. Все стороны разные; С. Есть прямой угол; Д. Все стороны равны.

  1. В прямоугольном треугольнике:

А. Все углы прямые; В. Два угла прямые; С. Один угол прямой; Д. Все стороны равны.

  1. Произведением каких чисел можно представить число 42? А. 6и6; В. 4и10; С. 7и 6; Д. 7и 7.

Вариант 2.
  1. Как называется промежуток времени между четвертями? А. Перемена; В. Отпуск; С. Пересменка; Д. Каникулы.

  2. Сколько минут идет урок?

А. 45 минут; В. 50 минут; С. 40 минут; Д. 35 минут.

  1. Сколько дней в неделе?

А. 6 дней; В. 8 дней; С.5 дней; Д. 7 дней.

  1. Сколько лет в веке?

А. 10; В.100; С. 200; Д. 1 000.

  1. Как называется 4-й месяц?

А. Май; В. Апрель; С. Июнь; Д. Март.

  1. В 1цт:

А. 10 кг; В. 1000 кг; С. 100 кг; Д. 10 000 кг.

  1. Разность – это результат:

А. Умножения чисел; В. Деления чисел; С. Сложения чисел; Д. Вычитания чисел.

8. 732 – это:

А. 7 сотен 3 единицы 2 десятка; В. 7 сотен 3 десятка 2 единицы;

С. 7 десятков 3 сотни 2 единицы; Д. 7 единиц 3 сотни 2 десятка.

  1. Сколько будет 24х1?

А. 241; В. 24; С.23; Д. 124.

  1. Луч – это часть прямой, ограниченная:

А. С двух сторон; В. С одной стороны; С. С трех сторон; Д. С четырех сторон.

  1. Сколько будет 7х9? А. 64; В. 56; С. 63; Д. 72.

  2. Во сколько раз 20 больше 4?

А. в 16 раз; В. В 5 раз; С. В 24 раза; Д. в 80 раз.

  1. В остроугольном треугольнике:

А. Два угла острые; В. Один угол прямой; С. Есть тупой угол; Д. Все углы острые.

  1. . В треугольнике могут быть:

А. Два тупых угла; В. Четыре тупых угла; С. Три тупых угла; Д. Один тупой

угол.



  1. Суммой каких чисел можно представить число 35? А. 10 и 15; В. 24 и 5; С. 15 и 20; Д. 14 и 7.

Заключение

В данной работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Список используемых источников
    1. Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.

    2. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.-

№6.- 87с.

    1. Коконов, А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. – М.: Издательский дом «Генжер», 1998.- 80с.

    2. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2000.- 345с.

    3. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах

// Математика в школе. – 2003. -№2.- 32с.

    1. Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2001.-

№23.- 32с.

    1. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 156с.

    2. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!