СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроке математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроке математики»



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ



«Коллективный счет».



Описание: класс делится на две команды (по количеству ря­дов в классе).

На первые парты учитель кладет полоску бумаги с запи­санным на ней числом, например, 5. Дает задание - прибавить 3. По сигналу каждый ученик, сидящий за первым столом, быстро считает, записывает только ответ и передает полоску сидящему за ним. Последний в ряду, записав ответ, называет его, поднимает по­лоску. Побеждает ряд, который закончит счет раньше и не допус­тит ошибки.



Игра «Волшебный круг».



Цель: закрепить знания таблицы умножения и деления на 3.

Описание: до начала игры необходимо изготовить карточку, то есть вырезать из картона круг диаметром 8 см, обклеить его с двух сторон белой бумагой и разделить на 8 одинаковых секторов, оставив в середине круг диаметром 3 см. С одной стороны этого пособия записана таблица умножения на 3, а с другой - таблица деления на 3. Дети работают с такой карточкой в паре или само­стоятельно. По ней воспитатель может быстро проверить знания таблицы умножения у любого ученика.

Игра «Найди свое место».



Для игры надо подготовить два или три комплекта карточек разных цветов (в зависимости от числа играющих). Карточки с числами от 1 до 10 раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по одному и идут вслед за учителем, перестраиваясь на ходу в колонну по два, по четыре, расходятся в разные стороны, но, как только учитель

подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне класса, те, у кого таблички синие - на другой. Каждая группа играющих должна по­строиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает группа или команда, которая построится первой.



Игра «По порядку номеров».



Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу. У каждого игрока на шее повязана косынка. У веду­щего два комплекта карточек разных цветов с числами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки обоих ком­плектов и по одной прикалывает сзади на косынки играющих. Ни один из играющих не видит, какое число написано на его карточке. Узнать числа он может, лишь спросив об этом у своего соседа.

По сигналу ведущего игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку.

Команда, выполнившая задание быстрее другой и без оши­бок, выигрывает.



Игра «Назови число».



Играющие становятся в круг, учитель с мячом в руках -внутри круга. Он бросает мяч то одному, то другому участнику иг­ры, а те возвращают его обратно, бросая мяч учителю. Учитель на­зывает какое-либо число, например, 7. Играющий должен быстро назвать «соседние» числа - 6 и 8, причем сначала назвать меньшее, а потом большее число. Кто ошибается, тот выходит. Итак, остает­ся один игрок - победитель.



Игра «Слушай и считай».



У каждого из играющих набор карточек с числами от 1 до 10. В руке учителя - палочка, которой он ударяет по бубну или бара­бану определенное число раз. Все играющие должны про себя счи­тать количество ударов и поднять карточку с числом, соответст­вующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, сосчитав количество уда­ров, должны поднять карточку с числом, недостающим до десяти. (Например, если ударов было 3, надо поднять карточку с числом 7.)

Затем устанавливается другое условие игры: показать надо не то число, которое соответствует количеству ударов, а два со­седних - меньшее и большее. (Например, ударов было 5, а показать надо числа 4 и 6.)

Во время игры требуется соблюдение тишины.



Игра «Арифметическая физкультминутка».



Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются с первого по десятый номер. Каждый должен запомнить свой номер. Учитель называет тот или иной номер, а игроки соответственно встают. Ко­гда играющие это усвоят, учитель предлагает вставать не тем, чьи номера называли, а их соседям слева и справа. (Например, назван номер 6, а встают номера 5 и 7.)

После этого можно предложить участникам несложные при­меры на сложение и вычитание. Например, к трем прибавить шесть - встает тот, у кого номер 9. К двум прибавить восемь -встает номер 10.

Такие физкультминутки можно постоянно усложнять. Мож­но проводить эти упражнения с двумя командами одновременно, организуя соревнование на скорость и правильность выполнения задания.







Игра «Сложить и вычесть».



У учителя в руках картонный кружок. С одной стороны он красного цвета, с другой - синего. На обеих сторонах написано число 5.

Учитель предупреждает ребят, что когда он покажет кружок красной стороной и назовет число 4, все должны прибавить это число к 5 и хором произнести ответ - 9.

Если же он покажет кружок синей стороной, то число 4 надо отнять от 5 и хором произнести ответ - 1.

Кружок надо показывать быстро, то одной, то другой сторо­ной (иногда 2-3 раза подряд одной и той же стороной) и числа на­зывать разные. Тому, кто ошибается, засчитывается штрафное оч­ко. Желательно иметь несколько кружков с разными числами.


«Числовая улица»

Дидактическая цель: закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000, сравнение числа по величине.  

Оборудование: рисунок числовой улицы.

Содержание игры: перед началом игры учитель проводит беседу, в которой упоминает, что счет в игре будет до 100.

«От 1 до 100 – далекий путь. Побежим по числовой улице и будем останавливаться через каждые десять шагов около дома с номером, обозначенным круглым десятком».

Учитель вызывает первого ученика, который считает от 1 до 10 и показывает первый дом с номером 10.

Второй ученик считает от 11 до 20 и показывает дом с номером 20.

Третий ученик считает от 21 до 30 и показывает дом с номером 30.

Следующему ученику учитель говорит: «Беги дальше, от 31» и т.д. до 100.

-     У домов с какими номерами мы останавливались?

Ученики считают десятками, пользуясь иллюстрацией.

-     Бежим обратно от 100, но будем считать круглыми десятками 100,

90, ..., т.е. делать крупные шаги по 10 [3].

 

«Выиграй миллион»

Дидактическая цель: развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться,     переключать       внимание, усидчивость,      умение удерживать знания.

Оборудование: карточки.

Содержание игры: 

Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.

Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.  

Сравни примеры. Что неправильно? Выбери верное утверждение.

1  карточка 

2  * 3 = 6

2 * 2 = 6

2 карточка 

2  * 3 = 9

3  + 5 = 9

3 карточка  2 + 4 = 8

2 * 4 = 8

 

«Эстафета»

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков.

Оборудование: доска, мел Содержание игры:

От замка Кощея нас отделяет только болото. Перейти его можно по кочкам. Между кочками написаны примеры, решив которые можно попасть на следующую кочку. «Прыгать» игроки команд будут по очереди. Эстафетной палочкой будет кусок мела. Победит команда та, которая первой получившая верный результат. Сравни ответы, полученные командами. Чем похожи эти числа, а чем отличаются?

 

                 

Дидактические игры, направленные на формирование умений анализировать и синтезировать

 

Величины и их измерения

 

«У кого больше рыбок?» Дидактическая цель: закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000.

Оборудование: иллюстративное наборное полотно, на котором изображен пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (двузначные и трехзначные).

Содержание игры: соревнуются две команды, по три – четыре человека в каждой. Каждый член команды (поочередно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу.

Если ответы его правильны, то он поймал рыбку; если ученик ошибся, то рыбка уплыла (ее снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает [1].

 

«Гири»

Дидактическая цель: развитие логического мышления. Оборудование: рисунки для сопровождения Содержание:

Какой вес можно взвесить гирями 1 кг, 2 кг и 4 кг на чашечных весах, если гири можно класть на одну чашу весов? Решение можно сопроводить рисунками.

 

 

 «Отец и сын» Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Содержание:

Отцу и сыну вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через три года? Решение. В этой задаче неизвестно, чему равны слагаемые: возраст отца и возраст сына. Однако, известна их сумма – 40 лет. Неизвестно и то, сколько будет лет каждому из них через 3 года. Но известно, что каждое слагаемое увеличится на 3, а значит, сумма увеличится на 3 + 3 = 6. 

Значит, она станет равной 40 + 6 = 46.  Полезно изобразить решение на рисунке.

                 

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи

 

«Незнайка-математик»

Дидактическая   цель:      формирование   умений анализировать, выявлять и исправлять ошибки.

Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем детям хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, которые решил Незнайка, исправляют ошибки.

Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

 

«Бедный заяц»

Дидактическая цель: развития умения решать логические сказки.

Содержание:

Ведущий: Забрался заяц в огород и накопал моркови. Сразу есть не стал: собак боялся. Решил в лес добычу отнести, там и полакомиться. Несет заяц морковку, согнулся от тяжести, а навстречу ему медведь.

Медведь: Попался, заяц! Сейчас я тебя съем!

Заяц: Не трогай меня, дяденька медведь, я тебе моркови дам.

Медведь: А много ли ты дашь?

Заяц: Да бери хоть половину того, что есть.

Медведь: Половину мне мало, смотри, какой я большой, а ты какой маленький! Давай мне больше половины.

Заяц: Ну ладно, бери половину всего и еще полморковки в придачу.

Ведущий: Отпустил его медведь. Бежит заяц по кусточкам, спешит к дому. Вдруг откуда ни возьмись лиса навстречу.

Лиса: Попался, заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.

Заяц: Отпусти меня, тетенька лиса, а я тебе морковки дам.

Лиса: А много ли ты дашь?

Заяц: Да бери, тетенька лиса половину того, что есть.

Лиса: Половины мне мало, смотри, какая я большая, а ты какой маленький! Давай мне больше половины.

Заяц: Ну ладно, бери половину всего и еще полморковки в придачу.

Ведущий: Идет заяц по лесу и плачет.

Заяц: Обобрали меня звери, всего одну морковку мне оставили.

Ведущий: Сколько морковок было у зайца вначале?

 

 «Лиса-обманщица»

Дидактическая цель: развитие умений решать логические сказки.

Содержание:

Ведущий: Повстречался медведь с лисой.

Медведь: Ты куда, сестрица?

Лиса: Домой спешу. Мне заяц две морковки дал, похлебку варить буду.

Медведь: И я домой иду, мне заяц тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлебку варить буду.

Лиса: Давай, медведь, похлебку вместе варить будем.

Медведь: Давай.

Ведущий: Наломали они хворосту, разложили костер и сварили похлебку. Только собрались есть - прилетает журавль.

Журавль: Здравствуйте. Да вы никак похлебку варите? Не угостите ли меня?

Лиса: Ишь, какой хитрый! А что ты нам за это дашь?

Журавль: А я вам рыбешек дам.

Лиса и медведь: Ладно, согласны.

Ведущий: Сели они все в кружок, поделили похлебку поровну и пообедали.

Журавль: Вот вам шесть рыбешек, а я полетел.

Лиса: Тебе три рыбешки, да мне три, поровну и поделим.

Медведь: Пожалуй, так несправедливо будет: ведь я четыре морковки дал, а ты только две. Всего шесть. И рыбешек шесть. Значит, и делить рыбешек нужно так: мне четыре, а тебе две.

Лиса: Ну, так уж и быть, согласна.

Ведущий: Теперь лиса по всему лесу бегает, хвастает, что она медведя обманула. А как вы думаете, правильно лиса с медведем поделили рыбешек или нет?

                 

Геометрические игры

 

«Шифровальщик»

Дидактическая цель: развитие у детей способности к анализу. Оборудование: геометрические фигуры из картона или бумаги Содержание игры:

Смысл игры состоит в следующем. Ребенку предлагается «закодировать» любую известную сказку или историю, представить ее в схематичном виде. С дидактической точки зрения намного более эффективно использовать в качестве заместителей персонажей геометрические фигуры. Необходимо вырезать из плотной бумаги или картона несколько фигур (круги, квадраты, треугольники и др.) различного размера. Ребенок должен сам выбрать из них те, что будут действовать в качестве персонажей сказки. Уже в этом проявляется его способность рассуждать и мыслить логически. Так, ребенок поступит разумно, если выберет для сказки «Курочка Ряба», например, два больших квадрата (дед и бабка), круг меньшего размера (курочка) и самый маленький треугольник (мышка). После распределения ролей можно разыграть сказку, а затем предложить ребенку в схематичном виде нарисовать все это на бумаге.

 

«Треугольники» 

цель: развитие логического мышления.

Оборудование: изображение с заданием.

Содержание:

Сколько треугольников изображено в геометрической фигуре? Почему ты так думаешь?


 

 

«Тангам»

Дидактическая цель: развитие умения выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Оборудование: 

 

Содержание игры:

В игре необходимо соблюдать следующие правила:

1.       При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.

2.       Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Начертите на картоне вот такой квадрат и разделите его на части. Для начала попросите обучающегося сложить из этих кусочков снова квадрат. Лучше, если ребенок справится с заданием, не глядя на рисунок квадрата. Но если не получается, то, конечно же, можно воспользоваться образцом.

Из этих фигур выкладываются самые разные силуэты. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составит свой вариант. Подобные занятия полезны при подготовке детей к обучению в школе. Тем самым дети учатся систематизировать и структурировать фигуры в соответствии с рисунком.

                 

Арифметические игры

 

«В какой дом отнести телеграмму?» Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков.

Средства обучения: рисунки домиков на доске, под которыми записаны примеры.

Содержание игры: учитель сообщает, что учащиеся соседнего 2 класса были на экскурсии на почте и придумали интересную игру в почтальонов. Они зашифровали путь движения почтальона от почты к первому дому примерами. Под другими домами записали только два числа. В игре надо разгадать шифровку (поставить знак + или -), чтобы получился пример с ответом, равным номеру одного из домов. Поставив правильно знак, можно определить, какому дому предназначена следующая телеграмма. И т.д.

 

 

Например, узнав, что первая праздничная телеграмма послана в дом № 35, поставим знак + между числами, записанными под этим домом, узнаем, что следующую телеграмму почтальон несет в дом № 39. Поставим знак + под числами 27 и 14, мы узнаем, в какой следующий дом направляется почтальон с телеграммой. И т.д.

Примечание. Для организации игры целесообразно разнести телеграммы в два приема: в первый раз – 8 телеграмм, во второй раз – 6 телеграмм [5].

 

 

«Составь слово»

Дидактическая цель: научить детей с помощью решения примеров составлять слова (словарные слова или слово на какое-либо правило). Оборудование: карточки с ответами и буквами Содержание игры: 

На доске записаны примеры:

 5 * 9 =        6 * 7 =

7 * 9 =         9 * 4 =

12 : 4 =       49 : 7 =

9 * 3 =         5 * 4 =

12 * 2 =       9 * 3 =

К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу его примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, выигрывает.

В данной игре осуществляется систематизация, межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какоелибо правило.

 

«Арифметическая физкультминутка» 

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков.

Содержание игры:

Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются с первого по десятый номер. Каждый должен запомнить свой номер. Учитель называет тот или иной номер, а игроки соответственно встают. Когда играющие это усвоят, учитель предлагает вставать не тем, чьи номера называли, а их соседям слева и справа. (Например, назван номер 6, а встают номера 5 и 7.)

После этого можно предложить участникам несложные примеры на сложение и вычитание. Например, к трем прибавить шесть - встает тот, у кого номер 9. К двум прибавить восемь -встает номер 10.

Такие физкультминутки можно постоянно усложнять. Можно проводить эти упражнения с двумя командами одновременно, организуя соревнование на скорость и правильность выполнения задания.

                 

Дидактические игры, направленные на формирование умения обобщать

 

Величины и их измерения

 

«В три хода»

Дидактическая цель: развитие логического мышления. Оборудование: спички Содержание:

Положить на стол 3 кучки спичек. В одну кучку положить 11 спичек, в другую - 7, и в 3-ью - 6. Перекладывая спички из любой кучки в любую другую, надо сравнять все три кучки, чтобы в каждой было по 8 спичек.

Это возможно, так как общее число спичек - 24 - делится на 3 без остатка. При этом необходимо соблюдать правило: к любой кучке необходимо добавлять ровно столько спичек, сколько в ней есть. Например, если в кучке 6 спичек, то и добавить к ней можно только 6, если в кучке 4 спички, то и добавить к ней можно только 4. Задача решается в 3 хода.

Примечание: Вместо спичек могут быть использованы счетные палочки, пуговицы, другие предметы.

 

 «Мальчики»

Дидактическая цель: закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Оборудование: картинка

 

Содержание игры:

Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем сколько всего мальчиков.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева – самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша – самый толстый из них, а Гриша – самый худой; Коля – самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля.  Сколько всего мальчиков?

 

«Музыкальные животные»

Дидактическая цель: закрепление понятий единиц величин. Оборудование: музыка, игрушка Содержание игры:

Игра заключается в следующем, дети встают вкруг, когда учитель включает музыку дети, начинают передавать игрушку по кругу, когда остановится музыка, тот у которого в руках оказалась игрушка восстанавливает текст, предложенный учителем, используя известные ему единицы величины. И так далее.

Восстановим текст, используя известные вам единицы величин.

  Длина удава 5… (м)

  Длина ушей зайца 13 … (см)  Длина муравья 6 ……(мм)

  За лето суслик съедает 6 … (кг) зерна.

  Корова за один удой дает 4 … (л) молока.

             ­       Какие знания помогли вам выполнить работу? (Знание величин)

­ Какими измерительными приборами пользуются для измерения этих величин? (линейка, весы, мерная посуда)

                 

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи

 

«Цветик – семицветик»

Дидактическая   цель:      развитие               вычислительных               навыков               и логического мышления.

Оборудование: Макет цветика – семицветика, с обратной стороны задания – карточки.  

Содержание игры:

- Добрая старушка из сказки «Цветик – семицветик» прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.

По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.

Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.

Задания на лепестках:

1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай

14 – 7 + 8

12  – 8 + 9

13  – 5 + 6

2  лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:

ВИ 3 НА 100 Л

3  лепесток: Отгадай загадки. 1) Два братца пошли купаться; один купается, а другой у воды дожидается.

Что это? 

2) У него 4 лапки,

Лапки – цап-царапки, Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей.

4  лепесток: Задача.

Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли.

Сколько сосулек было над окном вечером?

5  лепесток: Задача.

Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков – на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?

6  лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.

1      ваза – 6 яблок          ? яблок          

2     ваза – 11 яблок

7 лепесток: Сравни выражения:

6 + 8 … 12 – 4

0 + 7 … 11 – 3

 

«Какое число я задумал?»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Содержание игры:

Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

 

«Умеете ли вы считать?» Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Содержание:

Для конкурса нам понадобятся по 5 болельщиков от каждой команды. (Команды выделяют участников конкурса).

Постройтесь в шеренгу. Вы должны досчитать до 30, называя по очереди числа, начиная с 1, при этом вместо чисел, которые делятся на 2 или оканчиваются на 2 нужно говорить: «Не скажу!». Тот, кто ошибется, выбывает из игры и счет начинается сначала. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник, команда которого становится победителем.

                 

Геометрические игры

 

«Строим дом»

Дидактическая   цель:      распознавание   геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей. Оборудование: геометрические фигуры Содержание игры:  

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом, И для всех своих игрушек Место в доме мы найдем. В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

(А. Бродский)

 

После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

На радость, новоселам,

Чтоб каждый становился в нем Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?

 

«Поставь стрелку правильно»

Дидактическая цель: развить умения определять геометрические фигуры по признакам.

Оборудование: круг с подвижной стрелкой.

Содержание игры:

На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка.

Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

 

«Чудесный мешочек»

Дидактическая цель: развитие умения обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.

Оборудование: мешочек, различные геометрические фигуры.

Содержание игры:

В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ученик обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. После чего рассказывает о данной фигуре. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом обучающийся последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Дети выходят поочередно и выполняют задание. 

                 

Арифметические игры

 

«Назови соседей»

Дидактическая цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.

Содержание игры: играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

 




«По какой тропинке ты пойдешь?»

Дидактическая цель: систематизировать и обобщать знания учащихся.

Содержание игры: ребята на выходные дни вместе с учительницей решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игрузагадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена (по какой из них можно пройти успешно).

Она зашифровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:

1-я тропинка                                              2-я тропинка

      9+14                                                            5+17

      14+9                                                            17+5

   23=14+9                                                        22=17+5

     23—14                                                          22—14       23—9                                                            22—5

Ребята сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу [2].

 

«Веселое путешествие»

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков Оборудование: карточки с примерами Содержание игры:

Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.

Взяв последнюю карточку и назвав ответы, ученик переворачивает карточку и читает: «Весёлое путешествие окончено». Он поднимает руку - его команда выполнила задание.

При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.

                 

Дидактические игры, направленные на формирование умения классифицировать

 

Величины и их измерения

 

«Винни-Пух»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Оборудование: карточка с величинами

 

Содержание игры:

Прочитай строчки, в которых идёт речь о величинах.

Для каждой величины найдите в стихотворении единицу измерения.

Винни-Пух проснулся рано Часом раньше, чем всегда.

Взял горшочек со сметаной – Оказалась в нем вода.

Целый литр добра пропало, -

Пробурчал медведь под нос, Да и мёду меньше стало – Кто-то съел или унес.

Далеко до магазина – Топать целую версту.

Ближе заросли малины.

Подойду-ка я к кусту.

Ягод соберу лукошко, Мёду положу немножко,

Съем я целый килограмм, А остаток вам отдам.

 

 

«Вспомним сказку»

Дидактическая   цель:      формировать      простейшие         временные представления: «до», «после», «сначала», «потом».

Оборудование: 

        ­     дидактический материал – разрезные цифры; 

­ демонстрационный материал – картинки с изображением фрагментов сказок: «Колобок», «Маша и Медведь», «Теремок».

Содержание игры:

На доске вывешиваются рисунки так, чтобы последовательность событий была нарушена. Дети должны вспомнить, что было сначала, что потом, и сказать, какой из рисунков поставить первым и какой последним. Под каким номером поставить рисунок первым, под каким – вторым. У себя на партах выставить в такой последовательности цифры. Тот, кто первым это сделает и правильно, т. е. получит последовательность: 5, 6, 3, 1, 4, 2, выходит по указанию учителя к доске и рядом с теремком ставит в нужной последовательности зверюшек. Он и объявляется лучшим сказочником.

Так проводится работа и по другим сказкам.

 

«Кто быстрее?»

Дидактическая цель: развитие умения классифицировать.

Содержание игры:

На доске записаны выражения: 8+2 и 8-2. Класс делится на 2 команды. К доске от каждой команды поочередно выходят по 1 ученику. Учитель читает задачу, обучающиеся называют выражение, являющееся решением задачи, и объясняют свой выбор.

   Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня? (8+2)  Длина ручки 8см, а длина ластика 2см. На сколько ручка длиннее ластика? (8-2)  Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь? (8-2)

   Папа принес из магазина 8 кг картофеля и 2 кг моркови. Сколько кг овощей купил папа? (8+2) После решения задач, учитель задает всему классу вопросы: ­ Какие величины мы сравнивали в задачах? ­ В чем измеряли температуру? (в градусах)

          ­     В чем измеряли количество ягод? (в стаканах)

          ­     В чем измеряли длину ручки и ластика? (в сантиметрах)

          ­     В чем измеряли массу овощей? (в килограммах)  

                 

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи

 

«Иван-царевич»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Содержание:

Пришел Иван-царевич в замок к Кощею Бессмертному Василису Премудрую освобождать. В замке три темницы. В одной из них томится Василиса, в другой расположился Змей Горыныч, а третья - пустая. На дверях надписи, но все они ложные. На первой темнице написано: «Здесь Василиса Премудрая», на второй темнице: «Темница №3 не пустая», на третьей темнице: «Здесь Змей Горыныч». В какой же темнице Василиса? Право отвечать первыми имеет команда, набравшая большее число очков.

 

«Девочки-цветочки» Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Содержание:

Валя, Надя, Лена и Ася сорвали 4 различных цветка: колокольчик, ромашку, гвоздику и незабудку. На вопрос, кто какой цветок сорвал, девочки в шутку ответили так, что в каждом ответе была одна часть верна, а другая ложь.

Ответы девочек: «Лена сорвала ромашку, Ася - гвоздику»; «Лена сорвала колокольчик, Надя - ромашку»; «Валя сорвала ромашку, Ася - незабудку». По этим ответам определите, кто какой цветок сорвал?

 

«Веселые ребусы»

Дидактическая цель: развитие логического мышления, развитие умения разгадывать ребусы.

Оборудование: конверты с ребусами

1  конверт

 

 

2  конверт

 

 

3  конверт

 

Содержание игры:

Класс делится на три команды. Каждой команде выдается конверт с ребусами. Учитель засекает время. Выигрывает та команда, которая за короткое время верно разгадала все ребусы и классифицировала ответы по каким-либо признакам.

                 

Геометрические игры

 

«Логическое домино»

Дидактическая   цель:      закрепить            знания   детей     о             свойствах предметов, развивать их логическое мышление.

Оборудование: набор фигур разного цвета и размера.

Содержание игры: играют двое (попарно). У каждого игрока есть полный набор фигур, состоящий из круга, квадрата, треугольников разной величины и четырех цветов: красного, синего, желтого, зеленого. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-нибудь свойством – формой, цветом или величиной.

Например, если первый положил на стол большой красный треугольник, то второй может приложить к нему малый красный треугольник, или большой желтый треугольник, или большой красный круг и т. п. Но если второй ученик ответит ходом, приложив к первой фигуре вторую, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более, чем одним свойством, то ответный ход неправильный и у ученика изымается эта фигура. Проигрывает тот, кто первый остается без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой [4].

 

«Зрительный диктант»

Дидактическая   цель:      распознавание   геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Оборудование: музыка, наборное полотно с геометрическими фигурами.

Содержание игры:

Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.

Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется

с заданием.

 

«Ромашка»

Дидактическая цель: классификация геометрических фигур. Оборудование: 

­ сердцевинки ромашки (на одной написано «объёмные фигуры», на другой «плоские фигуры»);

           ­     набор лепестков с названиями разных геометрических фигур;

­ модели фигур в наборе для каждой группы: четырёхугольник, треугольник, шестиугольник, квадрат, круг, прямоугольник, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.

Содержание игры:

Класс делится на две группы. Каждая группа получает сердцевинку ромашки и набор лепестков. Вам предстоит одеть ромашку, прикрепить соответствующие сердцевинке лепестки. Готовую ромашку прикрепить на доске. Затем подобрать модели фигур, соответствующие названиям.

Почему данные геометрические фигуры мы называем плоскими, объёмными?

                 

Арифметические игры

 

«Цифровая акробатика»

Дидактическая цель: формировать вычислительные навыки.

Оборудование: набор цифр на карточках.

Содержание игры: учитель вставляет карточки с цифрами в наборное полотно и сообщает правила игры «Цифровая акробатика». В этой игре ученики поочередно выходят к магнитной доске и располагают одну карточку с цифрой над другой, строя пирамиду цифр таким образом, чтобы их сумма равнялась числу 20. По ходу ее составления все ученики класса по знаку учителя хором называют каждый раз сумму полученной пирамиды цифр. Последний ученик дополняет полученную сумму до 20. После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду цифр с ответом 20. Здесь возможны разнообразные варианты набора чисел, при сложении которых получается число 20. Эти варианты пирамид учитель проверяет у трех-четырех учеников. У большинства учащихся они совпадают [7].

 

«Отрывной календарь»

Дидактическая цель: научить детей классифицироваться по различным признакам.

Оборудование: отрывной календарь.

Содержание игры: всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

1.       Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.

2.       Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.

3.       Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.

4.       Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).

5.       Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).  

 

«Узнай, что здесь написано»

Дидактическая цель: развитие умений классифицировать.

Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 с о и ч г л у т ф а р Содержание игры: учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице.

Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.

72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…

96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …

17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…

96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…

54:27 =… 40 – 29 =... 80:8 =…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!