ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ТЕМУ «Растительный мир Донбасса»
Дидактическая игра «Где растет?»
Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений и месте их произрастания.
Материалы и оборудование: мяч.
Игровое правило: Педагог бросает мяч детям по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет — в саду, в лесу, в поле, на лугу.
Дидактическая игра–хоровод «Назови цветок (дерево, кустарник)»
Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о названиях цветов/деревьев/ кустарников.
Материалы и оборудование: мяч.
Игровое правило: Играющие встают в круг и передают мяч друг другу, называя вид растения, в зависимости от цели игры. Тот кто не может назвать выходит из игры. Выигрывает тот, кто последним назовет растение.
Дидактическая игра «Составь загадку о животном или растении»
Цель: научить детей составлять загадки о животных или растениях.
Материалы и оборудование: карточки с изображением растения/животного.
Игровое правило: В игре участвует 5 игроков и более. Карточки перевернуты картинкой вниз, игрок выбирает любую карточку и составляет загадку.
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.
Материал и оборудование: карточки с изображением растений.
Игровое правило: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.
Дидактическая игра «Найди, что назову»
Цель: научить детей находить объект (овощи/фрукты), зная его название.
Материалы и оборудование: Овощи и фрукты (одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Игровое правило: Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». и т.п.
Дидактическая игра "Какое дерево пропало?"
Цель: развитие памяти; закреплять названия деревьев.
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев.
Игровое правило: Перед ребенком раскладывают картинки, ребенок их запоминает. Затем ребенку предлагается закрыть глаза, а взрослый одну картинку переворачивает. Открыв глаза ребенок, должен назвать "пропавшее" дерево.
Дидактическая игра «Горячо – холодно»
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Игровое правило: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем (Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо».Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
Дидактическая игра «Назовите растение»
Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.
Материал: картинки с изображением комнатных растений.
Игровое правило: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте фикус?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.
Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю»
Цель: научить детей выделять и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Материалы и оборудование: Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны.
Игровое правило: Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
Дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне!»
Цель: Найти предметы по сходству.
Материалы и оборудование: Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Игровое правило: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.