СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы у детей с дефектами интеллектуальной сферы на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение еа уроках дидактических музыкально - театральных игр для развития детей с нарушениями интеллектуальной сферы.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы у детей с дефектами интеллектуальной сферы на уроках музыки»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат №2





Дидактические игры, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы у детей с дефектами интеллектуальной сферы на уроках музыки



Составитель: учитель истории, музыки, ОРКиСЭ

Коновалова Анна Викторовна

2018 



«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир

 не оставался таким как он есть, а преобразился.

 Ведь возможна такая система воспитания, которая

 прививает и развивает творческое начало».

Джанни Родари.

 

 У детей с проблемами в развитии игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.

Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения .

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Дети с диагнозом «умственная отсталость» не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения. Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития эмоционально-волевой сферы, требующая пересмотра целей, содержания и технологии в театрализованной деятельности.

 Театрализованная деятельность на уроках музыки имеет синтетическую, интегративную природу, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.), поэтому активность и творчество проявляются в трёх составляющих:

  • Создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);

  • Исполнение собственного замысла (Умение адекватно воплощать музыкальный образ с помощью разных средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики, движения, напева));

  • Оформление музыкального спектакля (Создание, подбор, изготовление, нестандартное использование декораций, костюмов, музыкального сопровождения).

 На начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого необходимо отбирать  различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать  дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую  гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовать  рассказы, музыкальные сказки с построением сюжета.

  • Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать  этюды и упражнения.

  • В речевой зоне выставляются игрушки для обыгрывания сказки.

  • Знакомить  детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей.

  • После этого необходимо поэтапное  обыгрывание сценок из музыкального спектакля. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать  зеркало.

Инсценирование музыкальной сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, совпадающие с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;

  • театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой потенциал;

  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

                Для этого  используются разнообразные приёмы:

  • выбор детьми роли по желанию (при этом педагог подводит к пониманию выбора);

  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

  • проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

1.что делать, если ролей не хватает на всех детей;

2.кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Эмоциональное развитие – одно из магистральных направлений в психическом развитии ребенка. Гармония или дисгармония эмоционально-волевой сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность. Именно эмоциональное развитие является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Коррекция эмоционально – волевой сферы это вопрос, который решается в СКОШИ №2 постоянно.  По итогам диагностики на предмет эмоционально – личностного развития были выявлены разные глубинные проявления эмоциональных нарушений.

 Детям с умственной отсталостью свойственно  отсутствие оттенков переживаний,  отсутствие инициативы, самостоятельности, неспособность подавлять аффект, любое  влечение часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному повод, повышенная тревожность, высокое количество страхов. Агрессия, направленная на окружающих, носит защитный характер. Для них характерны проявления протестного поведения это – ( упрямство, строптивость,  отчуждённость, обидчивость). Этим детям  свойственно:  частота  или возбудимость  и внутренняя напряженность.  Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, импульсивности. Эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

В связи с этим на внеклассных занятиях театрального кружка проводится определенная коррекционная работа по формированию эмоционально – волевой сферы у детей со сложными диагнозами, в  которой применялись различные игровые технологии.

Игровая терапия - использование игры для коррекции тех или иных нарушений у детей.

Сюжетно – ролевые игры, Игры – драматизации – традиционные игры,  в которые наши  дети с удовольствием играют. Внеклассные занятия  с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей. В занятия включены элементы: музыкотерапии (этой особой формы работы с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, игра на музыкальных инструментах, пение и др.), сказкотерапии,  игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру.





















Структура применения на уроках музыки


Этапы работы

Комментарий

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия).

Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.

Рефлексия – оценка занятия (беседы).

Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия.


Введение и «разминка» (5минут)

Этап творческой работы (15минут)

Этап обсуждения (10минут)

(В зависимости от возраста воспитанников)




Краткое описание направлений.

Сказкотерапия - Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Мметоды сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии консультируемый получает возможность поиграть на музыкальных инструментах (ложках, трещотках), или пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой используются терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.



























«Арт-терапия в работе с детьми - олигофренами».

(Занятия по четвертям)



п/п

Содержание занятий

Содержание

Цель

Срок реализации

1.

Музыкальное приветствие.


Приветствие. Распевание.

Знакомство. «На что похоже имя?».

Упражнение «Герои сказок приходят на помощь».

Рефлексия.


Знакомство

Стимулирование творческого самовыражения.

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

I четверть

2.

Вхождение в музыкальную сказку.


Приветствие.

Вхождение в сказку.

Рефлексия.


Развитие воображения, активизация мышления и речи. Снижение психофизического напряжения. Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

II четверть

3.

Театральные постановки: Музыкальные сказки, музыкальные песни – игры.

Приветствие.

Сценическое действие.

Изготовление атрибутов.

Рефлексия.


Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем мире. Стимулирование творческого самовыражения.

Установление доверительных отношений в группе.

III четверть

4.

Коллективная работа

Коллективная работа: музыкальный спектакль


Развитие коммуникативных навыков.

Стабилизция психических процессов, снятие напряжения.

IV четверть




Упражнения

«Назови свое имя». «Пропой свое имя».

 Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом  

Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий - повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.



«МОЕ ИМЯ» 

Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена ...), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли.


«КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ. УЗНАЙ» 

Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.                                                                         

Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.


«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения.



«Дружба начинаемся с улыбки»  Упражнения - (Театр-занавес закрыт, занавес открыт)

Подари улыбку людям.


«Комплименты» 

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение про водится   по  кругу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «добрая », «хороший», «красивая», «сильный».





Литература:

  1.  Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.

  2.  Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.

  3.  Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.

  4.  Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007.

  5.  Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.

  6.  Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.

  7.  Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.

  8.  Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.

  9. Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие / Под ред . Л. Б. Баряевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.

  10. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации. Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 2006. – 157 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!