Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат №2
Дидактические игры, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы у детей с дефектами интеллектуальной сферы на уроках музыки
Составитель: учитель истории, музыки, ОРКиСЭ
Коновалова Анна Викторовна
2018
«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир
не оставался таким как он есть, а преобразился.
Ведь возможна такая система воспитания, которая
прививает и развивает творческое начало».
Джанни Родари.
У детей с проблемами в развитии игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.
Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения .
В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Дети с диагнозом «умственная отсталость» не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения. Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития эмоционально-волевой сферы, требующая пересмотра целей, содержания и технологии в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность на уроках музыки имеет синтетическую, интегративную природу, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.), поэтому активность и творчество проявляются в трёх составляющих:
Создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);
Исполнение собственного замысла (Умение адекватно воплощать музыкальный образ с помощью разных средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики, движения, напева));
Оформление музыкального спектакля (Создание, подбор, изготовление, нестандартное использование декораций, костюмов, музыкального сопровождения).
На начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого необходимо отбирать различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовать рассказы, музыкальные сказки с построением сюжета.
Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать этюды и упражнения.
В речевой зоне выставляются игрушки для обыгрывания сказки.
Знакомить детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей.
После этого необходимо поэтапное обыгрывание сценок из музыкального спектакля. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало.
Инсценирование музыкальной сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, совпадающие с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для этого используются разнообразные приёмы:
При этом возникают две основные проблемы:
1.что делать, если ролей не хватает на всех детей;
2.кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Эмоциональное развитие – одно из магистральных направлений в психическом развитии ребенка. Гармония или дисгармония эмоционально-волевой сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность. Именно эмоциональное развитие является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Коррекция эмоционально – волевой сферы это вопрос, который решается в СКОШИ №2 постоянно. По итогам диагностики на предмет эмоционально – личностного развития были выявлены разные глубинные проявления эмоциональных нарушений.
Детям с умственной отсталостью свойственно отсутствие оттенков переживаний, отсутствие инициативы, самостоятельности, неспособность подавлять аффект, любое влечение часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному повод, повышенная тревожность, высокое количество страхов. Агрессия, направленная на окружающих, носит защитный характер. Для них характерны проявления протестного поведения это – ( упрямство, строптивость, отчуждённость, обидчивость). Этим детям свойственно: частота или возбудимость и внутренняя напряженность. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, импульсивности. Эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.
В связи с этим на внеклассных занятиях театрального кружка проводится определенная коррекционная работа по формированию эмоционально – волевой сферы у детей со сложными диагнозами, в которой применялись различные игровые технологии.
Игровая терапия - использование игры для коррекции тех или иных нарушений у детей.
Сюжетно – ролевые игры, Игры – драматизации – традиционные игры, в которые наши дети с удовольствием играют. Внеклассные занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей. В занятия включены элементы: музыкотерапии (этой особой формы работы с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, игра на музыкальных инструментах, пение и др.), сказкотерапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру.
Структура применения на уроках музыки
Этапы работы | Комментарий |
Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. | Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия). | Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. |
Рефлексия – оценка занятия (беседы). | Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
Ритуал прощания. | По аналогии с ритуалом приветствия. |
Введение и «разминка» (5минут)
Этап творческой работы (15минут)
Этап обсуждения (10минут)
(В зависимости от возраста воспитанников)
Краткое описание направлений.
Сказкотерапия - Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Мметоды сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии консультируемый получает возможность поиграть на музыкальных инструментах (ложках, трещотках), или пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используются терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
«Арт-терапия в работе с детьми - олигофренами».
(Занятия по четвертям)
№ п/п | Содержание занятий | Содержание | Цель | Срок реализации |
1. | Музыкальное приветствие. | Приветствие. Распевание. Знакомство. «На что похоже имя?». Упражнение «Герои сказок приходят на помощь». Рефлексия. | Знакомство Стимулирование творческого самовыражения. Регуляция мышечного напряжения, расслабление. | I четверть |
2. | Вхождение в музыкальную сказку. | Приветствие. Вхождение в сказку. Рефлексия. | Развитие воображения, активизация мышления и речи. Снижение психофизического напряжения. Регуляция мышечного напряжения, расслабление. | II четверть |
3. | Театральные постановки: Музыкальные сказки, музыкальные песни – игры. | Приветствие. Сценическое действие. Изготовление атрибутов. Рефлексия. | Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем мире. Стимулирование творческого самовыражения. Установление доверительных отношений в группе. | III четверть |
4. | Коллективная работа | Коллективная работа: музыкальный спектакль | Развитие коммуникативных навыков. Стабилизция психических процессов, снятие напряжения. | IV четверть |
Упражнения
«Назови свое имя». «Пропой свое имя».
Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий - повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
«МОЕ ИМЯ»
Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена ...), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли.
«КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ. УЗНАЙ»
Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»
Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения.
«Дружба начинаемся с улыбки» Упражнения - (Театр-занавес закрыт, занавес открыт)
Подари улыбку людям.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение про водится по кругу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «добрая », «хороший», «красивая», «сильный».
Литература:
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.
Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007.
Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.
Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.
Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие / Под ред . Л. Б. Баряевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации. Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 2006. – 157 с.