СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические упражнения для закрепления сокращенной лексики в немецком языке

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические упражнения для закрепления сокращенной лексики в немецком языке»

Дидактические упражнения

для закрепления сокращенной лексики

в немецком языке

(Кошлакова Е.В., учитель иностранного языка, МОУ СШ № 94 г .Волгограда)


Пояснительная записка

Компьютеризация, образ США, предстающих в массовом сознании в качестве образца современного постиндустриального общества, осознание родителями и учащимися функции английского языка как языка международного общения – всё это послужило тому, что английский язык вытесняет другие языки, и в частности, немецкий.

Сложность обучения лексике на немецком языке состоит в том, что язык является динамической системой, претерпевающей постоянные изменения: слова переходят из одного лексического пласта в другой, появляются новые слова «неологизмы», сокращенные слова, а некоторые слова перестают употребляться вообще.

Именно поэтому усвоение разговорной лексики необходимо выдвигать на первый план в обучении немецкому языку.

В настоящее время педагогическая практика в области овладения сокращенными лексическими единицами (СЛЕ) в обучении говорению на немецком языке, испытывает затруднения. Не все учителя и учащиеся владеют разговорными сокращениями, которые составляют минимум словарного запаса в учебниках немецкого языка.

В современных учебниках по немецкому языку не уделяется внимания овладению сокращенной лексике, в связи с этим необходимо создание таких условий, которые повысят объем активного словаря учащихся и сведут к минимуму переход слов в пассивный словарь.

При обучении учащихся говорению на иностранном языке невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство не может заменить другое. Очевидно, что при усвоении лексического материала необходимо рациональное использование таких средств и приемов, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный результат.

Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным применение технологии развития критического мышления, которая позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение выражать свои мысли (устно и письменно) корректно, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать поставленные задачи сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, что является не маловажным при достижении основной цели в обучении иностранному языку - коммуникативной компетенции.

Именно технология развития критического мышления, на мой взгляд, отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД и позволит в некоторой степени популяризировать значимость немецкого языка, повысить мотивацию к изучению этого языка и достичь положительной динамики в образовательных достижениях обучающихся.

Технология развития критического мышления:

этапы и методические приемы

Технологические

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I этап

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ, предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II этап

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал раздела). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III этап Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Понятие «сокращения» в лингвистической литературе

Автор

Определение понятия «сокращение»

Борисов В.В.

Сокращение – это единица устной или письменной речи, созданная из отдельных (не всех) элементов звуковой или графической оболочки некоторой развёрнутой формы (слова или словосочетания), с которой данная единица находиться в определённой лексико-семантической связи. При образовании сокращения могут использоваться отдельные звуки (буквы), группы звуков («обломки морфем») и цельнооформленные компоненты в различных комбинациях

Сапогова Л.И.

Процесс образования сокращённых форм складывается из опущения (отсечения) каких-либо составных элементов прототипа (слова или словосочетания), не препятствующего дальнейшему функционированию сокращенной формы, и переноса значения прототипа на оставшуюся часть

Павлов Г.В.

Сокращение – процесс образования новых слов, связанных с нарушением морфемной целостности исходной формы или отдельных её компонентов. Результатом этого процесса является сокращение как лексическая единица

Степанова М.Д., Чернышева И.И.

Сокращенные слова являются результатом тенденции к языковой экономии, реакцией многочисленных сложных слов

Алфавитный список разговорных сокращений,

зафиксированных в учебниках немецкого языка

авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжова

и в словаре разговорной лексики В.Д.Девкина

Abc, n [abeze] порядок немецких букв, алфавит

Abc-Gedicht, n - стихотворение, каждая строфа или слово в строфе начинаются в алфавитном порядке

Abc-Schütze, m, -n, -n шутл. первоклассник, первоклашка

Abo, n, -s, -s (сокр. от Abbonement) абонемент

AG, f (сокр. от Arbeitsgemeinschaft) кружок

Ak , n, -s, -s (сокр. от Aktualitätenkino) короткометражное кино

Akku, m, -s, -s (сокр. от Akkumulator) аккумулятор

Alex, m, (сокр.от Alexandrplatz) площадь в Берлине

Alu, n, -s, o. Pl. (сокр. от Aluminium) алюминий

Auto, n (сокр. от Automobil) машина

Azubi, m, -s, -s ( сокр.от Auszubildende) ученик, владеющий какой-л. практической профессией

Bahner, m, -s, = (сокр. от Eisenbahner) железнодорожник

Bio, f, (сокр. от Biologie) биология (как школьный предмет)

Blei, m, -(e)s, -e (сокр. от Bleistift) карандаш

Bob, m, -s, -s (сокр. от Bobsleigh) (спорт.) бобслей

BRD, f (сокр. от Bundesrepublik Deutschland) ФРГ-Федеративная Республика Германии

Büchse, f (сокр. от Sammelbüchse) копилка

Cello, n, -s, Celli [tsch...], auch [sch...] (сокр. от Violoncello ) струнный инструмент

Сombo, f -, -s [k...] (сокр. от Combination) сочетание 5 или 6 инструментов в джазе

Demo, f (сокр. от Demonstration) митинг, демонстрация.

Dezi, n, -s, = (сокр. от Deziliter) (umg.) децилитр

Disko, f (сокр. от Diskothek) дискотека

Doofi, n, -s, -s (сокр. от Doofmann) дурачок, глупыш, несмысля (несмышленыш)

D-Zug, m, -(e)s, -e (сокр. от Durchgangszug) скорый поезд

Elektrik, f (сокр. от Elektrotechnik) электрооборудование

E-Musik, f (сокр. от ernste Musik) серьезная музыка

Fa, f (сокр. от Firma) фирма

Fan, m, -s, -s (сокр. от fanatic) болельщик, фанат, любитель чего-либо

FD-Zug, m, -s, -e (сокр. от Fern-Durchgangszug) скорый поезд дальнего следования

Fesch, (сокр. от feshinable) 1. элегантный, шикарный, 2. задорный, молодцеват, 3. симпатичный, милый

Fotolabor, n (сокр. от Fotolaboratorium) фотолаборатория

Fox(1), m, -es ,-e (сокр. от Foxterrier) фокстерьер

Fox(2), m, -es, -e (сокр. от Foxtrott) фокстрот

FU, (сокр. от fehlt unentschuldigt) отсутствует без уважительных причин

Halter, m, -s, = 1. (авто)ручка

Heber, m, -s, = (сокр. от Gewichtheber) (спорт.) штангист

Hündi, m, -s, -s (сокр. от Hundertschein) (жарг.) купюра в 100 марок

irgendwas (сокр.от rgend etwas) что-нибудь, что-либо, что-то, кое-что

Italer, m, -s,= (сокр. от Italianer) итальяшка

Karte, f (сокр. от Post-, Ansichts-, Fahr-, Speise-, Eintritts-, Visiten-, Spiel-, Theater-, Kinokarte) билет

Kilo, n, -s,= (сокр. от Kilogramm) кило, килограмм

Kino, n (сокр. от Kinotheater) кино, кинотеатр

Klo, n -s, -s (сокр. от Klosen) уборная, туалет

Krimi, m 1. (сокр. от Kriminalroman) криминальный роман, 2. (сокр. от Kriminalfilm) кинодетектив

Kudamm, f (сокр. от Kurfüstendam) одна из центральных улиц Берлина

Kuli, m, -s, -s (сокр. от Kugelschreiber) «шарик» (шариковая ручка)

Limo , f (сокр. от Limonade) лимонад

Lok, f =, -s (сокр. от Lokomotive) паровоз, локомотив

Mathe, f (сокр. от Mathematik) математика

Melone, f 1. (сокр. от Zuckermelone) дыня, 2. (сокр. от Wassermelone) арбуз

Mikro, n -s, -s (сокр. от Mikrophon) микрофон

Mini(1) m -s, -s 1. (сокр. от Minirock) юбка-мини, 2. о малометражных автомобилях

Mini(2) n -s, o. Pl. (сокр. от Minikleid) платье [одежда] мини

Mio, f (сокр. от Million) миллион

mofeln, vi (h / s) (сокр. от Motorfahrad) ездить на велосипеде с мотором

Mutti, f (сокр. от Mutter) мамочка

Nicki, m, -s, -s (сокр. от Nickihemd) легкий свитер с короткими рукавами, тенниска

Nikolaus, (сокр. от Nikolaustag) День Св. Николая

Obus, m (сокр. от Oberleitungsomnibus) троллейбус

Pa, m, -s,-s (сокр. от Papa, Opa) (фам.) 1. папа, па (в обращении), 2. дед, дедушка, дедуля

paar (сокр. от ein paar) несколько

paarmal (сокр. от ein paarmal) несколько раз

Puffer, m, -s (сокр. от Kartoffelpuffer) картофельные оладьи

Ratze, f 1. крыса, 2. (сокр. от Ratzefummel) старая карга

Rind, n -s, o. Pl. (сокр. от Rindfleisch) говядина

Rolli, m -s, -s (сокр. от leichter Rollkragenpullover) водолазка

Sani, m, -s, -s (сокр. от Sanitätssoldat, Sanitäter) санитар

Schiri, m, -s, -s (сокр. от Schiedsrichter) (спорт.) судья

Sprachlabor, n (сокр. от Sprachlaboratorium) языковая/лингафонная лаборатория

Staabi, f (сокр. от Staatsbibliothek) «публичка»

Swing, m , -s,-s (сокр. от Swingfox) танец, близкий фокстроту

Teen [ti:n] m, -s, -s (сокр. от Teenager) подросток

Telefon, n (сокр. от Telefongespräch) телефонный разговор

To, f, =, -s (сокр. от Toilette) туалет

Treff, m, -s, -s (сокр. от Treffen) 1. встреча, 2. место встречи

UFO, m (сокр. от nicht identifizierender Flügkörper) НЛО - неопознанный летающий объект

Ultraschall, m, -(e)s, o. Pl. (сокр. от Ultraschalluntersuchung , [Ultraschallbehandlung]) исследование [лечение] ультразвуком

Umsteiger, m, -s, = (сокр. от Umsteigefahrschein) пересадочный билет

Uni, f (сокр. от Universität) универ

USA , m (сокр. от United States of Amerika) США = Соединенные Штаты Америки

vor (сокр. местоим. наречие от davor, wovor) перед кем-либо, чем-либо

vorbeilassen, vt (сокр. от vorbeigehen [vorbeifahren] lassen) пропускать кого-либо, дать пройти кому-либо

WG, f (сокр. от Wohngemeinschaft) (жарг.) совместное проживание, «коммуналка»

Wimi, m, -s, -s (сокр. от wissenschaftlicher Mitarbeiter) научный сотрудник.

Часто употребимы усечения (усеченные слова представляют собой произвольно отдельные слоговые или слогоподобные части иноязычных слов, отличающихся высокой частотностью употребления), например: die Melone = die Wassermelone, das Auto = das Automobil; аббревиатуры (буквенные аббревиатуры произносятся как совокупность алфавитных названий букв, входящих в их состав составляют) типа: die BRD = die Bundesrepublik Deutschland, die AG = die Arbeitsgemeinschaft; частичносокращенные слова (частично сокращенные слова, являющиеся результатом взаимодействия аббревиации со словосложением): der Abc-Schütze, das ABC-Gedicht; контрактуры (стяжения, образуемые в результате опущения средней части слова и стяжения его начального и конечного элемента): der Obus = der Oberleitungsomnibus, Kudamm = Kurfürstendamm; структурный тип усеченно-производных слов с суффигированными конечными компонентами: Mutti = Mutter + -i.

Следует заметить, что наряду с сокращениями дается их исходная форма, например: die Mathe = die Mathematik, das UFO = das nicht identifizierende Flugkörper. Или же учащимся не создает труда понять то или иное сокращенное слово, не рассматривая его, как таковым - das Auto, das Kino, Mutti.

РИФМОВКИ

Рифмовки используются на этапе введения новых слов в качестве фонетической зарядки или в качестве физической минутки.

Активизация сокращенных слов:

der Rolli (сокр. der Rollkragenpullover) - водолазка

der Bahner (сокр. der Eisenbahner) - железнодорожник

die Karte (сокр. die Fahrkаrte) – проездной билет


Molli hat gerne Rolli,

aber Rolli passt nicht zu Molli.


Celli spielt Violoncello,

Cello ist ein Instrument von Celli.


Der Bahner fragt nach Karten

Und wünscht uns schöne Fahrten.









ЗАДАНИЕ НА СООТНОШЕНИЕ

Задание на карточках. Слова разделены на два столбика. Необходимо соединить линиями сокращенное слово и его исходную форму.

Соотнеси сокращение с его исходной формой

  1. Abo

А) Italianer

  1. AG

B) Kilogramm

  1. Akku

C) nicht identifizierender Flügkörper

  1. Alu

D) Kriminalroman

  1. BRD

F) Universität

  1. Bob

G) Aluminium

  1. Blei

H) wissenschaftlicher Mitarbeiter

  1. Azubi

I)Elektrotechnik

  1. D-Zug

J)Kugelschreiber

  1. Elektrik

K)Staatsbibliothek

  1. Wimi

L)Fotolaboratorium

  1. Kilo

M)Abbonement

  1. Italer

N)Combination

  1. Сombo

O)Durchgangszug

  1. Fotolabor

P)Akkumulator

  1. Demo

Q)Bundesrepublik Deutschland

  1. Büchse

R)Demonstration

  1. Kuli

S)Sammelbüchse

  1. Uni

T)Auszubildende

  1. Staabi

U)Bobsleigh

  1. UFO

V)Bleistift

  1. Krimi

W)Arbeitsgemeinschaft













КРОССВОРДЫ

Закрепление лексики интересным увлекательным способом - кроссвордом, который можно применять на разных этапах урока.

Активизация сокращенных слов:

die Bio, die Limo, die E-Musik, das Abc, die U-Bahn, der Teen

Rate und nennen die ganze Form der Abkürzung

1



2



3


4







  1. das Alphabet (Abc)

  2. das Verkehrsmittel (U-Bahn)

  3. der Menschenalter (Teen)

  4. der Jugendname (Otto)


1



2

3

4













  1. der Schulfach (Bio)

  2. das Getränk (Limo)

  3. der Musikstil (E-Musik)

  4. der Mädchenname (Iris)


КЛАСТЕР

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (лексикой-СЛЕ) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Задачей кластера является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Активизация сокращенных слов:

der Verkehr“: das Auto, der Obus, der D-Zug, der FD-Zug, der Lok











ЗАДАНИЕ С ЛИШНИМ СЛОВОМ

Данный тип задания учит выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, помогают развить логическое мышление. В заданиях «Лишний в ряду», «Кто здесь лишний», «Что лишнее» в группе есть кто-то или что-то с явным отличием от других элементов набора. Нужно определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного.


Выпиши из каждой строки одно лишнее слово, которое выпадает из данного логического ряда.

1) Oma, Mutti, Opa, Rex;

2) Auto, Lok, Zug, Obus;

3) Bio, Literatur, Musik, Sport;

4) Nicki, Kleid, Mini, Rolli.















ЗАДАНИЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМИ ДАННЫМИ

Задания с недостаточными данными предполагают добавления недостающих данных. Задание предполагает логического мышления, от ученика требуется продумать, что необходимо добавить в условие задания, чтобы решить его. Для того чтобы правильно решить данный тип задания от ученика требуется знание и понимание из чего складывается структура задания.


Определи, по какому принципу записаны слова, допиши ряд 1-2 своими примерами и объясни их.


  1. Oma, Mutti, Opa, …

Das ist…(eine Familie)

  1. Auto, Lok, U-Bahn, Obus, …

Das ist…(ein Verkehrsmittel)

  1. Bio, Mathe …

Das ist…(ein Schulfach)

  1. Nicki, Mini, Rolli …

Das ist…(Kleidung)












ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ


Свен написал нам письмо о том, как он провел свои летние каникулы. Однако из письма исчезли некоторые слова. Впиши в письмо слова подходящие по смыслу.

Напиши отчветное письмо, как ты проводишь свободное время, используй сокращенные слова: Abo, AG, Ak, S-Zug, Bahner, Büchse, Disco, Kino,Karte, Fan, Krimi, Mio, paar, Uni



Berlin, den 10. Juli

Liebe, Natascha!

Wie geht᾽s? Was gibt’s Neues?

Ich bleibe im Juli in Berlin , denn mein ______und meine ___________ haben viel zu tun. Aber am Wochenende machen wir __________Ausflüge mit dem _____ _____ Stadtzentrum. Viel Zeit verbringen wir auf dem __________ und __________. Hier sind viele Geschäfte, ____________, ____________, ______________. Ich mache viele ______ . Ich kaufe auch eine _________ in eine Ausstellung “Geschichte der _________”.

Leider muss ich gehen: meine Mama und ich bereiten Puffer zu. Schreibe bitte zurück!

Herzliche Grüβe an deine ____________!

Dein Sven

______________________________________________________________________

Слова: E-Musik, Opa und Oma, Kudamm, Kinos, Mutti, Discos, Karte, Alex, ins, Auto, paar, Fotos, Vatti, Unis





КУБИК

Прием «кубик» используется на этапе осмысления, а именно на этапе первичного закрепления лексики. Установка на использование новых слов дает учащимся возможность применить на практике как новый вокабуляр, так и ранее изученный. Кроме того, развивается творческое, ассоциативное мышление, повышается мотивированность к работе над иноязычной лексикой у учащихся.

Учителю необходимо до урока изготовить кубик из плотной бумаги. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

  1. Опиши это. (Цвет, форма, размеры и т. п.).

  2. Сравни это. (На что похоже и от чего отличается?).

  3. Проассоциируй это. (Что это напоминает?).

  4. Проанализируй это. (Как это сделано, из чего состоит?).

  5. Приведи «за» и «против». (Поддержи или опровергни это).

  6. Примени это. (Что с этим можно сделать? Как это можно применить?)

Активизация сокращенных слов: das Kino (das Kinotheater)

Опиши

groß

dunkel









Проассо-циируй

der Film



Сравни

der Zirkus

das Theater



Проанализируй

die Halle

die Sessel

die Leinwand









Приведи «за» и «против»

f ü r”- die Freizeit



Примени

Wir gehen ins Kino
















СИНКВЕЙН

«Синквейн» быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн обогащает словарный запас учащихся.

1 строчка: название

(обычно существительное)

2 строчка: описание

(два прилагательных)

3 строчка: действия

(описание тремя словами –глаголы)

4 строчка: чувства (фраза)

5 строчка: повторение сути

(синоним названия)

Активизация сокращенных слов: die Mutti, fesch

Mutti (сокр.)

gut fesch (сокр.)

versteht ermutigt verzeiht

die beste Person auf der Erde!

Herz


Мамочка

добрая элегантная

поймет подбодрит простит

самый лучший на Земле человек!

сердце










17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!