СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит технологические карты к урокам по генетике.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал»

14




Модульное обучение на уроках биологии.

Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей или кардинальным изменением с реализацией системного подхода.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе.

В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать.

Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечивала ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

Теоретические основы модульного обучения.

Модульное обучение интегрирует все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

  1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий.

  2. Теория поэтапного формирования умственных действий. Используется самая её суть – ориентировочная форма деятельности.

  3. Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

  4. Психология. Используется рефлексивный подход.

  5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов осуществления процесса обучения.



Отличия модульного обучения от традиционного



Традиционное обучение

Модульное обучение

Фронтальные формы обучения

Индивидуальная форма обучения

Общий темп учебно-познавательной деятельности

Индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности

Содержание обучения представлено поурочным изучением материала

Содержание обучения представлено законченными информационными блоками

Дидактическая цель формируется для класса в целом без учета индивидуальных особенностей учащихся

Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения

Преобладает объяснительно-иллюстративный способ преподавания

Осуществляется деятельностный характер обучения, способствует развитию интересов и способностей ученика

Форма общения учитель-ученик устная при изучении нового материала

Форма общения учитель-ученик письменная через модули плюс личное индивидуальное общение

Самостоятельной работе ученика отводится недостаточное количество времени. Действия ученика не всегда осознанны, спланированы, направлены.

Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся более жесткое

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули непосредственно, более мягкое, сугубо целенаправленное

Есть проблема свободного (внеурочного) времени для индивидуальных консультаций учащихся

Нет. Все осуществляется на уроке.

Психологическая проблема – страх ученика перед оценкой

Снимается.





Сущность модульного обучения.



Модульное обучение – такая организация учебного процесса, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно

(или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • Точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

  • Банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

  • Методическое руководство по достижению целей;

  • Практические занятия по формированию необходимых умений;

  • Контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Введение модулей в учебный процесс

Должно осуществляться постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. В ставших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать её качества и эффективность.























Технологическая карта модуля

«Основы генетики» (7 часов)


Цели ученика

Цели учителя

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать:

  • Генетическую символику и терминологию

  • Законы Менделя

  • Схемы скрещивания

  • Хромосомное определение пола

  • Особенности изучения наследственности человека

  • Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать методы и законы наследственности

  • Решать задачи на моно и дигибридное скрещивание.


Обучающая цель:

создание условий для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

А) обеспечить усвоение учащимися знаний по основам генетики в соответствии со стандартом биологического образования

Б) добиться понимания школьниками практической значимости генетических знаний.

В) продолжить формирование у учащихся общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы на основе решения задач.

Развивающая цель:

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у 9-классников моторной памяти, критического мышления, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитательная цель:

Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентностей (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).










Логическая структура учебного модуля


Тема урока

Форма организации познавательной деятельности

  1. Генетика как наука, гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Единообразие гибридов первого поколения.

Лекция, самостоятельный поиск информации в разных источниках.

  1. Цитологические основы закономерностей наследственности при моногибридном скрещивание. Неполное доминирование Анализирующее скрещивание.

Лекция, решение задач

  1. Дигибридное скрешивание

Беседа, решение задач

  1. Сцепленное наследование признаков. Законы Т. Моргана.

Лекция. Решение задач.


  1. Взаимодействие генов

Выполнений письменных заданий. Лекция

  1. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Беседа, решение задач

  1. Урок-тренинг. Решение генетических задач

Обобщение изученного материала. Презентация. Зачет по решению генетических задач.


Диагностическая работа по теме: «Основы генетики» - зачет по решению генетических задач.













Информационная карта урока.

Модуль: «Основы генетики».

Тема 1 урока: «Генетика как наука о наследственности и изменчивости. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Единообразие гибридов первого поколения».


Целеполагание ученика

Целеполагание учителя


Ученик должен

  • Иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности; о работах Г.Менделя, гибридологическом анализе.

  • Знать:

Основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип», основные символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности;

  • Уметь:

Применять основные термины для объяснения закономерностей наследования, применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.


Рассмотреть историю становления генетики как науки, изучить основные методы и понятия генетики. Изучить закономерности и суть моногибридного скрещивания.

  1. Образовательная:

Изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой; изучить основные понятия генетики, рассмотреть символику, применяемую в генетике, выявить суть гибридологического метода.

  1. Развивающая:

Формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь.

  1. Воспитательная:

Ответственное отношение к выполнению полученных заданий.






Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап


Подготовка учащихся к работе

  1. Изучение нового материала

Лекция учителя: цель, задачи и методы исследования генетики.

Разбор основных понятий генетики: ген, аллельные гены, генотип и т.д.

Знакомство с генетической символикой

Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Понятие гомозиготы и гетерозиготы.

Составления схем семей учащихся.

Доклад учащегося на тему: «Становление генетики»

Стенд: Основные вехи в истории генетики.

Таблица: Методы генетики

Таблица: Гибридологический метод





Схема: Общепринятые в генетике обозначения




Поиск информации в разных источниках.

Изучение таблицы, акцент учащиеся делают на гибридологический метод.



Конспект в тетради, работа с учебником. Запись оформить в виде таблицы.


Запись в тетради.




Формулировку закона, учащиеся записывают в тетрадь.


  1. Закрепление изученного материала

Запись на доске моногибридного скрещивания с использованием символов и терминов.


  1. Подведение итогов

Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей.

Оценивание работы учеников на уроке



  1. Домашнее задание:

Пар.3.5, выучить термины. Построить схемы для семей из сказок на выбор.


Запись домашнего задания в дневник.







Тема 2 урока: «Цитологические основы закономерностей наследственности при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание».


Целеполагание ученика

Целеполагание учителя


Ученик должен

  • Иметь представление: о работах Г.Менделя по моногибридному скрещиванию.

  • Знать:

Термины и символику, применяемые для решения генетических задач.

  • Уметь:

объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания.


Изучить закономерности наследования при моногибридном скрещивании, рассмотреть случаи полного и неполного доминирования, изучить закономерности наследования при анализирующем скрещивании.

  1. Образовательная:

Рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания, выявить отличия полного доминирования от неполного.

  1. Развивающая:

Продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать, анализировать, делать выводы.

  1. Воспитательная:

Ответственное отношение к выполнению полученных заданий.











Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап


Подготовка учащихся к работе

  1. Проверка знаний учащихся.

Фронтальный опрос

Терминологический диктант

Трое учащихся отвечают по карточкам.

Проверка правильность написанных терминов у соседа по парте.

  1. Изучение нового материала

Лекция учителя: о цитологических основах закономерностей наследственности.

Решение классических задач на моногибридное скрещивание.

Неполное доминирование




Решение задачи на неполное доминирование.

Понятие анализирующее скрещивание. Решение задачи на анализирующее скрещивание.

Портрет Г. Менделя.


Таблица: Моногибридное скрещивание.




Задача на моногибридное скрещивание.






Задача на неполное доминирование.

Задача на анализирующее скрещивание.



Конспект в тетради.

Запись в тетрадях алгоритма решения задач.






Работа с учебником. Изучить схему наследования признаков при неполном доминировании, рис. 51.

Запись в тетрадь


Запись в тетрадь.

  1. Закрепление изученного материала


Учащиеся делают выводы: когда применяется анализирующее скрещивание.

При неполном доминировании в потомстве гибридов второго поколения расщепление по фенотипу и генотипу совпадают.

  1. Подведение итогов

Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей.

Оценивание работы учеников на уроке



  1. Домашнее задание:

Пар.3.6, решение задачи на неполное доминирование.


Запись домашнего задания в дневник.

Тема 3 урока: «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя».


Целеполагание ученика

Целеполагание учителя


Ученик должен

  • Иметь представление: о закономерностях наследования при дигибридном скрещивании.

  • Знать:

Терминологию и символику генетики, I, II,III законы Г. Менделя, закон чистоты гамет;

  • Уметь:

Пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования.


Изучить закономерности наследования при дигибридном скрещивании.

  1. Образовательная:

Выявить закономерности наследования при дигибридном скрещивании.

  1. Развивающая:

Продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать, анализировать, формулировать выводы, самостоятельно работать.

  1. Воспитательная:

Ответственное отношение к выполнению полученных заданий.




















Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап


Подготовка учащихся к работе

  1. Проверка знаний учащихся.

Фронтальный опрос

Сколько пар альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании?

Как будет называться скрещивание, при котором учитывается две пары альтернативных признаков?

Какие гены называются аллельными?

Как распределяются аллельные гены в мейозе?

Решение задач по карточкам – трое учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. Изучение нового материала

Лекция учителя: дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Закон независимого распределения генов.

Термин «Группа сцепления»

Понятие: решетка Пеннета.








Решение задачи на дигибридное скрещивание.



Таблица: «Дигибридное скрещивание».

Технологическая карта по теме урока.











Задача на дигибридное скрещивание.







Выполнение заданий по технологической карте.

Работа с учебником. Изучить и проанализировать схему скрещивания «Наследование окраски и формы семян у гороха». Сравнить схемы при моногибридном и дигибридном скрещиваниях.


Зарисовывание в тетради решетки Пеннета и решения задачи. Подсчитывание числа фенотипов и генотипов. Рассматривание каждого признака в отдельности.

  1. Закрепление изученного материала


Учащиеся делают вывод исходя из данного расщепления. Записывают в тетрадь формулировку вывода о закономерностях наследования при дигибридном и анализирующем скрещивании.

  1. Подведение итогов

Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей.

Оценивание работы учеников на уроке



  1. Домашнее задание:

Пар.3.7, проанализировать, что не удалось сделать на уроке исходя из целей. Ответить на вопросы после параграфа, решить одну задачу на выбор из предложенных (на отметку 3,4,5)


Запись домашнего задания в дневник.


















Тема 4 урока: «Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана».


Целеполагание ученика

Целеполагание учителя


Ученик должен

  • Иметь представление: о группах сцепления, о работах Бетсона, Пеннета, Моргана по изучению наследования сцепленных генов.

  • Знать:

Понятия «конъюгации», «кроссинговер», «группа сцепления», основные генетические понятия и символы.

  • Уметь:

Пользоваться полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснить механизм сцепления генов и его нарушения


Изучить механизм сцепленного наследования генов и его закономерности.

  1. Образовательная:

Рассмотреть изученные группы сцепления, выявить механизм сцепленного наследования, его закономерности и причины.

  1. Развивающая:

Продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; обобщать и выделять главное.

  1. Воспитательная:

Ответственное отношение к выполнению полученных заданий.


















Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап


Подготовка учащихся к работе

  1. Проверка знаний учащихся.

Двое учащихся отвечают на вопросы:

Для каких пар аллельных генов справедлив третий закон Г. Менделя?

При каком расположении различных пар аллельных генов он «не работает»?

Дополнительные вопросы

Решение задачи в тетради самостоятельно

Учащиеся решают задачу

  1. Изучение нового материала

Лекция учителя:

Сцепленное наследование. Раскрытие понятий Конъюгация, кроссинговер.



Закон Т. Моргана.


Учитель приводит примеры скрещиваний

Портрет Т. Моргана.


Схема №1 «Группы сцепления»

Схема № 2 «Группы сцепления у человека»

Нарушение сцепления генов.


Выполнение заданий по инструктивной карте.

Решение задачи.

Работа с учебником. Составление таблицы по новым понятиям из текста учебника.


Запись в тетрадь формулировки.

Учащиеся рассуждают какие образуются гаметы, какое ожидать потомство.

  1. Закрепление изученного материала

Решение задачи

Совместная формулировка вывода о сцепленном наследовании.

  1. Подведение итогов

Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей.

Оценивание работы учеников на уроке



  1. Домашнее задание:

Пар.3.8, Ответить на вопросы после параграфа, выучить формулировку. Составить кроссворд по новым понятиям.


Запись домашнего задания в дневник.

Тема 5 урока: «Взаимодействие генов».


Целеполагание ученика

Целеполагание учителя


Ученик должен

  • Иметь представление: о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов.

  • Знать:

Определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда».

  • Уметь:

Использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов.


Доказать, что генотип – система взаимодействующих генов; изучить основные типы взаимодействия неаллельных генов

  1. Образовательная:

Рассмотреть типы взаимодействия неаллельных генов, выявить значение этих типов взаимодействий.

  1. Развивающая:

Продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; анализировать, формулировать выводы.

  1. Воспитательная:

Ответственное отношение к выполнению полученных заданий, патриотическое воспитание С.С. Четверикова в этой области.


















Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап


Подготовка учащихся к работе

  1. Проверка знаний учащихся.

Фронтальный опрос

Тест на пройденный материал

Тестирование

  1. Изучение нового материала

Лекция учителя: о взаимодействии генов.

Раскрытие понятий: Комплементарность, полимерия, эпистаз, плейотропность.

На каждое понятие учитель приводит схему скрещивания.

Раскрытие понятия «генотипическая среда» - этот термин ввел С.С. Четвериков.

Таблица: «Взаимодействие генов».

Информационные карточки.



Схемы скрещиваний.


Чтение текста учебника и слушание рассказа учителя с заполнением таблицы «Виды взаимодействий».

Запись в тетрадь.

  1. Закрепление изученного материала


Формулировка вывода о значении взаимодействия генов в процессе эволюции, внехромосомной или цитоплазматической наследственности.

  1. Подведение итогов

Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей.

Оценивание работы учеников на уроке



  1. Домашнее задание:

Пар.3.9, подготовить доклады о цитоплазматической наследственности у человека, сделать шпаргалки по новым понятиям.


Запись домашнего задания в дневник.



Тема 6 урока: «Генетика пола».


Целеполагание ученика

Целеполагание учителя


Ученик должен

  • Иметь представление: о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом.

  • Знать:

Сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом».

  • Уметь:

Использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.


Изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.

  1. Образовательная:

Рассмотреть статистические данные, механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом.

  1. Развивающая:

Продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; решать генетические задачи, анализировать, делать выводы.

  1. Воспитательная:

Половое воспитание – формировать представление о различиях мужского и женского организмов.


















Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап


Подготовка учащихся к работе

  1. Проверка знаний учащихся.

Карточки на тему: Взаимодействие неаллельных генов.

Индивидуальная работа по карточкам

  1. Изучение нового материала

Учитель приводит данные статистики по числу хромосом для некоторых видов животных и растений.

Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом.

.




Заболевания, сцепленные с полом, обусловленные рецессивными мутациями

Таблица: Генетика пола.

Таблица: Мейоз.

Таблица: Наследование генов, сцепленных с полом.




Схема № 1. Хромосомное определение пола.

Схема № 2. Наследственные заболевания. Наследование по Х-хромосомному типу.

Схема № 3. Наследственные заболевания. Наследование по Y-хромосомному типу.

Доклад

Изучение таблиц и схем







Запись в тетрадь








Доклад учащегося.

  1. Закрепление изученного материала

Решение задачи

Запись в тетради.

  1. Подведение итогов

Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей.

Оценивание работы учеников на уроке



  1. Домашнее задание:

Пар.3.10, Ответ на вопрос: Почему не бывает черепаховых котов.(решение задачи).


Запись домашнего задания в дневник.




Тема 7 урока: «Урок – тренинг. Решение генетических задач».


Целеполагание ученика

Целеполагание учителя


Ученик должен

  • Иметь представление: о составлении схем скрещивания.

  • Знать:

Определения 1,2 и 3 закона Г.Менделя, закона Т. Могана, генетическую терминологию и символику.

  • Уметь:

Использовать полученные знания для решения генетических задач.


Закрепить знания о закономерностях наследования признаков у растений, животных и человека; способствовать развитию понятий о мейозе как цитологической основе наследственности, генах и хромосомах как материальных носителях наследственности.

  1. Образовательная:

Продолжить формирование умений решать генетические задачи самостоятельно и осмысленно.

  1. Развивающая:

Закрепить умение решать генетические задачи, анализировать условия, правильно подбирать ход решения, предвидеть что может получиться.

  1. Воспитательная:

Ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
















Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап


Подготовка учащихся к работе

  1. Обобщение полученных знаний

Презинтация: Обобщение по теме: «Основы генетики».

Ответы на вопросы

3. Контроль знаний учащихся по теме.

Карточки с задачами на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, сцепленное с полом наследование, задачи на определение групп крови (кодоминирование), полигибридное скрещивание.

Индивидуальная работа по карточкам. Решение генетических задач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!