Электронно-дидактическое обеспечение уроков русского языка.
«Лингвистическая экспедиция в страну Имя прилагательное»
Известно, что интерес к учебной деятельности у учащихся резко возрастает, если уроки разнообразны по форме и познавательны по содержанию.
Использование компьютерных технологий позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию.
Использование компьютерных технологий способствует
-
формированию умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
-
формированию исследовательских умений.
-
подготовке личности "информационного общества".
На сегодняшний день более перспективным и реальным является использование компьютера в качестве ТСО. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. В функции учителя компьютер представляет:
-
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
-
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и теоекоммуникаций);
-
индивидуальное информационное пространство;
-
тренажер;
-
средство диагностики и контроля.
Представляю модель урока русского языка с использованием информационных технологий.
Структура урока (программы), подготовленная с учетом коммуникативно-деятельностного подхода, блоковая подача материала, последовательность умственных действий по закреплению изученного способствуют тому, что теоретический и практический материал выстраивается в определенную систему.
Повторительно-обобщающий урок
«Лингвистическая экспедиция в страну Имя прилагательное»
Цели:
-
повторить раздел “Имя прилагательное” в форме занимательной игры; проверить знание теории; систематизировать знания;
-
закрепить орфографические навыки учащихся (ликвидировать пробелы в знаниях учащихся);
-
развивать образное и логическое мышление, речь;
-
способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Средства наглядности:
-
Слайды со схемами, заданиями, выполненные в программе Microsoft Power Point;
-
Музыкальное сопровождение: Вивальди «Зима» (цикл «Времена года»)
Ход урока
1. Орг. момент.
К.Д. Ушинский говорил: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».
Сегодня на уроке мы будем приводить в порядок нашу кладовую, где очень интересные слова прямо рассыпаны по полкам – красный, деревянный, серебристо-розовый, умнейший и самый благородный, силен, могуч, французский… - нам предстоит все по полочкам разложить.
-
Сформулируйте цель нашего урока. Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь поставленных целей? (Вспомнить то, что известно об имени прилагательном как части речи, актуализировать и скорректировать опорные понятия…; Какое действие выполнять? анализировать по признакам, сравнивать – делать выводы, на основе общих признаков – объединять.)
-
На экране появляется загадка:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
2. Работа на уроке. Обобщение понятий и правил темы.
-
Все ли грамматические признаки имени прилагательного указаны в «портрете»? Чего не хватает? Дополните схему. Сформулируйте научное определение имени прилагательного.
-
Слайд «Как определить окончание имени прилагательного?» (ребята должны ответить на поставленный вопрос и выбрать столбик А, Б, В, в котором окончания соответствуют пропущенным в данных словах).
-
Перечислите разряды имен прилагательных.
-
О каких прилагательных идет речь на данной страничке? Что надо знать о качественных прилагательных? (Образуют степени сравнения; образуют краткую форму; сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком…; образуют сложные прилагательные; образуют прилагательные с приставкой не-)
-
Как различать качественные и относительные прилагательные? Примеры. (Обозначают материал, из которого сделан предмет; место; временные признаки. Осенний, глубинный, оловянный)
-
Что обозначают и как образуются притяжательные прилагательные? Примеры. (Принадлежность. Папин, волчий…)
-
В каком случае происходит переход прилагательных из одного разряда в другой? Приведите примеры (золотые сережки – золотые руки (прилагательное золотые употреблено не в прямом, а в переносном смысле, т.е. оно приобрело новое, не свойственное ему прежде значение → по смыслу перешло в другую группу, стало прилагательным другого разряда – золотые руки – умелые, а это уже качество); заячий хвост – заячий тулуп – заячья душа).
-
Все ли имена прилагательные имеют степени сравнения? (Только качественные, не м.б. более осеннее, более лисьим)
-
На какие две группы делятся степени сравнения? (Сравнительная и превосходная)
-
Как образуются степени сравнения? (Простая сравнительная с помощью суффиксов –ее (-ей), -е, -ше (спокойнее, громче, тоньше), составная сравнительная более или менее + н.ф.; простая превосходная – суффиксы –ейш (-айш), составная – самый (наиболее) + н.ф.)
-
Внесите необходимые изменения на страницу путеводителя:
(Краткие прилагательные отвечают на вопросы каков(а,о,ы), изменяются по числам и родам, не изменяются по падежам, в предложении чаще всего бывают сказуемыми.)
-
Правило. (В качественных прилагательных, имеющих краткую форму, и в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на –к, -ч, -ц, пишем суффикс -к-; во всех остальных прилагательных – -ск-)
-
Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните графически условия выбора суффикса к или ск.
-
Следующая страница нашего путеводителя «н и нн в суффиксах имен прилагательных». Что вам известно об условиях выбора данной орфограммы? Все ли отражено в данной схеме? Внесите необходимые дополнения.
-
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните графически условия выбора н или нн.
-
Что общего в правилах написания не с существительными и прилагательными и в чем их различие? Как отличить прилагательные с приставкой не- от прилагательных с отрицательной частицей не?
-
Подберите к данным существительным прилагательные с не, запишите полученные словосочетания.
-
Как образуются имена прилагательные?
-
Все ли верно отражено на данной странице? Используя схему, объясните, какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие через дефис?
-
Запишите сложные прилагательные и объясните их правописание: серебристо-белый, прозрачно-чистый снег, серовато-голубой, лилово-синеватый в тени, белоствольные березы, бледно-лиловый кустарник.
3. Творческая работа.
-
Используя данные прилагательные напишите сочинение-миниатюру на тему «Этот чудный зимний день». А эпиграфом к нашей работе мы возьмем слова, принадлежащие великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому: «День чудный, солнечный, снег блестит мириадами алмазов… Из окна моего широкий вид на даль… Хорошо, просторно, всей грудью дышишь под этим необозримым горизонтом». (Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года» – «Зима».)
4. Итог урока. Удалось ли привести в систему знания об имени прилагательном? Какие действия помогли нам в этом? (Анализировали, сравнивали, на основе общих признаков объединяли)
5. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.
Уроки с использованием ИКТ не заменяют учителя, а. наоборот, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельностным.
Использование слайдов на уроке удобно тем, что учителю во время урока не приходится тратить время, делая записи на доске, - это позволяет выдерживать высокий темп урока, держать внимание всех учащихся класса. Программные средства позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материалов.
Использование компьютерных технологий позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материалов, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а так же вести экстренную коррекцию.