СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья»

Электронно-дидактическое обеспечение уроков русского языка.

«Лингвистическая экспедиция в страну Имя прилагательное»

Известно, что интерес к учебной деятельности у учащихся резко возрастает, если уроки разнообразны по форме и познавательны по содержанию.


Использование компьютерных технологий позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию.


Использование компьютерных технологий способствует

  • формированию умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

  • формированию исследовательских умений.

  • подготовке личности "информационного общества".

На сегодняшний день более перспективным и реальным является использование компьютера в качестве ТСО. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. В функции учителя компьютер представляет:

    • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

    • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и теоекоммуникаций);

    • индивидуальное информационное пространство;

    • тренажер;

    • средство диагностики и контроля.

Представляю модель урока русского языка с использованием информационных технологий.


Структура урока (программы), подготовленная с учетом коммуникативно-деятельностного подхода, блоковая подача материала, последовательность умственных действий по закреплению изученного способствуют тому, что теоретический и практический материал выстраивается в определенную систему.

Повторительно-обобщающий урок

«Лингвистическая экспедиция в страну Имя прилагательное»

Цели:

  • повторить раздел “Имя прилагательное” в форме занимательной игры; проверить знание теории; систематизировать знания;

  • закрепить орфографические навыки учащихся (ликвидировать пробелы в знаниях учащихся);

  • развивать образное и логическое мышление, речь;

  • способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Средства наглядности:

  • Слайды со схемами, заданиями, выполненные в программе Microsoft Power Point;

  • Музыкальное сопровождение: Вивальди «Зима» (цикл «Времена года»)

Ход урока

1. Орг. момент.

К.Д. Ушинский говорил: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Сегодня на уроке мы будем приводить в порядок нашу кладовую, где очень интересные слова прямо рассыпаны по полкам – красный, деревянный, серебристо-розовый, умнейший и самый благородный, силен, могуч, французский… - нам предстоит все по полочкам разложить.

  • Сформулируйте цель нашего урока. Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь поставленных целей? (Вспомнить то, что известно об имени прилагательном как части речи, актуализировать и скорректировать опорные понятия…; Какое действие выполнять? анализировать по признакам, сравнивать – делать выводы, на основе общих признаков – объединять.)

  • На экране появляется загадка:

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

  • О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

  • Верно, молодцы. А сейчас мы отправляемся в лингвистическую экспедицию в страну…

2. Работа на уроке. Обобщение понятий и правил темы.

  • На экране появляется слайд «Портрет имени прилагательного»:

  • Все ли грамматические признаки имени прилагательного указаны в «портрете»? Чего не хватает? Дополните схему. Сформулируйте научное определение имени прилагательного.

  • Слайд «Как определить окончание имени прилагательного?» (ребята должны ответить на поставленный вопрос и выбрать столбик А, Б, В, в котором окончания соответствуют пропущенным в данных словах).

  • Следующая страница нашего путеводителя «Разряды имен прилагательных».

  • Перечислите разряды имен прилагательных.

  • О каких прилагательных идет речь на данной страничке? Что надо знать о качественных прилагательных? (Образуют степени сравнения; образуют краткую форму; сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком…; образуют сложные прилагательные; образуют прилагательные с приставкой не-)

  • Как различать качественные и относительные прилагательные? Примеры. (Обозначают материал, из которого сделан предмет; место; временные признаки. Осенний, глубинный, оловянный)

  • Что обозначают и как образуются притяжательные прилагательные? Примеры. (Принадлежность. Папин, волчий…)

  • В каком случае происходит переход прилагательных из одного разряда в другой? Приведите примеры (золотые сережки – золотые руки (прилагательное золотые употреблено не в прямом, а в переносном смысле, т.е. оно приобрело новое, не свойственное ему прежде значение → по смыслу перешло в другую группу, стало прилагательным другого разряда – золотые руки – умелые, а это уже качество); заячий хвост – заячий тулуп – заячья душа).

  • Все ли имена прилагательные имеют степени сравнения? (Только качественные, не м.б. более осеннее, более лисьим)

  • На какие две группы делятся степени сравнения? (Сравнительная и превосходная)

  • Как образуются степени сравнения? (Простая сравнительная с помощью суффиксов –ее (-ей), -е, -ше (спокойнее, громче, тоньше), составная сравнительная более или менее + н.ф.; простая превосходная – суффиксы –ейш (-айш), составная – самый (наиболее) + н.ф.)

  • Внесите необходимые изменения на страницу путеводителя:

  • А теперь немного поиграем. Перед вами прилагательные и формы их превосходной степени сравнения. Правильно ли она образована? Если форма превосходной степени неверная, хлопните в ладоши и исправьте ее.

  • Посмотрим на следующую страницу нашего путеводителя. О каких именах прилагательных пойдет речь дальше?

(Краткие прилагательные отвечают на вопросы каков(а,о,ы), изменяются по числам и родам, не изменяются по падежам, в предложении чаще всего бывают сказуемыми.)

  • Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце? Нет ли ошибки в нашем путеводителе?

  • Чем объяснить, что в некоторых случаях после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных пишем о, а в некоторых е?

  • Работа на карточках: Ое после шипящих и ц

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    Туч..й

    Пирож..к

    Ж..лтый

    Ш..пот

    Больш..й

    Горяч..му

    В дремуч..м

    В свеж..м

    Могуч..го

    Книж..нка

    Реч..нка

    Ш..рох

    Крыж..вник

    Хорош..е

    В колюч..м

    Улиц..й

    Ч..рствый

    Огурц..в

    Руч..нка

    Овраж..к

    Птиц..й

    Ландыш..м

    Старш..му

    В чуж..м

    Ш..л

    Чертеж..м

    Ключ..м

  • Продолжаем говорить о кратких прилагательных.

  • Правило. (В качественных прилагательных, имеющих краткую форму, и в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на –к, -ч, -ц, пишем суффикс -к-; во всех остальных прилагательных – -ск-)

  • Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните графически условия выбора суффикса к или ск.

  • Следующая страница нашего путеводителя «н и нн в суффиксах имен прилагательных». Что вам известно об условиях выбора данной орфограммы? Все ли отражено в данной схеме? Внесите необходимые дополнения.

  • Запишите словосочетания, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните графически условия выбора н или нн.

  • Что общего в правилах написания не с существительными и прилагательными и в чем их различие? Как отличить прилагательные с приставкой не- от прилагательных с отрицательной частицей не?

  • Подберите к данным существительным прилагательные с не, запишите полученные словосочетания.

  • Как образуются имена прилагательные?

  • Все ли верно отражено на данной странице? Используя схему, объясните, какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие через дефис?

  • Запишите сложные прилагательные и объясните их правописание: серебристо-белый, прозрачно-чистый снег, серовато-голубой, лилово-синеватый в тени, белоствольные березы, бледно-лиловый кустарник.

3. Творческая работа.

  • Используя данные прилагательные напишите сочинение-миниатюру на тему «Этот чудный зимний день». А эпиграфом к нашей работе мы возьмем слова, принадлежащие великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому: «День чудный, солнечный, снег блестит мириадами алмазов… Из окна моего широкий вид на даль… Хорошо, просторно, всей грудью дышишь под этим необозримым горизонтом». (Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года» – «Зима».)

4. Итог урока. Удалось ли привести в систему знания об имени прилагательном? Какие действия помогли нам в этом? (Анализировали, сравнивали, на основе общих признаков объединяли)

5. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.

Уроки с использованием ИКТ не заменяют учителя, а. наоборот, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельностным.

Использование слайдов на уроке удобно тем, что учителю во время урока не приходится тратить время, делая записи на доске, - это позволяет выдерживать высокий темп урока, держать внимание всех учащихся класса. Программные средства позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материалов.

Использование компьютерных технологий позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материалов, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а так же вести экстренную коррекцию.



Просмотр содержимого презентации
«Приложение1»

Лингвистическая экспедиция в страну Имен прилагательных Определяю я предметы.  Они со мной весьма приметны  Я украшаю вашу речь,  Меня вам надо знать, беречь.

Лингвистическая экспедиция в страну

Имен прилагательных

Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

Портрет имени прилагательного

Портрет имени прилагательного

Как определить безударное окончание имени прилагательного?  А Б В ию  иго  им  ом  ово  ии  ога  В летн… ночь  Колюч… ежа  В свеж… воздухе  На горяч… песке  От жарк… солнца  Ранн… утро  У больш… дуба ею  иво  ом  им  ова  ие  ова  юю  его  ем  ем  ого  ее  ого

Как определить безударное окончание имени прилагательного?

А

Б

В

ию иго им ом ово ии ога

В летн… ночь Колюч… ежа В свеж… воздухе На горяч… песке От жарк… солнца Ранн… утро У больш… дуба

ею иво ом им ова ие ова

юю его ем ем ого ее ого

Разряды имен прилагательных Каких только прилагательных ты не найдешь здесь. Маленькие и большие, взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. Каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше? У кого меньше? Мир этих прилагательных, таких непохожих и ярких, безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественней?  САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ СИЛЬНЕЕ Выпишите 5 прилагательных, используемых в рекламе, укажите их разряд.

Разряды имен прилагательных

Каких только прилагательных ты не найдешь здесь. Маленькие и большие, взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. Каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше? У кого меньше? Мир этих прилагательных, таких непохожих и ярких, безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественней?

САМЫЙ СИЛЬНЫЙ

ОЧЕНЬ

СИЛЬНЫЙ

СИЛЬНЕЕ

Выпишите 5 прилагательных, используемых в рекламе, укажите их разряд.

Степени сравнения имен прилагательных

Степени сравнения имен прилагательных

  • Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
  • На какие две группы делятся степени сравнения?
  • Как образуются степени сравнения?
  • Внесите необходимые дополнения на страницу путеводителя.
Игра “СТОП” Исправьте ошибку:

Игра “СТОП”

Исправьте ошибку:

  • Строгий – строгайший
  • Добрый – добрейший
  • Тихий – тихайший
  • Храбрый – храбрейший
  • Глубокий – глубокайший
  • Богатый – богатейший
  • Высокий – высочайший
  • Редкий – редкайший
  • Осенний – осеннейший
  • Медвежий – медвежайший.
Краткие имена прилагательные В сказке девочка жила.  Как она была мила!  Как она была мала!  Как умна она была!

Краткие имена прилагательные

В сказке девочка жила. Как она была мила! Как она была мала! Как умна она была!

  • Что вы знаете о жизни кратких имен прилагательных?
Что надо знать о правописании кратких прилагательных с основой на шипящий?  Внесите изменения на страницу. После в кр. прилаг.     могуч  Ь Ш .

Что надо знать о правописании кратких прилагательных с основой на шипящий?

Внесите изменения на страницу.

После в кр. прилаг.

могуч Ь

Ш .

Ш. После и Ц  в ^ и □  О Е  Е Ж ОВ ЫЙ ГЛЯН Ц ЕВ ЫЙ Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в правописании гласных о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных?

Ш.

После и Ц

в ^ и □

О Е

Е Ж ОВ ЫЙ

ГЛЯН Ц ЕВ ЫЙ

Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в правописании гласных о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных?

Правописание каких суффиксов прилагательных связано с краткой формой?  рез к ий – резок   дет ск ий – дети  Ь   июн ь ский Январ ск ий  ь Немец…ий  Киргиз…ий  Белорус…ий  Дерз..ий  Турец…ий  Матрос…ий  Ткац…ий  Сибир…ий  Вяз…ий  Рус…ий  Июнь…ий  Низ…ий

Правописание каких суффиксов прилагательных связано с краткой формой?

рез к ий – резок

дет ск ий – дети

Ь июн ь ский

Январ ск ий ь

Немец…ий Киргиз…ий Белорус…ий Дерз..ий Турец…ий Матрос…ий Ткац…ий Сибир…ий Вяз…ий Рус…ий Июнь…ий Низ…ий

н  и  нн  в прилагательных

н и нн в прилагательных

  • Песч..ый берег
  • Це..ая вещь
  • Глин..ый горшок
  • Ю..ый герой
  • Стекл..ый шар
  • Комар..ый укус
  • Безветр..ый день
  • Чугу..ый рельс
  • Кож..ый портфель
  • Солом..ая крыша
  • Дерев..ый стол
  • Звер..ый взгляд
  • Бесчисл..ые звезды
Правописание не с прилагательными  НЕВЗРАЧНЫЙ  НЕЗАВИСИМЫЙ (СВОБОДНЫЙ) НЕ РОБКИЙ,  А СМЕЛЫЙ НИСКОЛЬКО НЕ  ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА Известие …  …ответ Квартира …  Почерк …  Характер …  Река …, а …  Решение …

Правописание не с прилагательными

НЕВЗРАЧНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ (СВОБОДНЫЙ)

НЕ РОБКИЙ, А СМЕЛЫЙ

НИСКОЛЬКО НЕ ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА

Известие … …ответ

Квартира … Почерк … Характер … Река …, а … Решение …

Прилагательные образуются не только приставочными или суффиксальными способами. Они могут быть образованы путем сложения основ. В этом случае получается сложное слово.   Светло-голубой Русско английский Восточно Сибирская Северо восточный    С З     В    Ю Голубоглазый  (голубые глаза)

Прилагательные образуются не только приставочными или суффиксальными способами. Они могут быть образованы путем сложения основ. В этом случае получается сложное слово.

  • Светло-голубой
  • Русско английский
  • Восточно Сибирская
  • Северо восточный

С

З В

Ю

Голубоглазый (голубые глаза)

Сочинение-миниатюра на тему  “ Этот чудный зимний день…”   “ День чудный, солнечный, снег блестит мириадами алмазов…  Из окна моего широкий вид на даль… Хорошо, просторно, всей грудью дышишь под этим необозримым горизонтом».   П.И. Чайковский

Сочинение-миниатюра на тему “ Этот чудный зимний день…”

День чудный, солнечный, снег блестит мириадами алмазов… Из окна моего широкий вид на даль… Хорошо, просторно, всей грудью дышишь под этим необозримым горизонтом».

П.И. Чайковский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!