СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для развития функциональной грамотности на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры использования разнообразных материалов для развития функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для развития функциональной грамотности на уроках физической культуры»

«МУ МХЦ Управления образованием администрации Перелюбского муниципального района Саратовской области»



Муниципальная дистанционная научно-практическая конференция

педагогов – предметников общеобразовательных учреждений

Перелюбского муниципального района

«Функциональная грамотность - горизонты открытий»



Дидактический материал

для развития функциональной грамотности

на уроках физической культуры



Секция «Развитие функциональных качеств личности на уроках»








Автор:

Князев Алексей Анатольевич,

учитель технологии и физической культуры

МБОУ «ООШ п. Пригорки Перелюбского муниципального района Саратовской области»



2020 г


Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………..

3

Дидактический материал ……………………………………………..

5
































Дидактический материал

для развития функциональной грамотности

на уроках физической культуры



    Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

  Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Пример 1.

Разгадай ребус. Полученное слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: организм

Ответ:__________

Пример 2

Разгадай загадку.

«По пушистому животу

бьют меня невмоготу,

метко сыплют игроки

мне ногами тумаки».

Выбери ответ-отгадку.

а) б) в) г)



Пример 3

В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: вагб

а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт

Ответ: ___________

Пример 4

Разгадай кроссворд, и узнаешь, как называлась в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков. Ключевое слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: команда

*в ячейки с цифрами буквы не вписывать


По горизонтали:

1. Спорт в воде.

2. Место для купания.

3. Физическая …

4. «Бросание» предметов.

5. Физическое качество человека.

6. Начало дистанции.

7. Скоростное физическое качество.

8. Инвентарь для прыжков на месте и в движении.

Ответ:__________



Пример 5. Технологии критического мышления.

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Критическое мышление проходит 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Приемы формирования функциональной грамотности учащихся посредством ТКМ на уроках физической культуры:

1. «Кластер» - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Этот прием развивает у детей умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдения, формулировать вопросы, находить главное, проводить аналогии, сравнивать и анализировать, содействует самообразованию, активизирует учебную деятельность. Учащимся предлагается работать в паре, группе. Ребята составляют кластер по темам: « Профилактика ОРЗ», «Предупреждение сколиоза», «Профилактика травматизма на уроке физической культуры», «Правила здорового питания», «Польза бега и ходьбы» и др. и в конце делают вывод, как видят решение этой проблемы.

2. «Диаграмма Вена» – графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Можно использовать для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например: сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, им предлагается работать в паре, в группе. Данный прием учит слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес.

3. Чтение с пометками.  Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д. Данный приём способствует развитию читательской грамотности.

4 . Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, при помощи которых готовят выступление по определенной теме.

































Пример 6. Задания творческого характера, формирующие функциональную грамотность.

Задание №2 (составлено самостоятельно)

Тематическая область: здоровье

Класс: 4

Текст учебного задания:

Частота сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС – один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы, который можно использовать для самостоятельного контроля. Частота пульса измеряется в количестве ударов в минуту.

Нормы ЧСС по возрастам

Новорождённые
от 0 до 3 мес.

Младенцы от
3 до 6 мес.

Младенцы от
6 до 12 мес

Дети от 
1 года до 10 лет

Дети старше 10 лет и
взрослые, включая пожилых

Хорошо тренированные
взрослые спортсмены

100—150

90—120

80—120

70—130

60—100

40—60

Выполнение любых физических упражнений повышает ЧСС. Чем физическая нагрузка больше, тем пульс чаще.

Вопрос

Типовая задача для учащегося

Планируемый образовательный результат

Вопрос № 1

При легкой физической нагрузке пульс достигает 100-120 уд./мин, во время средней – 130-150 уд./мин, при высокой – 160-190 уд./мин. Какие физические нагрузки можно отнести к наиболее интенсивным?

А. Ходьба

В. Прогулка на велосипеде

С. Бег по пересеченной местности

Вопрос № 2



Отметь на рисунке места, где можно нащупать пульс









Вопрос № 3

Пульс подсчитывают обычно за 10-секундный интервал, используя секундомер. На какое число нужно умножить полученный показатель, чтобы получить значение ЧСС за 1 минуту?

А. на 10

В. на 15

С. на 6

D. на 9



Вспомнить, распознать и применить соответствующие естественнонаучные знания.







Вспомнить, распознать и применить соответствующие естественнонаучные знания.









Вспомнить и применить соответствующие математические знания.









Демонстрирует знание и понимание естественнонаучных понятий











Демонстрирует знание и понимание естественнонаучных понятий













Демонстрирует знание и понимание математических понятий



Виды грамотности: читательская, естественнонаучная, математическая


Выводы:

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в  проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для 

обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”.

«Если мы сегодня будем учить детей так, как вчера, мы украдем у них завтра» (Джон Девей)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!