Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для урока биологии в 8 классе для учителей использующих педагогическую технологию индивидуального стиля учебной деятельности обучающегося на уроках»
Тема: Биологические и социальные факторы в эволюции человека.
Расы людей.
1. Активное слушание.
После рассказа учителя ответить на следующие вопросы:
А) какие факторы эволюции человека можно выделить?
Б) что сыграло ведущую роль в эволюции человека?
В) по каким показателям происходил антропогенез?
Г) с какими чертами выживали особи и почему?
Д) Почему зависимость людей от естественного отбора уменьшалась?
2. Подтвердите или опровергните
Гипотеза: «Расы возникли, как приспособление людей к условиям существование».
3. Сравнить черты по изображению:
А) монголоидную и негроидную.
Б) европеоидную и монголоидную.
4. Найти ошибки в тексте.
Человечество в настоящее время представлено одним видом Homo sapiens (человек разумный). Этот вид однороден. Он состоит из трех больших и множества мелких переходных рас — биологических групп, отличающихся мелкими морфологическими признаками. К таким признакам относятся: тип и цвет носа, цвет кожи, глаз, форма волос, губ, лица и головы, пропорции тела и конечностей. Расы появились в результате расселения и географической изоляции предков современных людей в различных природно-климатических условиях. Расовые признаки не наследуются. Они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды и носили адаптивный характер. Как уже отмечалось, расовые особенности не наследуются, и, видимо, часть из них в прошлом носила адаптивный характер. Так, темная кожа негроидов притягивает яркие солнечные лучи; в курчавых волосах создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Узкий нос и тонкие губы с малой поверхностью слизистых оболочек способствуют быстрому испарению влаги с высокой теплоотдачей. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим способствует синтезу витамина К, предохраняя человека от рахита. Узкий широкий нос обеспечивает согревание вдыхаемого воздуха. Некоторые признаки монголоидов являются результатом адаптации к суровому, часто с пыльными бурями климату Центральной Америки.
5. Составить пять предложений со следующими понятиями, так чтобы другие слова в этих предложениях не повторялись.
А) естественный отбор
Б) Расы
В) членораздельная речь
Г) абстрактное мышление.
6. Найти соотношение фактов и понятий.
Понятие | Факт |
1. Негроидная раса | Светлая или смуглая кожа. Прямые или волнистые, чаще всего светлые волосы. Узкий продолговатый нос, тонкие губы большие голубые или серые глаза. |
Европеоидная раса | Светлая кожа, прямые темные волосы, широкий нос, тонкие губы, узкий разрез глаз и кожная складка во внутреннем углу глаза |
Монголоидная раса | Черный цвет кожи, вьющиеся густые темные волосы, широкий нос, толстые губы, большие темные глаза |
7.Назовите одним словом
А) Австрало-негроидная, монголоидная, европеоидная - …
Б) Труд, общество, членораздельная речь, абстрактное мышление –
8.Доказать гипотезу.
1. Доказать, что расы являются следствием приспособления людей к среде обитания.
2. Доказать, что труд фактор антропогенеза.
9. Составить синквейн с понятием «отбор»
10. Составить кроссворд
11. Составить листовку о равенстве рас