СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5-7 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты патриотического характера направлены на  воспитание  у учащихся любви к Родине и уважение к трудовым и боевым подвигам русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5-7 классов»

Подборка текстов патриотического характера

1. Распознавание предлогов с пространственным значением.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставьте буквы, раскройте скобки. Заключите в прямоугольник предлоги, с помощью которых выражены пространственные отношения (т.е. обозначено место).

В Новороссийск…, на набережной, лиц…м к Цемесской бухт… стоит на бе…сменном посту бронзовый неизвес…ный солдат.

Б…гатырская грудь его обтянута полосатой т…льняшкой бе…козырка надвинута на лоб рука (с, з)жимает автомат край набро…(н,нн)ой на плечи (плащ)палатк… будто подхвачен порывом встречного ветра. Он только (что) вышел из боя. И снов… готов сража…ся. На суровом лице запеч…тлелась бе…предельная решимость. Бронз…вый матрос словно спраш…вает Что ещё надо (с,з)делать Родина скажи где я нужен тебе

(Г.Н. Холостяков, Герой Советского Союза)

2. Употребление предлогов при однородных членах предложения.

Прочитайте и определите основную мысль текста. Найдите однородные члены предложения. В каких группах однородных членов предлог употреблён лишь перед первым однородным членом и опущен перед последующими, чтобы избежать «назойливого» повторения предлога? Спишите, расставляя пропущенные запятые, заключите в прямоугольник предлоги.

Родина – это всё. Это – ощ…щение счастья от зрелища огромной нашей страны её лесов закатов морских поб…режий наглаже(н, нн)ых пр…боями деревень смотрящих в заречную даль. Это ощ…щение счастья от ле…кого неба её ветров её людей от их труда от гудков пар…возов мчащихся к великим её городам к заводам шахтам рудникам создающ … (не)слыханные богатства. Это ощ…щение горд…сти прошлым и предч…ствие в…ликолепного буд…щего которого мы (ни, не)кому (не)отдадим.

(по К.Г. Паустовскому)

3. Употребление предлогов.

Спишите, заключите в прямоугольник предлоги, вставьте пропущенные буквы, объясните постановку знаков препинания.

В памяти людей.

В Тюмен… на суко…ном комбинате я видел около одного станка табличку с надписью: «Здесь работает Герой Советского Союза Марите Мельникайте». Этот станок обслуж…вает работающая на соседнем станке Лидия Косьянова. Всё, что заработано на станке Мельникайте, она передаёт в фонд Мира.

В 1941 г…ду ураган войны вырвал Марите Мельникайте из р…дной Литвы и з…бросил в Западную Сибирь. Огромная Россия, её добрые люди протянули девушк… руку дружбы, приютили её, как и многие тысячи других людей, време…но лишившихся р…дного крова. В Тюмен… Марите работала на заводе, делала мины для фронта, а потом п…просила, чтобы её отправили в оккупированную врагом Литву в партизанский отряд. Та она и п…гибла смертью героя. Именем героини названа улица в новом районе Тюмен… .

Ру…кая девушка Лидия Косьянова, работая на станке Марите Мельникайте, словно из нитей своего сер…ца, ткёт чудес…ную ленту дружбы народов.

(по материалам Интернета)

4. Определение смысловых отношение, выраженных сочинительными союзами.

Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы. Какой из них выражает отношение соединения, а какой – противопоставления? Есть ли различие в употреблении запятой перед каждым из этих союзов?

Дружба везде нужна а на войне в особенност… . Дркж…ли в одной пехотн… рот… радист Степан Кузнецов и пул…мётчик Иргаш Джафаров.

Кузнецов был син…глазый рус…волосый весёлый паренёк, родом р…занский а Джафаров казах, смуглый ж…тель степей, всегда задумч…вый и все песни про с…бя нап…вал.

Кузнецову его песни нравились. Он говорил Мотив хороший грус…ный за сер…це трогает а вот слов (не)пон…маю. Надо выучить.

И (во)время похода всё учился казах…ому языку. И на марше и на пр…вале всегда дру…ки вместе из одного котелка едят одной ш…нелью укрываю…ся перед сном всё ш…пч…тся. (В)конце концов Кузнецов стал пон…мать песни Джафарова и часто перев…дил их на русский язык.

Дружба и сил пр…бавляет и в бою выруч…ет.

(по Н. Богданову)





5. Нахождение слов-профессионализмов.

Прочитайте. Какова основная мысль текста? Какие из слов используются преимущественно в речи военных? Являются ли эти слова профессиональными или стали общеупотребительными?

(В) одной из тр…ншей, пов…рачивая против фашистов их же замолкший и оставленный здесь пулемёт, краснофлотцы нашли (возле) него тело русского бойца. Он был (в)каск…, в защитной г…мнастёрк… . Но когда (в) поисках документов ра(с,сс)тегнули ворот, (под) ним увидели зн…комые сине-белые поло(с, з)ки флотской тельня…ки. И молча сняли моряки свои бе…козырки, обв…дя глазами место неравного боя.

Кругом в…лялись мёртвые фаш…сты – весь пулемётный расчёт и те, кто, видно, по…бежал на выруч(?)ку. В груди унтер-офицера торчал неме…кий штык. Погибший моряк в одной руке сжимал неме…кую гранату в другой – немецкий автомат.

Фамилию моряка (не) узнали: документы были неразличимо залиты кровью, а лицо изуродовано выстрелом в упор. О нём знали одно: он был моряком, смелость, ярость, отвага которого выпл…снулись на врага.

(по Л. С. Соболеву)

Спишите. Назовите виды орфограмм на месте пропуска букв. Прочитайте книгу Л.С. Соболева «Батальон четверых». Напишите, какой из рассказов вам больше всего понравился и почему.


6. Прочитайте. Озаглавьте текст. Какова основная мысль текста? Спишите, расставляя запятые. Подчеркните слова, появившиеся во время Великой Отечественной войны.

Думая о переж…том, о суровых годах Великой Отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек и девч…нок. Г…лодных и пр…мёрзших, их прив…дили в штабные з…млянки. К…мандиры и с…лдаты к…рмили их горяч…й похлёбкой и часами терп…ливо уб…ждали вернут(?)ся домой. Чаще всего они упрямо молч…ли. Их всё-таки отпр…вляли. Но через неделю-другую они снова по…влялись в соседн…м подразделении… .

Мы любили этих девч…нок и мальчишек. Порой думали, что перех…трим и оденем в переш…тую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но они часто проявляли изумительную хитрость.

А потом, освоившись, были неуловимыми связными отличными стрелками смело ходили в разве…ку часто неожиданно оказывались в самом пекл… боя. Их в…ло в бой непреодолимое желание быть похож…ми на настоящих солдат, бойц…в, воинов. И дело здесь не только во внешней похожести в романтик… военной формы а в сущности, в про…влени… жгуч…й (не)нависти к врагу и неодолимой любви к Родине.

Пусть всегда будут в нашей памяти мальчишки и девч…нки времён войны!

Честь и слава им!

(И. Баграмян, Маршал Советского Союза)

Над какими видами орфограмм вы работали, вставляя пропущенные буквы?


7. Однокоренные слова и форма одного и того же слова.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая части слова, в которых пропущены буквы. Попробуйте различить в тексте однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Мамаев курган.

Впервые я увидел Волгоград ранн…м летн…м утром. Волга дымилась от тумана покрикивали невидимые п…роходы мирно зв…нили трамваи. На наб…режной оз…боченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на теплый, не успевший остыть за ночь асфальт.

Красивый город, спокойный город.

А в сотн… метров от наб…режной стоял дом. Вернее, то, что раньше было домом. Без окон без дверей без крыши. Стены его были изр…шечены пулями ч…рный нагар от снарядов сохр…нился с тех памятных времён когда на весь мир прозвуч…ло слово «Сталинград».

Нед…леко от этого дома горит Вечный огонь, зажжё(н,нн)ый в честь защитников волжской твердын… . В караул… у Вечного огня мальчишки и девч…нки - внуки защитников города.

Когда тёплый ветерок разогнал туман над городом, я увидел монумент Родине-матери, который возвыша…тся над Мамаевым курганом. Родина –мать зовёт в бой, в бой решительн…й, непокорен…й, несломлен…й.

На Мамаевом кургане нельзя быть равнодушным. Нельзя без комка в горле прох…дить мимо скульптур наших воинов нельзя без волнения читать на…писи которые в грозном сорок втором выцарапывали на стенах домов солдаты клянясь в верности Родине клянясь до последней капл… крови защ…щать Сталинград.

С Мамаева кургана гор…д как на ладони. Бе…конечные улицы красивые дома утопают в зелен…, и трудно поверить что после и…гнания фаш…стов в городе не было ни одного целого здания ни одного ж…вого дерева - только ч…рные обожжё(н, нн)ые стволы. Волгоградц… заново отстроили свой гор…д.

(по И. Никонову)


8. Правописание прилагательных.

Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тему и основную мысль текста. Выпишите прилагательные, написание которых определяется правилами правописания: 1) согласных в суффиксах прилагательных, б) сложных прилагательных, в) НЕ с прилагательными.


Москва так красива, мы так привыкли к её красоте, что порой перестаём замечать её. Но стоит уехать из города на полгода, на месяц, на неделю, как она будет вырастать в твоей памяти утром, днём, вечером. Прекрасная, необыкновенная, почти сказочная.

Розовато-холодный осенний рассвет встаёт позади Кремля, над зубцами сосен и коническими остриями башен. Тёмная ноябрьская вода бесшумно струится под высокими мостами – Москворецким, Каменным, Крымским, Бородинским. Если встать на Бородинский мост, где над тяжёлыми пролётами высятся эмблемы воинской славы, где за 100 верст позади Бородинское поле, а впереди Кремль, можно окинуть взглядом пустынные утренние набережные; там, за поворотом реки, высятся воздушные серебряные цепи Крымского моста.

Москва, ты всегда была для русских людей символом Родины, символом жизни!

(по К. Симонову)


9. Определение главной мысли текста.

Прочитайте. Сформулируйте главную мысль текста, затем назовите слова, с помощью которых автор раскрывает эту мысль. Спишите, подчёркивая глаголы и обозначая спряжение.


Многие из вас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учёбой.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. Но главное – беречь Родину. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с ружьём. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.

(по Ю. Яковлеву)

Объясните пунктуацию в предложениях с двоеточием. Составьте схему первого предложения.



10. Знаки завершения.

Спишите, расставляя знаки препинания в конце предложений. Над какой пунктограммой вы работали? В каких частях слов пропущены буквы.


Родина

И какая же сверкающая даль Как пр…красна светлая наша страна Горы, леса, моря и озёра - конца-краю нет… Кому не понятна гордость тобой и нежная сыновья любовь к тебе Какой враг может выжеч(?) любовь к тебе

Скорее тёмные леса твои опрокинутся корневищами в небо, а в…ршинами вр…стут в землю, чем выжгут из сердец твоих сынов и дочерей вечную любовь к тебе

Да и как можно выжеч(?), искоренить то, что вошло в кровь человека с молоком его матери

Родина Необ(?)ятна ты и величественна, как океан.

(по Е. Пермитину)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!