СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дидактический материал по теме "Корень. Однокоренные слова"
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Дидактический материал по теме «Корень. Однокоренные слова»
Подготовила:
студентка Ш-41 группы
Толстова Светлана
г.Ейск,2019 г.
Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы, как части слова. Словообразование изучает образование слов от других слов с помощью определенных операций.
Задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся. Ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков.
Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскр-тся только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале учащихся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.
1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.
Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.
Наблюдения в 1 классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.
2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учебебной задачи данного этапа:
- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,
- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,
- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их признаков: семантической и структурной общности, т.е. развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.
Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокор-ных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть). Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Знания о единообразном написании корня в однокоренных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласных в корне. Поэтому при ознакомлении учащихся с написанием слов, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом, важно научить правильно писать не только то слово, которое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.
Усвоив, что корень - это «общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение», школьники учатся подбирать родственные слова, находить корень в составе основы; определять в группах родственных слов исходное слово.
Целесообразно познакомить учащихся и с корнями - омонимами, что предупредит появление ошибок в подборе родственных слов. Например: -вод - водить, вода; - кос -: коса - косой (взгляд); - вин-: винить, вино; - голуб-: голубь - голубой и т.п. Усвоению темы способствуют упражнения типа. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Обозначьте корни в записанных словах.
Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня; вода, безводный, водитель, водяной, водить; носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить; красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение.
Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.
Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.
Прочитай слова. Какое слово лишнее? Запиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Печурка, печь, печка, печать,
Шиповник, шипы, шипит, шиповки.
Лев, левша, левый, налево.
Маленький, малыш, малевать, малявка.
Прочитай. Спиши. Вставь пропущенную букву.
Шерсть – ш..рстяной Шесть – ш..стой Шелест – ш..лестеть Жить – ж..вой Шип – ш..пы Тащит – т..щил | Кормит – к..рмил Пишет – п..сал Ходит – х..дил Пляшет – пл..сал Ловит – л..вил Бродит – бр..дил |
Выделите корень у родственных слов.
Соль, соленый, посолить, соленья, рассол.
Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.
Ночь, ночка, ночной, ночевал, ночевка, заночевать.
Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.
Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.
© 2019, Толстова Светлана Анатольевна 292 5