СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме "Стихотворные упражнения на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал поможет ребёнку запомнить огромное количество правил.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме "Стихотворные упражнения на уроках русского языка"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Елизаровская основная общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области













Дидактический материал для учащихся.




Тема работы:



Стихотворные упражнения на уроках русского языка

в начальной школе




Автор работы:


Кешокова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного

учреждения Елизаровская основная общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Костромской области







Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. 
Изобилие учебного материала, ничем не окрашенное, выданное в сухой и строгой форме, вряд ли вызовет интерес у младших школьников и принесет добрые плоды.

 Цель данного пособия - обеспечить учителя и учащихся дополнительными упражнениями, показать систему работы с ними на уроках русского языка. Использование данного материала позволит варьировать работу на уроке с учетом конкретных условий и возможностей, поможет осуществить дифференцированный подход в обучении русскому языку, наладить самостоятельную индивидуальную работу учащихся, что особенно важно в условиях малокомплектной школы.

Как сделать урок русского языка интересным, ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? На помощь придет замечательное средство обучения – стихотворные правила, рифмовки.

Представленный в данной работе дидактический материал поможет ребенку запомнить огромное количество правил, формулировок, понятий; отложить в памяти наиболее трудные случаи правописания и сделать эту работу осмысленной и эффективной. Материалы пособия можно использовать в работе по любым школьным программам.

Рифмовки – специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы с определённой дидактической целью. Они помогают учителю не только направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, но и повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Рифмовки, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной школы.

Применение рифмовок в качестве занимательных заданий даёт положительные результаты. Рифмовки коротки и непритязательны. В 12-16 словах содержится, как правило, такое количество орфограмм, которое трудно сконцентрировать в обычных текстах для чтения и письма. Становление орфографической зоркости происходит легко и эффективно с помощью рифмованных упражнений.


Виды рифмовок.

1 группа. «Рифмовки – запоминалки». Служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания. Они не подменяют правил учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьезному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются детьми орфографические правила.

Многократное чтение таких рифмовок позволяет гораздо легче усвоить любое орфографическое правило.
Например: 

Сочетанья ЩА и ЧА – в слове ПИЩА и СВЕЧА

В слове ЧАЩА и ПЕЧАТЬ нужно с буквой А писать,

Потому что ЧА и ЩА пишут только с буквой А.

Наверное, все помнят с детства школьное рифмованное правило:

Ко второму ко спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на - ить,

Исключая  брить, стелить,

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вспомните и другое шуточное правило, помогающее выучить исключения:

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

Подобные «запоминалки» могут использоваться не только в начальной школе. Некоторые из них пригодятся даже при подготовке старшеклассников к ГИА и ЕГЭ.


2 группа «Рифмовки – тренажеры». Используются для чтения и письма, особенно в начале года, преимущественно для чтения. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представление о несоответствии написания и произношения, служат средством расширения словарного запаса, иллюстрирующего то или иное правило правописания. Примером упражнений из этой группы может быть следующее:

Кошка Маришка, котенок Тишка,
Щенок Дружок, цыпленок Пушок,
Корова Буренка, коза Найденка,
Поросенок Хрюша и бычок Гаврюша –
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!

В этой рифмовке 8 кличек и названий животных, и дети, тренируясь в чтении таких слов, очень легко их запоминают. В упражнение включено предложение, напоминающее детям, как пишутся клички, поэтому такую рифмовку вполне можно отнести и к «запоминалкам».

Упражнения этой группы можно проводить в различных вариантах. Например, рифмовку можно написать на доске так:

Кошка Маришка, котенок... Щенок Дружок, цыпленок...

Корова Буренка, коза...

Поросенок Хрюша и бычок...

Все их клички до одной
Пишут с буквы…

(Слова для справок: Тишка, Гаврюша, Пушок, Найденка)

Детям предлагают подобрать животным клички из записанных ниже слов. Последнее слово рифмовки дети припоминают сами. Затем можно вообще стереть все клички животных и попросить ребят вспомнить или подобрать их самим. В дальнейшем рифмовку можно оформить на отдельных карточках и проводить в игровой форме: кто быстрее подберет клички названным животным.


3 группа «Рифмовки-контролеры». Их отличие от других стихотворных упражнений состоит в том, что служат они, как правило, средством контроля и самоконтроля для первоклассников, осваивающих первые умения и навыки правописания. Вот одно из таких упражнений:

ВСЁ ОБДУМАЙ, НЕ СПЕШИ,
А ПОТОМ УЖЕ ПИШИ:
(Ча, чя)йка, ё(жы,жи)ки, чи(жи, жы),да(чя,ча), (щу,щю)ка, камы(ши,шы). Знаешь, как писать? Теперь,

Так ли думаешь, проверь:

ЧАЙКА, ЁЖИКИ, ЧИЖИ, ДАЧА, ЩУКА, КАМЫШИ.

Если так хотел писать,

Получай отметку «5»!

Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая – настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет подумать над вопросом, как писать предложенные слова. Вторая часть содержит ответ, даёт возможность ещё раз прочитать слова с выделенными сочетаниями, поощряет детей отличной оценкой. Возникает вопрос: «Стоит ли давать первокласснику неправильные написания?» Опыт многих педагогов-психологов показал, что стоит. Во-первых, избежать полностью зрительного восприятия неправильного написания слов в жизни никогда не удается: в исправленном виде ошибка сохраняется в тетради ученика или он может видеть ее у соседа по парте.

Самое важное для нас, чтобы ошибка стала предметом анализа, разбора и даже средством обучения грамотному письму.

Поэтому использование на уроке, начиная с первого класса, дидактического материала, содержащего в себе задания по выбору правильного ответа из двух возможных вариантов, представляются весьма полезным. А использование рифмовок способствует обострению орфографической зоркости у младших школьников.


4 группа «Орфографические пятиминутки». 
Их выполняют, как правило, по завершении букварного периода.
Проводятся они устно, можно в виде соревнования – кто больше найдёт орфограмм: 

Жимолость, ландыши, 
Щука, часы, 
Чудо, машина, 
Огонь, камыши, 
Девочка Ира и 
Мальчик Илья – 
Сколько здесь правил 
Нашли вы, друзья? 

Орфографические пятиминутки – это упражнения, которые учитель может предложить детям на уроках чтения и письма, в конце или начале урока. Одну и ту же рифмовку следует использовать многократно, перемежая работой с другими стихотворными упражнениями этой же группы. 

5 группа «Орфоэпические минутки на уроках русского языка»

Как научить школьника правильно ставить ударение?

Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.

Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.

***

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты!

***

В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла.

***

Слышен в классе диалог:

Обсуждают каталОг.


Не говори кАталог, а только каталОг.

А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Я беру свой инструмент,

Быстро развожу цемЕнт. 

***

Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда – рифмовки - используются на уроках.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.

ДремОта и зевОта уходят за ворота.(потягивание)

Если прикоснёшься к иве,

Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.

Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ГИА и ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.

Только очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.
6 группа. Рифмовки с элементами какографии. Рифмовки с элементами какографии (неправильного написания) дети воспринимают как упражнения занимательного характера и с удовольствием находят ошибки. Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки: «Налител я на сугроп и расшыб сегодня лоп, очень болно и обидно, глас под шишкою не видно». Быстро Пете помогайте, все ошибки исправляйте. Непременным условием работы над этими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова. Хочу поделиться интересным приёмом оценивания подобной работы. Этот приём включает в себя 4 уровня. Внимательный и знающий ученик, первым заметивший ошибку, сообщает о ней остальным, прибегая к одному из четырёх уровней.

1 уровень – «Прямая подсказка». Ученик указывает конкретное место ошибки и говорит правильный ответ. Устная оценка действий ученика: «Хорошо».

2 уровень – «Зональная подсказка». Ученик указывает только зону, где допущена ошибка. Если ошибка не найдена, предлагает прямую помощь. Устная оценка действий ученика: «Молодец».

3 уровень – «Грамматическая подсказка». Ученик указывает грамматическое правило, которое надо учесть для исправления ошибки. Если ошибка не найдена, предлагает зональную подсказку, далее – прямую (1 уровень). Устная оценка действий: «Отлично».

4 уровень – «Опосредованная подсказка». Ученик говорит примеры на орфограмму, на которую допущена ошибка. Если ошибка не найдена, предлагает последовательно грамматическую, зональную и прямую помощь. Устная оценка действий: «Великолепно».

Данный приём способствует формированию орфографической зоркости учащихся, помогает им с интересом изучать русский язык и творчески подходить к изучаемым орфограммам.

Схема работы с рифмовками может быть достаточно разнообразной. Рифмовка записывается на доске, на карточке или, что намного удобнее, представляется на интерактивной доске. Сначала стихи читает учитель, а ребята следят за чтением глазами. Затем стихи читаются хором не только громко, но и шепотом – читаются с разными интонациями (радость, грусть, удивление, раздражение и т. д.), при этом отрабатывается четкость артикуляции. Далее в стихотворении отыскиваются знакомые и незнакомые буквы, а затем, уже на более поздних этапах обучения – знакомые или незнакомые орфограммы.

При хоровом чтении рифмовок дети могут совершать естественные непроизвольные ритмические движения головы, рук, плеч, легкое постукивание ногой под партой. В конце чтения можно разрешить детям хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть. Естественные ритмизованные движения не только не мешают, но и значительно интенсифицируют процесс обучения. Хорошо известно, как непросто заставить первоклассника читать, не отвлекаясь, первые слова и предложения. Прочтет ученик несколько слов – и нужен отдых, разрядка. Рифмовка своим волшебным ритмом заставляет детей читать без отдыха сразу 8–16 слов.

После чтения рифмовок у детей не только не возникает усталости, но и, напротив, возникают удовлетворение, подъем, желание работать дальше. А на уроках материала прочитывается в 3–4 раза больше, чем при традиционной системе обучения.

Кроме того, и это очень важно, ритмические тексты помогают значительно раньше перевести детей со слогового чтения к чтению целыми словами.

Систематическое же применение подобных упражнений с первых уроков чтения и письма дает возможность учителю ориентироваться на завтрашний день школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преодоление которых является задачей последующего обучения. Накопив достаточный опыт выполнения таких упражнений, как правило, в устной форме, дети запоминают многие из них. Значительно обогащаются их представления о лексическом разнообразии трудных в орфографическом плане слов. Однако знания правил и примеров на эти правила еще не есть гарантия грамотного письма. Эта истина хорошо известна каждому учителю. Поэтому методика работы с рифмованными упражнениями на уроках русского языка постепенно усложняется. «Старый» материал, прочитанный ранее, становится надежным помощником в трудном деле овладения прочными знаниями. Диапазон методических приемов работы с данными упражнениями довольно широк. Так, одну и ту же рифмовку можно предлагать детям в различных вариантах, например: полное или частичное списывание с вставкой пропущенных сочетаний; письмо по памяти; составление словосочетаний и предложений с одним из орфографически трудных слов рифмовки по выбору учащихся.  Как правило, эта работа совпадает с периодом формирования навыка по написанию данной орфограммы, поэтому предложенные выше упражнения, разнообразят виды работы на уроке, чередуются с заданиями учебника, способствуют овладению прочными знаниями.

Работа с рифмовками проверена мною на практике. У моих детей русский язык – один из любимых предметов. Дети с удовольствием занимаются языком, у них появился интерес к поэзии и поэтическому творчеству. В течение последних лет получены очень хорошие показатели уровня грамотности учащихся. 


Ещё одним положительным моментом является то, что орфографически насыщенные рифмованные упражнения удобно использовать при работе в классе-комплекте
Так, по одной и той же рифмовке (Жили в хижине чижи, мыши, ёжики, стрижи…) можно рекомендовать следующие задания: 
для 1 класса: списать названия животных с сочетаниями жи-ши;

для 2 класса: выписать в один столбик существительные, в другой – глаголы; 

для 3-4 классов: поставить имена существительные в единственном числе, определить род; поставить глаголы, данные в четверостишии, в неопределенную форму; 
придумать с этими же глаголами предложения, поставив их во 2 лице единственного числа;  подобрать пословицы с данными глаголами и т. д. (задания подбираются в зависимости от изучаемых тем).  При организации разновозрастного обучения, коллективных способов обучения использование подобных заданий даёт эффективность в обучении, позволяет провести повторение и обобщение ранее изученного материала или качественно осуществить проверку усвоенных учениками грамматических знаний с одним классом и организовать работу над изучением новой орфограммы с другим классом.

Таким образом, из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения заданий при работе с рифмованными текстами практически безграничны. Работа со стихотворными упражнениями привлекает учащихся к изучению того или иного учебного материала, облегчает процесс усвоения трудных тем, являясь надежным помощником при овладении знаниями. Таковы преимущества, которые дает учителю работа с ритмическими стихотворными текстами.

Однако учителю необходимо помнить, что стихотворные упражнения ни в коем случае не заменяют правил и формулировок учебника. Они служат только вспомогательным элементом в обучении.

Каждый раз, когда я на уроке использую стихотворный материал, детям выдаю распечатки. Учащиеся заводят альбомы, в которые вклеивают рифмовки, «запоминалки», веселые стихи. Они еще не раз пригодятся им при работе в следующих классах.

Учителю же целесообразно хранить дидактический материал на цифровых носителях, так как это открывает новые возможности использования их на уроках.


Ниже предлагаю тексты рифмовок, сгруппированные по важнейшим орфограммам, изучаемым в начальной школе:



Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.


Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины, камыши –

Запомни слоги ЖИ и ШИ.


Жили в хижине чижи,

Мыши, ёжики, стрижи.

В гости едут к ним моржи,

И жирафы, и ужи.


ЧА и ЩА, ЩА и ЧА

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЩА, и ЧА.


 

ПЫЖИК

Пыжик - это оленёнок,

он пушистый и смешной.

К маме ласково спросонок

прижимается спиной.

Только спит он очень мало,

непоседою прослыл.

Мама спрашивать устала:

«Пыжик, пыжик, где ты был?»


ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?

У Саши шишки сосновые,

у Серёжи шишки еловые,

у Алёши - большие кедровые,

а у Миши на лбу - бедовые.


ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИН

Вот шмель пушистый, жирный

в шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

нектаром он спешит.


Сочетанья ЩА и ЧА
В словах пища и свеча, 
Куча, гуща, каланча, 
Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать - 
Нужно с буквой А писать!


Щука, чум, ищу, молчу – 
Я слова учу, учу. 
ЧУ да ЩУ, ЧУ да ЩУ – 
я пятёрку получу.


Вершина, лужи, тишина,

Душистый, ландыши, весна.

Шиповник, чижик, зашипит,

Пушистый, котик, сторожит.


Жилет, животное, живот,

Жирафы, живопись, живёт,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Все сочетанья ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши!


Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулки, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Ищу, пищу, верчу, тащу –

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!


Я в сочетанье ЧУ и ЩУ

Всегда вставляю букву У.

Но исключения есть тут:

жЮри, брошЮра, парашЮт.


Правописание –ЧН- и –ЧК-

Быстро-быстро повторяй
и слова запоминай:
почка, бочка, кочка,
печка, тачка, дочка.
Кто быстрее повторил,
тот в игре и победил,
и узнал наверняка,
как писать в словах ЧК.


Точный, срочный,
личный, вечный,
скучный, шуточный,
сердечный,
И ручной, и речной,
и обычный, и ночной -
никогда в таких словах
НЕ пишите мягкий знак!


Знаешь ты наверняка,
где ЧН, а где ЧК:
ре..а, но..а, стро..а, то..а,
ко..а, коро..а и по..а,
сро..ый, гре..евый, му..ой,
то..ый, встре..ый и ре..ой.
Никогда в таких словах
НЕ пишите мягкий знак!


Имена, фамилии людей, клички животных

Таня, Ваня, Петя, Галя, 
Лена, Нина, Мила, Валя, 
Коля, Ира, Алексей, 
и Серёжа, и Андрей. 
Никогда не забывайте – 
Имя буквой выделяйте.


Нынче Коля Пирожков

пригласил к себе дружков

в свой десятый день рожденья

пирожков поесть с вареньем.



Кошка – Маришка, 
котёнок - Тишка, 
щенок – Дружок, 
цыплёнок – Пушок, 
корова – Бурёнка, 
коза – Найдёнка, 
поросёнок Хрюша 
и бычок – Гаврюша. 
Все их клички до одной 
пишут с буквы прописной!


Кошка – Пушкина, 
собака – Смешкина, 
петух – Крикун, 
козёл – Бодун, 
воробей – Тишка, 
поросёнок – Гришка, 
красотка – синичка, 
Как напишешь клички?


Большая буква в названиях улиц, городов

По улице Чайковского,

широкой и прямой,

шёл с площади Восстания

автобус голубой.

 

Поработал славно крот -

сделал он подземный ход.

Из Воронежа в Калугу

проложил дорогу к другу.


Вот вырос внучек наш - орёл!

Учиться в лётчики пошёл.

Но с дедом нас не забывает,

гостить в Орёл к нам прилетает.

 

Ь – показатель мягкости

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,

Вместо ЕСТЬ напишем ЕСТ,

Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,

УГОЛКАМИ – УГОЛЬКИ,

БАНЬКА в БАНКУ превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.



Разделительный мягкий знак

Деревья, листья и ручьи,
перья, крылья, воробьи,
семья, и братья, и жильё,
скамья, и листья, и бельё,
колосья, вьюга и ружьё,
варенье, пьеса и копьё -
в таких словах стою, друзья,
я перед И, Е, Ё, Ю, Я.


Перед Е, Ё, И, Ю, Я
я в словах стою, друзья.
Здесь моя семья, жильё -
перед Я, Ю, Е, И, Ё.


Осень, осенью, деньки,
мальчик, окунь, окуньки,
колья, стулья и скамья,
крылья, братья и семья.
Расскажи, зачем и как
служит в речи мягкий знак?


День – деньки,
пень – пеньки,
огоньки и окуньки.
Тень и зелень,
мель и ель,
и сосульки, и капель,
и семья, и воробьи,
и деревья, и ручьи -
здесь не зря во всех словах
пишут букву – МЯГКИЙ ЗНАК.
Кто из вас ребята, знает,
что он здесь обозначает?


Снег сошёл. Запахло прелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

всей семьёю строят дом.


Вьюга хлещет так и сяк,

бьёт в лицо крупой сыпучей,

очень жёсткой и колючей,

несмотря на мягкий знак.


В тыкву огромную вырастет семя -

нужны только труд, терпенье и время.

Буду трудиться без устали я -

с тыквенной кашей будет семья.


Я в бурлящий кипяток

засыпаю рожки.

Их по вкусу я солю

и мешаю ложкой.

Воду я потом солью,

рожки соусом залью.


Буратино взял перо,

чтоб писать письмо Пьеро.

У стола ждёт Артемон -

самый быстрый почтальон.


Тучи тёмные, большие

отправляются в полёт.

За зонтом скорей бегите:

дождь из них сейчас польёт.


Грядки наши овощные

я без устали полю.

Если дождик не придёт к нам,

их сама потом полью.


Двойные согласные

Инна, сумма,
Римма, теннис,
Нонна, касса,
Анна, ванна -
Здесь во всех словах подряд
две согласные стоят.
Их неплохо заучить,
чтобы грамотными быть.


С двойной согласной непременно
пишут: класс, шоссе, антенна,
килограмм, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.

Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.


Анна, Инна, Эмма, Нонна,
миллиметр, программа, тонна,
пассажир, баллон, рассказ,
аккуратный, русский, класс -
Все слова даны не зря,
их запомните, друзья!


Пассажиры на перроне

ожидают свой экспресс.

В долгожданную субботу

все спешат умчаться в лес.


Я контрольную писал,

получил высокий балл.

В настроении прекрасном

побегу сейчас на бал.

Буду в вальсе я кружиться

и «пятёркою» хвалиться!

 

Я сегодня всем наврал -

от стыда алею.

Вот пойду и спрячусь я

в тёмную аллею.


Нахожусь всегда в полёте

в белоснежном самолёте.

Пассажирам помогаю,

прессу, кофе предлагаю.

Я воздушная принцесса

и зовусь я ... стюардесса.

 

Мы гурьбой бежим из класса,

впечатлений нынче масса:

кросс сегодня мы бежали,

в теннис мы потом играли,

изучали килограмм

и его частичку - грамм.

День рожденья был у Аллы -

съели мы конфет немало.

Ей нарциссы мы вручили

и подарков надарили.

Мы гурьбой бежим из класса,

впечатлений нынче масса!



Непроизносимые согласные


Поздний, звёздный и окрестный,
здравствуй, областной и местный,
сердце, солнце и участник,
чувство, лестница и праздник…
Научись слова читать
и запомни, как писать.


Вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте.


Грустный, радостный, несчастный,
и прелестный, и несчастный,
злостный, постный, частный, местный,
неизвестный, устный, честный.
Этих слов не забывайте,
при письме в них Т вставляйте.


Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.



Безударные гласные в корне

-Безударный гласный звук,
разберёшься с ним не вдруг:
г(о/а)ра, м(о/а)ря, тр(о/а)ва, д(е/и)ла -
как правильно писать слова?
-Чтобы не было сомнения,
ставьте звук под ударение:
горы, море, травы, дело,
а теперь пишите смело!


Объяснить слова толково
нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
как же слово написать.

Б.говой, б.гут, б.жать,
нал.жался, пол.жать,
покр.чал, перекр.чал,
нам.лчался, пром.лчал.
Вставьте буквы, подчеркните,
что за правила, скажите.


Безударный гласный,
Стоп!
Писать опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
ставьте звук под ударение.
Гора – горы, дела – дело,
а теперь пишите смело.


Л.сной, р.чной, г.ристый,

М.рской, р.дной, л.систый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши!


Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Вызвал внезапно учитель к доске –

Вот и стою у доски я в тоске.

Всё, что слегка подучил я вчера,

Всё, как назло, позабыл до утра!

Громко учитель диктует: «Окно».

Мелом пишу на доске я «Акно».

Слышу, как шум поднимается в классе:

- Надо писать через О, через О!..

Мел я в смущенье крошу на куски…

Ох, опозорился я у доски!


Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья –

Вызывает он сомненья.

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.


Гр..да, ц..на, ск..ла, в..сна,

К..за, стр..ла, ст..на, с..сна,

М..ста, з..мля, ст..ляр, с..ва.

Проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг,

В словах есть безударный звук,

Поставь его под ударенье,

Потом пиши стихотворенье.


Стр..на, з..мля, стр..ла, с..сна,

Гр..да, п..ла, зв..зда, в..сна,

Р..са, з..рно, сл..ды, л..сток,

К..рмушка, оз..ро, цв..ток.

Диктанту нашему конец,

Кто не ошибся – молодец!



Безударные гласные, не проверяемые ударением.


Корова, огород, солома,

Горох, мороз, потом, ворона,

Портрет, костёр и молоко.

В словах запомни букву О.

Ворона, сорока, собака, комар,

Болото, костёр, поросёнок, пожар,

Дорога, лопата, топор, колесо –

Пишите всегда только с буквою О.


Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,

канава, картина, сарай, барабан,

автобус, машина, гараж и балкон –

пиши с буквой А, как и слово «закон»!


С буквой Е умей писать:

Инженер, метро, тетрадь,

ученик, четыре, чёрный,

жёлтый, шёлковый, учёный,

север, иней, и декабрь,

и берёза, и сентябрь.


Парные звонкие и глухие согласные.


Парные согласные

Самые опасные:

Б В Г Д З Ж

П Ф К Т С Ш


Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй,

Зуб на зубы, лёд – на льды

Будешь грамотным и ты.


Вставьте буквы, не спешите,

Что за правило, скажите.

Обе.., заво.., медвед.., крова..,

Отря.., наро.., эта.., тетра..

Ры..ка, у..ка, гря..ка,

Кни..ка и закла..ка.


Ложка, лодка, рыбка, грядка,

Шубка, щепка и тетрадка,

Мышка, шишка и рубашка,

Книжка, кружка, промокашка,

слово смело изменяй –

Рядом гласный подставляй!

Словосочетание

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

Парно ходят в нём слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.

Состав слова

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.


Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.


Соль, солить, солонка,

Зеленеть, зелёнка.

Заводской и заводной,

Цвет, цветочек и цветной.

Поливалка, лить, налить,

Пересадка, посадить.

Моряки и море –

Находите корень.


Белка, беленький, белить,

Водяной, вода водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные, однокоренные?


Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.


Кустик да кусточек,

Садик да садочек,

Машенька да Ванечка,

Шурочка да Танечка…

Чёрный кот-котище

Выкатил глазищи…

Все слова прочтите,

Суффиксы найдите.


Колосок, лужок, лесок,

Речка, ветерок, цветок.

Всё внимательно прочтите,

Слово лишнее найдите.


Зачитался, засмеялся,

Нагулялся, наигрался –

Здесь в приставках ЗА и НА

Буква А стоять должна!


У-, ВЫ-, ПРИ-, ПО-, ДО-,НА-, ПЕРЕ-

Перед корнем пишут, п е р е д!

ПОД-, ЗА-, ОБ-, СО-, В-, С-, ОТ-

Знаем мы наперечёт.

Перед корнем подставляем

И приставкой называем.


Жило-было слово ход,

в слове  выход, в слове вход.

В слове ходики стучало,

а в походе вдаль шагало.

 

Двор весь заснеженный ярко блестит,

снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

ставим спектакль мы весёлый Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

но вот подснежники видим во сне.

 

Что случилось вдруг со мной?

Подружился с чистотой.

Руки чисто мыть не лень,

зубы чищу каждый день.

Начищаю всем ботинки,

вычищаю все соринки.

Брюки вычистил вчера

и расчистил снег с утра.

А сестрёнка моя Юля

дразнит уж меня: “Чистюля!”

Почему ж таким я стал?

Про микробы прочитал!



Части речи


Сова, лиса, осёл, коза,

Собака, кошка и оса,

Петух, корова, бегемот,

Рыбак, кузнец, река и плот.

Весна, черёмуха, листва,

Кусты, грибы, роса, трава.

Дома, дороги и моря –

Всё в мире названо, друзья!


Кто быстрее всех прочтёт,

Слово лишнее найдёт?

Кошка, ковшик, черепаха.

Туфли, тапочки, папаха.

Лук, кабанчик, кабачок.

Платье, полка, пиджачок.

Щука, ёрш, карась и роза.

Стол, сервант, диван, мимоза.

Шило, ножницы, игра.

Танцы, песня и игла.


Я смотрела из окна,

Мне вся улица видна.

Деревянная скамья,

На скамье сидит семья:

Старый дедушка седой,

Внук – красивый, молодой,

Мама с папой, а у ног –

Серый, маленький щенок.

Если будете внимательными,

Найдёте прилагательные.


Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Много качеств есть на свете,

Выбирайте себе, дети!


Родной, далёкий, близкий,

Чужой, знакомый, низкий.

Плохой, хороший, милый, славный,

Весёлый, ласковый, забавный.

Кто смог слова все прочитать,

Тот скажет, как их называть.


Котёнок маленький, пушистый.

Ручей – прохладный, серебристый.

Трава – зелёная и нежная.

Зима – холодная и снежная.

Подумай, что ты подберёшь

К словам: лиса, собака, ёж.

Поля полет. Тоня тонет.

Дима Дашу не догонит.

Вера варит кашу Варе,

А глаголы вы узнали?

Если – да, слова спишите

И глаголы подчеркните.


Не бегал, не прыгал,

Не пел, не грустил,

Не спорил, не дрался,

И стёкла не бил.

Не ползал под партой,

Бумаг не бросал –

И вместе с глаголами

НЕ

Не писал!



Лает, квакает, ползёт,

Дует, прыгает, идёт.

Шьёт, на дудочке играет,

Белит кистью, подметает.

Варит, пилит, приседает,

Скачет, ёжится, летает.

Бьёт, ласкает, крутит, спит

И за партою сидит.


Не ругайтесь,

Не деритесь,

Не стоните,

Не дразнитесь,

Не кричите,

Не спешите,

Вместе

НЕ

Не напишите!

 

Плаваю под мостиком

и виляю хвостиком.

По земле не  хожу.

Рот есть, да не  говорю,

глаза есть - не  мигаю,

крылья есть - не  летаю.

 

Не  кусается, не  лает,

посторонних не  пускает.

Чтоб чужой зайти не  мог,

люди вешают ... замок.

 

Хорошо, красиво, ладно,

Осторожно, аккуратно,

Чисто, ласково и нежно,

Бодро, холодно и снежно.

Тихо, близко, далеко,

Быстро, весело, легко.

Знали вы или не знали,

Что наречия читали?

Вы запомните их прочно,

Навсегда, надёжно, точно.


Вместо имени предмета

Говорим мы слово: ЭТО,

ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –

Всем известные слова.

Это, без сомнения,

Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.


Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под.

Из леса, к лугу, на поляну,

У кустика, с тропинки, в яму,

От речки, около дороги –

ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ.

Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под –

их ещё раз прочитай

и уже не забывай.


Из школы,

К морю,

На машине,

У друга,

С мамой,

В магазине,

От дома,

Около буфета,

За поворотом,

До рассвета,

Грибы под деревом искал…

А ты ПРЕДЛОГИ здесь узнал?


(За) горой,

(по) горе,

(под) сосной,

(на) сосне,

(за) стучать,

(по) дружить,

(над) писать,

(на) учить –

Где приставка,

Где предлог,

Кто бы мне понять помог?












Использованная литература: 

Н.М. Бетенькова. Орфография в рифмовках. – М.: Новая школа, 2001

А.Р.Арутюнов. Игровые занятия на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 2014 Е.И. Никитина. Прием использования стихотворных упражнений на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Д.Н.Богоявленский. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 2001



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!