СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дидактическое общение как условиеформирования познавательной активности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Дидактическое общение как условиеформирования познавательной активности"»

«Дидактическое общение как условие формирования познавательной активности учащихся»

Подготовил учитель биологии Меделяев Д. Б.

с. Красная Криуша 2018 г.

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения».

Антуан де Сент-Экзюпери

Вопрос о дидактическом общении, как условии формирования познавательной активности школьников в последние годы стал довольно актуальным. Необходимость его теоретической разработки и осуществление практической реализации доказана педагогической наукой и практикой. Дидактическое общение, как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между субъектами обучения, рождает положительное отношение к познанию и создаёт благоприятную среду для интеллектуального развития.

Характеристика педагогической действительности

  • У большинства учащихся процесс получения информации по предмету заканчивается выполнением домашнего задания.

  • Учащихся которые с интересом работают на уроке не достаточно много.

  • Учащиеся занимаются не ради получения знаний, а ради получения хорошей отметки.

Проблема

В настоящее время активизация познавательного процесса на уроке является одним из важнейших вопросов в дидактике. Большинство учащихся находятся в процессе обучения без желания получения знаний, в связи с чем ухудшается рабочая и психологическая атмосфера на уроке.







Ожидаемые результаты

  • Перенос акцентов при обучении на более развитое общение с учащимися.

  • Развитие инициативы и ответственности учащихся на уроке.

  • Развитие у учащихся интереса к получению знаний.

  • Развитие более глубоких контактов учителя и учащихся на уроке, а как следствие повышение успеваемости.

Как способ формирования познавательной активности учащихся была выбрана перцептивная сторона дидактического общения, как наиболее ярко выделяющая его значимость, так как основывается на эмоциональном обмене.

Критерии оценки познавательной активности.

  • Количество и содержание вопросов учащихся.

  • Стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности.

  • Эмоциональный настрой.

  • Стремление к завершенности учебных действий.

Факторы влияющие на получение результата

  • Психологический настрой учащихся.

  • Организация общения учителя с учащимися.

  • Отношения между учителем и учеником.

  • Багаж знаний учащихся.

Условия получения результата

  • Учёт учителем особенностей каждого ученика.

  • Постановка учителем вопросов заинтересующих учащихся.

  • Полнота использования учителем всех форм общения.



Процесс сбора информации и показатели оценки

В экспериментальных классах, в целях развития познавательной активности задавались вопросы, ответы на которые способствовали развитию четкого логического мышления, познавательного интереса к научным понятиям. Это были вопросы носящие проблемный характер, связанные с повседневной жизнью учащихся. Контрольный срез проводился на уроках следующей тематики: 8 класс- « Первая помощь при вывихах, растяжении связок, переломов костей» ; 9 класс- «Взаимоотношения между организмами».

Показатели оценивания познавательной активности

  • Количество и содержание вопросов учащихся (ВУ)

  • Стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности (СУД)

  • Эмоциональная настрой(ЭН)

  • Стремление к завершенности учебных действий (СЗУД)

Анализ результатов
Проявление познавательной активности учащихся восьмых классов

Проявление познавательной активности учащихся девятых классов

Вывод

Экспериментальные исследования дают основания утверждать, что при моделировании и реализации дидактического общения целесообразно шире использовать жизненный опыт учащихся, активнее вовлекать их в учебную дискуссию, поддерживать субъективную позицию ученика, организовывать проблемный характер обучения. Только в сочетании всего этого можно повысить уровень познавательной активности учащихся.

Рекомендации

Используя дидактическое общение, как один из факторов формирования познавательной активности необходимо, как можно глубже изучить психологию и способности учащихся, в противном случае можно не добиться поставленной цели.



Обзор используемой литературы

  • Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. –М.: Академия, 2000.-187 с.

  • Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособ. для вузов.-М.:Гардарики, 2001.-475 с.

  • Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пособие/ Е.Н. Каменская.- М.: Дашков и К,2007.-316 с.

  • Мудрик А.В. Общение школьников.- М.:Знание, 1987.-87 с.

  • Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для вузов по пед. спец.В 2 кн.;Процесс воспитания.- М.: Владос, 1999.- 255 с.

Обзор используемой литературы

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации/ Профес. пед. б-ка.- М.: Народное образование, 1998.- 255 с.

  • Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Книга для учителя.- М.: Просвещение,1992.- 157 с.

  • Честных Ю.Н. Открыть человека.- М.:Просвещение,1991.- 206 с.

  • Цырлина Т.В. Встречное движение.- М.: Знание,1992.- 80 с.

  • Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова.- М.: Педагогика, 1987.- 543 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!