Дидактическая игра «Пальчиковый театр»
Актуальность дидактического пособия «Пальчиковый театр» состоит в том, что оно помогает развивать речь детей, творческие способности и фантазию. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может надеть сказочного персонажа себе на пальчик, и поиграть. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Цель пособия: развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.
Задачи:
- формировать фонетико-фонематическую базу;
- развивать фразовую и связную речь; мелкую моторику пальцев рук; способствовать сенсорному развитию;
- активизировать развитие познавательных способностей; учить играть с игрушками; формировать процесс социальной адаптации у детей.
Возраст: пособие предназначено для детей от 2 до 7 лет, с усложнением задач для каждого возраста.
В набор входит: Коза, семеро, козлят, волк, домик, петушок, лиса и кот.
Инструкция: Взрослый предлагает детям взять куклу, продеть указательный и средний пальчики в отверстия фигурки. По ходу действия ребенок двигает пальцами по столу, перемещая, таким образом куклу. Ребёнок проговаривает текст персонажа, изображение которого на руке.
Варианты игры:
1 вариант: драматизация знакомых русских народных сказок сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса».
2 вариант: разучивание произведений устного народного творчества (потешки, песенки);
3 вариант: решение и проигрывание проблемных ситуаций: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка;
4 вариант: знакомство и отработка понятий «справа -слева, вверх -вниз; следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие);
5 вариант: игры-импровизации
Рекомендации по проведению: сначала знакомим малышей с куколками, даём ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем предлагаем ребенку одеть куколку на пальчики и попробовать пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Как только малыши усвоят, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала учим ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делаем акцент на интонацию речи каждого персонажа. От сюжетной игры переходим к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становится более образной и выразительной.
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук панно «Репка».
Для эффективной работы с детьми младшего дошкольного возраста было создано дидактическое панно «Репка». Оно многофункциональное, мобильное, легкое в использовании.
Цель: поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Закрепить умение различать сказочных героев, развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных. Развивать любознательность, воспитывать любовь к животным.
Задачи:
- закреплять знания детей о цветах,
- закреплять знания о русских народных сказках,
- развивать речь,
- развивать мелкую моторику,
- развивать внимание, воображение,
- развивать познавательные и творческие способности.
- развивать умение обыгрывать различных сказочных сюжетов, - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
- развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей;
- развить восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них;
Описание работы с пособием.
Дидактическое панно имеет вязаную основу домика с нашитыми на него элементами: окошками разного цвета, которые зафиксированы липучками. Это позволяет в игре развивать у детей мелкую моторику рук расстёгивание и застегивание липучек, а также тактильные ощущения, логическое мышление, память, внимание, речь. Дидактическое панно можно повесить на стену либо расположить на столе, полу и другом удобном месте. К пособию также изготовлены атрибуты: изображения сказочных персонажей. С их помощью можно быстро оказаться в сказке, изменив внутреннее содержание каждого окошка, добавив и сказочных героев, и другие детали.
Варианты работы разнообразны: например, можно предложить детям сочинить и рассказать сказку, обыграть различные сюжеты. Дети самостоятельно выбирают необходимые атрибуты, располагают их на панно и рассказывают свою сказку или могут продолжить сказку по заданному началу; еще один вариант: пересказать сказки «Репка».
При составлении сюжета ребенку многократно приходится прикреплять и снимать атрибуты, что развивает сенсорные ощущения, мелкую моторику, стимулирует развитие речи и творческие способности; приводит к положительным результатам в работе.