Дидактическое пособие - Лэпбук «В гостях у звука А».
Актуальность:
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Данное пособие изготавливал ребенок 6 лет под моим контролем и руководством.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителейи ребенка.
Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.
На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
Ускорить и сделать более привлекательным процесс развития фонематического слуха у дошкольников
Формировать грамматические категории;
Формировать психологическую базу речи;
Совершенствовать мелкую моторику.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [А]» представляет собой скрепленную из трех листов формата А4 папку. На страницах папки имеются различные кармашки, конвертики, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки найдены и вырезаны ребенком из различных старых книжек, журналов.
Цель:
-Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по развитию фонематического слуха с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей правильно определять место (позицию) звука [А] в словах;
--Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [А]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];
-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений ( «Найди букву А», «Нарисуй сам букву А», «Нарисуй слова, в которых есть звук А»);
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль за речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по развитию фонематического слуха для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);
- Обладает дидактическими свойствами;
- Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [А]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.