СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие "Орфоэпический словарик" (аннотация, упражнения)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С ударением в русском языке связано наибольшее количество ошибок, которые делают не только иностранцы, но и русскоязычные говорящие. Это происходит потому, что русское ударение разноместное и подвижное, нет единого правила его постановки. Особенно трудно приходится ученикам 11 классов, которые сдают ЕГЭ: невозможно за короткий срок выучить весь раздел «Орфоэпия». Именно поэтому появилась идея создания данного пособия, которое поможет запомнить сложные для произношения слова, подскажет верный вариант ударения и лексическое значение слова, а также покажет слово в контексте.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие "Орфоэпический словарик" (аннотация, упражнения)»

АННОТАЦИЯ дидактического пособия «Орфоэпический словарик»

учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа № 1»

Политовой Екатерины Сергеевны

С ударением в русском языке связано наибольшее количество ошибок, которые делают не только иностранцы, но и русскоязычные говорящие. Это происходит потому, что русское ударение разноместное и подвижное, нет единого правила его постановки. Особенно трудно приходится ученикам 11 классов, которые сдают ЕГЭ: невозможно за короткий срок выучить весь раздел «Орфоэпия». Именно поэтому появилась идея создания данного пособия, которое поможет запомнить сложные для произношения слова, подскажет верный вариант ударения и лексическое значение слова, а также покажет слово в контексте.

Цель пособия: фиксирование нового способа запоминания трудных для произношения слов.

Задачи дидактического материала:

1. предложить трудные для произношения слова;

2. активизировать мыслительную деятельность при выявлении лексического значения слова, использовании его в языковом контексте;

3. воспитывать культуру речи.

Данный дидактический материал можно использовать практически на каждом уроке русского языка с 5 по 11 класс и на разных этапах обучения.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к дидактическому пособию «Орфоэпический словарик»

Пособие многофункционально: может быть использовано при фронтальной, групповой и индивидуальной формах работы. «Орфоэпический словарик» представляет собой набор трудных для произношения слов. Каждое слово расположено на листе бумаги формата А 4. На лицевой стороне ближе к верхнему краю расположено само слово без ударения. На обратной стороне листа располагаются три поля: в первом указано это же слово с ударением, во втором поле дано лексическое значение этого слова, а в третьем поле указано данное слово в языковом контексте. Все слова пособия расположены по алфавиту. Всего слов 118. Пособие разработано с учетом трудностей, которые появляются при изучении раздела «Орфоэпия» в школе, а также содержит материалы, наиболее часто встречающиеся в тестах ЕГЭ.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Дидактическое пособие «Орфоэпический словарик» предназначено учителям-словесникам для работы с учащимися с 5 по 11 класс на уроках русского языка при изучении раздела «Орфоэпия». Пособие также может быть использовано при подготовке к ЕГЭ школьниками и родителями, желающими совершенствовать свою речевую культуру. Каждый лист с расположенным на нём словом может быть использован как самостоятельно, так и в группе с другими словами. Три поля на обратной стороне листа предполагают индивидуальную, парную или групповую работу по запоминанию слов. При этом листок складывается в три раза (по числу полей) и открывается самим учеником по мере активизации слова в сознании или «соседом» при проверке. Пособие предполагает и другие варианты использования:

Задание № 1. Орфоэпические разминки (фронтальная форма работы).

Каждый урок начинается с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпической нормы.

Прочитайте предложения, соблюдая орфоэпические нормы.

1. Мать решила больше не баловать ребёнка.

2. Я часто балую малыша.

3. Зачем балуешь внука?

4. Дети любят баловаться.

5. Вечером после работы балуюсь с детками.

6. Только при няне балуешься?

Если возникает сомнение при произношении слова, появляется карточка со словом, и сомнение разрешается. Слова произносятся повторно, а карточка остаётся на доске до конца урока. Следующий урок начинается с проговаривания этого слова.

Задание № 2. Рассказы со словами из орфоэпического словаря (индивидуальная или групповая форма работы).

Выберите из школьного орфоэпического словарика 5 – 10 слов на одну тему, составьте с ними небольшой рассказ. Правильно прочитайте текст. Если возникает сомнение при произношении слов, появляется карточка со словом, и сомнение разрешается. Слова произносятся повторно, а карточка остаётся на доске до конца урока. Следующий урок начинается с проговаривания этого слова.


Задание № 3. «Проверь себя» (индивидуальная форма работы).

Из словарика выбирается 5 слов, в которых ученик расставляет ударение и проверяет себя по обратной стороне карточки. При допущенных ошибках работа повторяется вновь с этими же словами на следующем уроке.

Задание № 4. «Проверь соседа» (групповая форма работы).

Из словарика выбирается 7 слов, в которых один ученик расставляет ударение, а другой проверяет его по обратной стороне карточки. Потом ученики меняются местами и работа повторяется. При допущенных ошибках возможно совместное проговаривание и запоминание материала.

Задание № 5. Сценки (групповая форма работы).

Проверьте по орфоэпическому словарю, как правильно читать выделенные в тексте слова. Разыграйте сценку или прочитайте текст по ролям.

Сценка «О спорте».

Повторяем слова из орфоэпического словарика:

интервью, бассейн, что, жизнь, конечно.

Из интервью с врачом.

– Расскажите, пожалуйста, как простому человеку можно укрепить своё здоровье?

Поможет здесь спорт. Это основа хорошего самочувствия, настроения. Главное не лениться, а начать, наконец, тренироваться: посещать бассейн, тренажёрный зал или клуб, делать по утрам зарядку.

– А правда, что спорт совершенствует человека, продлевает жизнь?

Конечно, если хочешь жить долго, начинай тренироваться. Организм человека создан для физической работы. Без неё физиологические процессы теряют согласованность, организм слабеет.

Сценка «В кафе».

Повторяем слова из орфоэпического словарика:

бутерброд, кофе, дождь, снег, скучно, включить, антенна, майонез.

– Здравствуйте! Будьте добры, принесите один бутерброд с сыром и кофе с молоком.

– Пожалуйста! Приятного аппетита.

– Спасибо. А почему сейчас в кафе так мало посетителей?

– Да на улице дождь, снег – вот многие и остались дома.

– И скучно здесь сегодня, ещё и телевизор молчит.

– Телевизор с самого утра не работает, пытались его включить, но всё бесполезно. Видно из-за непогоды на крыше повредилась антенна. Но вы не расстраивайтесь, через десять минут начнётся выступление музыкальной группы «Майонез». Будет весело.

– «Майонез» – моя любимая группа. Обязательно останусь в кафе и посмотрю выступление. Спасибо!

Задание № 6. Игра «Четвертое – лишнее» (групповая форма работы).

На доске в два столбика записаны ряды из четырех слов, среди которых одно лишнее, так как имеет вариант ударения. Нужно выявить это слово, объяснить его значение, проверить себя с помощью обратной стороны листа. Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполняет задание.

Задание № 7. Обратный словарный диктант: зачитывается лексическое значение слова, а ученик должен написать слово. НАПРИМЕР: лицо, управляющее хором, оркестром – дирижёр. (индивидуальная форма работы).

Задание №8. Словарный диктант № 1: Богема, багровый, ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата, ярмарка, пародия, спонтанный, корифей, колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный, коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика, памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия, кобура, паритет, стратегия, портьера, паром, калач.

Задание к диктанту.

1. Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу” (стратегия).

2. Подчеркните пунктиром слово, значение которого “злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо” (памфлет).

3. Подчеркните одной чертой слово, значение которого “прекращение отношений с кем-либо в знак несогласия с чем-либо” (бойкот)

4. Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне” (спонтанный)

5. Подчеркните “точкой-тире” (-.-.-.) слово, имеющее значение “слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную, беспечную жизнь” (богема).

Словарный диктант № 2: алогизм, дилер, количество, бюллетень, балласт, галерея, коралл, баллада, коллега, коллежский, коллоквиум, интеллект, элегия, баллон, стеллаж, троллейбус, иллюзия, баланс, кристальный, апелляция, атолл, аллегория, бацилла, колледж, алюминий, беллетристика, коллектив, каллиграфия, коллаж.

Задание к диктанту.

1. Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “обжалование решения суда в вышестоящей инстанции; обращение за поддержкой” (апелляция).

2. Подчеркните пунктиром слово, значение которого “наклеивание на какую-либо основу материалов разного цвета и фактуры для получения изображения” (коллаж).

3. Подчеркните одной чертой слово, значение которого “художественная повествовательная литература, “легкое чтиво” (беллетристика).

4. Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “ беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний” (коллоквиум).

5. Подчеркните “точкой-тире” (_._._.) слово, значение которого “равное соотношение между чем-либо; средства, находящиеся в распоряжении какого-либо предприятия” (баланс).


Задание №9. Тест. Тесты могут быть двух видов: можно проверять только усвоение правописания слов, а можно проверить еще и знание лексического значения слов.

Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв.

1. дил…ер 4. драм…а 7. конъю…ктура 10. интриган…ка

2. юрис…консульт 5. дерма…тин 8. э..скорт 11. искус…ный

3. эл…егия 6. ил…юзия 9. эм…грация 12. деф…ект

(Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12)

Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А.

1. б…йкот 4. п…ритет 7. нафт…лин 10. б…рдюр

2. п…рхать 5. к…морка 8. к…нфорка 11. к…вычки

3. кат…клизм 6. доск…нально 9. сп…нтанный 12. ярм…рка

(Ответ: 3, 4, 5,7, 11, 12)

Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И.

1. пер…петии 4. д…зертир 7. д…рижер 10. д…версант

2. д…ликатес 5. реп…тиция 8. дир…жабль 11. ижд…вение

3. л…нолеум 6. инт…ллект 9. мец…нат 12. прив…легия

(Ответ: 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12)

Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка.

1. Cпонтанный (ответ) – тщательно продуманный;

2. Индифферентный (человек) – безразличный;

3. Банальный (ответ) – обычный, заурядный;

4. Кашемир – тонкая шерстяная ткань;

5. Колосальный – огромный, громадный;

6. Компоновать-складывать в тару, убирать;

7. Беллетристика – повествовательная литература ,“легкое чтиво”;

8. Парадокс – неожиданность;

9. Памфлет – злободневная сатирическая статья;

10.Паритет – соглашение.

(Ответ: 1, 5, 6, 8, 10:

1. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.

5. КолоССальный (от слова колоСС – статуя, колонна громадных размеров).

6. Компоновать – складывать из частей целое.

8. Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым.

10. Паритет – равенство, равноправие сторон.


Дидактическое пособие «Орфоэпический словарик» составлено по материалам «Нового орфоэпического словаря русского языка» Т. Ф. Ивановой (М., 2006) и учебно-методического пособия Н. А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2017» - Ростов н/Дону: Легион, 2017 и адаптировано к условиям классно-урочной системы обучения. Пособие было апробировано на учениках 10-11 классов в качестве раздаточного материала и наглядного пособия на уроках русского языка в течение 2010 -2011 учебного года и повлияло на положительную динамику результатов ЕГЭ (при решений задания А 1 процент качества увеличился с 60% до 75%), к тому же на уроках с использованием данного пособия наблюдалось повышение познавательной активности и творческого потенциала. Пособие предполагает постоянное дополнение материала (папка с кольцами позволяет сделать это достаточно легко) и возможность тиражирования.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Т. Ф. «Новый орфоэпический словарь русского языка» М., 2006.

2. Петрова О. Ю. Упражнения по орфоэпии. М., 2009.

3. Сенина Н. А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2017» - Ростов н/Дону: Легион, 2017.

4. Словари и энциклопедии на Академике //dic.academic.ru

5. http://slovari.yandex.ru/

















Орфоэпический

cловарик

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!