СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие "Познаем, играем, развиваем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу представить дидактическое пособие "Познаем, играем, развиваем". Это необычная форма подачи материала ( в отличии от печатных игр и книг). Используя пособие, ребенок сам может выбирать себе задания и выстраивать игру, как ему нравиться.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие "Познаем, играем, развиваем"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Джонка»







Дидактическое пособие

«Познаём, играем, развиваем»





Воспитатель:

Л.В.Таскаева







2016 г.

Пояснительная записка

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности. ”

В. А. Сухомлинский.



Известно, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Любая игра способствует развитию психических процессов — познавательных, эмоциональных, коммуникативных. Дидактические игры и игровые моменты с использованием дидактических пособий делают процесс обучения интересным и занимательным. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной школой саморазвития.

Я хочу представить дидактическое пособие «Познаём, играем, развиваем». Это необычная форма подачи материала (в отличие от печатных игр и книг). Используя пособие, ребенок сам может выбирать себе задания и выстраивать игру, как ему нравится.


Цель: использование многофункционального дидактического пособия «Познаём, играем, развиваем», как средства разностороннего развития ребёнка.

Задачи:

  • обогатить предметно-пространственную среду старшей группы детского сада;

  • разработать игры и упражнения с данным пособием по основным направлениям развития ребёнка;

  • обеспечить использование игрового пособия детьми разного уровня развития.

Дидактическое пособие «Познаем, играем, развиваем» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Основные достоинства пособия:

  • многофункционально, простое в изготовлении, удобно в использовании (его можно перенести, переставить);

  • развивает умственные и творческие способности детей;

  • ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается мелкая моторика рук, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру;

  • вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление ранее полученных знаний;

  • можно применять как в ДОУ, так и в семье;

  • воспитанники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно вырезать и приклеить картинку.

Пособие ориентировано на дошкольников 3-6 лет. Может использоваться индивидуально и в подгруппах.

Описание пособия

Пособие изготовлено из пластиковых пластин, уголков, которые склеены между собой супер-клеем. На двух гранях для картинок приклеены прозрачные кармашки с помощью двухстороннего скотча; на третьей грани вставлены верхние части пластиковых бутылок с пробками, приклеены картинки; на четвертой грани приклеена плоскостная кукла.

Дополнительно к пособию прилагается коробка с демонстрационным материалом (карточки распечатанные на цветном принтере и заламинированые; пробки от пластиковых бутылок на которых наклеены картинки героев сказок).



Описание граней

I.Грань «Кукла» используется воспитанниками для развития мелкой моторики рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому это пособие, поможет детям в игровой форме развивать не только пальчики, но и речь. Дети заплетают и расплетают косички, завязывают бантики на платье.

II. Грань «Времена Года» помогает:

  • закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;

  • умении сравнивать, находить сходства и различия;

  • подбирать соответствующие картинки;

  • развивать зрительную память, внимание, речь.

Дидактические игры

1.«Времена года».

Дидактическая задача: закреплять знания детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Игровая задача. Выбрать карточки, вставить их в кармашки и определить, какое время года на ней изображено.

Игровое правило. Ребёнок должен объяснить, почему он выбрал именно эти карточки.

2. «Чем похожи, а чем различаются? »

Дидактическая задача: закрепить у детей обобщающее понятие «время года». Названия всех времен года, их последовательность, их различия.

Игровое правило: Детям предлагают сравнить времена года. Например: Весна-осень. Весной листья распускаются, осень опадают и. т. д.

3.«Что изменилось?»


Проводится после беседы об особенностях какого-либо времени года.

Цель: активизация памяти и речи ребенка, обогащение словарного запаса.

Игровое правило: Воспитатель убирает одну или несколько картинок. Задача детей, угадать, что изменилось и доказать, почему эта картинка не подходит к заданному времени года.

4.«Когда это бывает?»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Игровое правило: Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года картинку в кармашке и показывает ее.



III. Грань «Расскажи сказку».

Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить. Попутно, в процессе игры, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети с большим удовольствием закручивают и раскручивают пробки на горлышках от бутылок. На пробки можно наклеить героев любых сказок.

Дидактические игры, проводимые с помощью этого пособия помогут:

  • закреплять знания содержания сказок;

  • развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук;

  • воспитывать любовь к сказкам.



Дидактические игры

(проводятся в подгруппе или с воспитателем индивидуально)


1.«Расскажем сказку вместе»

Дидактическая задача: формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.

Игровое действие: Ребенок последовательно прикручивает крышечки с изображением героев одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем ребенок рассказывает сказку.



2. «Помоги Колобку»

Дидактическая задача: развивать связную речь, творческое воображение, мышление, память; определять последовательность событий.

Игровое действие: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает крышечки с изображением героев сказки, затем их перемешивает, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке.


3. «Старая сказка на новый лад»

Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Игровое действие: воспитатель вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:

а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?

б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?

Ведущий предлагает с помощью дополнительных героев разыграть новую сказку.

Можно использовать и другие сказки.



4.«Теремок»
Дидактическая задача: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.

Игровое действие: воспитатель или ребенок показывает героев сказки.

- Угадай из какой сказки пришли герои?

- Расскажи эту сказку.

- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?2 задание «Угадай, чей голосок?»



IV. Грань «Познавайка» способствует: развитию и формированию математических представлений и способностей, логическому мышлению, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

Дидактические игры

(проводятся в подгруппе или с воспитателем индивидуально)


1.«Найди фигуру по описанию»

Дидактическая задача: развивать умение находить геометрические фигуры по описанию, называть цвет.

Игровое действие: Вставить в кармашки фигуры разные по цвету.

(1 вариант. Найти клоуну или гномику фигуру, у которой четыре угла и четыре одинаковые стороны, затем определить цвет этой фигуры и т.д..

2 вариант. Назвать одну из фигур и подобрать к ней карточки с предметами такой же формы.)

2. «Цифры»

Дидактическая задача: развивать умение узнавать и называть цифры в прямом и обратном порядке.

Игровое действие: Рассмотреть цифры. Предложить их расставить, начиная с цифры один и заканчивая например цифрой пять. После того, как ребенок разложил карточки. Предложить расставить цифры в обратном порядке.

3. «Что, где находится»

Дидактическая задача: развивать умения различать и называть пространственные направления справа, слева и т.д.

Игровое действие: В кармашках расположены три четыре разные фигуры по цвету, форме. Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, что делает клоун? Клоун жонглирует фигурами, назови жёлтую фигуру. Какая фигура находится слева. Назови её цвет». Таким же образом определить какая фигура находится справа. Усложнением для этой игры могут быть предметы разного цвета и величины.



4. «Цветная неделя»

Дидактическая задача: формировать понятие неделя, дни недели.

Игровое действие: Расставить карточки «Дни недели».

-какой день недели у нас красного, синего, оранжевого цвета?

-перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника;

-назови и покажи рабочие и выходные дни;

-назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.;

-назови и покажи 1-й, 4-й, 6-й день недели;

-назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет завтра (послезавтра);

-назови соседей четверга, пятницы, среды и т.д.



5. «Что лишнее ?»

Дидактическая задача: упражнять в умении классифицировать.

Игровое правило: Напомнить, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок,  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он вставляет её в кармашек. Выигрывает тот, кто собрал больше картинок.



Я представила только часть дидактических игр в которые можно играть с помощью пособия.



Дидактическое пособие «Познаём, играем, размышляем», часто бывает в центре внимания детей. Особенно ценным бывает его использование в индивидуальной работе с воспитанником.



Рекомендации по использованию дидактического пособия:

  • поощряйте творческую инициативу ребенка;

  • ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения»;

  • обязательно говорите ребенку, что он умный, способный. Разумеется, не нужно захваливать, но начинать всегда следует с похвалы;

  • не спешите подсказывать, старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельно;

  • воспитывайте у ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать собственную точку зрения – это закрепляет его уверенность в себе, в своих силах. Поэтому, даже если ответ неправильный, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?»;

  • старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры;

  • игры должны вызывать положительные эмоции;

  • избегайте принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности.



Интернет-ресурсы:

  • http://www.maam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html;

  • http://nsportal.ru;

  • http://dohcolonoc.ru;

  • http://www.detskiysad.r












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!