Дидактическое пособие: «Путешествие в мир эмоций»
Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.
Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей помогают игры.
Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы не только учат определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и могут быть использованы для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции.
Описание технологии использования дидактического пособия «Путешествие в мир эмоций»
Д
анное дидактическое пособие может использоваться в работе с детьми в возрасте от 4 до 7 лет. Эта игра очень увлекательна и дети с огромным удовольствием в нее играют. Это пособие можно использовать для индивидуальной и групповой деятельности детей.
Варианты использования дидактического пособия «Путешествие в мир эмоций».
«Угадай эмоцию» Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.
Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке. Затем ребенок выкладывает на магнитной доске лицо человечка с определенной эмоцией.
Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции и выложить на столе или магнитной доске картинку или лицо человечка с этой эмоцией.
«Лето настроений»
Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.
Оборудование: наборы картинок с изображением людей различной мимикой (например,человечек веселый, грустный, сердитый) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений.
Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе человечка с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.
« Разные настроения».
Цель: формировать умение определять и различать
эмоции и чувства.
Оборудование: картинки различных эмоциональных состояний человека (радость, грусть, удивление, страх, злость, испуг.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает какую-либо картинку с изображением разной эмоцией и спрашивает: «Какое настроение?» (например, грустное). Затем воспитатель предлагает детям мимикой изобразить данное эмоциональное состояние. Затем просит детей поразмышлять:»У меня такое грустное лицо, когда я …когда у меня…( например, у меня такое грустное настроение, когда у меня отняли игрушку; когда я упал…). Используя такой принцип, можно поговорить о всех знакомых детям эмоциональных состояниях, опираясь на картинки.
«Мимическая гимнастика».
Цель: формировать умение определять и различать эмоции.
Ребенок вытаскивает карточку и показывает своей мимикой изображенную на ней эмоцию, а другие дети (игроки) должны отгадать ее и назвать.
«Назови чувство».
Цель: формировать умение определять и различать эмоции и чувства.
Дети становятся в круг. Воспитатель говорит: »Я сейчас буду по очереди бросать мяч и показывать картинку с разной ситуацией, происходящей с ребенком. Вы ловите мяч и называете мне чувство, которое он при этом испытывает:
идет гулять ( радость),
обижает кошку (злость),
заболел ( грусть),
увидели молнию (испуг),
разбила вазу мячом (вина),
смастерили кормушку ( гордость)
не поймал рыбку (обида)
увидел крота(удивление)
увидели божью коровку (любопытство)
заблудились (усталость)
«Придумай лицо».
Цель: учить различать части лица ( нос, рот, губы, глаза, брови).
Оборудование: картинка с изображением девочки и картинки с изображением частей лица девочки.
Детям предлагается послушать рассказ и составить по ним эмоцию девочки, передавая выражение лица. Например: ( девочка испугалась собаку, девочка заболела и т.д.)
«Чего не хватает в портрете?».
Цель: учить различать части лица.
Воспитатель или другой ребенок составляет портрет, но что-нибудь не докладывает, забывает. Другой ребенок должен доложить недостающую часть лица, например губы или один глаз, одно ухо …