СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое сопровождение формирования креативного мышления школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования. Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое сопровождение формирования креативного мышления школьников»

Дидактическое сопровождение формирования

креативного мышления школьников

Вавилкина Е.В., учитель МКОУ

Базарносызганской средней школы №1

Мир, в котором мы живём, постоянно меняется. Стремительный рост научно-технического прогресса обуславливает необходимость развития и воспитания людей, обладающих креативным мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Человек с неординарным складом ума не только находится в постоянном контакте с внешним миром, подстраиваясь к чему-то новому, но и принимает непосредственное участие в планировании и изменении окружающей действительности.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Главная цель состоит в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готового участвовать в их решении. Иначе говоря, необходимы люди, способные находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В связи с этим повышается роль образовательных учреждений в воспитании активных и инициативных, креативно мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Ведь целью Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет

формирование креативного мышления, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности. Способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования.

В самом начале жизни индивида процесс познания кажется простым и примитивным, но это только на первый взгляд. По мере развития и взросления он все больше усложняется. Информация, которую мы получаем со временем, дает нам возможность рассуждать, обобщать, творить и создавать множество вариаций и комбинаций происходящего в мире. В основе всех этих действий лежит возможность мыслить.

Термин «мышление» в нашем понимании – высший познавательный процесс, накопление опыта, формирование представления о предметах и явлениях, суть которого заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности.

То, насколько успешно и эффективно человек справляется с решением различных жизненных задач, напрямую зависит от особенностей его мышления. Американский психолог Джой Пол Гилфорд разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.

Конвергентным называется тип мышления, направленный на решение задач с помощью четкого алгоритма действий. Дивергентное мышление предполагает многовариантность действий в процессе поиска решения задачи.

Большинство людей обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного мышления. Человека учат решать задачи по четкому поэтапному алгоритму, когда существует ответ на задачу и последовательный ход решения. Успеваемость ученика оценивается по скорости, точности и правильности прохождения всех этапов решения.

Люди, у которых развито конвергентное мышление, видят только одно, единственно верное решение задачи. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества попадающей к ним информации отбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, которая эти факты опровергает, даже не пытаясь разобраться и найти что-то новое.

Человек, у которого развиты способности к дивергентному мышлению, старается найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи. Такой человек свободен от стереотипов, поэтому может придумать немало интересных и нестандартных идей.

Таким образом, дивергентным можно назвать мышление, работающее в разных направлениях, или параллельно. Дж.Гилфорд писал, что дивергентное мышление является основой креативности, которую он понимал, как «способность отказываться от стереотипных способов мышления» и выделил четыре основные параметра креативности:

      1. оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

      2. семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

      3. образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

      4. семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

Так же, как и Гилфорд рассматривает креативность американский психолог Элис Пол Торренс и определяет ее как «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, а творческий акт делит на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата».

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания. Советский педагог Исаак Яковлевич Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты:

− самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

− видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

- видение новой функции знакомого объекта;

− видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;

− умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;

− умение комбинировать способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность – они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую.

Креативное мышление можно определить как творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и норм.

Развитие мышления начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Одной из главных педагогических задач по развитию творческого мышления является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление школьника гибким, оригинальным и продуктивным.

Развитие креативного мышления учащихся – интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. Многие родители уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества. Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни. Именно поэтому очень важно, вовремя оценить степень «вовлеченности» ребёнка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения.

По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика. Именно она среди всех мотивов учебной деятельности стала самой действенной, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. С ее помощью учитель воздействует на умственную деятельность учащихся в определенный момент, направляя ее к последующим этапам решения творческих задач.

Тяга к творчеству, не являясь врождённым качеством или природным даром, а лишь результатом воспитания, может рассматриваться средством формирования креативного мышления школьника, средством формирования потребности получать знания. Именно поэтому в школе должны научить ребенка работе с информацией, синтезу знаний: новое не должно лежать ненужным балластом, наслаиваясь одно на другое. Школьник должен приобрести навык выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, используя при этом свое воображение.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

В психолого-педагогической литературе такими условиями являются следующие:

  1. Изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал.

  2. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

  3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

  4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя думать за ребенка, когда он сам может додуматься.

  5. Сочетание разнообразных форм работы. Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.

  6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

  7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.

  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по степени сложности. Сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

  10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей школьников.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности будет подготовлен к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, формирование личности ученика будет отличаться от того, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках повторения сказанного учителем.

Учитель должен создать систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения результата. Педагогу необходимо помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дает импульс к творческому началу учения, формирует у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку. Работу по формированию и развитию творческих способностей школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приемы.

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на творческую деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

На уроках математики предлагаются различные типы заданий и задач: составление тестов, кроссворды, стихотворения математического характера, синквейны. А также предлагается решить задачи с несформулированным вопросом, задачи на сообразительность. Детям нравятся задания на развитие логики. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Ребёнок, у которого развито логическое мышление, всегда будет успешнее заниматься математикой .

Немаловажно также и то, что творческие задания на уроках способствуют обогащению словарного запаса учащихся, расширяют их кругозор. Они несут в себе огромный эмоциональный заряд, решают не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Например, на уроках литературного чтения учитель может использовать следующие приемы: придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, чтение текстов по ролям с заданной интонацией (прочитать грустно, весело, равнодушно, строго и т. д.); постановка отрывков пьес, инсценировка небольших рассказов и стихотворений. Прием драматизации формулирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным.

Для творческого развития на уроках русского языка при написании сочинений первостепенная роль отводится свободным высказываниям детей. Некоторые сочинения предлагаются писать на основе собственных наблюдений и впечатлений. Использование игр:

игра «Составное лото»: работа предлагается в парах. Один ученик называет слог, с которого начинается слово. Второй должен угадать, какое слово было задумано, и сложить это слово из карточек.

игра «Поиск общего»: учащимся дается задание – прочитать пару слов, найти общие признаки и сложить предложение.

игра «Придумай мультфильм»: детям даны 2 словарных слова. Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова до последнего, а потом попробовать по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.

На уроках искусства любое задание способствует развитию креативного мышления. Например, на уроках изобразительного искусства это:

  • Задания на демонстрацию «понимания смыслов»: «Вырази с помощью с красок  радость», «Изобрази  хорошее настроение»

  • Учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность школьников: вызывать удивление, использовать загадки, ребусы, инсценировки.

  • Активные знания.

  • Учебные ситуации, требующие применения знаний.

  • Иллюстрирование: проиллюстрировать пословицу, загадать загадку с помощью рисунка.

Например, задания:

− «Мир животных»: ученикам нужно составьте из 45 треугольников одного цвета сюжет на определенную тему.

− «Волшебные ладони»: учитель дает ученикам задание «превратить» изображения ладони рук в узнаваемые образы.

− «Превращение листочков»: сложить из листочков разной формы и величины как можно больше различных изображений. Наклеить их на лист картона.

− «Сказка с продолжением»: ученики должны придумать и нарисовать продолжение сказки при условии, что герои сказки не погибли.

На уроках музыки обучающиеся слушают музыку, учатся ее понимать, воображают образы музыки, рассказывают о ней, инсценируют, выражают свое отношение к музыке с помощью слов, движений, рисунков и т.д.

Развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.

Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Было бы ошибкой начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук.

Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Для формирования креативного мышления школьников среднего возраста можно применять активные и интерактивные методы:

  • Кейс-метод

  • Метод проектов, который можно реализовывать по всем предметам. Проекты исследовательские, творческие.

  • Проблемный метод

  • Исследовательский метод

В рамках реализации данных методов применяются следующие приемы:

Прием «Ключевые слова»

Детям предлагается записать за 1-3 минуты, словосочетания на тему урока. В ходе обсуждения выделяются ключевые слова, которые выписываются в таблицу. Организуется групповая работа или работа в парах: к каждому ключевому слову учащиеся придумывают вопросы.

Приём «Мозговая атака»

Приём мозговая атака является хорошим способом генерирования необходимого разнообразия идей, которые служат основой для поиска решений. Мозговая атака способствует проявлению разветвленного мышления, что очень эффективно: из множества предложенных идей всегда можно выбрать наиболее подходящий, остроумный способ решения данной проблемы. Учащимся в течение 1 минуты предлагается «набросать» самые разнообразные решения проблемы, из всех предложенных выбираются самые лучше, которые можно реализовать на практике.

Прием «Снежный ком»

Ученики по очереди называют термины, относящиеся к теме урока, причем, первый ученик называет один термин, второй – повторяет термин первого ученика и называет свой термин, третий ученик повторяет термины предыдущих учеников и говорит свой термин и т.д. Данный прием подходит для парного или группового использования.

Прием «Нестандартный вход в урок»

Универсальный приём теории решения изобретательных задач, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Приём «Ложная альтернатива»

При изучении определенной темы, учащимся предлагается два варианта вопросов, среди которых заведомо нет правильного ответа. Учащиеся должны не только определить, что оба варианта не верны, но и объяснить почему, а также привести свои верные примеры.

Приём «Мысли во времени»

Рефлексивный прием, с помощью которого учащиеся учатся осмыслять пройденный материал и оценивать свой личный опыт и знания. В начале урока учитель называет ключевое слово, которое тесно связано с темой урока. Учащиеся должны быстро записать все мысли, связанные с этим словом, которые приходят им в голову. В конце урока нужно вернуться к этому списку и ответить на ряд вопросов

Приём «Чтение с пометками»

Этот прием представляет собой интерактивную систему записей для эффективного чтения и размышления. Для начала учащиеся отмечают галочкой в тексте то, что им уже было известно, затем знаком «минус» помечают те факты, с чем они не согласны или которые вызывают вопросы; знаком «плюс» отмечается то, что стало для учащихся интересным и неожиданным, вопросительным знаком отмечаются те места в тексте, которые требуют дополнительной информации для понимания.

Прием «Графический конспект»

Графический конспект является одним из приемов самостоятельного приобретения знаний. Схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемого материала за счет своей наглядности. Построение графического конспекта способно развить не только коллективную работу на уроке, но и проявить самостоятельность и логичность мышления. Во время работы с такими схемами, учащиеся спорят, доказывают, делают выводы. За счет использования таких конспектов, развиваются причинно - следственные связи.

Творческие задания, которые дети с удовольствием выполняют:

  • «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например, квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.

  • «Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

  • «Безумный генетик», когда ребята рисуют или лепят животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин»

  • «Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.

  • «А что если бы?...».Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например, следующие:

  • Что если бы люди вели ночной образ жизни?

  • Что если бы собаки могли летать? и другие.

  • «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить, как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной, и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.

  • «Третий - лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.

Что же дает креативное мышление школьнику?


  • Приобретение разнообразных навыков.

  • Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

  • Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.

  • Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

  • «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.

  • Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.

  • Быть востребованным в современном мире.


Креативность – это способность 21 века!








5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!