Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка дидактической игры «Морской бой»
«По волнам естествознания»
Разработала: преподаватель химии и биологии
1 категории Л.В.Аленникова
с. Ленинское, 2016 г.
Дидактическая игра «Морской бой»
«По волнам естествознания»
для студентов 1-2 курса, изучающих учебную дисциплину «Естествознание» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «Повар, кондитер»
Автор: Аленникова Лариса Валерьевна, преподаватель химии и биологии ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум».
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «По волнам естествознания» для обобщения и систематизации знаний по учебной дисциплине «Естествознание». Игра будет интересна преподавателям естественнонаучных дисциплин, её можно использовать при проведении предметных декад; классным руководителям.
Цель: развитие познавательного интереса к предмету «Естествознание».
Задачи:
- развитие представлений о полноценной картине мира, обобщение знаний студентов;
- формирование интеллектуальных и творческих способностей, смекалки, эрудиции;
- воспитание умения работать в команде.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран для проецирования, презентация игры, лист-рефлексия, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Подготовка: Студентам заранее было дано задание подготовиться к игре, выбрать 5 человек в команду с каждой группы, выбрать капитана команды, название команд, девиз, приветствия командам. Материал для игры подготовлен в соответствии с учебниками «Естествознание» 10,11 класс, авторы: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.С.Пурышева, С.А.Сладков, В.И.Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2014.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на игре «Морской бой», но не простой, а интеллектуальный, название которого «По волнам естествознания»
За плечами у Вас честно пройденный путь изучения этой увлекательной дисциплины. Давайте вспомним, что изучает Естествознание? (выслушиваются мнения участников и болельщиков).
Термин «естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким образом, дословное толкование термина – знание о природе. А какие науки изучают природу? Науки о природе: физика, химия, биология, астрономия, география и другие. Мы чаще всего изучаем эти науки отдельно, но нельзя забывать, что мир целостен и един. История развития естествознания ограничено связана с развитием цивилизаций. Какая страна является родиной европейской науки? Правильно, Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, высказывали новые предположение, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым предавая ему систематичность и согласованность. Современное естествознание и сейчас стоит на службе человека. Ежегодно в различных областях естествознания учёные делают открытия, которые удостаиваются Нобелевскими премиями. Эти открытия в области:
- Атомная энергетика;
- Продовольственная проблема;
- Биотехнология;
- Нанотехнология;
- Бионика и др.
На этом наше небольшое вступление о Естествознание закончим. Мир целостен и един, и вопросы, которые ожидают команды, будут из разных областей Естествознания.
Начинаем нашу игру с представления команд (каждая команда представляет название команды, эмблему, девиз и приветствие соперникам. Капитан команды представляет состав игроков по именам и увлечениям). За представления жюри максимально оценивает по 5-и бальной шкале.
Перейдём к правилам игры.
Для определения того, которая из команд первая начнет «стрельбу», командам задается вопрос. Команда, ответившая первой, начинает игру. «Стрельба» идет поочередно. Как только произойдет первое попадание, команде задается вопрос. Если студенты отвечают правильно, они зарабатывают 1 балл и продолжают игру. Если ответ на вопрос неправильный, происходит переход хода.
На поле есть также секторы «Якорь», «Мель», «Полный вперед». Секторы «Якорь» и «Мель» означают переход хода. Сектор «Полный вперед» дает право на два хода подряд.
Игра продолжается до тех пор, пока все «корабли» не окажутся «потопленными».
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Итак, вопрос для начала игры: Как называется мир окружающих нас объектов и предметов? (Макромир)
Вопросы:
1. Первой формой существования знаний о природе, предшественницей естествознания считается:
А) философия; Б) физика;
В) натурфилософия; Г) география
2. Философ и учёный-энциклопедист, основал науку логику и ввёл в научный язык термин «физика»
А) Аристотель; Б) Пифагор;
В) Анаксимер; Г) Эмпедокл.
3. Первая эволюционная теория принадлежит:
А) Ч. Дарвин; Б) Г.М. Мендель;
В) Т.Х. Морган; Г) Ж.Б. Ламарк.
4. Метод познания, который используется для исследования объектов и явлений в специально созданных для этого условиях:
А) наблюдение; Б) эксперимент;
В) гипотеза; Г) моделирование.
5. Одуванчик лекарственный на латинском - Taráxacum officinále. Так обозначается:
А) отряд; Б) семейство;
В) род; Г) вид.
6. Какой химический элемент назван в честь планеты «Земля»?:
А) Селен; Б) Теллур;
В) Уран; Г) Аргон.
7. Чему равна скорость света?
А) 300 000 000 м/с; Б) 30 000 000 м/с;
В) 3 000 000 м/с; Г) 300 000 м/с.
8. Основоположник гелиоцентрической системы мира:
А) Дж.Бруно; Б) Г.Галилей;
В) И.Ньютон; Г) Н.Коперник.
9. Кто изобрёл первый телескоп?:
А) И. Липперсгей; Б) Г. Галилей;
В) И. Ньютон; Г) К. Янский.
10. Кто из советских космонавтов совершил полёт 12.04.1961 на космическом корабле «Восток-1»:
А) Г.С. Титов; Б) Ю.А. Гагарин;
В) А.Г. Николаев; Г) В.Ф. Быковский.
11. Спутник планеты «Земля»:
А) Солнце; Б) Марс;
В) Юпитер; Г) Луна.
12. Какие вещества играют важную роль в теплорегуляции животных?
А) белки; Б) жиры;
В) углеводы; Г) вода.
13. Что является структурным звеном ДНК?:
А) нуклеотиды; Б) аминокислоты;
В) моносахариды; Г) полисахариды.
14. К прокариотам относят:
А) растения; Б) животные;
В) грибы; Г) бактерии.
15. Зелёные растения, которые в процессе фотосинтеза производят органические вещества из неорганических называют:
А) продуценты; Б) консументы I порядка;
В) редуценты; Г) консументы I порядка.
16. К антропогенному фактору относится:
А) климат; Б) хищничество;
В) вырубка лесов; Г) почва.
17. Какая экосистема является агроценозом?:
А) озеро; Б) альпийский луг;
В) сосновый лес; Г) пшеничное поле.
18. В какой эре живут современные люди?:
А) палеозойская; Б) мезозойская;
В) кайнозойская; Г) архейская.
19. Какие вещества относят к электролитам?:
А) раствор хлорида натрия;
Б) раствор глюкозы;
В) этиловый спирт;
Г) раствор кислорода в воде.
20. Организмы, населяющие пресные и солёные водоемы и почти не способные к самостоятельному движению:
А) нектон; Б) бентос;
В) планктон; Г) эукариоты.
21. Соль, из которой построены раковины не только морских, но и пресноводных, и сухопутных моллюсков:
А) СаСО3, Б) NаСl,
В) Са3(РО4)2, Г) NaHCO3
22. Форма взаимоотношений организмов, когда один из них существует за счёт другого:
А) хищничество; Б) конкуренция;
В) паразитизм; Г) симбиоз.
23. Биологические катализаторы белковой природы:
А) ферменты; Б) гормоны;
В) витамины; Г) моносахариды.
24. К какой группе лекарств относятся антибиотики?:
А) анестезирующие; Б) противомикробные;
В) обезболивающие; Г) наркотические.
25. Структурно-функциональная единица всего живого:
А) клетка, Б) организм,
В) популяция, Г) вид.
26. Назовите процесс нагревания помещения батареями:
А) теплопроводность; Б) излучение;
В) конвекция; Г) интерференция
Подведение итогов. (счетная комиссия озвучивает очки, набранные за игру командами и определяет победителя)
Заключительное слово учителя. Дорогие друзья, наша встреча подошла к завершению. Сегодня вы себя проявили на интеллектуальном уровне, желаю вам дальнейших побед в освоении профессиональных наук. Предлагаю вам дать оценку нашему мероприятию.
Рефлексия. Ответьте на три вопроса (вопросы напечатаны на отдельных листочках):
1. Мне было: интересно; скучно.
2. Понравилась такая форма проведения игры: Да; Нет.
3. Что нового Вы узнали во время игры (назовите 2-3 ответа)?
Литература
1. Учебники «Естествознание» 10, 11 класс, авторы: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.С.Пурышева, С.А.Сладков, В.И.Сивоглазов.(базовый уровень)
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Естествознание» 10 класс, авторы: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.С.Пурышева и др.(базовый уровень)
3. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: «Издательство Астрель», 2003. – 414 с.