СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по физике. 7 класс. Тема "Работа"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит информацию раздаточного материала для проведения урока по физике: закрепление темы "Сила", знакомство с новой темой "Работа". На основе метапредметности создана подборка картинок, иллюстраций, стихов для исследования видов силы и работы.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по физике. 7 класс. Тема "Работа"»

Дидактический материал

к открытому уроку по физике в 7 «В»


тема урока

«Работа»



Учитель физики

первой квалификационной

категории

Шаронова С.М.






18.02.2016

Самарская обл, г. Тольятти




План проведения недели учителей математики, физики и информатики

п/п

Мероприятия

Дата

Класс

Место проведения

Учитель


1.


Выпуск стенгазеты.




15.02.16г.


7 «В»,

8 «Г»


Холл

1 этажа


Шаронова С.М.

Москвина Н.В.



2.


Урок физики

«Работа»


18.02.16г.

2 урок


7 «В»


301 каб.


Шаронова С.М.


3.


Урок геометрии

«Сумма углов треугольника»


17.02.16г.

1 урок


7 «А»


302 каб.


Железникова В.И.


4.


Внеклассное мероприятие по математике

КВН «Математическая смекалка»



17.02.16г.

7 урок


5 «В»


121 каб.


Воротнева С.Н.


5.


Классный час

«Жизнь дана один раз»


17.02.16г.

6 урок


8 «Г»


218 каб.


Москвина Н.В.


6.


Внеклассное мероприятие

по математике

игра-соревнование

«Математическая рулетка»


18.02.16г.

7 урок


5 «Д»


202 каб.


Добровольская Л.В.


7.


Урок алгебры и начала анализа

«Логарифмические неравенства»


18.02.16г

6 урок


11 гр.1,3



305 каб.


Фейсханова Г.Т.


8.


Урок математики

«Признаки делимости»


18.02.16г.

1 урок


6 В


304 каб.


Калсанова И.С.


9.


Урок алгебры

«Арифметическая прогрессия»


19.02.16г.

2 урок


9 А


318 каб.


Маслова Н.Г.


10.


Заседание МО

«Подведение итогов недели»


19.02.16г.


8 урок


305 каб.


Учителя-предметники


Девиз урока

Желаю работать, желаю трудиться, желаю успехов сегодня добиться. Ведь в будущем все это вам пригодиться. И легче в дальнейшем вам будет учиться.

Наш урок будет в виде путешествия по некоторым станциям, на которых вам предстоит выполнить различные задания, применить свою смекалку и внимательность.

  1. Устный опрос с использованием стихотворения «Солдатики в мундирах». Вопросы по видам сил. Вопросы по определения: простые механизмы, ворот, блок, клин, рычаг.

Письменно – в каждой группе по 2 человека выполняют работу по карточкам: нарисовать по картинкам все силы, приложенные к физическим телам.

  1. Определение темы.

    1. Пословицы и объяснение пословиц.

    2. Игра – загадка. По загадкам учащиеся отгадывают первую букву слова, тем самым они определяют саму тему урока и составляют из букв слово.

  2. «Научная станция» - определения по теме (механическая работа, работа силы, полезная и затраченная работа с приведением примеров). Основная формула.

Разминка №1

«Помоги трактористу» - необходимо угадать слова, которые спрятаны в колесиках трактора по часовой стрелки: погода, дорога, города, творог, корова.

  1. «Веселая станция» - по стихотворениям определить вид работы: «Лошади-коньки», «Жук, отбившийся от ног», «Рыбы-пилы», «Часы».

Разминка №2

«Штангист» - нарисовать в воздухе не отрывая руки рисунок штангиста сначала одной рукой, затем другой.

  1. «Театральная станция» - по домашним заготовкам вписать ответы в кроссворд. Обсуждение, какие применяются в театре механизмы.

Разминка №3

«Гуляла девочка в лесу» - все встают из-за стола и выполняют простые упражнения по действию стихотворения.

  1. «Театральная станция» - необходимо выполнить заполнение таблицы по видам работы. Работа в парах – по картинкам обсуждают виды работ, записывают их в таблицу, обмениваются с соседями, тем самым проверяют себя. После выполнения проверяем по группам выполнение таблицы.

  2. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы.

- Какие виды работы вы сегодня узнали? (механическая, полезная, затраченная, работа силы).

- Что такое механическая работа?

- В чем отличие полезной работы от затраченной?

- Какой буквой обозначается работа?

- В каких единицах в системе СИ измеряется работа?

- По какой формуле можно рассчитать работу?

8. Рефлексия: ответить на вопросы, подчеркнув тот ответ, который считаете верным.


ПУТЕВОЙ ЛИСТ

(для ученика)


Устный опрос с использованием стихотворения «Солдатики в мундирах».

Письменно – в каждой группе по 2 человека выполняют работу по карточкам.

  1. Определение темы.

    1. Пословицы и объяснение пословиц.

    2. Игра – загадка. По загадкам отгадывать первую букву слова темы.

  2. «Научная станция» - определения по теме (механическая работа, работа силы, полезная и затраченная работа с приведением примеров). Основная формула.

Разминка №1

«Помоги трактористу» - необходимо угадать слова, которые спрятаны в колесиках трактора по часовой стрелки: погода, дорога, города, творог, корова.

  1. «Веселая станция» - по стихотворениям определить вид работы: «Лошади-коньки», «Жук, отбившийся от ног», «Рыбы-пилы», «Часы».

Разминка №2

«Штангист» - нарисовать в воздухе не отрывая руки рисунок штангиста сначала одной рукой, затем другой.

  1. «Театральная станция» - по домашним заготовкам вписать ответы в кроссворд. Обсуждение, какие применяются в театре механизмы.

Разминка №3

«Гуляла девочка в лесу» - все встают из-за стола и выполняют простые упражнения по действию стихотворения.

  1. «Музейная станция» - необходимо выполнить заполнение таблицы по видам работы. Работа в парах – по картинкам обсуждают виды работ, записывают их в таблицу, обмениваются с соседями.

  2. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы.

- Какие виды работы вы сегодня узнали? (механическая, полезная, затраченная, работа силы).

- Что такое механическая работа?

- В чем отличие полезной работы от затраченной?

- Какой буквой обозначается работа?

- В каких единицах в системе СИ измеряется работа?

- По какой формуле можно рассчитать работу?

8. Рефлексия: ответить на вопросы, подчеркнув тот ответ, который считаете верным.


ЗАГАДКИ


РАЗНОЦВЕТНОЕ КОРОМЫСЛО ЧЕРЕЗ РЕКУ ПОВИСЛО

Радуга - буква Р


ДЕНЬ И НОЧЬ СТОЮ НА КРЫШЕ, НЕТ УШЕЙ, НО ВСЕ Я СЛЫШУ. ВДАЛЬ ГЛЯЖУ, ХОТЯ БЕЗ ГЛАЗ, НА ЭКРАНЕ МОЙ РАССКАЗ.

Антенна - буква А


НА СТЕНЕ ВИСИТ ТАРЕЛКА, ПО ТАРЕЛКЕ ХОДИТ СТРЕЛКА. ЭТА ТАРЕЛКА НАПЕРЕД НАМ ПОГОДУ УЗНАЕТ.

Барометр – буква Б


ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕД НАМИ: ДВЕ ОГЛОБЛИ ЗА УШАМИ, НА ГЛАЗАХ ПО КОЛЕСУ И СИДЕЛКА НА НОСУ.

Очки - буква О


НА СТЕНЕ В РОЗЕТКЕ, В ПЛАСТМАССОВОЙ КЛЕТКЕ, ЖИВЕТ ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КОТ. ЛИШЬ ВИЛКУ УВИДИТ, ИЗ КЛЕТКИ ОН ВЫЙДЕТ. А ТАК НИ ЗА ЧТО НЕ ПОЙДЕТ.

Ток - буква Т


КРУГЛЫЙ, ПОЛОСАТЫЙ, СЛАДКИЙ И ТЯЖЕЛЫЙ ДОМ. КРАСНЫЙ ИЗНУТРИ, МНОГО ЖИТЕЛЕЙ СОДЕРЖИТ ОН.

Арбуз – буква А



Полученное слово по теме Р А Б О Т А


Р

Р

А

А

Б

Б

О

О

Т

Т

А

А

С

С

Ч

Ч

Н

Н

Е

Е

К

К

Л

Л

И

И

Ц

Ц

У

У

Д

Д


Механическая работа — это физическая величина, являющаяся скалярной количественной мерой действия силы или сил на тело или систему, зависящая от численной величины, направления силы (сил) и от перемещения точки (точек), тела или системы.

Ме­ха­ни­че­ская ра­бо­та – это фи­зи­че­ская ве­ли­чи­на, прямо про­пор­ци­о­наль­ная при­ло­жен­ной к телу силе и прой­ден­но­му телом пути. Более стро­гое опре­де­ле­ние ра­бо­ты зву­чит так.

Ра­бо­той силы на­зы­ва­ет­ся фи­зи­че­ская ве­ли­чи­на, рав­ная про­из­ве­де­нию мо­ду­ля силы на ве­ли­чи­ну пе­ре­ме­ще­ния тела в на­прав­ле­нии дей­ствия силы.

В фи­зи­ке тер­мин «ра­бо­та» свя­зан с дей­стви­ем силы и по­лу­чен­ным в про­цес­се этого дей­ствия пе­ре­ме­ще­ни­ем тела. На­при­мер, груз­чик под­ни­ма­ет груз на неко­то­рую вы­со­ту. Груз­чик дей­ству­ет на груз с по­мо­щью му­скуль­ных уси­лий, и груз пе­ре­ме­ща­ет­ся. Мяч под дей­стви­ем силы тя­же­сти па­да­ет на землю. На мяч дей­ству­ет сила тя­же­сти, и мяч пе­ре­ме­ща­ет­ся. Во всех этих слу­ча­ях со­вер­ша­ет­ся ме­ха­ни­че­ская ра­бо­та.

Затраченная работа – это вся работа, совершенная для выполнения какого-либо действия, включая преодоление всех сил, препятствующих выполнению этих сил. Полезная работа – это работа, которая была совершенна непосредственно для выполнения этого действия.


Механическая: действие силы, перемещение.

Затраченная: действие, преодоление сил, инструменты.

Полезная: только к телу, нет инструментов, нет учета работы силы трения.

Работа силы: сила и пе­ре­ме­ще­ния тела в на­прав­ле­нии дей­ствия силы.

Для того чтобы со­вер­ша­лась ра­бо­та, на тело долж­на дей­ство­вать сила и тело при этом долж­но пе­ре­ме­щать­ся


Приведем два примера.

В первом примере воды реки, столкнувшись с пропастью, шумно падают вниз в виде водопада.

Второй пример – это человек, который держит на вытянутых руках тяжелый предмет, например, удерживает надломившуюся крышу над крыльцом дачного домика от падения.

В каком случае совершается механическая работа?

Несмотря на весь героизм уставшего держателя крыши, проделанная им работа равна нулю, а вот вода, падая под действием силы тяжести с высокого утеса, совершает самую, что ни на есть, механическую работу. То есть, если мы будем толкать тяжелый шкаф безуспешно, то проделанная нами работа с точки зрения физики будет равна нулю, несмотря на то, что мы прикладываем много сил. А вот если мы сдвинем шкаф на некоторое расстояние, то тогда мы проделаем работу, равную произведению приложенной силы на расстояние,  на которое мы передвинули тело.

Если направление приложенной силы совпадает с направлением движения тела, то данная сила совершает положительную работу. Пример – это когда мы толкаем какое-либо тело, и оно двигается. А в случае, когда сила приложена в противоположную движению тела сторону, например, сила трения, то данная сила совершает отрицательную работу. Если же приложенная сила никак не влияет на движение тела, то сила, совершаемая этой работой, равна нулю.



Используя тот или иной механизм, мы совершаем работу, всегда превышающую ту, которая необходима для достижения поставленной цели. В соответствии с этим различают полную или затраченную работу и полезную работу.

Если, например, наша цель-поднять груз массой ш на высоту Н, то полезная работа - это та, которая обусловлена лишь преодолением силы тяжести, действующей на груз. При равномерном подъеме груза, когда прикладываемая нами сила равна силе тяжести груза, эта работа может быть найдена следующим образом:
Вфизике есть такие понятия как полезная работа, бесполезная работа и совершенная работа (от слова совершил, а не совершенный, хотя слова однокоренные и по сути одинаковые.
Например требуется поднять воду из колодца. 

Полезная работа - это подьем самой воды. Полезная работа - работа совершенная только по отношению к рабочему телу, без учета траты работы на силу трения, и орудий совершения полезной работы. 

Бесполезная работа - подъем ведра и цепи. 

Совершенная работа - это сумма всех работ, полезной и бесполезной. То есть подъем воды вместе с ведром. Это все что вы сделали для того чтобы поднять воду.

Если усилия потраченные на работу не стоят того, что вы за нее получили, то работа эта бесполезная. В таких случаях говорили раньше: овчина выделки не стоит. 


Рычаг - является составной частью почти каждой современной машины, станка, механизма. Экскаватор роет канаву - его железная “рука” с ковшом действует как рычаг. Шофёр меняет скорость автомобиля с помощью рычага переключения скоростей. Аптекарь развешивает порошки на аптекарских очень точных весах, главная деталь этих весов - рычаг.

Вскапывая грядки на огороде, лопата в наших руках тоже становится рычагом. Всевозможные коромысла, рукоятки и вороты всё это рычаги.

Рычаг - твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. На практике роль рычага могут играть палка, доска, лом и т.п.

Рычаг имеет точку опоры и плечо. Плечо - это кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы (т.е. перпендикуляр, опущенный из точки опоры на линию действия силы). Обычно силами, приложенными к рычагу можно считать вес тел. Одну из сил мы будем называть силой сопротивления, другую - движущей силой.

Примером такого применения рычага могут служить весы.


БЛОК 1) часть устройства, механизма, прибора и т. п., представляющая собой совокупность функционально объединенных, часто однотипных элементов, частей (напр., блок цилиндров, блок питания телевизора)...2) Конструктивный сборный элемент или изделие, обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве (напр., блок объемный, стеновой, оконный).

Клин — простой механизм в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Используется для раздвижения, разделения на части обрабатываемого предмета. Клин — одна из разновидностей механизма под названием «наклонная плоскость». Ворот — это тот же рычаг, только несколько видоизмененный. И здесь действует закон- выигрыш в силе — проигрыш в пути.








4 группа. Определить вид работы по иллюстрациям и записать в таблицу


п/п

рисунка

Краткое описание рисунка

Определение вида работы

1

1

Девочка стоит у стола, размешивая палкой в чугунке

Механическая работа, затраченная




2

2

Девочка гладит брюки

Механическая работа, затраченная




3

3

Мальчик занимается резьбой по дереву

Механическая работа, затраченная




4

4

Дети танцуют в хороводе

Механическая работа




5

5

Дедушка на станке вытачивает деталь

Затраченная работа




6

6

Комбайнёр следит за ссыпанием зерна в кузов грузовой машины

Механическая работа двигателя комбайна и транспортёра, работа комбайнёра =0




7

7

Девочка, сидя на скамейке, штопает бельё

Работа тела =0




8

8

Мальчик «застыл» на месте от удивления движущейся шляпы на него

Работа тела =0

9

9

Зайцы пилят бревно





10

10

Спортсмены на байдарках

Механическая работа, работа силы, затраченная работа




11

11

Художник пишет кистью лозунг на красной материи

Механическая работа





3 группа. Определить вид работы по иллюстрациям и записать в таблицу


п/п

рисунка

Краткое описание рисунка

Определение вида работы

1

1

Кот прыгает по комнате, пытаясь поймать муху

Механическая работа



2

2

Бабушка, сидя на табурете, вяжет руками лапти

Затраченная работа




3

3

Девочка кормит петуха зерном

Затраченная работа




4

4

Люди входят и выходят из трамвая

Механическая работа




5

5

Девочки рассматривают листья растений в теплице

Работа =0




6

6

Верхние зайцы на рисунке вяжут, нижние зайцы – вбивают гвозди в крышу дома

Затраченная работа

7

7

Конница идёт вдоль берега

Механическая работа




8

8

Мальчик стоя, придерживает коляски

Работа =0




9

9

Молодые связисты работают в классе дисплея

Затраченная работа




10

10

Человек перемещается верхом на лошади

Механическая работа





11

11

Дети стоя слушают военного человека, играющего на духовом инструменте

Механическая, полезная работа


2 группа. Определить вид работы по иллюстрациям и записать в таблицу


п/п

рисунка

Краткое описание рисунка

Определение вида работы

1

1

Девочка открыла одеяло на проверку постели

Полезная работа



2

2

Дети строят замки из песка

Затраченная работа




3

3

Дети танцуют

Затраченная работа




4

4

Девочка перемещается в противоположную сторону от чудо-печки

Механическая работа




5

5

Мальчики сгребают сено граблями

Затраченная работа




6

6

Бегуны на длинной дистанции

Полезная работа




7

7

Девочка протирает посуду после мытья

Затраченная работа




8

8

Девочка на ветки дерева выставляет на просушку кувшины

Механическая работа




9

9

Заяц ведёт поз уздцы лошадь с телегой, наполненной сеном

Механическая работа




10

10

Мальчик отпиливает кусок деревянной палки

Затраченная работа




11

11

Мальчики сидят за столом, рисуют

Работа =0






1 группа. Определить вид работы по иллюстрациям и записать в таблицу


п/п

рисунка

Краткое описание рисунка

Определение вида работы

1

1

Мальчики обкидывают шляпу картофелем


Работа силы


2

2

Девушки качаются на старинных качелях

Механическая работа




3

3

Зайцы выпекают булочки в печи

Затраченная работа



4

4

Дети гуляют в лесу

Полезная работа




5

5

Дети занимаются уборкой по дому

Механическая, затраченная работа




6

6

Дети рассматривают рисунок

Работа =0




7

7

Дети моделируют корабли

Механическая, затраченная работа




8

8

Девочки занимаются рукоделием

Механическая, затраченная работа




9

9

Девочка показывает комплекс гимнастических упражнений

Полезная работа

10

10

Косари на лугу

Затраченная работа




11

11

Один мальчик придерживает дверь, второй стоит возле первого

Работа =0






Домашняя работа.

  1. Глава 4, параграф 55 – параграф прочитать, на стр. 166 ответить на вопросы после параграфа устно.

  2. Из листа «Разминка» выполнить письменно словесный ребус «10 люков».

  3. Выполнить на выбор одну из творческих задач:

а) найти и записать или нарисовать пословицы поговорки по теме «Работа»,

б) выполнить рисунок или аппликацию по теме «Сила. Работа»,

в) придумать сказку, рассказ, небылицу или написать стихотворение на тему «Сила и работа»,

г) нарисовать ребусы и загадки по теме «Работа».


РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

  1. Вам понравился урок?

а) да б) нет в) не знаю.

2. Ваше восприятие темы:

а) материал доступен

б) узнали много нового

в) многое знакомо

г) многое непонятно.

3. Какое задание понравилось?

а) игра – загадка

б) «Научная станция»

в) разминка №1 «Помоги трактористу»

г) «Веселая станция»

д) разминка №2 «Штангист»

е) «Театральная станция»

ж) разминка №3 «Гуляла девочка в лесу».


4. Поставьте оценку вашей активности на уроке:

«5» «4» «3»


5. Поставьте общую оценку за урок:

«5» «4» «3»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!