Фамилия, имя ______________________________
Тема: Спряжение глаголов.
1. Вставьте окончания глаголов. Укажите их время, лицо и спряжение.
1. Пушки с пристани пал___т. 2. Избушка там на курьих ножках сто__т без окон, без дверей. 3. Блестя на солнце, снег леж__т. 4. Вста___т заря во мгле холодной. (А. С. Пушкин) 5. Ветер, после трёх ночей, мч__тся к матери своей. (А. Майков) 6. В небе звёздочки гр__т, в речке струйки говор__т.(А. Блок) 7. По полям бег__т ручьи. (С. Маршак)
2. Поставь глаголы в неопределённую форму, выдели суффиксы и окончания, определи спряжение.
Ты мечта_____ - _________________ (_______), мы подкорм______ - _______________ (____), ты помеша_____ - ______________ (______), ты наблюда______ - ________________ (_______), он рыбач______ - __________________ (_____), он рыда______ - ______________ (____), они дыш____ - _______________ (______), он рыщ_____ - ___________________ (_____), он сажа_______ -________________ (______), он посад______ - ___________ (____), он свет______ - ________________ (______),он светлее______ - __________________ (_____).
3. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания, определи спряжение.
Высуш___шь (______), чита___шь (_____), узакон___шь (_____), подежур___шь (____), лопн____шь (_____), обкле (_____), отпива___шь (____), оплачива__шь (____), счист___шь (______), перегиба____шь (_____), растрат___шь (____), цепляя___шь (____),загреба___шь (____), трога_____ (____).
4. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания, определи спряжение.
Удосто___м (_____), отмороз___м (_____), порт__м (______), лопн___м (______), вылеп__м (______), подшива___м (______), застро__м (_______), поправ___м (_____), умнож__м (______), пыла__м (_______), сигнал__м (_____), познаком__м (______), ускор__м (_____), загиба__м (_______), отрыва__м (_____).
5. Прочитай текст. Найди глаголы, определи спряжение глаголов.
В тихие дни берёзка сбрасывает листья ровным кругом. С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки в чёрную воду омута. Краснеет стройный клён. Всегда бледновато одетая лиственница так скупо тратит свою хвою, что хватит и на зимнюю пору.
6. Спиши, употребляя глаголы в 1-м лице множественного числа. Определи спряжение.
Образец: сверлом (точить) точим – II спр.
Топором (колоть), ножом (резать), пилой (пилить), щёткой (чистить), лопатой (копать), краской (красить), ручкой (писать).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. К существительным допиши подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени. Определи спряжение.
Волна _______________________________________________________________________________
Река __________________________________________________________________________________
Робот _________________________________________________________________________________
8. Вставь пропущенные буквы в окончаниях. Определи спряжение.
Бега__те (_________), нес___те(_________), плач__те(_________), меша__те(_________), рявкн__те(_________), сгиб__те(_________), залива__те(_________), чист__те(_________), звн__те(_________), пута__те(_________), крас__те(_________).
9. Спиши, раскрывая скобки. Определи спряжение.
(Не)пугаться, (не)доумевают, (не)терпим, (не)вылью, (не)видят, (не)гонишь, (не)рвничать, (не)смеешь, (не)навидел, (не)обрубил, (не)домогать, (не)сваришь, (не)спят, (не)держат, (не)годовала, (не)сеешься, (не)била, (не)найдёшь,
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
10. Прочитай предложения. Определи время, лицо, число и спряжение глаголов. Выдели окончания.
1.То кувыркнётся (___в., ___л., ___ч.,___спр.) , то развернётся(___в., ___л., ___ч.,___спр.), то весь в комок он так сберётся(___в., ___л., ___ч.,___спр.), что не видать(___в., ___л., ___ч.,___спр.) ни рук, ни ног. 2. Я отыщу(___в., ___л., ___ч.,___спр.) секрет и ларчик ваш открою(___в., ___л., ___ч.,___спр.). 3. Тогда пойдёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.) уж музыка не та, у нас запляшут(___в., ___л., ___ч.,___спр.) лес и горы. 4. То солнце спрячется(___в., ___л., ___ч.,___спр.), то светит(___в., ___л., ___ч.,___спр.) очень жарко. 5. Лжец ни один у нас по нём пройти(___в., ___л., ___ч.,___спр.) не смеет: до половины не дойдёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.) – провалится(___в., ___л., ___ч.,___спр.) и в воду упадёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.). 6. Теперя все соседи скажут(___в., ___л., ___ч.,___спр.): «Кот Васька плут! Кот Васька вор!» (И. А. Крылов).
11. Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Укажи время и род глаголов. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Наступил___ ясн____ утр____ . Солнце ярко сиял___ в голуб____ неб___ . Луч его играл на речк___ , на крыш___ домов. Алмазами сверкал____ рос____ на траве, на листьях деревьев. Кругом стоял___ тишин____ . Только весело щебетал___ ласточк ____ .
12. Вставь пропущенные окончания глаголов. Определи спряжение.
Ты приземля________ся (_____спр.), ты приглядыва_______ся(_____спр.), ты пригорюн______ся(_____спр.), ты приготов______ся(_____спр.), ты пригрева_______(_____спр.), он закопа______(_____спр.), он залеп_______(_____спр.), он затян_______(_____спр.), он дыш_______(_____спр.), он изреж_____(_____спр.), он излуча_____(_____спр.), мы закл______(_____спр.), мы гон______(_____спр.), мы закоп_______(_____спр.), мы высуш______(_____спр.), мы надкус______(_____спр.), они строга_____(_____спр.), он багровее_______(_____спр.), мы держ_____(_____спр.) .
13. Задай к глаголам вопросы. Вставь, где надо ь.
Костёр(_____________________) разгорает__ся, можно (____________________) обжеч__ся, не будем (______________________) ссорит__ся, (_____________________) закрыт__ся на перерыв, скамейка (________________________) красит__ся, (___________________) роют__ся в огороде, рано (____________________) открыт__ся.