СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку 4 класс. Раздел "Морфология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по русскому языку для 4 класса. В него включены задания для закрепления знаний по следующим темам: " Склонение имен существительных", "Изменение прилагательных по падежам", "Местоимение", "Спряжение глаголов"

Просмотр содержимого документа
«1.склонение существительных множ.ч.»

Фамилия, имя_________________________________


1. Склонение существительных во множественном числе.


Словарная работа. Вставь пропущенные буквы, запиши эти слова.


Д…рога, ж…ребёнок, ж…лтый, з…вод, завтр…, завтр…к.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


Повторение. Сделай синтаксический разбор предложений.


Поблизости громко сигналила машина. Маленький хомячок мирно спал на сухих опилках.


Определи число, склонение и падеж существительных.

У вербы- __ч. __скл.__п.

со стрелки - __ч. __ скл.__п.

без шурупа - __ч.__скл.__п.

из стали -__ч.__скл.__п.

на диване-__ч.__скл.__п.

от факела -__ч.__скл.__п.

у пасеки -__ч.__скл.__п.

о конюшне - __ч.__скл.__п.

в тексте - __ч.__скл.__п.


Работа над новым материалом.


1. Просклоняй существительные. Выдели окончания. Заполни таблицу.

И. п. (Кто? Что?) розы, семьи, народы, орехи, двери:

Р. П.(Кого? Чего?) ___________________________________________________________ ;

Д. п. (Кому? Чему?) _________________________________________________________ ;

В. П. ( Кого? Что?) __________________________________________________________ ;

Т. п. (Кем? Чем?) ____________________________________________________________ ;

П. п. (О ком? О чем?) _________________________________________________________ .


Падеж

Вопросы

Окончания.




















Закрепление.

2. У имён существительных множественного числа определите падежи.

1.Школьники берегут книги. 2. Строители возводят новые школы. 3. В зоопарке ребята увидели слонов. 4. Сёстры на день рождения пригласили друзей. 5. Пчёлы не любят медведей.

3. Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже, мн. ч.Выделите окончания.



Стволы (дерево), крылья (самолёт), простор (площадь), аромат (гриб), ключи от (дверь), стук (колесо), край (самоцвет), много (пример), улицы (город), много (мастер).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Спишите словосочетания, заменяя имена прилагательные именами существительными в родительном падеже, мн ч. Выделите окончания.

О б р а з е ц : журавлиные стаи – стаи журавлей.

Берёзовые почки – ______________________ , подосиновые шляпки- _______________________, сливовый компот – _____________________ , дверные ключи – _______________________ , медвежьи берлоги – _____________________ , книжные полки – _______________________ , фабричные трубы – _______________________ , ореховые ароматы – _______________________ , звериные тропы – ___________________ .

5. Запишите словосочетания. Определите падеж. Выделите окончания.

Шесть (падежи, килограммы) – _______________________________________________ ;

Отряды (солдаты, военные) – ________________________________________________ ;

ящик (помидоры, яблоки) – ___________________________________________________ ;

много (дела, заботы) – _______________________________________________________.

6. Запишите имена существительные в родительном падеже, мн. ч. Разберите все слова по составу.

Бельчата – ____________ , галчата – __________ , котята – ___________ , медвежата – ______________ , зайчата – ____________ , слонята – ___________ , львята – _______________ , цыплята – __________________.

7. Спишите , употребляя имена существительные во множественном числе. Выделите окончания, определите падежи всех имён существительных.

Плыть под парусом, шёл к озеру, любоваться тополем, бывать в лагере, управлять страной, мечтать о земле, идти по воде.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите словосочетания, употребив имена существительные из скобок во множественном числе. Выделите окончания, определите падежи.

У новых (скатерти), около речных (вокзал), пуговицы от (наволочки), ветка (черешня), герои (басня), пять (простыни), килограмм (сливы).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Спишите , раскрывая скобки. Выделите окончания имён существительных, определите падежи.

Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Допишите предложения, подбирая подходящие сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падеж имён существительных.

1) Нежные чистые цветы ландыша кажутся ______________________ . 2) На моховых болотах ______________________ рассыпана румяная клюква. 3) Кудрявый можжевельник обсыпан мелкими ягодами, словно ______________________ . 4) Лепестки цветов усеяны росинками, будто __________________________ .

С л о в а д л я с п р а в о к : фарфоровые колокольчики, сверкающие алмазы, рубиновые ожерелья, чёрные бусы.

11. Поставьте имена существительные в скобках в нужных падежах, обозначьте их, выделите окончания.

Снег-волшебник

Снег на разных деревьях лежит по-разному: на (кедры) – большими (клоки), на (ёлки) – белыми (подушки), на сухих (ветки) – нанизан (шары), в (развилки) голых (осины) – скопился (шапки). Деревья кажутся то сказочными (великаны) в снежных (шапки и папахи), то белыми (медведи), то сказочными (чудовища).

По И. Лаврову.

_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания. Определи падежи всех имён существительных.

За овражк___ лес конч__лся. Впереди было поле. Мы спускались по полю в лощину. Там т__кла р__ка. Её можно заметить только по деревь__ и кустарник___ , которые росли на берегах. Растения змейк__ т__нулись до самой деревн__.

Д__ма в д__ревн__ ст__яли под снежными крыш___ , точ__но карлики в б__льших шапк__ присели отдохнуть вдоль дорог___ . А над ними высились тополя с тёмными ветвями и гнёзд___ . В светлом неб__ л__тали галки. В крайнем дом__ т__пилась печ__ка. А д__ревня спряталась в синих снегах. На улиц__ не было видно ни одного человек__.

В. Дежин





































Фамилия, имя _________________


2.

Просмотр содержимого документа
«10. склонение прил в един числе»

Фамилия, имя _________________________

Тема: Склонение прилагательных в единственном числе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Спишите. Раскройте скобки. Выделите суффиксы.

Жестк(а,о)ватый, супн(е,и,я)ца, горл(а,о)вой, балалаечн(е,и,я)к, шуб(а,о)нька, драп(а,о)вое, чернильн(е,и,я)ца, город(а,о)вой, цыплён(а,о)к, малин(е,и,я)к, буксир(а,о)вать, вежлив(а,о)сть.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте буквы Е-И-Я.

З__рно, по__снить, прит__снитель, з__мовщик, ш__рина, нан__сти, заб__лить, приг__баться, ч__рнозём, фл__йтист, ч__совой, расщ__плять, см__хота, м__сяцами, затр__щать.

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1. Просклоняйте словосочетания.

И. п.

Чистый пол

Красная дорожка

Яркое солнце

Р.п.




Д.п.




В.п.




Т.п.




П.п




Окончания

прилагательных




2. Вставьте пропущенные буквы в окончания прилагательных. Определите род и падеж.

У кусач__го пуделя(___р.___п.), на теннисн__м корте (___р.____п.), по живописн__му полу (___р.___п.), без сносн__го ответа (__р.___п.), про стародавн__е дело (___р.___п.), в классн__м журнале (___р.___п.), от томатн__го сока (__р.___п.), со знатн___м господином (___ р.___п.), из-за бродяч__го пса (___р.___п.).

3. Сделайте синтаксический разбор предложений, определи падеж всех прилагательных.

Зимний лес.

Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в пушистом уборе. Всё засыпано белым снегом. Лес освещён ярким светом. Хороши сосны и ели в снежном уборе. В морозном воздухе слышен каждый звук. Вот с верхней ветки упал ком пушистого снега. Над вершинами деревьев пронеслась шумная стайка клестов.

зимнем

засыпано

вершинами

пронеслась2

В зимнем3________________

_____________________________

_____________________________

С ветки3__________________

____________________________

Стоят 1 _______________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

_______________________________


4. Задай вопрос к прилагательному. Выдели окончания, определи падеж.

Утром (_________?) ранним (___), от месяца (__________?) молодого (____), в краю (_________?) дальнем (_____), в погоду (___________?) ненастную, силой (___________?) могучей (____), с неба (__________?) синего (____), жизнью (__________?), радостной (____), на ветру (_________?) осеннем (_____).

5. Разбери прилагательные по составу.

Нарядный, побитые, занудный, миленький, вьюжный, студёного,

мохнатому, в прекрасном, известную, домашнее.

6. Выпиши из стихотворения словосочетания «прилагательное + существительное». Обозначь род, число, падеж.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок, на осеннюю грязь

Начал падать снежок.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

В чисто поле метель

И кружит, и мутит,-

Наш степной мужичок

Едет в санках, кряхтит

(И. Никишин)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж имен прилагательных.

Говорили о (смелая) женщине, узнали об (интересная) книге, приблизились к (заветная)цели, беседовали с (интересный) человеком, вижу (открытая)веранда, подъехал к (новая) столице.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. К данным прилагательным допиши существительные, определи род и падеж.

На крайнем ______________ , по скользкой ____________________, перед высоким __________________, про известную ___________________, в голубом _________________, на книжной _______________, к крутому _______________, вдоль высокого ________________, из-за дремучего ________________, в скалистых __________________, по разноцветному _________________, для любимой _________________.



Просмотр содержимого документа
«11склонение прил во множественном числе»

Фамилия, имя__________________________

Тема: Склонение прилагательных во множественном числе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Спишите раскрывая скобки. Выделите корень и приставку во всех словах.

Раз(ъ,ь)езжий, в(ъ,ь)нчик, об(ъ,ь)едать, в(ъ,ь)ющийся, об(ъ,ь)зд, б(ъ,ь)ёт, из(ъ,ь)являть, об(ъ,ь)ёмный, об(ъ,ь)яснимый, раз(ъ,ь)единённый, раз(ъ,ь)утюжить.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выделите окончания существительных и прилагательных. Определите род и падеж.

Рослый человек _______, к пятнистой корове _______, благодаря опытному капитану ________, в неправильном примере _________, в пустом автобусе ________, из-за весенней распутицы ________, после серьёзной болезни _______, под птичьим крылом _______, дальнее путешествие ________.

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1. Прочитай. Определи падеж имен прилагательных во множественном числе. Выдели окончания.

С гнёзд замахали крикливые цапли,

С листьев скатились последние капли,

Солнце, с прозрачных сияя небес,

В тихих струях опрокинуло лес.

(А. Фет)

2. Прочитай. Определи падеж имен прилагательных во множественном числе.

В старину большие быстроходные парусники звались фрегатами. Фрегатами называют также крупных морских птиц. Широкие тугие крылья, длинные хвосты фрегатов напоминают корабельные паруса. Это хищные птицы. При виде жертвы фрегаты пускают в ход свои мощные крылья, бьют ими свою жертву и отнимают добычу. (Ю. Качаев)

3. Прочитай. Допиши окончания прилагательных. Определи род и падеж имен прилагательных. Сделай синтаксический разбор предложений.

Под липой было прохладно и спокойно. Чист_____ мелк____ трава изумрудн____ цвета, без золот_____ отливов, не колыхалась. Высок____ стебельки стояли неподвижно. Как мёртв____, висели маленьк_____ гроздья жёлт____ цветов на нижн ____ ветках липы. Лучист___ пар колебался над землёй.

4. Прочитай. Выпиши из текста словосочетания «существительное + прилагательное» определи падеж.

Рыба – телескоп.

Телескоп – это порода золотых рыбок. От подводных собратьев рыбку отличают выпуклые глаза, большой хвостовой плавник. Чешуйчатые телескопы обычно бархатного чёрного цвета. Среди них встречаются рыбки с рубиново – красными глазами. Бесчешуйчатых телескопов нередко называют ситцевыми рыбками. На светлых боках у них рассыпаны разноцветные пятнышки. (В. Никитин).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Спиши. Раскрой скобки. Определи падеж прилагательных.

1. Мальчик готовит корм для (забавные, красивые птицы). 2. Ёлки стоят в (снежные шубки). 3. Он приносит много (хлебные крошки птицы). 4. Среди (большие и важные дела) сумей увидеть главное. 5. На собрании говорили о (большие и важные дела). 6. Саша прочитал книгу о покорителях (воздушные океаны).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Узнай по прилагательным предмет. Составь и запиши предложения, употребив имена прилагательные в творительном или предложном падежах.

1. Лиловые длинные…… 2. Лёгкие белоснежные….. 3. Весенние солнечные …. 4. Первые, синие, нежные …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«12 роль прилагательного в предложении »

Фамилия, имя ___________________________

Дата: ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Тема: Роль имен прилагательных в предложении.

1. Словарная работа: вставь пропущенные буквы. Поставь ударение.

Ок__ло, __льха, __рех, __сина, п__льто, п__нал, п__сок, п__тух, пл__ток.

2. Разбери слова по составу.

Золотой, золотистый, золото, золотко, позолотили, золотилась, золотить, озолочу, золотник, позолота, позолотишь, золотит, золочёный, золотишко.

3. Задай вопрос к прилагательному. Определи число, род и падеж прилагательных.

На поляне (___________) пустой _______________________________

Среди двора (___________) широкого _____________________________

Паутины (_____________) воздушной _____________________________

День (________________) целый _____________________________________

Мотылёк (________________) последний___________________________

Теплом (______________) солнечным _____________________________

4. Сделай синтаксический разбор предложений. Определи падеж имен существительных и прилагательных.

1. Ракеты загорелись в небе красным, синим, жёлтым огнём. 2. Деревья в лесу покрыты пушистым инеем. 3. Волки выли в ближнем лесу. 4. Смелому человеку ничего не страшно. 5. Стая птиц полетела на соседнее поле. 6. Дети радуются тёплому весеннему дню и горячему солнцу.

Синим3 _______________________________________________________________________________

Ближнем 3_____________________________________________________________________________

Тёплому3 ____________________________________________________________________________

Горячему3 ___________________________________________________________________________



5. Определи род и падеж имен прилагательных.

1. Тусклым серебром шумели над головой листья столетних(________) ив. 2. На песчаном (_______) дне были видны дорожки. 3. Пар от земли наполнял воздух здоровым (_________) румянцем. 4. А высоко – высоко в голубом (________), синем (________) небе плывут белые (_________) летние (_________)облака. 5. Горячее (_________) солнце обдало ребят летним(__________) зноем. 6. Шоссейная(_______) дорога вела к ближнему (__________) посёлку.



5. Допиши окончания имен прилагательных. Определи род и падеж прилагательных.

I

1. Выпал бел ___ (________ ) снег. 2. Из мокр____ (_______) снега дети лепили разн____ (_________) фигуры. 3. Мы ехали по свеж (_______) снегу. 4. Петя провалился в рыхл____ (________) снег. 5. Хорошо умыться пушист______ (_______) снегом. 6. Нечего горевать о вчерашн____ (__________) снеге.

II

На зелён____ (_________) берегу больш____ (________) озера Карасу стояла бел____ (______) юрта. Озеро заросло пышн ___ (_______) и сочн____ (________) кугой, медов_____ (_________) корнями которой лакомилась аульн____ (_______) ребятня.

За песчан_____ (________) берегами густо зеленело мягн_____ (________) разнотравье.

6. Поставь ударения в прилагательных. Определи падеж прилагательных и существительных.

1. Справа от нас зеленело большое поле. 2. Огромное море лежало у ног батыра. 3. Мы прошли по зелёному большому полю. 4. По огромному морю плыл пароход. 5. Перед зелёным большим полем стоял человек в кепке. 6. За огромным морем вставало солнце.

7. Сделай синтаксический разбор предложений. Определи род и падеж имен прилагательных. Сделай другие разборы.

1. На углу улиц Сатпаева и Розыбакиева быстро вырос дорогой кирпичный дом. 2. Машина остановилась у дорогого кирпичного дома. 3. Он подъехал к дорогому кирпичному дому. 4. Перед дорогим кирпичным домом стояла красивая беседка. 5. В дорогом кирпичном доме разместился банк.

кирпичный

остановилась

разместился2

В дорогом3 _______________
_____________________________

К дому3 __________________

____________________________

8. Поставь нужные окончания. Обозначь падеж прилагательных.

1. Во дворе растёт высок ___ тополь. Я каждый день вижу высок____ тополь из своего окна. 2. Смел____ поступок всегда вызывает восхищение. Он совершил смел_____ поступок. 3. Зимн____ холод освежил воздух. Я не выхожу на улицу в зимн____ холод.

Просмотр содержимого документа
«13. повторение № 1.»

Фамилия, имя ___________________

Тема: Повторение № 1.


1. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. В словах выделите окончания и определите склонение.

Лед – ____________, птица – ___________, День - ____________, утро – ___________, дуб - ___________ , рыба – ____________ ,весна - _____________, металл – _____________, жемчуг - ____________, бумага – ____________,

Образец: лед – вода.

Слова для справок : утро, желудь, зима, песчинка, яйцо, ночь, икринка, руда, дерево.

2. Определите род и падеж прилагательных и существительных. Не забудь выделить окончания.

С лёгкой лопатой ________, по шумному базару ________, на речной отмели _________, у массивной колонны ____________, без театрального грима __________, для надёжного друга, с душистым сеном __________, без лишней заботы ___________, по синему небу ___________, по пыльным дорогам _____________, на второй неделе ____________, из-за старинного кольца ____________, про молодого человека ____________,

3. Сделай синтаксический разбор предложений.

1. Осень застелет почву яркими коврами. 2. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки дупла острыми коготочками. 3. На верхушке ёлки клёст ловко выбирает семена из шишки. 4. По скользкой дорожке охотник влез на вершину холма. 5. На низкой лавке у подъезда сидели старушки. 6. По зыбкой глади озерца яркими корабликами плыла осенняя листва.

4. Запиши в первый столбик имена существительные 1 – го склонения, во второй столбик – существительные 2-го склонения, в третий столбик – существительные 3 – го склонения, в четвёртый столбик – несклоняемые существительные.

Шоссе, листопад, жребий, дерево, кино, ягода, театр, Олеся, степь, медведь, ралли, Миша, картина, ладонь, девочка, метро, песня, концерт, пианино, лиса, ядро, фальшь.























5. Составьте словосочетания с именами существительными только второго склонения в творительном падеже. Выделите окончания.

Серебряным, серебристым (браслет, ландыш, брошка). Дружным, дружеским (привет, работа, коллектив). Цветным, цветочным (рассада, мёд, фильм, телевизор). Пружинным, пружинистым (шаг, поступь, матрац).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте словосочетания с именами существительными второго склонения в предложном падеже. Выделите окончания.

О золотом, о золотистом (кулон, осень, цвет). О красном, о красочном (журнал, книга, флаг). О землистом, о земляном (червь, цвет, работа). О зубном, о зубастом (врач, щурёнок, акула).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Вставь пропущенные окончания существительных и прилагательных. Определи род и падеж существительных и прилагательных.

Прошла перв____ весен____ гроз___. Я вошёл в лес. Стою и глаз оторвать не могу. Передо мной молод_____ берёзов____ лес, умытый дожд_____. Он ещё гол_____, без листь_____. Ствол___ берёзок тонк_____, бел____, а ветв____ лилов____. На конц___ ветв____ серёжк____ висят, а на серёжках – капл____ дожд_____.

(по Г. Скребицкому)

8. Произведи разбор прилагательных по таблице.

Весеннего половодья, липкими почками, на полуголых ветвях, иглистой сосне, пахучей ивы, в ранней осени, о красных листьях, из-за тёмных облаков.

Первоначальный вид

Единственное число именительный падеж

Число

Род

Падеж










































Просмотр содержимого документа
«14. местоимение как часть речи»

Фамилия, имя __________________________

Тема: Местоимение как часть речи.


1. Запиши словосочетания, ставя местоимения в указанную форму.

Был у я (Р. П.), приехал к мы (Д.п.), дружил с он (Т.п.), обедал с ты Т.п.), писал в она (П.п.), плавал в оно (П.п.), обошлись без она (Р.п.), обратились к вы (Д.п.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитай отрывки из стихотворений С. Михалкова. Найди местоимения, укажи их падеж. Какими членами предложения они являются? Подчеркни.


Четырнадцать лет ему было,

И нёс он дорожный мешок,

А в нём полотенце и мыло

Да белый зубной порошок.



Когда мне было восемь лет,

Мечтал я лишь о том,

Чтоб небольшой велосипед

Ко мне вкатился в дом.



Фамилия, имя __________________________

Тема: Местоимение как часть речи.


1. Запиши словосочетания, ставя местоимения в указанную форму.

Был у я (Р. П.), приехал к мы (Д.п.), дружил с он (Т.п.), обедал с ты Т.п.), писал в она (П.п.), плавал в оно (П.п.), обошлись без она (Р.п.), обратились к вы (Д.п.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитай отрывки из стихотворений С. Михалкова. Найди местоимения, укажи их падеж. Какими членами предложения они являются? Подчеркни.


Четырнадцать лет ему было,

И нёс он дорожный мешок,

А в нём полотенце и мыло

Да белый зубной порошок.



Когда мне было восемь лет,

Мечтал я лишь о том,

Чтоб небольшой велосипед

Ко мне вкатился в дом.

3. Заполни таблицу местоимений.


Единственное число

Множественное число

1 –е лицо



2-е лицо



3-лицо





4. Просклоняй местоимения.

Падеж

Вопросы

Я

Мы

Ты

Вы

Он

Они




















































































Фамилия, имя __________________________

4. Подставь к местоимения вопросы и определи их падеж.


Подойти к (___________?) тебе (_______), знают(___________?) вас(_______), перелетел через (___________?) неё(_______), убежал от (___________?) них(_______), зашёл за (___________?) ними(_______), встал между (___________?) вами(_______), заступился за (___________?) тебя(_______), случилось из-за (___________?) него(_______), сделали с (___________?) нами(_______), спрятался у (___________?) него(_______).

5. Прочитайте предложения. Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите их лицо и падеж. Сделайте синтаксический разбор предложений.

Ребята собирались на прогулку, ……. пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое, …… пригревало немного. Деревья стояли в красном снежном уборе, …… были украшены серебристым инеем. Неожиданно дети увидели дятла. Своим крепким клювом …… долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала …… по веткам ели.

___________________________________________________________________________________________________



Фамилия, имя __________________________

4. Подставь к местоимения вопросы и определи их падеж.


Подойти к (___________?) тебе (_______), знают(___________?) вас(_______), перелетел через (___________?) неё(_______), убежал от (___________?) них(_______), зашёл за (___________?) ними(_______), встал между (___________?) вами(_______), заступился за (___________?) тебя(_______), случилось из-за (___________?) него(_______), сделали с (___________?) нами(_______), спрятался у (___________?) него(_______).

5. Прочитайте предложения. Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите их лицо и падеж. Сделайте синтаксический разбор предложений.

Ребята собирались на прогулку, ……. пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое, …… пригревало немного. Деревья стояли в красном снежном уборе, …… были украшены серебристым инеем. Неожиданно дети увидели дятла. Своим крепким клювом …… долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала …… по веткам ели.

___________________________________________________________________________________________________





№ 6.



















































































































































































































































































































































































































































































































































































Просмотр содержимого документа
«16. спряжение глагола»

Фамилия, имя ___________________________________

Тема: глагол.

ПОВТОРЕНИЕ.

Определи падеж имен существительных.

1. С горы бежит поток проворный. 2. Хорошо идти по воде, по траве. 3. Зубастой щуке в мысль пришло за кошачье приняться ремесло. 4. С утра до вечера скворец носил детям еду. 5. Мир освещается солнцем, а человек знанием. 6. С наступлением осени листья желтеют. 7. У нас в клетке жила ручная перепёлка. 8. Командир отвернул самолёт и избежал лобового удара.9. Тихо и пусто зимой на лесной поляне. 10. А дятел на дереве выколачивает из шишек вкусные семена.

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1. Подберите к именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме. Определите их спряжение.

Например: игра – играть (I спр.)

Мороз - ___________________ (___ спр.), свет ______________ (___спр.) , поход _______________ (___ спр.) , каток - _________________ ( _____ спр.), летчик - _________________ (___спр.), цвет - _______________ (___ спр.), служба - _______________ (___ спр.), чтение _____________ (___ спр.), крепость ______________ (____ спр.)

2. Поставьте глаголы сначала в неопределенную форму, а затем в форму настоящего времени, множественного числа 3 лица. Выделите окончания, определите спряжение глаголов.

Например: рыл – рыть - роют. (I спр).

Отвечает - ____________________ - ____________________ (___ спр.), говорит - ___________

- _____________________ (___спр.), поют - _______________ - ___________________ (___ спр.),

Топал - _________________ (___ спр.), работаю - ___________________ - _________________ (____ спр.), кричите - _______________ - _______________ (___спр.), повысил - ________

_____________ - ________________ (___спр.), спешу - _______________- __________________ ( ___спр.), начинал _______________________ - _____________________ (___ спр.).

3. Проспрягай глаголы, выдели окончания, определи спряжение.

Инфинитив

1 лицо Н.в.

2 лицо Н.в.

3 лицо Н. в.

Спр.

жевать

Я жую

Ты жуёшь

Он жуёт

I спр.


Мы жуём

Вы жуёте

Они жуют

Iспр.

Говорить










Блестеть










Решить










Жалеть










4. Определи спряжение глаголов. Выдели суффиксы.

Синеть (_______), бледнеть (_______), лечить (_____), чувствовать (_____), красить (______), посадить (______), строить (______), жалить (____), удивлять (____), читать (_____), помочь (_______), тосковать (_____), клеить (____), моют (_____), тащить (_____), сеять (_____), петь ( _______), гулять (______), чернеть (_____), одеть (_____), оживит (____), красить (_____), работать (_____), мечтать (_____), смеяться (_____), везти (_____), лепить (_____), краснеть (____), оживать (______), съесть (______), шить (______), мешать (______), решать (_____), думать (______), блестеть (_____), запить (______), запеть (____), копать (____), грести (____), плескать (_____), дуть (_____), мыть (_____), ухать (_____), слушать (_____)

5. Измени глаголы по образцу, выдели суффиксы и окончания, определи спряжение.

Например: летать – летает, летают (I спр.)

Делить - ____________ , ________________ (_____), мыть - _____________, _______________ (_____), стать - _________________, ___________________ (_____), кружить - _______________ , ________________________ (_____), одеть - ______________ , _____________________ (______), сказать __________________, _______________________ (_______), краснеть - _____________, __________________ (______), читать - _________________ , ____________________ (______), пороть - _________________, __________________ (_____), узнать - _________________, ____________________ (_____), шептать - ______________________, ______________________ (____), сторожить - _________________________, _____________________ (______), прятать - ____________________________, ______________________ (_____), сеять - _________________, _________________________ (_____), тащить - _____________________ , ________________ (_____), клеить - ____________________, _____________________ (____).


6. Прочитай. Поставь глаголы в неопределённую форму, определи спряжение.

1. Аккуратность человека красит (__________________). 2. Беседа дорогу коротает (____________________), а песня – работу. 3. Высокого подвига никакие горы не заслонят (________________). 4. Сам себя губит (________________), кто других не любит (_______________). 5. Знайка все с полуслова понимает (_________________), а Незнайка на всё только рот разевает (__________________). 6. Кто сеет (_________________) мир, пожнёт (________________) счастье. 7. Не работа сушит (_____________), а забота. 8. Правда глаза колет (________________).


7. Укажите лицо и число глаголов.

Поёт (______________), пою(______________), поёшь(______________), поём(______________), молчат(______________), молчим(______________), молчите(______________), молчишь(______________), играю(______________), играем(______________), играешь(______________), играете(______________), играет(______________), играют(______________), выслушаю(______________), выслушаем(______________).

Просмотр содержимого документа
«17. спряжение глагола»

Фамилия, имя __________________________

Тема: Спряжение глаголов.

1. Запишите глаголы в два столбика по числам. Укажите их лицо и время. Выделите окончания, поставьте ударение.

Пьём, струится, текут, парят, вернусь, стремится, расскажешь, подскажете, проложим, люблю, надеюсь, шуршит, шепчут, падаете, играешь, работают, отдыхаете, танцует, тает, сидят, волнуемся, наговорится, зеленеют, пестреют, закипит, выбросим, укутаю, трясёшься, огорчаюсь, волнуются.

Единственное число

Время, лицо

Множественное число

Время, лицо

































2. Подберите к данным глаголам близкие по смыслу. Определите их спряжение. Запишите во 2 – м лице единственного числа. Выделите окончания.

Образец: бросать – кидать – кидаешь (II спр.)

Обсудить, сиять, ломать, мёрзнуть, тушить, разрешать, доверять, грохотать, заплакать, заставлять, прыгать.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Спишите, раскрывая скобки. Укажите спряжение глаголов. Выделите окончания.

Образец: ножом (резать) – ножом режут (I спр.).

Косой (косить), пилой (пилить), порошком (стирать), мылом (мыть), лопатой (копать), топор (рубить), пером (писать), красками (рисовать), солью (солить), водой (поливать)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Напишите, кто как подает голос. Укажите спряжение глаголов, их лицо и число. Выделите окончания.

Образец: кошка мяукает (3 л., ед.ч., I спр.)

Петух ______________________ (_______________), ворона______________________ (_______________),лягушка______________________ (_______________), кукушка______________________ (_______________), жаворонок______________________ (_______________), голубь______________________ (_______________),пчела______________________ (_______________), корова______________________ (_______________), волк______________________ (_______________), собака______________________ (_______________), конь______________________ (_______________).

5. Спишите, раскрывая скобки. Глаголы поставьте во 2-м лице единственного числа. Выделите окончания. Укажите вид глагола, время и спряжение.

1. Один и камень не (сдвинуть, а артелью и гору (поднять). 2. Что (заслужить, то и (получить). 3. (Упустить) минуту – (потерять) час. 4. (Сказать) – не (воротить), (написать) – не (стереть), (отрубить) – не (приставить). 5 Что (посеять), то и (пожать), что пожнёшь, то и (получить).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отгадайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите спряжение глаголов. Выделите окончания.

1. Весной весел___т, летом холод___т, осенью пита___т, зимой согрева___т.(_______________). 2. Сам не вид___т и не слыш__т, ход___т, брод___т, рыщ___т, ищ___т. кто навстречу попадётся – обнима___т и держ___тся. (_________________). 3. Ветки нс___т. глину ро___т. на реке плотину стро___т. у плотины там и тут в круглых домиках живут. (________________) 4. Летом выраста___т, осенью спада____т. (_______________) 5. Упадёт – поскач___т, удар___т – не плач__т. (_____________) 6. Все меня люб___т, а как раздева___т – слёзы пролива___т.(______________)

7. Определите спряжение глаголов. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания.

Сверка___, глад___т, согрева___т, уход___т, надева___т, бормоч___т, танцу__т, терп__т, завис___т, крут__т, обижа___т, держ__т, верт__т, дразн__т.

Просмотр содержимого документа
«18. спряжение глаголов»

Фамилия, имя ______________________________

Тема: Спряжение глаголов.

1. Вставьте окончания глаголов. Укажите их время, лицо и спряжение.

1. Пушки с пристани пал___т. 2. Избушка там на курьих ножках сто__т без окон, без дверей. 3. Блестя на солнце, снег леж__т. 4. Вста___т заря во мгле холодной. (А. С. Пушкин) 5. Ветер, после трёх ночей, мч__тся к матери своей. (А. Майков) 6. В небе звёздочки гр__т, в речке струйки говор__т.(А. Блок) 7. По полям бег__т ручьи. (С. Маршак)

2. Поставь глаголы в неопределённую форму, выдели суффиксы и окончания, определи спряжение.

Ты мечта_____ - _________________ (_______), мы подкорм______ - _______________ (____), ты помеша_____ - ______________ (______), ты наблюда______ - ________________ (_______), он рыбач______ - __________________ (_____), он рыда______ - ______________ (____), они дыш____ - _______________ (______), он рыщ_____ - ___________________ (_____), он сажа_______ -________________ (______), он посад______ - ___________ (____), он свет______ - ________________ (______),он светлее______ - __________________ (_____).

3. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания, определи спряжение.

Высуш___шь (______), чита___шь (_____), узакон___шь (_____), подежур___шь (____), лопн____шь (_____), обкле (_____), отпива___шь (____), оплачива__шь (____), счист___шь (______), перегиба____шь (_____), растрат___шь (____), цепляя___шь (____),загреба___шь (____), трога_____ (____).

4. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания, определи спряжение.

Удосто___м (_____), отмороз___м (_____), порт__м (______), лопн___м (______), вылеп__м (______), подшива___м (______), застро__м (_______), поправ___м (_____), умнож__м (______), пыла__м (_______), сигнал__м (_____), познаком__м (______), ускор__м (_____), загиба__м (_______), отрыва__м (_____).

5. Прочитай текст. Найди глаголы, определи спряжение глаголов.

В тихие дни берёзка сбрасывает листья ровным кругом. С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки в чёрную воду омута. Краснеет стройный клён. Всегда бледновато одетая лиственница так скупо тратит свою хвою, что хватит и на зимнюю пору.

6. Спиши, употребляя глаголы в 1-м лице множественного числа. Определи спряжение.

Образец: сверлом (точить) точим – II спр.

Топором (колоть), ножом (резать), пилой (пилить), щёткой (чистить), лопатой (копать), краской (красить), ручкой (писать).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. К существительным допиши подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени. Определи спряжение.

Волна _______________________________________________________________________________

Река __________________________________________________________________________________

Робот _________________________________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы в окончаниях. Определи спряжение.

Бега__те (_________), нес___те(_________), плач__те(_________), меша__те(_________), рявкн__те(_________), сгиб__те(_________), залива__те(_________), чист__те(_________), звн__те(_________), пута__те(_________), крас__те(_________).

9. Спиши, раскрывая скобки. Определи спряжение.

(Не)пугаться, (не)доумевают, (не)терпим, (не)вылью, (не)видят, (не)гонишь, (не)рвничать, (не)смеешь, (не)навидел, (не)обрубил, (не)домогать, (не)сваришь, (не)спят, (не)держат, (не)годовала, (не)сеешься, (не)била, (не)найдёшь,

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________



10. Прочитай предложения. Определи время, лицо, число и спряжение глаголов. Выдели окончания.

1.То кувыркнётся (___в., ___л., ___ч.,___спр.) , то развернётся(___в., ___л., ___ч.,___спр.), то весь в комок он так сберётся(___в., ___л., ___ч.,___спр.), что не видать(___в., ___л., ___ч.,___спр.) ни рук, ни ног. 2. Я отыщу(___в., ___л., ___ч.,___спр.) секрет и ларчик ваш открою(___в., ___л., ___ч.,___спр.). 3. Тогда пойдёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.) уж музыка не та, у нас запляшут(___в., ___л., ___ч.,___спр.) лес и горы. 4. То солнце спрячется(___в., ___л., ___ч.,___спр.), то светит(___в., ___л., ___ч.,___спр.) очень жарко. 5. Лжец ни один у нас по нём пройти(___в., ___л., ___ч.,___спр.) не смеет: до половины не дойдёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.) – провалится(___в., ___л., ___ч.,___спр.) и в воду упадёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.). 6. Теперя все соседи скажут(___в., ___л., ___ч.,___спр.): «Кот Васька плут! Кот Васька вор!» (И. А. Крылов).

11. Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Укажи время и род глаголов. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Наступил___ ясн____ утр____ . Солнце ярко сиял___ в голуб____ неб___ . Луч его играл на речк___ , на крыш___ домов. Алмазами сверкал____ рос____ на траве, на листьях деревьев. Кругом стоял___ тишин____ . Только весело щебетал___ ласточк ____ .

12. Вставь пропущенные окончания глаголов. Определи спряжение.

Ты приземля________ся (_____спр.), ты приглядыва_______ся(_____спр.), ты пригорюн______ся(_____спр.), ты приготов______ся(_____спр.), ты пригрева_______(_____спр.), он закопа______(_____спр.), он залеп_______(_____спр.), он затян_______(_____спр.), он дыш_______(_____спр.), он изреж_____(_____спр.), он излуча_____(_____спр.), мы закл______(_____спр.), мы гон______(_____спр.), мы закоп_______(_____спр.), мы высуш______(_____спр.), мы надкус______(_____спр.), они строга_____(_____спр.), он багровее_______(_____спр.), мы держ_____(_____спр.) .

13. Задай к глаголам вопросы. Вставь, где надо ь.

Костёр(_____________________) разгорает__ся, можно (____________________) обжеч__ся, не будем (______________________) ссорит__ся, (_____________________) закрыт__ся на перерыв, скамейка (________________________) красит__ся, (___________________) роют__ся в огороде, рано (____________________) открыт__ся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!