СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках геометрии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволит разнообразить уроки математики и повысить интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках геометрии»



Методическая разработка





"Использование дидактических игр на уроках геометрии"



Для каждого обучающегося глубокие и прочные знания - задача, требующая постоянного совершенствования собственных знаний преподавателя и серьезного продумывания всех элементов учебного процесса. Все усилия преподавателя, однако, могут оказаться бесплодными, если первым помощником в решении этого вопроса не будет сам студент. Основной стимул учения - интерес к знаниям, и он должен систематически развиваться у каждого обучающегося. Однако главным условием формирования познавательной активности студентов является содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроках, преподавателю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить интерес учащихся к изучаемому материалу.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим необходимо вести поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботится о том, чтобы на уроках каждый студент работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка и игнорировали ее на уроках, так как возможности дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались. Сказывается отсутствие личного времени преподавателя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Поэтому преподаватели математики не так уж часто допускают игру на уроке. Между тем я считаю, что просто необходимо привлекать в учебный процесс элементы игры. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры студенты, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития студента.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В термине « дидактическая игра » подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Дидактическую игру можно использовать на различных этапах урока и с разной целью. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность обучающихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра может носить различные цели на уроке. Например, игра может быть контролирующей, обучающей и обобщающей. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому студенту необходима определенная математическая подготовка. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, они направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Участвуя в обучающей игре, дети приобретают новые знания. Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего класса и свои лично. Вместе с тем процесс игры, а затем и ее результаты заставляют некоторых студентов задуматься о пробелах в знаниях и путях их ликвидации. Во время игры преподаватель может применять прием передачи своих функций на обучающихся. Например, он может поручить студенту проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий студент чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с педагогом. Конечно, такой прием усложняет работу преподавателя, так как требует гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп (команд) и их руководителей, организации эффективного общения на уроке. В чем же состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. В отличие от игры вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Приведу несколько примеров игр, которые я использую на своих уроках:



  1. ИНТЕРВЬЮ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ по теме «Многогранники» (записаны на магнитофоне). Задание для учащихся – прослушав интервью, ответь на вопрос: имеют ли эти интервью отношение к теме нашего урока? Если «да», то какие?

а) Преподаватель химии: «Ребята, наⅠкурсе по химии при изучении темы «Предельные углеводороды» вы рассматривали строение молекул жидкостей и газов, в том числе и метана. Молекула этого газа имеет определенную геометрическую форму вами изученную…»

Ответ: строение молекулы метана имеет форму тетраэдра (показатель химическую модель тетраэдра, сконструированную из шариков и трубочек).



б) Преподаватель истории: «хочу немного напомнить вам о Египте, с которым вы знакомились на уроках истории в школе. Известно, что фараоны хотели себя обессмертить, для этого они строили дворцы, храмы, гробницы, которые до сих пор поражают своими размерам, архитектурой, роскошью и великолепием. Наиболее знаменитая одна из таких гробниц. Археологи многих стран мира до сих пор ведут там раскопки, пытаясь постичь её тайну».

Ответ: речь идет о знаменитой пирамиде Хеопса, которая представляет собой правильную 4-угольную пирамиду. Вершины её основания указывают направление сторон света.



в) Преподаватель материаловедения, черчение: «Вспомните, наⅠкурсе по материаловедению вы изучали тему: «Внутреннее строение металлов и сплавов». При рассмотрении этой темы вы познакомились с кристаллическим строением металлов, которые состоят из трех типов. Например: атомы железа имеют объемно-центрированную решетку, атомы меди образуют гранецентрированную решетку, а атом титана гексагональную.

Ответ: Объемно-центрированная и гранецентрированная решетки имеют форму куба с незначительным различием. Гексагональная решетка представляет собой правильную шестиугольную призму.



г) Преподаватель литературы и русского языка: «Ребята, на уроках литературы вы познакомились с произведением А.С. Грибоедова «Горе от ума». Но не все из вас, наверное, знают, что он был не только писателем, но и дипломатом, представлял Россию в Турции. Александр Сергеевич был очень честный, справедливый, принципиальный человек. Такие качества в те времена не были в чести. За справедливость, преданность своей родине он был убит.

Чтобы не разгорелся конфликт между Турцией и Россией, за его голову царю Александру-Ⅰ заплатили алмазом «Шах», самым величайшим и красивейшим в мире. На полированной поверхности этого камня замысловатой персидской вязью выгравированы имена его владельцев, начиная с 1591года. Он хранится в алмазном фонде нашей страны.

Ответ: алмаз «Шах» имеет форму октаэдра.





  1. ДОМИНО по теме «Производная»

На обычных перфокартах, которые выполняют роль «костяшек» домино, записаны формулы из таблицы «Производные некоторых функций», использованы правила выполнения производных различных функций.

Каждая микро группа (или отдельные учащиеся) должны «поиграть» в домино таким образом, чтобы были использованы все «костяшки».



  1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО по теме: «Многогранники» (из плотной бумаги изготовлены карточки лото с прорезями).



Формула площади боковой поверхности прямой призмы

Сколько ребер у тетраэдра?

Формула площади полной поверхности призмы

Сколько диагоналей у параллелепипеда?

Сколько вершин в 4-х угловой пирамиде?

Сколько диагоналей в наклонной 3-х угольной призме?

Название двух одинаковых элементов в призме.

Формула площади боковой поверхности правильной пирамиды.

Название высоты боковой грани пирамиды

Формула площади полной поверхности пирамиды

Сколько боковых ребер в неправильной 5-и угольной пирамиде?

Формула площади полной поверхности параллелепипеда.






На маленьких фишках написаны ответы на все вопросы, но «фишек» должно быть больше, чем правильных ответов. Фишки вставляются в прорези. Правильность заполнения проверяется с помощью:

а) кодоскопа,

б) рисунка на обратных сторонах «фишек».





  1. ЭСТАФЕТА по теме: «двугранные углы»

Вступление: Вокруг, куда не посмотри,

Везде – двугранные углы.

В стакане просто их не счесть,

И на столе двугранный есть.

В руке граненый карандаш,

В тетради, в книге угол наш.

Он спрятан всюду, он кругом,

А ваша цель найти его!

Группа разбита на 3 команды( каждый ряд команда).каждая по очереди называет по одному примеру двугранного угла, взятому из повседневной жизни, или связанному с профессией. Выигрывает та команда, чей пример будет последим.



  1. КРОССВОРД по теме: « параллельность прямых и плоскостей».

Вопросы к кроссворду:

  1. Предложение, принимаемое без доказательства.

  2. Условие теоремы.

  3. Геометрическая иллюстрация задачи, теоремы.

  4. Последовательность рассуждений, приводящих к ответу.

  5. Предложение, требующее доказательство.

  6. Раздел геометрии.

  7. Общее название теорем. 14.1-14.3.

  8. Раздел геометрии.

  9. Основное понятие стереометрии.

В результате решения кроссворда получим ответы на вопросы: «Сегодня на уроке было»:


А

К

С

И

О

М

А







Д

А

Н

О








Ч

Е

Р

Т

Е

Ж







Р

Е

Ш

Е

Н

И

Е






Т

Е

О

Р

Е

М

А





С

Т

Е

Р

Е

О

М

Е

Т

Р

И

Я

С

Л

Е

Д

С

Т

В

И

Я





П

Л

А

Н

И

М

Е

Т

Р

И

Я



П

Л

О

С

К

О

С

Т

Ь


  1. ИГРА «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» по теме: «Многогранники»

На демонстрационном столе разложены различные предметы, которые как-то связаны с теми, что находится в «Черном ящике». Назвать, что находится в «Черном ящике»


Предмет на столе

Промежуточное звено(рассуждение в уме)

Модель многогранника в «Черном ящике»

1)

Стеклорез

Алмаз

Октаэдр

2)

Зажигалка

Газ (метан)

Тетраэдр

3)

Солонка с солью

Соль

Куб



  1. АУКЦИОНЕР по теме: «перпендикулярность прямых и плоскостей».

«Продается» очень красивая пространственная модель чертежа какой либо теоремы (например: №16.2), изготовленная учащимся из оргстекла. Чтобы «купить» ее, необходимо правильно сформулировать соответствующую теорему.





  1. ИГРА «КОТ В МЕШКЕ» по теме: «параллельность прямых и плоскостей»

По предложенному описанию определить, что находится в мешке и какое отношение ценный предмет имеет к теме урока. Например:

  1. Назначение предмета - бытовой.

Материал – дерево (металл, пластмасса)

Используется в квартирах, служебных помещениях для поддержания чистоты.

С его помощью нерадивые учащиеся нашего училища осваивают

дополнительную профессию.

Ответ: деревянная швабра – модель пересечения двух прямых.

  1. Назначение – принадлежность делового человека.

Материал – пластмасса ( дерево, металл)

Этот предмет иногда преподносят в качестве подарка. Его можно увидеть в кабинетах нашей администрации.

Отсутствие одной части этого предмета у учащихся на уроке приводит к неприятным последствиям.

Ответ: письменный прибор с авто ручкой – модель пересечения прямой и плоскости.



  1. СОРЕВНОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ по теме:«Площадь криволинейной трапеции»

Трем учащимся дается одинаковое задание: построить фигуру, ограниченную линиями: (перечисляются 2-4 линии).

Затем, сравнивая сделанные чертежи, учащиеся группы группы делают замечания, исправляют ошибки и недочеты и оценивают, чей чертеж правильный.



  1. ИГРА В МОЛЧАНКУ по теме: «параллельность прямых и плоскостей»

Задание: с помощью карандаша и линейки (или авторучки) показать взаимное расположение двух прямых в пространстве:

а) пересечение;

б) параллельность;

в) скрещение.



  1. ИГРА «ЖИВАЯ ЦЕПОЧКА» по теме :«Многогранники»

На каждый ряд выдается листочек с рисунком призмы (параллелепипеда, пирамиды). Каждый учащийся подписывает на этом рисунке название одного элемента и передает следующему. Побеждает тот ряд, который быстрее других запишет правильно названия всех элементов многогранника.





  1. ИГРА «ОПОЗНАНИЕ ОБЪЕКТА» по теме: «Многогранники»

  1. На демонстрационном столе находится 5 моделей различных многогранников. Необходимо «опознать» эти «личности» и записать их ф.и.о., полное названия.

Ответы: (проверить с помощью кодоскопа).

Прямоугольный параллелепипед,

Прямая 3-х угольная призма,

Наклонный параллелепипед,

Неправильная 5-ти угольная пирамида,

Наклонная 3-х угольная призма.

  1. Опознавание по «фотороботу»

Каждой микро группе предлагается «фоторобот»многогранника – эскиз в двух проекциях. Необходимо «опознать» и начертить «портрет», т.е. геометрический чертеж многогранника.





  1. АННОГРАММЫ

Определение или теорему записать на листке бумаги, разрезать текст на отдельные слова и попросить учащихся правильно собрать формулировку и определить, что это – теорема или определение, и к какому разделу относится.





  1. РАССКАЗ «ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ» по теме: « многогранники».

Рассказываю ребятам, пропуская отдельные слова, заменяя их жестами (показывая указкой элементы на модели параллелепипеда), а учащиеся «озвучивают» мои жесты. В скобках стоят слова, которые называют учащиеся.

«Итак, давайте познакомимся: меня зовут… (параллелепипед), моя фамилия… (прямоугольник). Вместо головы у меня… (верхнее основание), я крепко стою на… (нижнем основании). У меня 8 глаз, которые называются …(вершинами), рук нет, зато есть 4… (боковых ребра).

Внутри меня находятся сосуды… (диагонали), которые пересекают мое сердце, оно является моим… (центром симметрии)

В обычном состоянии я вот такой… (прямой), когда я «навеселе», я такой… (наклонный).

У людей есть измерения – рост, вес, полнота; а мои линейные размеры… (длина, ширина, высота). Идеал, к которому я стремлюсь…(клуб)»





  1. ИГРА «Я В РОЛИ УЧИТЕЛЯ» (перекрестный опрос) по теме: «Аксиомы стереометрии».

Каждый из учащихся временно побывает в роли учителя, для этого соседи по парте по очереди формируют друг другу аксиомы стереометрии. Затем открывают тетради, еще раз сверяются по конспекту. Затем на одном листочке выставляют друг другу оценки. Учитель, собрав листочки, должен проверить объективность уч-ся. Для этого он выбирает 3-4 листочка. Опрашивает этих учащихся, оценивает их вместе с группой. Подтверждает или снижает оценку, поставленную учащимся.



Литература:

1.Гнеденко Б.В. «Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике» М. Просвещение 1982г.

2.Журналы: «Математика в школе» -

№6 за 1974г. №1 за 1977г.

№2 за 1985г. №1 за 1992г.

№2,4,6 за 1993г. №4 за 1995г. и др.

3.КоваленкоВ.Г. «Дидактические игры на на уроках математики».М. Просвещение 1990г.

4.Методика преподавания математики в средней школе. М.1980г.

5.Стратиматов П.В. «О системе работы учителя математики».М. Просвещение 1984


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!