СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры на уроках русского языка 1. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закреплении любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. I Рыбка Вьюга чулок II Подъезд склад ворона Дубки Варенье чучело Съемка град ворота Гриб Ручьи чум Подъем клад воробей 2.Игра «Почтальон». Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Задания: 1. Подобрать к данному приглашению подходящие по смыслу слова с парными согласными в середине слова. 2. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 3.Игра «Шифровальщики». Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико – фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло – различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК ___________________________________________ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово, записать его по памятке 4. (Дети, которые занимаются по УМК «Гармония», знают, что это значит – знаешь орфограмму – пиши и подчеркивай, не знаешь – оставляй «окошко».) Например: 1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок) 2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка) 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег) Участникам (индивидуально или по группам) предлагаются карточки с перепутанными буквами. Необходимо за отведенное время прочесть правильно пословицу или поговорку. Можно предложить несколько карточек. Побеждают участники, разгадавшие большее количество карточек. Аякадж укриац сойв сатесн хлатив Каждая курица свой насест хвалит. Кот тезве, огот и ноготяюп Кто везет, того и погоняют. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отработать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. А сейчас я предлагаю рассмотреть несколько задании ? Задания , которые требуют элементарных умений редактировать текст и способствует отработке таких умений: удаление символа, вставка пропущенного символа, замену одного символа другим. 1.Лишь буквы – те, что в этих строчках Даны не более, чем раз, Тебе помогут быстро, точно Секретный выполнить приказ. ЭПСБТКУЭШЭДЯЖЬФЮЭ ФТШВЗЧПКРСАГИОМ БУДЬ ВРАГОМ ЛЕНИ! ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ Примечание. Удалите буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.2.Звук заблудился. НА БОЛОТЦЕ НЕТ ДОРОГ. Я ПО КОШКАМ - СКОК ДА СКОК! НАЕВШИСЬ РЫБЫ ДО ОТВАЛА, НА МОРЕ ГАЙКА ОТДЫХАЛА. ВОЛКАМ И БЕРКУТАМ НА СТРАХ КАБАН ПАСЕТ ОВЕЦ В ГОРАХ. ? Задания используемые при актуализации знаний. 3.Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим букву А Трижды или дважды. Иногда всего одну (Только не в начале). Но сегодня … - ну и ну! – Все они сбежали. БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ Такие задания вносят смысл в работу по использованию навыков редактирования текста при изучении текстового редактора.Игры и упражнения для развития логического мышления. Для развития логического мышления мы используем разнообразные упражнения и игры. Вот некоторые из них, которые используем на уроках русского языка: 1.Игра «Зашифрованное слово». (Эта игра формирует такие мыслительные процессы,как анализ и синтез.) Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово. Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) – по первому слогу. Пуговица, молоток, лава (голова) – по второму слогу. Колесо, молоток, панама (солома) – по последнему слогу. Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) – найти самим спрятанное слово. Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы урока. 2.Составление предложений. (Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.) Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу. Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова. Например: река, ручка, собака. (Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.- Такие предложения составили дети.) 3.Игра «Составь цепочку». (Игра учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.) Даются два слова. Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму. Например: лес – пирог; доска – синица. Ответы: лес – земляника – начинка – пирог; доска – кормушка – семечки – синица.Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания того, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка и чтения в начальной школе по любым программам. Подводя итог нашемуя пришла к выводу что : дидактическая игра имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Отрицательные стороны игры: 1. Игра отвлекает от учебного материала. 2. Игра – это развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока. 3. Трудно поддерживать дисциплину на уроке. 4. Игра – это потеря времени на уроке, т.к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени. 5. Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения. 6. Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учеба, а развлечение, а часть включаются в игру слишком поздно. 7. Много времени уходит на подготовку дидактической игры к уроку. 8. Трудно детей ввести в игру и вывести из нее. 9. Нарушение детьми правил игры. 10.Возникновение конфликтных ситуаций. Положительные стороны игры: 1. Игра – это средство познания ребенком действительности. 2. Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. 3. В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса. 4. Повышается активность детей (все хотят быть продавцами, покупателями, пассажирами, космонавтами, капитанами и т.п.). 5. Игра – это школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. 6. Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. 7. Игра облегчает межличностное общение.8. В дидактической игре происходит развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.). 9. В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках. 10.Игра носит обучающий характер. Вывод: учебно-дидактические игры проводить нужно по ряду причин: ? Игра в «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде», - писал Л.С.Выготский. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу; ? Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»); ? Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов; ? Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствует друг другу. Существуют значительные трудности адаптации (освоение им роли ученика, установление взаимосвязей со сверстниками и учителями). Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»

Дидактические игры на уроках русского языка


  1. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закреплении любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

Рыбка

Вьюга

чулок

II

Подъезд

склад

ворона


Дубки

Варенье

чучело


Съемка

град

ворота


Гриб

Ручьи

чум


Подъем

клад

воробей




2.Игра «Почтальон».

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.


Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород               парк                 море                  школа           столовая            зоопарк

гря-ки                 доро-ки            пло-цы              кни-ки            хле-цы                кле-ка

кали-ка              бере-ки             фла-ки              обло-ки          пиро-ки              марты-ка

реди-ка             ду-ки                   ло-ки                тетра-ка          сли-ки                тра-ка

морко-ка          ли-ки                   остро-ки          промока-ка    голу-цы             реше-ка  

Задания: 1. Подобрать к данному приглашению подходящие по смыслу слова с парными согласными в середине слова.    

2.  Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.



3.Игра «Шифровальщики».

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико – фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло – различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.


Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

ЖЫИЛ               АНСКИ                              КЬОИНК

___________________________________________

ЛЫЖИ                САНКИ                               КОНЬКИ  

 

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово, записать его по памятке 4. (Дети, которые занимаются по УМК «Гармония», знают, что это значит – знаешь  орфограмму – пиши и подчеркивай, не знаешь – оставляй «окошко».)

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Участникам (индивидуально или по группам) предлагаются карточки с перепутанными буквами. Необходимо за отведенное время прочесть правильно пословицу или поговорку. Можно предложить несколько карточек. Побеждают участники, разгадавшие большее количество карточек.

Аякадж укриац сойв сатесн хлатив

Каждая курица свой насест хвалит.

Кот тезве, огот и ноготяюп

Кто везет, того и погоняют.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отработать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.


А сейчас я предлагаю рассмотреть несколько задании


  • Задания , которые требуют элементарных умений редактировать текст и способствует отработке таких умений:  удаление символа, вставка пропущенного символа, замену одного символа другим.



1.Лишь буквы – те, что в этих строчках

Даны не более, чем раз,

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

ЭПСБТКУЭШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГИОМ                            БУДЬ ВРАГОМ ЛЕНИ!

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ

Примечание. Удалите буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.



2.Звук заблудился.

НА БОЛОТЦЕ НЕТ ДОРОГ.

Я ПО КОШКАМ - СКОК ДА СКОК!

НАЕВШИСЬ РЫБЫ ДО ОТВАЛА, НА МОРЕ ГАЙКА ОТДЫХАЛА.


ВОЛКАМ И БЕРКУТАМ НА СТРАХ КАБАН ПАСЕТ ОВЕЦ В ГОРАХ.


  • Задания используемые при актуализации знаний.


3.Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня … - ну и ну! –

Все они сбежали.


 БРБН  СТРТ  СТКН  РССД  МРК  ПРТ  СХР  КРНДШ


Такие задания вносят смысл в работу по использованию навыков редактирования текста при изучении текстового редактора.
























Игры и упражнения для развития логического мышления.

Для развития логического мышления мы используем разнообразные упражнения и игры. Вот некоторые из них, которые используем на уроках русского языка:



1.Игра «Зашифрованное слово».  (Эта игра формирует такие мыслительные процессы,как анализ и синтез.)

Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.


Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) – по первому слогу.

Пуговица, молоток, лава (голова) – по второму слогу.

Колесо, молоток, панама (солома) – по последнему слогу.

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) – найти самим спрятанное слово.


Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы урока.



2.Составление предложений.  (Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.)

Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.

Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.

Например:  река, ручка, собака.

(Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.- Такие предложения составили дети.)



3.Игра «Составь цепочку».  (Игра учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.)

Даются два слова.

Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

Например: лес – пирог; доска – синица.

Ответы:  лес – земляника – начинка – пирог;

 доска – кормушка – семечки – синица.









Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания того, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка и чтения в начальной школе по любым программам.

Подводя итог нашемуя пришла к выводу что : дидактическая игра имеет как положительные стороны, так и отрицательные.

Отрицательные стороны игры:

  1. Игра отвлекает от учебного материала.

  2. Игра – это развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока.

  3. Трудно поддерживать дисциплину на уроке.

  4. Игра – это потеря времени на уроке, т.к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.

  5. Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.

  6. Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учеба, а развлечение, а часть включаются в игру слишком поздно.

  7. Много времени уходит на подготовку дидактической игры к уроку.

  8. Трудно детей ввести в игру и вывести из нее.

  9. Нарушение детьми правил игры.

  10. Возникновение конфликтных ситуаций.

Положительные стороны игры:

  1. Игра – это средство познания ребенком действительности.

  2. Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

  3. В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.

  4. Повышается активность детей (все хотят быть продавцами, покупателями, пассажирами, космонавтами, капитанами и т.п.).

  5. Игра – это школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.

  6. Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

  7. Игра облегчает межличностное общение.

  8. В дидактической игре происходит развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.).

  9. В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.

  10. Игра носит обучающий характер.

Вывод: учебно-дидактические игры проводить нужно по ряду причин:

  • Игра в «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде», - писал Л.С.Выготский. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

  • Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;

  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствует друг другу. Существуют значительные трудности адаптации (освоение им роли ученика, установление взаимосвязей со сверстниками и учителями). Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!