СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по Грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры в которых дети  подберают противоположные слова по смыслу. Заканчивают предложения и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по Грамоте»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

  • На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Назови все предме­ты одним словом.(Транспорт)

  • Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова « трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».) - Со­ставь предложение с любым словом. («Самолет летит быстро») - Ска­жи, что летает? (Самолет, вертолет) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай) Что плывет? (Теплоход) - Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т - С (троллейбус), А - С (ав­тобус), С - Т (самолет), [3 Т (вертолет), М - О (метро), Т - И (такси).

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

  • Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на сту­ле сидят.) - Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками, как мы их различаем? (По именам) - Что означают слова «мяч», «кукла», «ручка»? - У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут) У двери тоже есть ручка. Почему эти пред­меты называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? (Ею открываю! и закрывают дверь.) - Можешь ли ты назвать слова, кото­рые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токма­ковой «Плим, Ложка - это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово — плим. Кошка - это кошка. Я повторяю снова

  • у кошки семь котят. Плим, плим, плим. Тряпкаэто тряпка. Вот

прыгает и скачет - тряпкой вытру стол. Илим, плим, плам. Шапка

  • это шапка. И ничего не значит. Оделся ч пошел. Плим, плим, плим».

«Выбери из грех слов два слова-«нриятеля»

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова-«приятели» к данным словам»

Здание - (дом), идти - (шагать), лье тся - (течет), печаль - (г русть), глядеть-(смотреть), конь-(лошадь), торопиться-(спешить), солдат - (боец), крошечный— (маленький), Отчизна - (Родина), смелый - (храбрый), приятель - (друг), прежде - (раньше).

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

  • Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова на­зываем? - Послушай стихотворение М. Щеловановой «Утро».

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца. Сегодня плохое утро. Сегодня не будет солнца. Сегодня скучное утро. Сегодня день хмурый. И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день. - Поче­му же плохое утро? - Почему же не будет солнца? Сегодня хорошее у тро. Наверное, будет солнце. Сегодня веселое утро. Обязательно бу­дет солнце. И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

  • О чем г оворится в э том стихо творении? (О солнечном и пасмур­ном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Под­берите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, ка­кое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? - Есть еще сло­ва, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) - А есть такие слова и выражения, которые передают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и дей­ствия.

  • Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вку­су, но и по величине, цвету, форме. - Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная). - На­зови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. - Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос по­дает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит). - Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу —

Ну. отвечай... (конец).

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ...

Зимой погода холодная, а летом ...

Сахар сладкий, а горчица ...

Дерево высокое, а куст ...

Дедушка старый, а внук ...

Суп горячий, а компот ...

Сажа черная, а снег ...

Лев смелый, а заяц ...

Молоко жидкое, а сметана ...

Река широкая, а ручеек ...

Работать трудно, а отдыхать ...

Днем светло, а ночью ...

Сегодня мне весело, а вчера было ...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

Кричат громко, а шепчут ...

Я больна, но скоро буду ...

Я живу близко от реки, а мой друг ...

Продавец продает, а покупатель ...

Друзья иногда ссорятся, но легко ...

Легко заболеть, но трудно ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

Сначала гостей встречают, а потом ...

При встрече здороваются, а при расставании ...

Вечером ложатся в кровать, а утром ...

«Высокий - низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противопо­ложные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный ка-

раидаш, широкая ленточка, глубокая тарелка е супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одеж­де, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка. - Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая - низкая (елка - елочка), длинный - короткий (карандаш), широкая - узкая (лента), грустное - веселое (лицо девочки), глубокая - мелкая (тарел­ка), чистый - грязный (мальчик). На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река - ручей, клубника - земляника.

  • Назови, что ты видишь на эт их рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у .земляники мелкие».)

  • Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капугикян «Маша обедает».

...Никому отказа нет.

Подан каждому обед:

Собачке - в миске,

В блюдечке киске,

Курочке-несушке

Пшена в черепушке,

А Машенькев тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глуби­ну); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

«Подбери

слова-«неприятели»



утро -

говорить -

восход -

взял -

весна -

нашел -

зима —

забыл —

добро -

уронил -

друг -

насорил -

грязь -

ложиться -

жара -

одеваться


мир -

мириться -

правда -

опускать --

радость —

помогать —

вдох -

смеяться —

выдох -

залетать -

юг -

закрывать -

польза -

включать -

грязь -

входи ть -

великан -

хвалить -

богач -

заснуть -

трусость -

разрешать -



близко -

редко -

медленно -

рано

темно -

низко -

легко -

можно -

трудно -

радостно -

много -

плохо -

сухо -

широко -

ярко -

высоко -

чисто -

мокро -

светло -

быстро -


«Сравни наоборот»

Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и анто­нимы.

  • Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему дру­гую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала при­нес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) - Ка­чели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, кото­рых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). - Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (13 сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

  • Придумайте предложения со словом «крепкий». - Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыс­лом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

  • Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

  • Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом ре­шается на что-то), тяжелое наказание (суровое). - Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «труд­ный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали? По­слушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

  • Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату: «Ох!

С неба сыплется горох!»

«Вот чудак,смеется брат,

Твой горох — ведь это... (град)».

От кого, мои друзья.

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит... (тень)

  • Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсень­кий»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится». Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соот­ветствии с контекстом.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), об­разование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Необходимо дать ребенку полную ориентировку в ти­пичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматиче­скому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов вы­брать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интерес­ный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый - весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий). Дети находят род­ственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)». У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласка­тельными суффиксами и понимать различие смысловых огтенков слова: береза - березка - березонька; книга - книжечка - книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — под­бежал) и прилагательных (умный - умнейший, плохой - плохонький, полный - полноватый) развивает умение точно и уместно использо­вать эти слова в разных типах высказывания.



«Кто у кого»

Цел ь: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки - животные с детенышами: ку­рица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант - играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант - лают), корова и теленок щинлют траву (вариант - мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант - скачут), утка и утенок плавают (крякают). - Назови животных и их детенышей. - Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок).

«Животные и детеныши»

Инвентарь: мяч.

61 Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша л ого животного. На­пример:

  • у тигра - тигренок

  • у кошки - котенок

  • у льва — львенок

  • у собаки — щенок

  • у оленя - олененок

  • у коровы - теленок

  • у лисы - лисенок

  • у лошади - жеребенок

Кто как разговаривает?

Инвентарь: мяч.

SI Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:

  • корова - мычит

  • тигр - рычит

  • змея - шипит

  • комар - пищит

  • собака - лает

  • волк - воет и т. д.

У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кго крякает?» и т. Д-

«Подскажи словечко»

Инвентарь: мяч.

В Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашива­ет: «Ворона каркает, а сорока?»

Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:

«Сорока стрекочет».

Примеры вопросов:

  • Сова летает, а кролик?

  • Петух кукарекает, а курица?

  • Корова ест сено, а лиса?

  • Крот роет норки, а лиса?

  • Лягушка квакает, а кошка?

«Чей домик?»

Инвентарь: мяч.

@ Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает во­прос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:

  • Кто живет в дупле? - Белка

  • Кто живет в гнезде? - Ласточки, кукушки и др.

  • Кто живет в будке? - Собака

  • Кто живет в норе? - Лиса

  • Кто живет в берлоге? - Медведь

Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает, где живут зве­ри, а ребенок отвечает.

«Кто как передвигается?»

Инвентарь: мяч.

Н Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвра­щая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

  • Кто летает? - Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.

  • Кто плавает? - Рыбы, киты, акулы и т. д.

  • Кто ползает? - Змеи, гусеницы, черви и т. д.

  • Кто прыгает? - Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д

«Один - много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и пра­вильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звуча­нию. Это - шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные) Это - мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается та­кое выражение? В каких сказках?

  • Оп адай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горь­кий, полезный.) В корзине много чего? (Лука) Что это? Чего здесь много? А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи - уме­нию строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...») Формиро­вание синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтакси­ческих конструкций необходимо для развития связной речи. В пере­сказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог дей­ствующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повес­



твовательный рассказ по се содержанию предполагает указание мес­та и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним. Рассказывание по серии сю­жетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную ли­нию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повество­вательный текст. В рассказывании об игрушках (или о наборе игру­шек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих пер­сонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристи­ку. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказыва­ния разных типов — описания, повествования, рассуждения.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, ка­чества, действия.

  • Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».) Приведем пример занятий, где тесно переплетают­ся все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словар­ная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выраже­ний, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значе­ние, и переносить их в связное высказывание.

  • Закончи фразу:

  1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

  2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

  3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий).

  4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). По­купаем картофель сырой, а едим... (вареный).

  5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Ле­том мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

  • Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. - Как сказать по- другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); зо­лотые волосы (красивые, блестящие)? - Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) - Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». - Придумай рассказ про двух медве­жат, а я запишу его, йогом почитаем папе (бабушке, сестре).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повество­вательных рассказах.

  • Послушай, что я расскажу. Гам, где я буду ос танавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составля т ь предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, по­рывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Пег, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. По­дул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ве­тер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремитель­но несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот по­дул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой,



озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листоч­ки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

  • Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружин., мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменя ться. Они по- разному звучат.

«Чьи покупки?»

Цель: закрепление обобщающих поня тий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребенку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

«Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а миш­ка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил. Поможем зайчику и мишке?»

Ребенок по очереди достает из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В конце игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструмен­ты и электробытовые приборы.

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласо­вывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»... (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»... (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»... (булочка, но­вость, газета, скатерть); «старая»...(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»... (молоко, мясо, варенье); «старое»...(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот».

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ре­бенок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

С опорой на картинку.

Дедушка старый, а внук ...

Дерево высокое, а куст ...

Море глубокое, а ручеек ...

Дорога широкая, а тропинка ...

Перо легкое, а гиря ...

Летом нужна летняя одежда, а зимой...

Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство ...

Ночью темно, а днем ...

У волка хвост длинный, а у зайца ...

Хлеб мягкий, а сухарь ...

Чай горячий, а лед ...

Летом .жарко, а зимой...

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Все зависит от вашей фантазии.

Показываем ребенку две картинки и задаем вопрос: «Кто кого об­гонит?»

Заяц и черепаха... (Заяц обгонит черепаху.)

Гусеница и змея... (Змея обгонит гусеницу.)

Поезд и самолет... (Самолет обгонит поезд.)

Мотоцикл и велосипед... (Мотоцикл обгонит велосипед.)

Человек и машина... (Машина обгонит человека.)

«Незнайкины ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребенку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатле­ниями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить ею ошибки.

«В осеннем лесу»

Я ходил в осенний лес. Гам я видел серый заяц, рыжая белка, ко­лючий еж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Еж бе­жал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лее!

«Мама потерялась»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные».

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей. Детеныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Корова ищет ...(теленка). Вот теленок.

Лошадь ищет... (жеребенка).

Свинья ищет... (поросенка).

Собака ищет...(щенка).

Кошка ищет...(котенка).

Коза ищет... (козленка).

Овца ищет...(ягненка).

Лисица ищет... (лисенка).

Зайчиха ищет ...(зайчонка).

Волчица ищет...(волчонка).

Ежиха ищет...(ежонка).

Медведица ищет ...(медвежонка).

Белка ищет... (бельчонка).

В конце игры можно спросить ребенка, каких животных он по­селил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называют­ся животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

«День рождения Ми шутки»

Цель: развитие умения правильно согласовывать существитель­ные в дательном падеже.

Для тгой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, ко­ровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. I oci h еще не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждет в гости.

Орехи - белке. Мишутка ждет белку.

Рыба ... — Мишутка ждет...

Морковь ... - Мишутка ждет...

Грибы ... Мишутка ждет...

Зерно ... Мишутка ждет...

Трава ... - Мишутка ждет...

«Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Количество играющих: от 1 до 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количе­ство слогов, называет их и бросает мяч обратно.

Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновре­менно отбивая слоги мячом.

«Чей домик?»

Количество играющих: от 1 до 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:

  • Кто живет в дупле? - Белка

  • Кто живет в гнезде? - Ласточки, кукушки и др.

  • Кто живет в будке? - Собака

  • Кто живет в норе? Лиса

  • Кто живет в берлоге? - Медведь

Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает; где живут зве­ри, а ребенок отвечает.

«Скажи ласково»

Количество играющих: от I до 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово (например: шар), а ребенок, возвращая мяч ведущему, образует другое слово при помо­щи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шарик). Слова можно сгруппироват ь по сходст ву окончаний. Например:

  • стол — столик, ключ - ключик

  • шапка - шапочка, белка - белочка

  • книга - книжечка, ложка - ложечка

  • кукла - куколка, свекла - свеколка и т. д.

«Кто как передвигается?»

Количест во играющих: от I до 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвра­щая мяч, должен на заданный вопрос от вет ить. Например:

  • Кто летает? - 11тицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.

  • Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.

  • Кто ползает? - Змеи, гусеницы, черви и т. д.

  • Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.

«Кто чем занимается?»

Количество играющих: от 1 до 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профес­сию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначаю­щий, что делает человек названной профессии. Например:

  • строитель - строит

  • повар - варит, готовит

  • художник - рисует

  • врач — лечит

  • парикмахер - стрижет

  • учитель - учит

  • маляр - красит и т. д.

«Из чего сделано?»

Количество играющих: от 1 до 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Предварительно следует объяснить ребенку, что если какой-ни­будь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный и т. д.

® Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ре­бенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные». Например:

  • рукавички из меха - меховые

  • тазик из меди - медный

  • медвежонок из плюша - плюшевый

  • стакан из стекла стеклянный и т. д.

«Придумай слово»

Цель - развитие фонематического слуха или умения определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’|. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил старать­ся придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких- то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

«Строим дорожку»

Цель - развитие фонематического слуха.

Дети садят ся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать лю­бое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыду­щего слова. И гак далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает детям правиль­но произнести слово (вместе с ним), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит; чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чет ко­го произнесения слова и выделения последнего звука, а воспитатель выполняет роль наблюдателя-контролера, который лишь организует процесс иг ры, а помогает лишь в редких случаях.

«Ловушка»

Цель - развитие умения услышат ь в слове определенный звук.

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поста­вить руки локтями на нарту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он дает задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлоп­нуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимост и от темы занятия.

«Поймай слог»

Цель - развитие слухового внимания и его быстроты.

Воспитатель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.

Например: па — папа, ма — мама, ку - кукла, арарбуз и г.д.

«Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на сло­ги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

«Посели в домик»

Цель - развитие умения определить слоговую структуру слова.

Воспитатель вводит «гостей» при помощи загадки или еще как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обраща­ет внимание детей, что в одном домике - окно и з одной створки, а у второго -- из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно по­том пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

«Подбираем рифмы»

Цель - развитие умения образовывать формы родительного паде­жа множественного числа существительных.

Воспитатель читает детям шуточное стихотворение - начало ан­глийской народной песенки в переводе С. Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее Воспитатель задает детям вопросы на понимание текста:

  • Кого видел поэт? В каком виде они были?

  • Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Но­ски, тапочки, рукавички и т.д.)

  • Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантази­ровал. Мы с вами тоже можем сочини ть веселые шу точные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без...(ботинок) и ...(чулок).

И щенков без ...(носков).

И синичек без ...(рукавичек).

Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотре- пию учи теля. 11о образцу этого упражнения можно брать другие сти- хи и делать то же самое.

«Кузовок»

Цель - образовывать уменьшительно-ласкательные наименова­ния; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнет игру. Ему дае тся в руки корзинка. Он держит ее, а дети в э то время говорят слова:

Вот тебе кузовок.

Клади в него, что на «-ок».

Обмолвишься - отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок ... и называет нужное сло­во (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, во­ротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гре­бешок и т.д.) Так происходи т, пока все дети не подержат кузовок. Гот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все де ти при­няли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руковод­ством воспитателя назначают каждому залогу выкуп какое-то за­дание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, раз­делить слово на слоги и т.д.).

«Чье все это?»

Цель - упражнение в согласовании слов-предметов и слов- признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животною и зада­ются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Коровакоровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадьлошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка - кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

«Домики»

Цель - упражнение в определении рода слов-предметов.

Воспитатель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором - «она моя», в тре­тьем - «оно мое», в четвертом - «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без на­зывания терминов.

«Наоборот»

Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Воспитатель говорит, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем вся беда: он очень любит все делать наобо­рот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, пой­мавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий - низ­кий) и бросить мяч учителю.

«Закончи фразу»

Цель развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.

  • Сахар сладкий, а лимон ....

-Луна видна ночью, а солнце ....

  • Огонь горячий, а лед ....

  • Река широкая, а ручей ....

  • Камень тяжелый, а пух ....

«Скажи по-другому»

Цель упражнение в подборе слои, близких по смыслу (слов- приятелей).

Воспитатель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настро­ение. Какой мальчик сегодня? А как можно скачать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный) Слова «печальный, грустный и расстроенный» - что слова-приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два рача? (Идет)

Что чначит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: вссна идет? (Весна наступает.)

Далее даются аналогичные чадания па следующие словосочета­ния:

  • Чистый вочдух (свежий воздух).

  • Чистая вода (прозрачная вода).

  • Чистая посуда (вымытая посуда).

  • Самолет сел (причемлился).

  • Солнце село (зашло).

  • Река бежи I (течет, струится).

  • Мальчик бежит (мчится, несется).

  • Как скачать одним словом? Очень большой (громадный, огром­ный), очень маленький (малюсенький).

«Какой предмет?»

Цель - развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: воспитатель пока­зывает картинку или предмет либо называет слово и задаст вопрос: «Какой?» Затем дети по очереди называют как можно больше при­знаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто на




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!