СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверяются знания, умения навыки по теме "Синтаксис"

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы»

Анализ текста 8 класс.

Текст №1.


Прочитайте текст и выполните задания А1-А8; В1-В8; С1.

Как я воспитываю волю.

(1)Мне всегда нравились люди, у которых сильная воля.

(2)И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3)Надо сделать её железной.

(4)Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5)И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6)А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома.

(7)На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой всё новые трудности. )9)Стал, например, в мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов.

(10)На этом первый этап воспитания воли кончился. (11)Я решил сделать перерыв на три дня. (12)Теперь я мог встретиться с Майкой. (13)И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей.

(14)Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила:

- Вадим, где же ты был столько времени?

(15)Я важно объяснял ей, что всё это время воспитывал волю.

(16) – И тебе совсем не хотелось меня увидеть все эти дни? – обиженно спросила Майка.

(17)Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля.

(18)Затем я стал договариваться о встрече. (19)Майка согласилась, но сказала:

- Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня.

(20)В семь часов я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21)Прошло десять минут – Майки не было. (22)Прошло полчаса. (23)Её всё не было. (24)Был сильный мороз. (25)Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26)И неудивительно – я был без шапки. (27)Теперь я ругал себя.

(28)Часы показывали уже половину десятого, я пошёл домой. (29)На следующий день я заболел.

(30)Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31)На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала:

- А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32)А при том, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать.

(33)Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое.

(По рассказу Л. Некрасова)

А1. Определите стиль текста.

1) разговорный стиль

2 )официально-деловой стиль

3) публицистический стиль

4) художественный стиль


А2. Определите тип речи текста.

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) повествование

4) описание


А3. Какое из высказываний отражает главную мысль текста?

1) Нехорошо опаздывать на важные встречи.

2) К любому делу, даже самовоспитанию, нужно относиться разумно.

3) В жизни всегда надо жертвовать чем-то ради воспитания железной воли.

4) Сильная воля – одна из самых важных черт характера настоящего человека.


А4. Укажите значение слова ВОЛЯ в предложении 1.

1) свобода

2) власть, возможность распоряжаться

3) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели

4) пожелание, требование


А5. Какое средство выразительности используется в предложении 3?

1) метафора

2) метонимия

3) гипербола

4) антитеза

А6. Какое из средств передачи чужой речи не использовано в тексте?

1) диалог

2) прямая речь

3) косвенная речь

4) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.


А7*. Какой глагол в тексте является частью устойчивого выражения (фразеологизма)

1) ставить (предложение 8)

2) ходить (предложение 9)

3) увидеть предложение 16)

4) договориться (предложение 18)



А8. В каком предложении есть обращение?

1) в предложении 5

2) в предложении 14

3) в предложении 16

4) в предложении 31

Ответы к заданиям В1-В4 запишите словами


В1. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.


В2. Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.


В3. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое.


В4. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени.





Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами


В5. Среди предложений 1-9 найдите те, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений.


В6. Укажите номера односоставных безличных предложений.


В7. Среди предложений 4-11 найдите двусоставные неполные. Напишите номер этого предложения.


В8.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А1-А8, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из текста. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на место пропусков, запишите в бланк ответов.

(Рецензия, отзыв – работа, статья, содержащая критический разбор и оценку литературного произведения, спектакля и т. д.)


Основной художественный приём, на котором основан рассказ Л. Некрасова, - ирония. Ей сопутствуют такие тропы (средства выразительности), как ________

(предложение 3) и _______ (предложения 13, 14, 15, 16). Особенно богат текст синтаксическими средствами выразительности. Кроме разных способов передачи чужой речи и коротких предложений (21-27), это________ (предложение 9) и _________ (предложения 2, 7, 10, 15, 31), которые и придают рассказу иронический смысл.


Список терминов:

1) сравнение

2) метафоры

3) повторяющиеся конструкции

4) ряды однородных членов

5) антонимы

6) гиперболы

7) эпитеты

8) риторические обращения

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!