Анализ текста 8 класс.
Текст №1.
Прочитайте текст и выполните задания А1-А8; В1-В8; С1. |
Как я воспитываю волю.
(1)Мне всегда нравились люди, у которых сильная воля.
(2)И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3)Надо сделать её железной.
(4)Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5)И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6)А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома.
(7)На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой всё новые трудности. )9)Стал, например, в мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов.
(10)На этом первый этап воспитания воли кончился. (11)Я решил сделать перерыв на три дня. (12)Теперь я мог встретиться с Майкой. (13)И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей.
(14)Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила:
- Вадим, где же ты был столько времени?
(15)Я важно объяснял ей, что всё это время воспитывал волю.
(16) – И тебе совсем не хотелось меня увидеть все эти дни? – обиженно спросила Майка.
(17)Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля.
(18)Затем я стал договариваться о встрече. (19)Майка согласилась, но сказала:
- Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня.
(20)В семь часов я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21)Прошло десять минут – Майки не было. (22)Прошло полчаса. (23)Её всё не было. (24)Был сильный мороз. (25)Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26)И неудивительно – я был без шапки. (27)Теперь я ругал себя.
(28)Часы показывали уже половину десятого, я пошёл домой. (29)На следующий день я заболел.
(30)Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31)На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала:
- А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32)А при том, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать.
(33)Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое.
(По рассказу Л. Некрасова)
А1. Определите стиль текста.
1) разговорный стиль
2 )официально-деловой стиль
3) публицистический стиль
4) художественный стиль
А2. Определите тип речи текста.
1) рассуждение
2) рассуждение и описание
3) повествование
4) описание
А3. Какое из высказываний отражает главную мысль текста?
1) Нехорошо опаздывать на важные встречи.
2) К любому делу, даже самовоспитанию, нужно относиться разумно.
3) В жизни всегда надо жертвовать чем-то ради воспитания железной воли.
4) Сильная воля – одна из самых важных черт характера настоящего человека.
А4. Укажите значение слова ВОЛЯ в предложении 1.
1) свобода
2) власть, возможность распоряжаться
3) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели
4) пожелание, требование
А5. Какое средство выразительности используется в предложении 3?
1) метафора
2) метонимия
3) гипербола
4) антитеза
А6. Какое из средств передачи чужой речи не использовано в тексте?
1) диалог
2) прямая речь
3) косвенная речь
4) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
А7*. Какой глагол в тексте является частью устойчивого выражения (фразеологизма)
1) ставить (предложение 8)
2) ходить (предложение 9)
3) увидеть предложение 16)
4) договориться (предложение 18)
А8. В каком предложении есть обращение?
1) в предложении 5
2) в предложении 14
3) в предложении 16
4) в предложении 31
Ответы к заданиям В1-В4 запишите словами |
В1. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В2. Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В3. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое.
В4. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени.
Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами |
В5. Среди предложений 1-9 найдите те, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений.
В6. Укажите номера односоставных безличных предложений.
В7. Среди предложений 4-11 найдите двусоставные неполные. Напишите номер этого предложения.
В8.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А1-А8, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из текста. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на место пропусков, запишите в бланк ответов. (Рецензия, отзыв – работа, статья, содержащая критический разбор и оценку литературного произведения, спектакля и т. д.) |
Основной художественный приём, на котором основан рассказ Л. Некрасова, - ирония. Ей сопутствуют такие тропы (средства выразительности), как ________
(предложение 3) и _______ (предложения 13, 14, 15, 16). Особенно богат текст синтаксическими средствами выразительности. Кроме разных способов передачи чужой речи и коротких предложений (21-27), это________ (предложение 9) и _________ (предложения 2, 7, 10, 15, 31), которые и придают рассказу иронический смысл.
Список терминов:
1) сравнение
2) метафоры
3) повторяющиеся конструкции
4) ряды однородных членов
5) антонимы
6) гиперболы
7) эпитеты
8) риторические обращения
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.