СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактика "Биосфера. Охрана биосферы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные задания на закрепление темы: "Биосфера. Охрана биосферы."

Просмотр содержимого документа
«Дидактика "Биосфера. Охрана биосферы"»

5



Глава. Биосфера. Охрана биосферы Тема: Состав и функции биосферы Задание 1. Биосфера и ее границы

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



















  1. Какие геологические оболочки заселены живыми организмами?

  2. Что такое биосфера?

  3. Каковы границы биосферы?

  4. Кто создал учение о биосфере?

Задание 2. Вещества биосферы

Заполните таблицу:

Вещества

Характеристика

1. Живое вещество

2. Косное вещество

3. Биокосное вещество

4. Биогенное вещество


Задание 3. Функции живого вещества

Заполните таблицу:

Функции

Характеристика

1. Энергетическая

2. Окислительно-восстановительная

3. Концентрационная

4. Газовая

5. Деструкционная


Задание 4. Биосфера

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Термин "Биосфера" ввел:

  1. Э.Зюсс.

  2. В.И.Вернадский.

  3. Ж.Б.Ламарк.

  4. В.Н.Сукачев.

Тест 2. Учение о биосфере было создано:

  1. Э.Зюссом.

  2. В.И.Вернадским.

  3. Ж.Б.Ламарком.

  4. В.Н.Сукачевым.

Тест 3. Литосфера заселена на глубину:

  1. 1 км.

  2. 2 км.

  3. 4 км.

  4. 8 км.

Тест 4. Верхняя граница жизни проходит в атмосфере на высоте:

  1. 10 км.

  2. 20 км.

  3. 100 км.

  4. 800 км.

Тест 5. Гидросфера заселена на глубину:

  1. 100 м.

  2. 200 м.

  3. 4 км.

  4. До 11,034 км.

Тест 6. Биомасса поверхности суши больше биомассы океана:

  1. В 10 раз.

  2. В 100 раз.

  3. В 1000 раз.

  4. Биомасса океана больше биомассы суши в 10 раз.

Тест 7. Биомасса зеленых растений суши составляет:

  1. 70% от общей биомассы суши.

  2. 80% от общей биомассы суши.

  3. 90% от общей биомассы суши.

  4. 99% от общей биомассы суши.

Тест 8. Биомасса животных и микроорганизмов океана составляет:

  1. 93,7% от общей биомассы океана.

  2. 63,7% от общей биомассы океана.

  3. 43,7% от общей биомассы океана.

  4. 3,7% от общей биомассы океана.

Тест 9. Использование энергии солнечного излучения на суше составляет:

  1. 10%.

  2. 0,1%.

  3. 0,04%.

  4. 0,004%.

Тест 10. Использование энергии солнечного излучения в океане составляет:

  1. 10%.

  2. 0,1%.

  3. 0,04%.

  4. 0,004%.

З

адание 5. Круговорот углерода

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:




  1. Почему углерод является важнейшим биогенным элементом?

  2. Каким образом углерод из атмосферы попадает в живые организмы?

  3. За счет каких процессов происходит возвращение углерода в атмосферу?

  4. Назовите основные этапы круговорота углерода в природе.

  5. Какова роль продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте углерода?




Задание 6. Круговорот азота

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


















  1. Почему азот является важнейшим биогенным элементом?

  2. Могут ли растения фиксировать атмосферный азот?

  3. Каким образом происходит связывание атмосферного азота?

  4. Какие микроорганизмы способны фиксировать атмосферный азот?

  5. Каким образом происходит возвращение азота в атмосферу?

  6. Запишите в порядке круговорота азота в природе следующие компоненты: денитрифицирующие бактерии; азотфиксирующие микроорганизмы; азот атмосферы; азот в составе белков живых организмов; азот в выделениях организмов и в мертвых организмах.

Задание 7. Вопросы к зачету:
  1. Экология (определение)?

  2. Экологические факторы (определение)? Группы экологических факторов.

  3. Ограничивающий фактор (определение).

  4. ***Длина волны жестких и мягких ультрафиолетовых лучей.

  5. Длина волны видимого света и инфракрасного излучения.

  6. Значение инфракрасного излучения.

  7. Какая зависимость существует между длиной световой волны и ее энергией?

  8. Приведите примеры пойкилотермных и гомойотермных животных.

  9. Фотопериодизм (определение).

  10. Приведите примеры длиннодневных растений. Когда они зацветают?

  11. Приведите примеры короткодневных растений. Когда они зацветают?

  12. Что такое биогеоценоз?

  13. Что такое биоценоз? Биотоп?

  14. Автотрофы (определение). На какие группы они делятся?

  15. Гетеротрофы (определение). На какие группы они делятся?

  16. Продуценты, консументы, редуценты (определения).

  17. Сформулируйте правило экологической пирамиды биомассы и энергии.

  18. Приведите пример цепи питания.

  19. Основные этапы круговорота веществ.

  20. Основные этапы движения энергии в экосистемах.

  21. Чем отличается круговорот веществ в дубраве от круговорота веществ в агроценозе?

  22. Чем отличается саморегуляция в агроценозе от саморегуляции в дубраве?

  23. Сукцессия (определение).

  24. Основной источник энергии для естественных экосистем?

  25. Источники энергии для искусственных экосистем?

  26. Биосфера (определение).

  27. Границы биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере.

  28. Функции живого вещества биосферы.

  29. Биомасса автотрофных и гетеротрофных организмов поверхности суши и океана (в процентах).

  30. Использование солнечной энергии для фотосинтеза на суше и в океане (в процентах).


Ответы:


Задание 1.

1. Часть атмосферы, часть литосферы и вся гидросфера. 2. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. 3. Атмосфера: споры грибов и бактерий заносятся на высоту 20 км, литосфера: анаэробных бактерий находят в земной коре на глубине более 3 км в водах месторождений нефти, гидросфера заселена на всю глубину. 4. В.И.Вернадский.


Задание 2.

Вещества

Характеристика

1. Живое вещество

2. Косное вещество


3. Биокосное вещество

4. Биогенное вещество

Совокупность живых организмов биосферы.

Образуется в результате процессов, в которых живые организмы не участвуют, например, горные породы.

Создается живыми организмами и процессами неорганической природы, например, почва.

Вещества созданные и переработанные живыми организмами, например, горючие ископаемые, известняки.


Задание 3.

Функции

Характеристика

1. Энергетическая


2. Окислительно-восстановительная

3. Концентрационная

4. Газовая



5. Деструкционная

В основе — фотосинтетическая деятельность растений, энергия солнечного света аккумулируется зелеными растениями и происходит ее дальнейшее движение по отдельным компонентам биосферы.

Проявляется в окислении веществ с помощью организмов с образованием солей, оксидов, в восстановлении веществ (сероводород), серное железо).

Происходит захват биогенных химических элементов и накопление их в живых организмах.

Осуществляется зелеными растениями: в результате фотосинтеза поглощается СО2, выделяется О2. В процессах дыхания происходит поглощение О2, и выделение СО2. В процессах функционирования живого вещества создаются: азот, сероводород, метан и другие газы.

Приводит к разрушению органического вещества и возврату биогенных элементов в неживую природу, к образованию биогенного и биокосного вещества.


Задание 4.

Тест 1: 1. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 2. Тест 5: 4. Тест 6: 3. Тест 7: 4. Тест 8: 1. Тест 9: 2. Тест 10: 3.


Задание 5.

1. Является "скелетообразующим" элементом для органических молекул — белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот. 2. В результате фотосинтеза молекулы СО2 включаются в состав образованного органического вещества. 3. В результате брожения и дыхания. 4. Фиксация при фотосинтезе, движение по цепям питания, возвращение в атмосферу в результате процессов брожения и дыхания. 5. Продуценты при образовании органического вещества захватывают углекислый газ воздуха, при дыхании возвращают часть СО2 в атмосферу. Консументы и редуценты в результате процессов дыхания разрушают органическое вещество и возвращают СО2 в атмосферу.


Задание 6.

1. Является "скелетообразующим" элементом для органических молекул — белков и нуклеиновых кислот. 2. Нет. 3. Связывание азота в соединения, доступные растениям (нитраты) происходит в атмосфере при грозовых разрядах, с помощью микроорганизмов–азотфиксаторов и в результате промышленной фиксации. 4. Почвенными азотфиксирующими бактериями, клубеньковыми бактериями в корневых системах бобовых растений и цианобактериями. 5. В процессе гниения отмерших растений и животных освобождается аммоний, образуются нитраты, денитрифицирующие бактерии превращают нитраты в свободный азот, который уходит в атмосферу. 6. Азот атмосферы → азотфиксирующие организмы → азот в составе белков живых организмов → азот в выделениях организмов и в мертвых организмах → денитрифицирующие бактерии → азот атмосферы.


Задание 7.

1. Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. 2. Факторы, влияющие на живой организм. Абиотические, биотические, антропогенные. 3. Фактор, значение которого выходит за пределы выносливости. 4. ***Жесткие — менее 0,29 мкм, мягкие — от 0,29 до 0,4 мкм. 5. Видимого от 0,4 до 0,75 мкм, инфракрасного — более 0,75 мкм. 6. Важный источник тепловой энергии. 7. Чем меньше длина волны, тем больше ее энергия. 8. Пойкилотермные — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и все беспозвоночные; гомойотермные — птицы и млекопитающие. 9. Реакция организмов на продолжительность светового дня. 10. Пшеница, рожь. Зацветают при длинном дне. 11. Рис, хризантемы, георгины. Зацветают при коротком дне. 12. Исторически сложившаяся совокупность живых организмов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. 13. Биоценоз — совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Биотоп — участок суши или водоема с однородными условиями существования, заселенный определенным биоценозом. 14. Автотрофы — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода. Фотоавтотрофы, хемоавтотрофы. 15. Гетеротрофы — организмы, использующие органические источники углерода. Консументы и редуценты. 16. Продуценты — образователи, консументы — потребители, редуценты — разрушители органического вещества. 17. С одного пищевого уровня на другой переходит в среднем около 10% биомассы и энергии. 18. Растение → кузнечик → ящерица → змея → хищная птица. 19. Элементы неживой природы → биомасса продуцентов → консументов → редуцентов (передаются по цепям питания). Возвращаются в неживую природу в результате обмена веществ. 20. Энергия солнечного света → энергия химических связей образованного органического вещества продуцентов → консументов → редуцентов (передается по цепям питания). Рассеивается в форме тепла при разрушении органического вещества. 21. В дубраве — полный, в агроценозе — не полный. 22. В агроценозе отсутствует. 23. Закономерная смена менее устойчивого сообщества на более устойчивое. 24. Солнечный свет. 25. Солнечный свет, вносимые органические удобрения, энергия, затраченная человеком на работы, связанные с хозяйственной деятельностью. 26. Часть геологических оболочек Земли, заселенная живыми организмами. 27. Атмосфера до высоты 20—25 км, гидросфера заселена полностью, до глубины 11.034 м, литосфера до глубины 4 км. 28. Газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная, энергетическая и деструкционная. 29. На суше: автотрофов 99,2%, гетеротрофов 0,8%; в океане автотрофов 6,3%, гетеротрофов 93,7%. 30. На суше —0,1%, в океане — 0,04%.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!