СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО учителей-дефектологов. Тема: "Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«"Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС"»

Организация работы обучающихся с ОВЗ по АООП НОО


Опубликовано 08.04.2016 - 19:46 - Волкова Ирина Александровна

Организация работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по АООП НОО.

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией.  Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Как правило, все психические процессы у данной  категории детей, развиваются аномально. Соответственно, это приводит к увеличению числа детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Какие возможности образования есть у детей с ОВЗ? Право обучающихся с ОВЗ и их родителей, выбирать форму образования, определяется статьей 79 Закона, а именно: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.

По закону, только родитель (законный представитель) вправе решать, куда ему отдавать своего ребёнка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.

В наших школах учится много детей с нарушением  здоровья. Но статус «обучающегося с ОВЗ» дается только тому ребенку,  который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности. Для установления статуса ребёнку необходимо пройти обследование на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Инициатором прохождения ребёнком обследования могут быть родители (законные представители), образовательные организаций, организаций, осуществляющие социальное обслуживание, медицинские организации, другие организаций с письменного согласия  родителей (законных представителей) детей. По результатам обследования, комиссия выдаёт заключение. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

 

Специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятель ность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная основная  образовательная программа начального  общего образования обучающихся - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития,  индивидуальные возможности, особые образовательные  потребности,  обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и  социальную адаптацию.

 

            АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Из-за неоднородности состава учащихся разработаны варианты для каждой категории детей с ОВЗ, которые обеспечивают охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям. Вариант Программы определяется на основе рекомендаций ТПМПК по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей (законных представителей).

Первый вариант  стандарта (цензовый уровень).  Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательное условие - систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка.

Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень). Образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные сроки в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья. Организация специального обучения и воспитания необходимо для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Необходимо усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях.

 

Третий вариант специального стандарта не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования).  Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.

 

Категория детей с ОВЗ  имеют следующие варианты Стандарта:

Категория детей

с ОВЗ

Варианты

ФГОС

1. Глухие дети

 1.1    1.2      1.3    1.4

2. Слабослышащие и позднооглохшие дети

 2.1    2.2      2.3    -

3. Слепые дети

 3.1    3.2      3.3    3.4

4. Слабовидящие

 4.1    4.2      4.3     -

5. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

 5.1    5.2       -     -

6. Дети с двигательными нарушениями (НОДА)

 6.1    6.2      6.3    6.4

7. Дети с ЗПР

 7.1    7.2        -      -

8. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

 8.1    8.2      8.3    8.4

 

 Требования к структуре АООП НОО

АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО, для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее — ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается

в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.

АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%,

АООП НОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов) в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту:

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту при получении НОО;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту);

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы;

программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.

Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.  

Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ТПМПК и мнения родителей (законных представителей).

Какие обязанности будут у педагогов в отношении учащихся с ОВЗ? Статья 48 часть 1, пункт 6 закрепляет новые обязанности педагогов в отношении учащихся с ОВЗ. Эта статья убедительно доказывает, что именно педагог обязан учесть состояние здоровья ученика, создать необходимые условия на уроке, привлечь дополнительных специалистов к организации поддержки ученика в школе. Принцип профессионального взаимодействия – один из главных принципов инклюзивного образования.

Дата применения стандарта: Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1.09.16г. для обучения по адаптированным программам,  будет осуществляется по ним до завершения обучения.

Какая школа может называться инклюзивной? Прежде всего, школа доступная. Не только архитектурно доступная, но и психологически открытая для любого ребенка. Инклюзия в образовании важна не сама по себе, а постольку, поскольку посредством включения в образование человек получает доступ в общество. Идея инклюзивной школы лежит в построении новой культуры, культуры включающего общества.

А изменение, наращивание культуры требует времени.

















































ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»









Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей

при организации урока в условиях введения ФГОС

Заседание методического объединения

учителей – дефектологов



Учитель СБО – Жилкина Е.С.





Декабрь, 2016 г.



В Конституции РФ и Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся и слепые и слабовидящие дети, рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Задача системы образования, в т. ч. и коррекционного, сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. 

Что же такое деятельность?  Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого. Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из:

- уверенного действия;

- встречи с затруднением или преградой (преграда мешает движению вперед – неизбежен вопрос «Что делать?»).

В результате введения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность и совпадение целенаправленных действий учителя и обучающегося.

  Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Задачи учителя:

- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;

- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.).

Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что:

- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;

- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.

Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;

- планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;

- оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

У деятельностного метода обучения есть свои преимущества:

- он может применяться при изучении любого предмета;

- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;

- деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;

- обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Знания становятся понятными, надолго запоминающимися, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная деятельность побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю, ему приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, педагогом, учителем. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать. В результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий возможность комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.

Алгоритм получения знаний в рамках деятельностного подхода:

  • Постановка учебной задачи, когда включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы, обеспечивает мотивацию.

  • «Открытие» нового знания, где предлагается система вопросов и заданий, подводящих к самостоятельному открытию нового, обеспечивает выполнение предметных действий с реальными объектами.

  • Первичное закрепление, тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных понятий, обеспечивает прохождение этапа внешней речи – проговаривание вслух и выполнение действия по алгоритму.

  • Обучающая самостоятельная работа обеспечивает прохождение этапа внутренней речи – проговаривание «про себя».

  • При выполнении заданий на повторение действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели:

  1. Учитель формулирует не только содержательную цель урока, но и деятельностную цель.

  2. Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний обучающихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить обучающихся в освоение нового знания.

  3. Учитель продумывает систему мотивации обучающихся к учебной деятельности; создает условия («ловушки») для фиксации обучающимися границы между знанием и незнанием.

  4. Цель урока формируется обучающимися самостоятельно как собственная учебная задача.

  5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия обучающихся для проговаривания каждым нового знания, алгоритма действий во внешней речи.

  6. Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  7. Формы и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя «не давать готовые знания».

  8. Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии обучающимися собственной деятельности на уроке.

  9. Проводится итоговая оперативная экспресс-диагностика результатов обучающихся.

  10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс-диагностики.

Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

У большинства слепых и слабовидящих обучающихся отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. 

Уровень собственной познавательной активности слепых и слабовидящих учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения слепых и слабовидящих школьников.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. 

При подборе содержания занятий для слепых и слабовидящих обучающихся необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как слепые и слабовидящие обучающиеся крайне неоднородны, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя со слепыми и слабовидящими обучающимися являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Увеличивать степень самостоятельности слепых и слабовидящих обучающихся, а особенно слепых и слабовидящих детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Роль мотивации в успешном обучении слепых и слабовидящих обучающихся трудно переоценить. Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Для активизации деятельности слепых и слабовидящих обучающихся можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательной деятельности.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. На занятиях при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным является обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность слепых и слабовидящих обучающихся.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность слепых и слабовидящих обучающихся.





                             



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!