СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 

За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у обучающихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Я веду работу над развитием речи целенаправленно и постоянно.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературы и русского языка. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:

1. Логические упражнения.

- Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Липа, берёза, ель, сосна.

- Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксёр.

2. Игры по составлению слов со словами.

- Найди слово в слове:

Гроза Газета Кустарник Шоколадка

- Ребусы.

- Загадки.

- Найди животное среди строк:

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

3. Работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

- Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

II. Упражнения для формирования правильности чтения.

- Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста)

- Опиши предмет (показать и убрать)

III. Упражнения для развития беглости чтения.

- Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

Сок

Носки

Сам

Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки.

IV. Упражнения для развития выразительности чтения.

- Чтение слова с разными оттенками интонации.

- Упражнения для дыхания.

- Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

- Чтение по ролям, в лицах.

Деятельностный подход, как условие развития орфографической зоркости при работе со словарными словами. Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Работу строю в несколько этапов:

- устное предъявление слова;

- постановка орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы;

- выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа;

- запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

На уроках математики для развития творческого потенциала особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Среди занимательных задач особый интерес вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения.

Задания, которые развивают гибкость мышления. (2 класс)

- Сколько хвостов у курицы? (1)

- Цифра, похожая на букву З? (3)

- От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)

- Сколько у нас в неделе выходных? (2)

- Количество сторон у квадрата увеличить на 5. (9)

Из записанных цифр составить двузначные числа. Как эти числа связаны с зимой?

Задания на внимание и быстроту реакции.

- Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами:

а

б

в

д

е

и

к

л

м

о

с

ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2 5 8 7 1 (белка)

8 6 11 1 (лиса)

9 5 4 3 5 4 12 (медведь)

- Что общего в этих словах?

- Что различного?

- Кто лишний? Почему?

Творческая работа.

- Какой формы может быть лепесток?

- Нарисуй цветик-семицветик с одним лепестком и напиши в этом лепестке самое заветное своё желание.

Уроки изобразительного искусства и трудового обучения для учащихся - всегда праздник, потому, что это встреча с творчеством. В то же время на этих уроках происходит знакомство с пространственным изображением, различными методами работы с бумагой и картоном, иглой и нитками, спицами, колоритом цвета и появлением новых красок, путём смешивания. Всё это в последствии, изменит детское восприятие окружающего мира, расширит их изобразительные возможности.

Моя задача – научить учащихся художественным приёмам в познании работы на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.

1. Лепка из солёного теста

замешивается тесто из расчёта 2 части соли и 1 часть воды, мука как получится.

Лепим фигурки, даём хорошо высохнуть, затем раскрашиваем.

2. Роспись пальцем или ладошкой

для работы нужны специальные пальчиковые краски, но если их нет, можно использовать обычную гуашь, только работать приходится быстрее.

3. Использование декоративных приёмов

иллюстрируем художественное произведение с использованием приёмов декорации.

4. «Раздувание кляксы»

Для работы нужна трубочка от коктейля, ставится на листе бумаги клякса, затем раздуваем её с помощью трубочки, даём высохнуть.

Смотрим, на что клякса похожа и дорисовываем.

5. Пластилиновое рисование

для изготовления поделок в этой технике достаточно иметь разноцветный пластилин и бумагу.

6. Рисование на пластилине

На картоне или другом прочном материале делаем пластилиновую основу, затем острым предметом «рисуем» картину или фигуры.

7. Работа с природным материалом

Достаточно иметь материал и фантазию.

Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. ( Примеры сюжетно-ролевых игр - «В магазине», «Мы – пассажиры» и др.). «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.

Деятельностный подход в обучении позволяет использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов.

Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тематика проектов даёт возможность побуждать к более глубокому изучению истории, познанию природы родного края, бережному отношению к окружающему миру.

Процесс работы над проектом в школе представляет собой единство урочной и внеурочной деятельности. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретённые на уроке, должны использоваться во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков должна способствовать эффективности обучения, воспитания и развития учащихся на уроке.

Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от лёгкого к трудному, от неизвестного к известному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся в своей работе использую уроки-игры, заочные путешествия, диалоги, инсценировки, работу с творческими заданиями, медиауроки.

Стараюсь, чтобы мои ученики не боялись трудностей в учёбе и повседневной жизни. Для этого создаю проблемные ситуации, ориентирующие детей на поиск. В результате ученик выступает в роли "исследователя”, открывая для себя новые знания.

В своей работе использую схемы, опорные таблицы, технологические карты, рисунки, технические средства обучения, тесты, карточки, игры, сказочных героев, дополнительную литературу, нестандартные задания, занимательный материал, которые положительно влияют на психику детей и способствуют прочному усвоению учебного материала и умению самостоятельно употреблять их в практике.

 

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход»

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у обучающихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Я веду работу над развитием речи целенаправленно и постоянно.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературы и русского языка. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:

1. Логические упражнения.

- Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Липа, берёза, ель, сосна.

- Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксёр.

2. Игры по составлению слов со словами.

- Найди слово в слове:

Гроза Газета Кустарник Шоколадка

- Ребусы.

- Загадки.

- Найди животное среди строк:

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

3. Работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

- Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

II. Упражнения для формирования правильности чтения.

- Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста)

- Опиши предмет (показать и убрать)

III. Упражнения для развития беглости чтения.

- Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

Сок

Носки

Сам

Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки.

IV. Упражнения для развития выразительности чтения.

- Чтение слова с разными оттенками интонации.

- Упражнения для дыхания.

- Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

- Чтение по ролям, в лицах.

Деятельностный подход, как условие развития орфографической зоркости при работе со словарными словами. Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Работу строю в несколько этапов:

- устное предъявление слова;

- постановка орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы;

- выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа;

- запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

На уроках математики для развития творческого потенциала особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Среди занимательных задач особый интерес вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения.

Задания, которые развивают гибкость мышления. (2 класс)

- Сколько хвостов у курицы? (1)

- Цифра, похожая на букву З? (3)

- От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)

- Сколько у нас в неделе выходных? (2)

- Количество сторон у квадрата увеличить на 5. (9)

Из записанных цифр составить двузначные числа. Как эти числа связаны с зимой?

Задания на внимание и быстроту реакции.

- Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами:

а

б

в

д

е

и

к

л

м

о

с

ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2 5 8 7 1 (белка)

8 6 11 1 (лиса)

9 5 4 3 5 4 12 (медведь)

- Что общего в этих словах?

- Что различного?

- Кто лишний? Почему?

Творческая работа.

- Какой формы может быть лепесток?

- Нарисуй цветик-семицветик с одним лепестком и напиши в этом лепестке самое заветное своё желание.

Уроки изобразительного искусства и трудового обучения для учащихся - всегда праздник, потому, что это встреча с творчеством. В то же время на этих уроках происходит знакомство с пространственным изображением, различными методами работы с бумагой и картоном, иглой и нитками, спицами, колоритом цвета и появлением новых красок, путём смешивания. Всё это в последствии, изменит детское восприятие окружающего мира, расширит их изобразительные возможности.

Моя задача – научить учащихся художественным приёмам в познании работы на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.

1. Лепка из солёного теста

замешивается тесто из расчёта 2 части соли и 1 часть воды, мука как получится.

Лепим фигурки, даём хорошо высохнуть, затем раскрашиваем.

2. Роспись пальцем или ладошкой

для работы нужны специальные пальчиковые краски, но если их нет, можно использовать обычную гуашь, только работать приходится быстрее.

3. Использование декоративных приёмов

иллюстрируем художественное произведение с использованием приёмов декорации.

4. «Раздувание кляксы»

Для работы нужна трубочка от коктейля, ставится на листе бумаги клякса, затем раздуваем её с помощью трубочки, даём высохнуть.

Смотрим, на что клякса похожа и дорисовываем.

5. Пластилиновое рисование

для изготовления поделок в этой технике достаточно иметь разноцветный пластилин и бумагу.

6. Рисование на пластилине

На картоне или другом прочном материале делаем пластилиновую основу, затем острым предметом «рисуем» картину или фигуры.

7. Работа с природным материалом

Достаточно иметь материал и фантазию.

Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. ( Примеры сюжетно-ролевых игр - «В магазине», «Мы – пассажиры» и др.). «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.

Деятельностный подход в обучении позволяет использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов.

Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тематика проектов даёт возможность побуждать к более глубокому изучению истории, познанию природы родного края, бережному отношению к окружающему миру.

Процесс работы над проектом в школе представляет собой единство урочной и внеурочной деятельности. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретённые на уроке, должны использоваться во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков должна способствовать эффективности обучения, воспитания и развития учащихся на уроке.

Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от лёгкого к трудному, от неизвестного к известному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся в своей работе использую уроки-игры, заочные путешествия, диалоги, инсценировки, работу с творческими заданиями, медиауроки.

Стараюсь, чтобы мои ученики не боялись трудностей в учёбе и повседневной жизни. Для этого создаю проблемные ситуации, ориентирующие детей на поиск. В результате ученик выступает в роли "исследователя”, открывая для себя новые знания.

В своей работе использую схемы, опорные таблицы, технологические карты, рисунки, технические средства обучения, тесты, карточки, игры, сказочных героев, дополнительную литературу, нестандартные задания, занимательный материал, которые положительно влияют на психику детей и способствуют прочному усвоению учебного материала и умению самостоятельно употреблять их в практике.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей