СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по изобразительному искуссту в 1 классе. Цель урока: познакомить с декоративным оформлением платья.

Просмотр содержимого документа
«Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье»»

Конспект урока по изобразительному искусству.

Тема: Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье»

Цель: ознакомить учащихся с декоративным оформлением платья.

Задачи:

  • развить у детей эстетическое восприятие, развивать творчество, чувства ритма, цвета;

  • учить выделять элементы узора в народной вышивке (цветок, веточка), прививать любовь к народным сказкам, к народному искусству;

  • закреплять умения рисовать кистью знакомые декоративные элементы (точки, мазки, линии) и способствовать формированию умения создавать новые сочетания из них (цветочки, горошек и т. д.)

Планируемые результаты:

Знать правила и технику выполнения орнамента.

Уметь выделять элементы узора в народной вышивке.

УУД:

- моделирование и преобразование объекта

- самостоятельное создание алгоритма деятельности

- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми

Оборудование урока: вырезанное из цветной бумаги платье, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка и подставка для кистей; образцы народной вышивки.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.

- Ребята, проверим готовность к уроку. Для успешной работы нам сегодня необходимо:

1) рабочая тетрадь;

2) краски акварельные;

3) кисти;

4) баночки с водой;

5) карандаш простой;

6) альбом для рисования.

- Обратите внимание на доску, подул ветер и в первом слове буквы перепутались. Помогите мне, пожалуйста, составить слово заново!

  1. Основная часть: сообщение темы:

На доске: Д У ОЧ- ПЛАТЬЕ

- Правильно, тема нашего урока называется « Чудо-платье». Ребята, а что означает слово «чудо»?

-Правильно, слово

« чудо» -это что-то поразительное, удивляющее своей необычайностью.

Сегодня мы будем рисовать Чудо-платье, но сначала мы отправимся в сказочное путешествие.



  1. Беседа по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»:



- Сюжет картины взят из народной сказки о Жар-птице, приносящей людям счастье. «Иван – царевич, сидя на Сером волке вместе с прекрасною королевной Еленой, возлюбил ее сердцем сильней свету белого, а она возлюбила Ивана – царевича».

Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке в дремучем лесу, где так тесно переплелись корявые сучья и ветки, что выбраться из него, невозможным. Но лес расступается перед молодыми людьми, чтобы Серый волк мог стрелой пронестись по нему, и снова смыкается, чтобы защитить их от врагов.

Волк, стремглав выскочил из лесной чащи, неся на спине Ивана - царевича и Елену Прекрасную.

Неожиданному появлению матерого волка с седоками удивились даже краснобровые тетерева, сидящие на ветке старого замшелого дерева.

А Серый волк с ходу перепрыгивает болотистую топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой - осокой. Сказочный чудесный помощник юноши и девушки, волк со своей широкой грудью, жесткой посеребренной шерстью, раскрыв пасть, высунув язык и пригнув к короткой шее уши, несется так быстро, что меч Ивана - царевича в темно-красных разукрашенных ножнах далеко откинулся назад, ударяясь о стволы деревьев.

Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, словно протянувшимися руками столетних стариков, обросли седым мхом.

Тихо и одновременно тревожно в такой чащобе. Воздух наполнен болотными испарениями, дышать тяжело. В таком лесу действительно страшно, подозрителен каждый шорох.

Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится еще более жутко. И птицы, кроме тетеревов, не заглянут в такую глушь, не оживят ее разноголосым пением. Единственное, что немного ободряет человека, - это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещающая дальние деревья.

Иван - царевич, бережно обнимая любимую девушку, тревожно прислушивается к лесным шорохам, всматривается в лес в ожидании возможной погони.

Полюбив королевну, назвав ее своей невестой, он всеми силами старается избежать встречи с врагами.

Впереди еще много забот: надо получить коня златогривого, обменять его на Жар-птицу и только тогда, прибыв в отчий дом, можно будет устроить свадьбу. А как получить златогривого коня? Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою светлую голову на плечо Ивана - царевича.

Она очень молода, неопытна, беспомощна. Вся ее поза выражает покорность и тревогу. Она навсегда рассталась с родным домом, веселыми подругами, с беспечным девичеством.

Одеты молодые люди в шелк, парчу, бархат. На юноше древнерусский полукафтан из узорчатой ткани с золотыми и серебряными нитями, на руках - узорчатые перчатки, на голове - шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут царевич в красные сафьяновые сапожки.

У королевны длинный светло-голубой казакин из бархата с золотыми широкими каймами по рукавам и подолу, накинутый на парчовое платье с узорами. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным рубином, желтым янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса, синие сафьяновые сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.

Молодой царевич с добрым отзывчивым сердцем и девушка Елена Прекрасная, горячо полюбившая юношу, вызывают желание помочь им, защитить от злых людей.

Васнецов претворяет тему народной сказки в поэтическую картину.

Он изображает царевича сметливым, храбрым юношей, а Елену Прекрасную - пленительно красивой русской девушкой, доброй и доверчивой.

Художник сочувствует своим героям и верит, что темные силы будут побеждены, что Иван - царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы.

В картине неразрывно соединены сказочное и реальное. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», - хочется сказать, глядя на эту картину.

План беседы по картине



  1. Кто изображен на картине? Почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в дремучем лесу? Опишите лес. Что о нем сказано в сказке?

  2. Что выражает лицо Ивана - царевича? Чем он встревожен? Что говорится в сказке о характере Ивана – царевича?

  3. Отчего задумалась и склонила голову Елена Прекрасная? Почему она названа Прекрасной?

  4. Как художник показывает трудности и опасностикоторым подвергались Иван - царевич и Елена Прекрасная?

  5. Удалось ли им спастись от врагов? Кто им помог?

  6. Почему лес и волк помогали Ивану царевичу?

  7. Расскажите, как одеты Иван - царевич и Елена - Прекрасная.

8) Что вам нравится в картине?
Итог:

- Художник показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья. В народных сказках хорошие, добрые люди всегда выходят из беды: им помогают звери, птицы, природа. Народ сам видел и пережил много горя, поэтому сочувствует людям, которые попали в беду

Картина сказочная, но герои ее – Иван-царевич и Елена Прекрасная очень похожи на тех молодых людей, которые встречаются в настоящей жизни. Тем самым сказка превращается в быль. Художник любит своих героев - молодых, неопытных, доверчивых, скромных.

Художник, написавший эту картину, - Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - провел свое детство среди дремучей природы Вятской губернии. Он родился в селе Лопьял (Уржумский уезд). Его отец, сельский священник, не создавал своим сыновьям (брат Виктора Аполлинарий тоже стал художником) препятствий к дружбе с их сверстниками - крестьянскими подростками. В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Его картины: «Иван - царевич на Сером волке», «Витязь на распутье», «Ковер - самолет», «Аленушка» и другие - радуют нас.

Рассматривание одежды Ивана - царевича и Елены Прекрасной.

Рассматривание образцов народной вышивки, украшающей полотенце, фартук, салфетку,.(Владимирская, рязанская и другая вышивка)

Обращаем внимание на красоту вышитого орнамента, где элементы повторяются.

  • Какие декоративные элементы мы рисовали кистью? (Точки, мазки, линии) Покажите их на планшете с наклеенной бумагой.

  1. Показ, как можно получить цветочки.

  • Приемы рисования лепестков декоративных цветов могут быть разные:


  • всей кистью;

  • концом;

  • прикладыванием (или промакиванием).

Например, середину цветка начинаем приемом тычка -концом кисти; лепестки получаем приемом прикладывания (примакивания) боковой поверхности кисти.

  • Можно получить цветок, рисуя приемом тычка и серединку цветка и лепестки, затем концом кисти обвести все лепестки, чтобы цветок был крупнее и красивее.


Давайте подумаем, как надо украсить узорами платье любимой куклы. (У каждого ученика на парте вырезанное из цветной бумаги платье) Все таблицы, вышитые предметы, рисунки убираются.

  • Обратите внимание на доску: здесь изображено несколько платьев.

  • - Какие цвета мы видим на них?

  • - А чем украшены эти платья?

  • - Ребята, как в основном расположены листочки?

  • - Узор, элементы которого чередуются и находятся в строгом расположении, называется орнаментом. 

5. Самостоятельная работа детей. (Сочинение узора для платья)

6. Выставка работ. Подведение итогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!