СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Экономический калейдоскоп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Экономический калейдоскоп».

Цели: формирование знаний учащихся об основных экономических понятиях, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.

Задачи: - учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию; 

- формировать осознанное экономическое поведение; 

- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;

- содействовать экономическому воспитанию учащихся. Форма: деловая игра. 

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Экономический калейдоскоп"»


Алматинская область

Каратальский район

с. Ескельды

СШ имени Р. Кошкарбаева с ДМЦ

учитель математики

Скирда Т.И.

Тема: «Экономический калейдоскоп».

Цели: формирование знаний учащихся об основных экономических понятиях, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.

Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию; 

- формировать осознанное экономическое поведение; 

- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;

- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра. 

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, видеоролик «Тенге: вчера, сегодня, завтра», карточки с заданиями; кошельки; бумажные деньги; высказывание; листы бумаги, ручки.

Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей компании.
2) Фирмы готовят рекламу выпускаемой продукции.

Ход игры

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. Итак, мы начинаем игру «Экономический калейдоскоп».

Следить за ходом игры будут эксперты и наблюдатели в лице Молдыбаевой М. Д. и Ким Е. Ф..

Аудит осуществляют руководители комитета по техническому регулированию индустрии и торговли Республики Казахстан Абдулкаримова С. М. и Ким Т. В..

Учитель: За каждое правильное выполненное задание компания будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.


1 конкурс «Презентация компании». Максимальная стоимость данного конкурса 1000 тенге.


Это очень важно, помните всегда,
Представить свою компанию, господа.

2 конкурс «Приобретение лицензии». Максимальная стоимость каждого вопроса данного конкурса 500 тенге.


Внимание! Внимание, друзья!

Следующий конкурс объявляю я.

На вопросы мои смелей отвечайте,

И лицензию компании своей получайте.


Лицензия – разрешение на существование.

Сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия. Я задам по 10 вопросов каждой компании. Компания, которая не сможет дать ответ, дает шанс заработать другой компании и принести доход в казну своей компании.

Вопросы для компаний:
I компания:

1. Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2. Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3. Денежная единица государства. (Валюта)
4. Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5. Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6. Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)

7. Ввоз в страну иностранных товаров. (Импорт.)

8. Самый дорогой металл. (Золото.)

9. Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон») 
10. Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО») 

II компания:

1. Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)

2.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны.(Янтарная)

3. Соперничество, состязание на рынке. (Конкуренция.)

4. Розыгрыш по билетам. (Лотерея.)

5. Объявление, извещение по телевидению, радио о товаре, услуге. (Реклама.)

6. Несгораемый металлический ящик для хранения денег. (Сейф.)

7. Денежная единица Америки. (Доллар.)

8. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)

9. Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)

10. Совокупность заработной платы, пенсий, стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)


С двойной удачей поздравляю:
Во-первых, лицензию вы получили,
А во-вторых, счет в банке открыли.
(Учитель вручает лицензии)


Учитель: А когда появились первые деньги, нам расскажут компании. Компания «Madlin» расскажет нам о том, как выглядели первые деньги. Компания «Mega+» расскажет нам, когда была введена наша валюта тенге.


3 конкурс «Исторический». Максимальная стоимость данного конкурса 2000 тенге.

«Происхждение денег».

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины каури, на Руси – скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 г. Гривна делилась на 20 ногат, 20 кун, 50 резан. На замену металлических денег пришли бумажные деньги. Они появились в Китае в 8 веке до н. э. В Европе прообраз бумажных денег можно видеть в кожаных деньгах. В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, т.к. это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги. Большое распространение в развитых странах Запада получила система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитований. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара. Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 г., ее размеры 2 мм х 2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством 10 000 $ отчеканена из платины в 1993 г. в Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм.

«История тенге».

Наша валюта была введена 15 ноября 1993 года. Первыми дизайнерами бумажных купюр были Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов, Агима-Салы Дузельханова, Хайруллы Габжалилов. Нам бы хотелось показать видеоролик «Тенге: вчера, сегодня, завтра». Так как наше государство не имело своей банкнотной фабрики, деньги печатала фирма “Харисон и сыновья” - в Великобритании. Они делают деньги уже четыреста лет, делают ручную гравировку, а таких художников во всём мире по пальцам можно пересчитать. Это мастера высочайшего класса. Наша валюта стоит в первой мировой десятке по уровню качества и защиты. Например, американский доллар в то время имел 4 степени защиты, а наша тенге - 18. И, кстати, у нашего тенге есть ещё своя особенность - орнамент “навылет”. Этот приём в мире вообще был использован впервые, и благодаря ему тенге очень удобно считать. Но кроме бумажных денег есть и монеты. Монетный двор появился в Усть-Каменогорске на базе металлургического завода. Тогда никто не имел представления, как чеканить монеты. Краткое описание технологического процесса удалось найти только в энциклопедии 30-х годов. Монетные дворы других стран своими наработками, увы, не делились, поэтому руководству завода приходилось до всего доходить “своим умом”. Монетный двор производит не только монеты, но и государственные награды, и спортивные, столовое серебро, отливает 250-грамовые золотые и серебряные слитки с чеканкой для тех, кто предпочитает хранить состояние в таком виде, а так же памятные и юбилейные монеты, которые очень популярны у нумизматов во всём мире. 


4 конкурс «Реклама». Максимальная стоимость данного конкурса 5000 тенге.


Учитель: Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.

Ну вот, теперь все узнают,
Какие продукты у нас выпускают.
Элемент маркетинга – реклама,
Удовлетворим потребности товаром.

Просим наши компании прорекламировать свой товар.


5 конкурс «Экономика в литературе». Максимальная стоимость каждого ответа данного конкурса 200 тенге.


Учитель: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).

Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.

Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука».

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Деньги любят счет».

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Богатство разум рождает.

Долг платежом красен.

Долго спать – с долгом вставать.

Денег куры не клюют.

И слова не скажи, только грош покажи.

Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра – посыпь серебра.

Тот мудрен, у кого карман ядрен.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Денежка не бог, а бережет.

Денег наживешь – без нужды проживешь.

Лишние деньги – лишняя забота.

Через золото слезы льются.

И то бывает, что и деньгам не рад.

Деньги что каменья: тяжело на душу ложатся.

Будешь богат, будешь и скуп.

Не хвались серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег – меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.


На Западе деньги - воспитательное средство. Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно.


6 конкурс «В супермаркете». Максимальная стоимость каждого ответа данного конкурса 100 тенге.


Учитель: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты. 

Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник. 

Например: МясОкороКолбасАбрикоСметана...


7 конкурс «Логика». Максимальная стоимость каждого ответа данного конкурса 100 тенге.


Учитель: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.

Вопросы: 
1. Подсчитать доход фирмы:

1 3 * 5 4 

+ * 4 6 2 *
9 * 4 * 2 

1 3 8 5 4 

+ 8 4 6 2 8
9 8 4 8 2 

2. Разгадать слова – экономические термины:

пр…дпр…н…м…т…ль предприниматель
…кц…я акция

ф…рм… фирма

т…в…р товар

т…ге тенге

8 конкурс «Обмен валюты».


Учитель: Ребята, многие, из вас став взрослыми, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Обмен валюты».

Задание конкурса: Ваши компании держат свои накопления в HALYK BANKе и в ҚАЗАҚСТАНДЫҚ ҰЛТТЫҚ БАНКТІ в долларах США. Сегодня произошло резкое падение этой валюты, а наша тенге стала укрепляться. За 3 минуты как можно больше обменять долларов на нашу национальную валюту – тенге, по курсу за 1 доллар брать 150 тенге. У вас на счету 4 000 $. Сколь при таком курсе взять денег с достоинством купюры в 10 000 тенге? (600 000 тенге).


Учитель: 

Вот и закончилась игра!

Подвести итог пришла пора!

Пришло время посчитать свой заработок. Сколько сегодня вы заработали? Награждение победителей.


Учитель: Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие – нет. Участники выходят, и прикрепляю по колонкам под словами «МОЖНО КУПИТЬ» и «НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ»: путешествие по миру, спокойная и безопасная жизнь, постоянное саморазвитие, пища, влияние на других людей, модные вещи, одежда, любовь, самоуважение, хорошее здоровье, уважение близких, хорошо устроенный быт, дружба, образование, развлечения, общение с природой, общение с людьми, настроение.

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравиться. Помните, что за деньги не купить хорошее настроение или уважение близких или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить деньгами. Далеко не все на свете покупается и продается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана Лабрюйера: "Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая вам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого".


Памятка «Вы хозяин денег»


  1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль прикидывал, сколько ему потребуется на содержание дома, сколько – на путешествия и даже, сколько на любимую женщину.

  2. Избегайте веси подсчеты прилюдно. Многие могут вас не понять и счесть скрягой.

  3. Планируя расходы, будьте сдержанны.

  4. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки дарить также приятно, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?

  5. Если вы в состоянии дать в долг – давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.

  6. Старайтесь не влезать в долги!


Рефлексия: Учащиеся пишут на смайликах:

Игра _________________________________________

Мне было ______________________________________

Классный час вызывает ___________________________






Со смайликами прикрепляют купюру, того достоинства, на сколько они оценивают ценность данной игры.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!