СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловой марафон. Рынок труда и найм работников.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов коррекционной школы VIII вида. 

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способнос­тей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюд­ной пользой для себя и окружающих.

Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых учащихся наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррекционных школ VIII вида. 

Просмотр содержимого документа
«Деловой марафон. Рынок труда и найм работников.»













Рынок труда и найм работников.

(деловой марафон для 9 класса)

Подготовила и провела учитель

швейного дела:

Шадрина Г.А.









По данным Управления специального образования Министерства образования Российской Федерации, к 2010 г. у нас функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в разви­тии с контингентом 289 000 человек. Дальнейшая судьба выпускников этих школ достаточно проблематична, так как на рынке труда в но­вых экономических условиях, сложившихся к настоящему времени, они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающи­мися сверстниками. Это объясняется тем, что помимо низких позна­вательных возможностей учащиеся имеют, как правило, сопутствую­щие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к ква­лификационным умениям. Особенности памяти и мышления умствен­но отсталых учащихся затрудняют формирование у них технико-технологических знаний.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способнос­тей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюд­ной пользой для себя и окружающих.

Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых учащихся наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррекционных школ VIII вида. Как показывает практика, правильно со­зданные в них условия, формы и содержание профессионально-тру­довой подготовки позволяют ученику освоить в соответствии с его возможностями трудовые умения и навыки, профессиональные про­граммы, сформировать общую культуру личности, способствовать ее социализации и решению сопутствующих социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических проблем.

Цель: Актуализировать знания учащихся о правилах трудоустройства.

Задачи:

  • Знакомить учащихся с понятиями – рынок труда, мобильность рабочей силы.

  • Способствовать воспитанию социальной ответственности.

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.


Оборудование: телефонные аппараты, карточки с названиями: мероприятия, этапов, объявление, определения, ситуации; копии документов, обложек брошюр документов

















Ход занятия

I. Орг момент. Приветствие учащихся.

II. Беседа.

В этом году вы заканчиваете школу, начнется ваша самостоятельная жизнь. Жизнь без учителей и воспитателей. Перед вами сразу встанет много вопросов, правильность решений, которых будет зависеть только от вас.

Из бесед с выпускниками, мы знаем, что ребятам трудно устроиться на работу, а устроившись, увольняются: кого-то не устраивает маленькая зарплата, с кем – то несправедливо начальство. Кого-то увольняют за нарушение трудовой дисциплины. Но бывают случаи, когда увольнения происходят незаконно и наши выпускники не могут отстоять свои права т.к. не знают закона.

И что бы помочь вам в вопросе трудоустройства, сегодня мы поговорим о проблеме «Рынок труда и найм работников» (карточка с названием на доске). Мы будем разбирать сложные и серьезные вопросы. Наше занятие пройдет в три этапа: (названия этапов напечатаны на листе формата А- 4; закрепляются на доске постепенно по мере прохождения)

1. Товар, которым обладает каждый.

2. Трудоустройство.

3. Защита трудовых прав работников.

Итак, начинаем 1 этап.(название этапа закрепить на доску)

Скажите мне девочки, что такое рынок, что продают и покупают на рынке? (ответы детей)

Рынок бывает продуктовый и вещевой, соответственно на рынке продают и покупают разные товары. Однако, существует особый рынок – рынок труда.

Как вы думаете, что на этом рынке можно продать? (ответы детей)

На рынке труда мы можем продать особый товар, товар, который имеет каждый – нашу рабочую силу.

Рынок труда – это организация, которая помогает, позволяет людям найти работу по своим способностям и навыкам. (определение на доску)

Скажите мне, а в нашем городе есть подобная организация. Как она называется? (ответы - Центр занятости населения)

Скажите, чем занимается Центр занятости населения (помогает найти работу, поддерживает денежным пособием, людей оставшихся без работы, устраивает на курсы, чтобы люди могли поменять профессию).

Человек способен овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни, если ему это выгодно. Эта способность человека менять работу в поисках более выгодных условий труда, называется мобильностью рабочей силы. (определение на доску)

Мы прошли с вами первый этап нашего марафона, где вы узнали, что каждый из нас обладает особым товаром – своей рабочей силой, которую можем продать на рынке труда. И что такое мобильность рабочей силы.

Переходим ко второму этапу нашего марафона – Трудоустройство. (т.е устройство на работу)(название на доску)

И у меня к вам вопрос: Как можно устроиться на работу, как люди находят работу? (ответы девочек - ЦЗ, через знакомых , по объявлениям).

Представьте себе, что вы закончили учебу в училище и ищите работу, а здесь как раз объявление (На листе формата А-4, закрепить на доску) (попросить кого – нибудь прочитать).

Фирме «Престиж» требуются: штукатуры – маляры, повара, распространители рекламных буклетов, уборщица, секретарь, швея.

Звоните по тел: 51-51- 00.

У вас на карточках ситуации:

(Ира) Вы закончили училище № 20 и получили профессию штукатур – маляр. Проработав по специальности 2 года, решили поискать работу с более высокой зарплатой.


…Здравствуйте, я звоню по объявлению….



(Таня) Вы закончили училище № 35, только получили аттестат и ищите работу повара - кондитера.



…. Здравствуйте, я хотела бы узнать по поводу работы….








(Лена) Вы закончили училище № 35 по профессии повар – кондитер и прошли курсы продавцов. Вам необходимо найти работу.


…Добрый день, я по поводу работы…



(Кристина) Наступили летние каникулы, вы решили немного подзаработать.


Здравствуйте, я бы хотела узнать…

Что вас интересует, я постараюсь ответить на ваши вопросы

Я закончила школу и в летнее время хотела бы поработать. Вашей фирме требуются распространители рекламы?

Да, мы набираем работников по распространению рекламы. Сообщите вашу фамилию, имя, отчество и телефон, что бы мы могли связаться с вами.

……………………………………………………….

Прошу завтра подойти в офис к 17 часам на собеседование по адресу:


(девочкам дается первая фраза для того, что бы начать разговор, слабым ученицам можно напечатать полностью предполагаемый разговор)

Давайте попробуем разыграть ситуации (два телефона, девочки по очереди звонят на фирму, узнать о работе, предварительно зачитывают ситуации, что бы девочкам было проще начать разговор им дается первая фраза, слабой ученице можно дать полный текст разговора).

Хорошо, девочки, кому-то повезло с работой, кто – то продолжит свой поиск. В любом случае, каждый человек, обращаясь в какие-либо учреждения с просьбами, пишет заявление (о приеме на работу, о приеме на учебу, о приеме в детский сад малыша, об установлении пенсии).

Мы с вами вспомним, как оформляется заявление о приеме на работу.

(на доске чистый лист формат А-3 на него будут закрепляться отдельные фрагменты заявления: «шапка» - правильность написания и расположение, слово «заявление», текст заявления. С детьми обсуждаются варианты, находим правильный).

Например, карточки с текстом:

Дорогая Елена Петровна!

Я мечтаю работать под Вашим руководством. Примите меня на работу.

Копытин.

Прошу принять в Вашу фирму с окладом 10 тысяч рублей.

Прошу Вас принять меня в качестве повара 3 разряда с 12 февраля 2010г.


10.02.2010. Иванова.

Директору

от работника

Директору

ООО «Престиж»

Петрову Н.Н.

Ивановой И.И.

Директору

ООО «Престиж»

Заявление.

заявление.



Заявление составлено, я надеюсь, что вы всегда будете грамотно писать заявления, но кроме заявления необходимо предоставить документы (сделать ксерокопии обложек документов). Давайте разберемся, какие документы обязательны при поступлении на работу. (паспорт, трудовая, ИНН, страховое свидет., мед полис, мед книжка, документ об образовании, сбер. книжка. Девочки выбирают и закрепляют на доске обязательные, разбираются ошибки (всегда ли нужна сберкнижка, что происходит с медполисом при смене рабочего места и др.)).

Но есть еще один документ, который обязательно должен быть заключен между работодателем и работником.

Может кто-то знает, что это за документ? (это трудовой договор). В трудовом договоре оговариваются права и обязанности работника и работодателя.

Давайте вспомним экзаменационный вопрос - права и обязанности работника. (ответы девочек).

Молодцы! И заканчиваем 2 этап и переходим к 3 - Защита трудовых прав работников.(закрепить на доске)

Если вы добросовестно выполняете свои обязанности на рабочем месте, то проблем быть не должно, но в нашем мире много несправедливости. Вы можете столкнуться с такими фактами как:

Необоснованный перевод на ниже оплачиваемую работу

Необоснованное увольнение с предприятия.

В этих случаях знание законов помогает защитить честное имя потерпевшего и наказать виновного.

Представьте ситуацию:

Гражданку Петухову администрация больницы перевела с должности санитарки (з/п 1500 руб) на должность уборщицы (з/п 1100 руб) не объяснив причину такого перевода. Петухова сказала, что не согласна и будет жаловаться.

В какие инстанции может обратиться гр. Петухова для защиты своих прав.

В профсоюзную организацию по месту работы

В милицию

В государственную инспекцию труда

В прокуратуру.(девочки выбирают)


Существуют документы, законы, которые помогают защитить права работников. На простенках титульные листы этих документов (сделать копии обложек: уголовное право, трудовое право, конституция, закон о выборах президента, гражданский кодекс, административный кодекс). Посмотрите и выберите эти документы.(ответы)

Мы рассмотрели все этапы марафона. (перечислите их)

III. Итог. Ваша жизнь только начинается. Много на вашем пути будет неясного, непонятного. Не принимайте решения, если не уверены, что оно правильное. Сомневаетесь, приходите за советом в школу.

На этом наш марафон окончен, но мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали на занятии? (ответы девочек)



I этап.

Товар, которым обладает каждый.





II этап.

Трудоустройство.



III этап.

Защита трудовых прав работников.



Рынок труда

это организация позволяющая людям найти работу по своим способностям и навыкам.

Способность человека менять работу в поисках более выгодных условий называется

мобильностью рабочей силы.


Объявление.


Фирме «Престиж» требуются: штукатуры – маляры, повар – кондитер, продавцы, распространители рекламных проспектов,

швея, уборщица, секретарь.

Звоните: 51-76-96


51-76-96

51-76-96

51-76-96

51-76-96

51-76-96

51-76-96

51-76-96

51-76-96

51-76-96

51-76-96


В профсоюзную организацию по месту работы


В милицию

В государственную инспекцию труда


В прокуратуру


Карточки для телефонного разговора.

Вы закончили училище № 20 и получили профессию штукатур – маляр. Проработав по специальности 2 года, решили поискать работу с более высокой зарплатой


…Здравствуйте, я звоню по объявлению….


_____________________________________________________________________


Вы закончили училище № 35, только получили аттестат и ищите работу повара - кондитера.




…. Здравствуйте, я хотела бы узнать по поводу работы….



_____________________________________________________________________




Вы закончили училище № 35 по профессии повар – кондитер и прошли курсы продавцов. Вам необходимо найти работу.


…Добрый день, я по поводу работы…


___________________________________________________________________



Наступили летние каникулы, вы решили немного подзаработать.



здравствуйте, я бы хотела узнать…

Что вас интересует, я постараюсь ответить на ваши вопросы

Я закончила школу и в летнее время хотела бы поработать. Вашей фирме требуются распространители рекламы?

Да , мы набираем работников по распространению рекламы. Сообщите вашу фамилию, имя, отчество и телефон , что бы мы могли связаться с вами.

……………………………………………………….

Прошу завтра подойти в офис к 17 часам на собеседование по адресу:



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!