СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Деловое общение» (примерная программа курса по выбору для предпрофильного обучения)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая разработка содержит примерную программу, которая может быть использована учителями при подготовке собственных программ для предпрофильного обучения  и  для предпрофильной подготовки учащихся.

Программа элективного курса составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 9-х классов. Предлагаемый  элективный курс может быть введен в 9-ых классах как изучавших культуру общения,  так и не изучавших данный предмет.

Программа курса «Деловое общение» знакомит учащихся с формами и культурой деловой коммуникации, предполагает углубление практических знаний, умений и навыков учащихся в сфере эффективного и бесконфликтного  общения, повышение уровня подготовки в отстаивании и аргументации своей точки зрения, формирование у учащихся навыков эффективного делового общения и делового письма.

Программа включает в себя следующие разделы: «Понятие делового общения», «Деловая беседа», «Деловое слушание», «Официальное общение», «Деловое общение в ответственных ситуациях», «Практикум».

Предлагаемая разработка программы построена следующим образом. В учебно-тематическом плане отражено название темы и количество часов, отведенных на нее; достаточно разнообразные формы проведения занятий (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа); полученные в конечном итоге знания сконцентрированы в так называемом образовательном продукте. Для реализации задач курса используются следующие методы: исследовательский, поисковый,  ролевой, творческий.

Курс предполагает выполнение творческих письменных работ учащихся  как некоторое подведение итогов изучения отдельных тем в виде образовательного  продукта. Лучшие работы могут быть оценены по пятибалльной системе. Итоговая оценка может быть накопительной         (оценки за задания  суммируются по окончаниии курса).

Просмотр содержимого документа
««Деловое общение» (примерная программа курса по выбору для предпрофильного обучения)»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»









Примерная программа

курса по выбору

для предпрофильного обучения



Деловое общение



Выполнила : Червякова Е.А.

учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»



















КУРСК-2016



Объяснительная записка


Предлагаемая разработка содержит примерную программу, которая может быть использована учителями при подготовке собственных программ для предпрофильного обучения и для предпрофильной подготовки учащихся.В основу данной программы положены материалы элективов, разработанных творческим коллективом кафедры теории и практики коммуникации Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования в составе: д. филол. наук проф. И.А.Стернина (рук. авт. коллектива, научного редактора), канд.фил.наук, доцента М.Е. Новичихиной канд.фил.наук, доцента Н.В.Журавлевой, ст.преп.Е.Ю.Лазуренко, канд.фил.наук, доцента А.В.Рудаковой, канд.фил.наук, доцента Е.И.Грищук.

Программа элективного курса составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 9-х классов. Предлагаемый элективный курс может быть введен в 9-ых классах как изучавших культуру общения, так и не изучавших данный предмет.

Программа курса «Деловое общение» знакомит учащихся с формами и культурой деловой коммуникации, предполагает углубление практических знаний, умений и навыков учащихся в сфере эффективного и бесконфликтного общения, повышение уровня подготовки в отстаивании и аргументации своей точки зрения, формирование у учащихся навыков эффективного делового общения и делового письма.

Цели курса:

- развитие речевой и коммуникативной культуры учащихся;

- углубленное освоение практических навыков делового общения.

Задачи курса:

-обеспечить реализацию практических навыков культуры речи и общения учащихся;

-сформировать у учащихся представление о месте и роли делового общения в современном мире, основных законах, правилах и приемах речевого воздействия на собеседника в условиях специальной речевой ситуации;

-сформировать у учащихся практические навыки эффективного делового общения.

Программа включает в себя следующие разделы: «Понятие делового общения», «Деловая беседа», «Деловое слушание», «Официальное общение», «Деловое общение в ответственных ситуациях», «Практикум».

Предлагаемая разработка программы построена следующим образом. В учебно-тематическом плане отражено название темы и количество часов, отведенных на нее; достаточно разнообразные формы проведения занятий (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа); полученные в конечном итоге знания, сконцентрированные в так называемом образовательном продукте. Для реализации задач курса используются следующие методы: исследовательский, поисковый, ролевой, творческий.

Курс предполагает выполнение творческих письменных работ учащихся как некоторое подведение итогов изучения отдельных тем в виде образовательного продукта. Лучшие работы могут быть оценены по пятибалльной системе. Итоговая оценка может быть накопительной ( оценки за задания суммируются по окончании курса).






















Примерная программа элективного курса


«Деловое общение»

(всего-8 часов)



  1. Понятие делового общения


Понятие делового общения. Деловое общение как общение между собеседниками для достижения деловой, то есть предметной или информационной цели.

Письменная и устная формы делового общения.

Виды делового общения: запрос информации, деловое предложение, просьба, претензия, замечание, приказание, рекламирование и др.


  1. Деловая беседа


Понятие деловой беседы. Функции деловой беседы. Этапы деловой беседы: начало беседы, изложение и обоснование своей позиции, выяснение позиции собеседника, совместный анализ проблемы, принятие решения, завершение беседы.


3. Деловое слушание



Правила эффективного делового слушания. Активное (рефлексивное) и пассивное (нерефлексивное) слушание. Деловое слушание как активное слушание в условиях делового общения. Приемы стимуляции активного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.


4. Официальное общение



Официальное общение как деловое общение между лицами, выполняющими официальные роли. Универсальные требования к официальному деловому общению: приветливость, толерантность, контактность, этикетность внешнего вида и поведения, культура речи и речевой этикет, краткость, умение слушать, неутомляемость, коммуникативная грамотность, стремление к решению проблемы в обоюдных интересах. Эффективное общение с официальными лицами.





5. Деловое общение в ответственных ситуациях


Общение при собеседовании с работодателем.

Эффективное общение с экзаменатором.

6. Практикум


Практикум по аргументации.

Деловые игры по деловому общению.


Учебно-тематический план:

Название темы

Количество часов:

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лек-

ции

семи-

нары, ЛПЗ

самост.

работа



1

Понятие делового общения. Деловое общение как общение между собеседниками

1 час

1 час



Лек-

ция

Понимание учащимися специфики делового общения.

2

Письменная и устная формы делового общения. Виды делового общения

1 час



1 час

СПЗ

Составление и оформление в письменной форме делового предложения, просьбы, претензии, замечания, приказа, рекламы и др.


3

Понятие деловой беседы. Функции и этапы деловой беседы.

1 час


1 час


Прак-

ти-

кум

Понимание учащимися специфики деловой беседы.

4

Деловое слушание. Резюмирование как прием стимуляции активного слушания.


1 час


1 час


СПЗ

Понимание учащимися специфики резюмирования. Напи-сание резюме.

5

Деловое общение в ответственных ситуациях


1 час

1 час



Лек-

ция

Понимание учащимися специфики делового общения в ответственных ситуациях


6

Общение при собеседовании с работодателем. Эффективное общение с экзаменатором.


1 час


1час

1час

Дело-

вая игра

Написание доклада по теме «Особенности собеседования с работодателем».

Составление и оформление в письменной форме правил поведения выпускника (абитуриента) на экзаменах. ( На выбор)

7

Роль аргументации в деловой беседе.

1 час



1 час

Прак-

ти-

кум

Написание творческой работы в форме рассуждения с развернутой аргументацией.

8

Деловое общение в ответственных ситуациях

1 часа


1 час

1 час

Дело-

вые игры

Самоопределение учащихся в вопросах достижения деловой цели


Литература:

1. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.,1989

2. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М.,1982.

3. Тимченко Н.М. Искусство делового общения. Харьков, 1992.

4. Ушакова Н.В. и др. Основы психологии общения. М, 1990.

5. Секреты умелого руководителя. М., 1991.

6. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

7. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. М., 1997.

8. Снелл Ф. Искусство делового общения. М, 1990.

9. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

10. Морозов А.В. Деловая психология. С.-Пб., 2000.

11. Каган М.С. Мир общения. М, 1988.

12. .Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Грозный, 1988

13. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М, 1990.

14. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.

15. Аксельрод А, Хольти Дж. 201 способ победить в ситуациях трудного общения. Челябинск, 1999.

16. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? М, 1996.

17. Козлов Н. Как относиться к себе и людям. М., 1994

18. Богданов В.В. Речевое общение. Л., 1990.

19. Бодалев А.А. Личность и общение. М, 1983.

20. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М., 1998.

21. Бронюс Айсмонтас. Психология общения. М., 1996.

22. Власова А.А., Сементовская В.К. Деловое общение. М, 1980.

23. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М., 2000.

24. Все об этикете. Ростов-на-Дону, 1995.

25. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

26. Дэна Д. Преодоление разногласий. С.-Пб, 1994.

27. Егидес А. Психотехника общения. «Воспитание школьников», 1995, № 4-6, 1996, № 1-3, 5.

28. Зимина М.С. Азбука этикета. СПб, 1998.

29. И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. Культура делового общения. Учебное пособие. Воронеж, 2001. 232 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!