Демонстрационная версия занятия с родителями
Час созидательного размышления:
«Мой ребенок сдает ЕГЭ. Что делать?!»
Семенова Татьяна Викторовна,
заместитель директора по ВР;
Борисова Олеся Александровна,
руководитель городского методического
объединения педагогов-психологов
Развивая сотрудничество с родителями, надо стремиться не афишировать трудности и проблемы школьников. Установление неформальных отношений родителей и педагогов как равноправных участников единого детско-взрослого сообщества помогает решать различные проблемы, в том числе проблемы семейного сопровождения на этапе подготовки к экзаменам.
Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на подростков, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
К тому же родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей, создавая благоприятную атмосферу во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь школьникам правильно организовать свою самоподготовку, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
Роль специалистов, работающих в школе, во время подготовки к ЕГЭ трудно переоценить. Классный руководитель выполняет координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Он является главным связующим звеном в цепочке: учитель-предметник – школьник – родители школьника. Взаимосогласованная деятельность классного руководителя, педагога-психолога, учителя, школьника и родителей позволяет сформировать у школьников конструктивное восприятие экзамена, создать у учащихся и родителей положительную мотивацию, создать такую психологическую атмосферу, где каждый участник образовательных отношений чувствовал бы себя защищенным.
Это занятие-событие помогает родителям получить информацию о конструктивных позициях взаимодействия с подростками на этапе подготовки и проведения ЕГЭ (ОГЭ), осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе.
Данное занятие является одним из элементов в системе семейного психолого-педагогического сопровождения.
Целевые группы: родители школьников
Цель занятия: осознание задач, стоящих перед родителями на этапе подготовки и проведения ЕГЭ/ОГЭ.
В процессе занятия реализуются задачи, которые будут способствовать осознанию родительских позиций и установок, определению стратегий поддержки школьников родителями, преодолению психологического барьера, мешающего успешной сдаче ЕГЭ.
Планируемые результаты цикла занятий в системе семейного психолого-педагогического сопровождения:
родители получат возможность:
осознания значимости позитивных ролей родителей;
актуализации задач, стоящих перед родителями в период подготовки к сдаче ЕГЭ/ОГЭ;
развития установок на успешную сдачу ЕГЭ;
снижения уровня тревожности родителей в предэкзаменационный период;
контроля психологического состояния в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
преодоления психологических барьеров, мешающих успешной сдачи ЕГЭ.
Оборудование, используемое на данном занятии:
Используемая технология:
воспитательная технология ценностно-смыслового диалога.
Осуществление ценностно-смыслового диалога в рамках беседы превращает ее в беседу-размышление. Беседа как форма обмена информацией достаточно легко трансформируется в форму, где обеспечивается встреча, диалог смыслов. В этом случае участие в диалоге рассматривается как определенный поступок, позволяющий переосмыслить свою жизненную позицию. (Степанов П.В., к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории теории воспитания ФГНУ ИТИП РАО, г. Москва)
Методы и приемы:
прием «Ассоциация», прием «Расшифровка», прием «Родительские установки», прием «Дом»; прием послесловие - притча «Ангел»;
видеоролик «Письмо родителям»;
методы: мозговой штурм.
Пространство для созидательной деятельности: классная комната трансформирована в пространство для ценностно-смыслового диалога.
Технологическая карта занятия для родителей
Стадии (фазы) занятия | Содержание занятия |
I. Создание точки разрыва, сопряжения смыслов. | Прием «Ассоциация» Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо сопоставить предметы с родительскими ролями. |
Больше духовной общности — вот ключ к сердцу ребенка. Секреты успеха педагогического взаимодействия, предупреждение возможных осложнений, разрешение возникающих конфликтов не имеют других золотых ключей. Шалва Амонашвили |
II. Организация многоголосия: осмысление содержания; ценностно-смысловое самоопределение в пространстве путей решения проблем; испытание, поступок. | Прием «Расшифровка» - ролевые позиции родителей по отношению к значимому событию (предэкзаменнационный период) Метод мозговой штурм «Что делать, если ...» Прием «Родительские установки» (прогнозирование деструктивных ситуаций и определение путей решения) Видеоролик «Письмо родителям» (усиление позитивных родительских установок на эффективное взаимодействие внутри семьи) |
Усилие понимания — это не просто умственный акт или напряжение мысли, а своего рода процесс перестройки, какой-то переориентации наших привычных навыков понимания. Мераб Мамардашвили |
III. Рефлексия-«внутреннее размышление» | Прием послесловие — притча «Ангел» |
Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло!... Плечо надежное подставить! И знать, что будет так и впредь... Как важно вовремя успеть... А. Дементьев |
![](https://fhd.multiurok.ru/7/7/0/77045d3307713b77656cebb10532389c782c3423/diemo-viersiia-roditiel-skogho-sobraniia_1.jpeg)