СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демографическая ситуация в Ярославской области

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разновозрастное интегрированное занятие (география-биология) для учащихся 8 класса. Цель: обобщить знания учащихся о причинах демографического кризиса в России и Ярославской области; выявить основные направления развития демографической ситуации в Ярославской области за последние годы.

Просмотр содержимого документа
«Демографическая ситуация в Ярославской области»

Разновозрастное интегрированное занятие в 8,9 классах по географии-биологии.

Программа курса биологии 8 класса (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин) включает при изучении систем органов знание влияния вредных привычек на здоровье человека, знание основ здорового образа жизни. А в курсе географии изучается население и демографические проблемы. В результате анализа программ совместно с учителем географии Орловой Т.В. было разработано занятие «Демографическая ситуация в Ярославской области и факторы риска», которое позволяет решить поставленные задачи по географии и биологии комплексно, формируются целостные взгляды на взаимосвязи между процессами в обществе и поведением человека. Интегрированное занятие создает условия для индивидуализации учебной деятельности: работа с текстом, умение выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого», выступая с сообщениями. Подготовка к занятию предоставляет учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач в рамках индивидуальных форм учебной деятельности.

Подобные занятия изменяют угол зрения на получаемые знания, идет опора на индивидуальный опыт учеников

Достижение цели урока индивидуально, потому что у ученик разный жизненный опыт, разные взгляды на рассматриваемые вопросы. Наша задача состояла в том, чтобы этот опыт все-таки был пересмотрен, чтобы сформировались новые взгляды на проблему. Демография- вредные привычки - разные понятия, а результат один. Возможно, установление связи между социальной проблемой и знаниями по био позволит многим пересмотреть свое отношение к вредным привычкам. Мы создали условия для индивидуального получения знаний на основе деятельностного подхода, который сводится к выработке навыка толкования своего опыта и опыта других. Разговор о вредных привычках и ЗОЖ не первый, проводились беседы, занятия специалистов СОАМ, уроки био. Благодаря этому важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Истина не преподносится, а открывается! 

Курс биологии и географии имеет большое разнообразие подходов к природным данным ученика – это и проведение наблюдений, опытов, различные творческие задания: написание стихов, сказок, рисование плакатов, компьютерное моделирование и другие. При таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны или выбрать задание по силам. Рефлексия по результатам работы способствовало личностному решению, формирующему собственную поведенческую мотивацию. Осуществление выбора домашнего задания репродуктивного, конструктивного или творческого уровня в соответствии с личной образовательной целью.

Тема занятия имеет личную значимость для всех учеников, в связи с чем формирует ценностно-смысловую компетенцию.

Тема занятия: Демографическая ситуация в Ярославской области и факторы риска.

Цель: обобщить знания учащихся о причинах демографического кризиса в России и Ярославской области; выявить основные направления развития демографической ситуации в Ярославской области за последние годы.

Задачи:

География:

1) сформировать знания о численности населения Ярославской области и факторах, его определяющих;

2) выявить особенности национального состава и его распределения по территории области;

3) формировать умения анализировать статистические материалы;

Биология:

О:

- систематизировать знания учащихся о нарушениях деятельности сердечно-сосудистой, нервной систем, выявить причины;

- познакомить с влиянием курения на органы дыхания;

В:

- формировать навыки самостоятельной работы учащихся, коммуникативные качества личности;

- формировать представления о здоровом образе жизни;

Р:

- развивать познавательный интерес к географии и биологии.


Методы работы: беседа, анкетирование, эксперимент, демонстрация, анализ статистического материала.


Тип урока: разновозрастное интегрированное занятие.


Подготовка к уроку:

Учащиеся 8класса разделены на 2 группы.

Опережающее задание:

Учащиеся проводят исследование по оценке населением привлекательности своего места проживания, возможных причин, влияющих на продолжительность жизни и возможных последствий депопуляции населения своего места жительства.

Проведение социологического исследования по распространенности вредных привычек среди учеников школы.


Оборудование и приборы:

  1. Карты России и Ярославской области.

  2. Статистические данные по теме «Демографическая ситуация в Ярославской области».

  3. Диаграммы «Динамика изменения численности населения в Ярославской области и в Мышкинском районе»; «Естественный прирост (убыль) населения в Ярославской области».

  4. Приборы: пробирки, белок яйца, спирт, сигарета, окурок, р-р соды с индикатором.

  5. Презентация «Демографическая ситуация в Ярославской области и факторы риска».






Ход урока:

1.Организация класса. Сегодня у нас необычный урок. Деление на группы:

(свободный выбор).

2. На уроках географии мы изучаем тему «Население России».

Что вы уже знаете по данной теме?

На прошедшем уроке мы рассмотрели тему «Демографическая ситуация в России».

Что вы знаете о демографической ситуации в нашем крае?

Давайте сформулируем тему нашего урока:...

Что предстоит узнать?

Зачем нам это знать?

Как мы будем узнавать эту информацию?

Наша цель: с помощью дополнительных источников охарактеризовать демографическую ситуацию в Ярославской области и определить факторы риска.

2.Вводное слово учителя географии:

В ходе изучения темы «Население России» мы выяснили численность населения России, изучили воспроизводство населения и его типы, процессы урбанизации и демографические проблемы.

Общий социально-экономический кризис в России при переходе к рыночной экономике изменил демографическую ситуацию в стране. Изменилась ситуация и в Ярославской области.

3.Демографическая ситуация в Ярославской области и в Мышкинском районе.

А) Организация работы учащихся в группах.

Используя статистические данные, проанализировать демографическую ситуацию в Ярославской области, заполнить таблицу

Ярославская область


2014 год

2015 год

Численность населения

Количество жителей



Городское население



Сельское население



Доля в %: городского



Сельского



Численность населения по полу

Мужчин



Женщин



Доля в % мужчин



Женщин



Количество женщин на 1000 мужчин



Естественный прирост (убыль) населения



Миграции

Прибыло


выбыло


Выводы:

Задание группе 2.

Используя статистические данные, проанализировать демографическую ситуацию в Мышкинском районе, заполнить таблицу.

(Приложение 2)

Мышкинский район


2014 год

2015 год

Численность населения

Количество жителей



Городское население



Сельское население



Доля в %: городского



Сельского



Численность населения по полу

Мужчин



Женщин



Доля в % мужчин



Женщин



Естественный прирост (убыль) населения



Миграции

Прибыло


выбыло

Вывод




Задание группе 3.

Используя статистические данные, проанализировать демографическую ситуацию в сельских округах Приволжского поселения (Архангельском и Шипиловском), заполнить таблицу.

Приволжское поселение

Наименование сельского округа

На 1 января 2014 года

На 1 января 2015 года

  1. Численность населения (всего)



Архангельский с/о



Шипиловский с/о




Вывод:

  1. Количество населенных пунктов



Архангельский с/о



Шипиловский с/о



Вывод:


  1. Число постоянных хозяйств:



Архангельский с/о



Шипиловский с/о



1) Всего по поселению пустующих населенных пунктов

2) С числом до 10 человек


-


Вывод:


Задание группе 3.

Используя статистические данные, проанализировать демографическую ситуацию в сельских округах Приволжского поселения ( Архангельском и Шипиловском), заполнить таблицу.

Приволжское поселение


Наименование сельского округа

в 2014 году

в 2015 году

Архангельский с/о

Родилось

Умерло



Шипиловский с/о

Родилось

Умерло



Вывод:


Миграции (Арханг.)

Выехали

Вернулись

Миграции (Шипилов.)

Выехали

Вернулись




Вывод:



Демонстрация слайдов с заданием: просмотрите статистические данные еще раз и сформулируйте общие выводы (предложения учащихся)

Выводы (прочитать слайд)

1.Уменьшение численности населения по области и по району.

2.Резкое сокращение сельского населения.

3.Естественная убыль населения.

4.Старение населения, растет число лиц пожилого возраста.

5. Увеличение числа мигрантов из стран СНГ

Постановка проблемного вопроса:

К чему может привести депопуляция населения в Ярославской области?

На данный вопрос в проведенном соцопросе местные жители дали такие ответы:

(ответы учащихся и сообщение результатов анкетирования учеником).

Вывод: исчезновение населенных пунктов.

Проекция на экран фрагмента карты местности.

-Какие вы знаете исчезнувшие деревни?

(ответы)


Обобщение учителя: за годы советской власти политика индустриализации привела к исчезновению сотен сел и деревень. Сельские жители уезжали в крупные города, на стройки. Еще один фактор-признание многих деревень в 70-е годы неперспективными. Стали заброшенными ранее обрабатываемые земли. Можно сказать, что доля городского населения в области излишне велика, а доля сельского недостаточна для сбалансированного развития хозяйства.

НУЖНО ДОБАВИТЬ ВОПРОС (работа в группе)

Какие изменения, по-вашему, сделали бы жизнь в сельской местности привлекательной для вас?

(ответы)

Главное богатство любой страны - населяющие её люди. Почему нас становится меньше?


(ответы учащихся)

(слайд 13)

4. Вредные привычки и здоровье человека.

Какие привычки называют вредными?

Почему так называют?

Как связаны вредные привычки с темой урока?


А) Работа в группах: какие проблемы со здоровьем можно определить у человека невооруженным глазом?

Действительно ли эти проблемы связаны с употреблением алкоголя, с курением?

Б) Демонстрация опытов.

(Приложение 4)

Демонстрация слайда 14 «Состав табачного дыма».


В) Сообщения учащихся о влиянии курения на органы.

Оформление таблицы «Влияние курения на организм человека» (вырезанные органы с подписями крепят на силуэт человека)

При изучении нашего организма мы узнали, что вредные привычки влияют на все органы человеческого тела. Особенно страдает нервная система и головной мозг. Развивается заболевание ИНСУЛЬТ.

Курение влияет на органы дыхания: ЭМФИЗЕМА, РАК, ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ…

Заболеваниями сердца являются: ИНФАРКТ, АТЕРОСКЛЕРОЗ….

При алкоголизме сильно страдают органы пищеварительной системы:

Плохие зубы

Печень – ЦИРРОЗ

Желудок – РАК ,ЯЗВА

У курильщиков со стажем страдают кровеносные сосуды, развивается сужение артерий ног, может быть хромота.

У людей с вредными привычками рождаются больные или слабые дети, или их может не быть совсем.

Как мы видим, весь организм у таких людей больной.


В группе: дублируют на рисунке материал стенда.


Д) Результаты анкетирования по употреблению алкоголя, курению в школе.

(сообщение учащегося)

(Приложение 6)

Обобщение учителя. Вредные привычки – злейшие враги здоровья. Особенно сильное влияние «злые зелья» оказывают на растущий организм, они несовместимы с понятием здорового образа жизни. Одна из вредных и опасных привычек – курение. Основной вред в том, что при курении даже сигарет с фильтром в организм попадают все эти (слайд) ядовитые вещества. Табак, а в первую очередь никотин, фактически является наркотиком, который быстро приучает человека к себе. Он оказывает своеобразное тонизирующее действие, а когда организм не получает очередную порцию табачного дыма, то наступает тягостное ощущение, упадок настроения, подавленность. Этот эффект обусловлен влиянием никотина на ЦНС. При этом с течением времени требуется ещё большая доза никотина. Это приводит к увеличению количества выкуренных сигарет. Никотин встраивается в обмен веществ организма и клеткам становиться чрезвычайно сложно обходиться без него.
Таким образом, курение – это своеобразная наркомания и избавиться от неё трудно.

Е) Что делать?

что они хотели отобразить на плакате ЗОЖ. (от группы).

Вывод: вести здоровый образ жизни. Слайд 15.

От этого зависит продолжительность жизни каждого из нас. Скажите, какова продолжительность жизни ваших прабабушек и прадедушек? Средняя продолжительность жизни в разные периоды была различной. В настоящее время статистические данные следующие:

Средняя продолжительность жизни россиян (слайд 16).

  1. Выводы по уроку.

Как улучшить демографическую ситуацию?

Концепция Правительства Ярославской области о демографической политике на период до 2025 г.

  1. Рефлексия. Слайд 17.

Занятие, которое состоялось сегодня, не получилось бы без работы каждого из вас, совместной вашей работы по достижению цели урока.

«Я»

С каким настроением работал?_______________________________________________

Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________










ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ ________________________________________________(Ф.И.)


УСТНЫЕ ОТВЕТЫ НА УРОКЕ

( за каждый правильный ответ – 1 б.)

РАБОТА У ДОСКИ

(5 б.)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

(3 б.)

ДЕЛАЛ ВЫВОДЫ

(5 б.)

РАБОТАЛ В ГРУППЕ

(3-5 б.)

ИТОГО:


(максимум – 25 б)














Оценка:




25-18 б. – «5»

17-12 б. – «4»

11-7 б. – «3»

Домашнее задание:

  1. Стр. учебника

  2. Вопрос: Что же будет в родном крае через 50 ближайших лет?

3.Создать проект «Демография моей семьи»

4. Написать мини-сочинение «Письмо курильщику».












Приложение 3.

Анкета.

Привлекательность вашего места проживания

  1. Укажите ваш возраст.

  2. Хотели бы вы переехать жить в дру­гой район?

  3. Если нет, то почему?

  4. Если да, то назовите район, в кото­ром вы хотели бы жить.

  5. Что вам не нравится в нашем посел­ке?

  6. Какие пагубные привычки, по-ваше­му, влияют на рост заболеваний, де­градацию личности и сокращение численности населения?

  7. Почему, на ваш взгляд, в нашем реги­оне наблюдается депопуляция населения?

  8. К чему может привести депопуляция населения в Ярославской области?



Приложение 4.

Опыт.

«Влияние алкоголя на процессы пищеварения»

Цель: ответить на вопрос, что происходит с белками при воздействии на них алкоголя (они денатурируют и становятся труднодоступными для переваривания).

Ход работы.

В 2 пробирки – р-р куриного белка. В первую добавляют 8 мл воды, а в другую – столько же спирта и взбалтывают.

Что наблюдаем?

Во 2 пробирке белок свернулся, т.е. денатурировался.

Вывод: употребление алкоголя замедляет процессы пищеварения и вызывает изменения в белках организма человека.


Опыт.

«Обнаружение в табачном дыме никотина и кислот»

Цель: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие кислот смол, никотина.

Ход работы.

Развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их.

Вывод: в фильтре окурка остались смолы никотина, которые имеют темно-коричневую окраску. Задерживаются фильтром не все.

Где они оседают?

Бросим фильтры в пробирки с раствором соды и индикатором. Красная окраска исчезла.

Вывод: в продуктах горения табака есть кислоты, которые постоянно раздражают нежную эпителиальную ткань дыхательных путей, вызывая изменения в них. Табачный дым содержит ядовитые для живого организма вещества: эфирные масла, смолы, никотин, кислоты и мельчайшие частицы угля.


Приложение 5.

Выберите правильные утверждения о влиянии курения на организм человека.

1 группа

1. Табак содержит вещества, которые ведут к развитию не менее 25 тяжелых заболеваний, к преждевременному старению, инвалидности.

2. На долю летальных исходов от болезней, связанных с курением, приходится 10%. Это больше, чем от любой другой отдельно взятой болезни.

3. 100 выкуренных сигарет равняются году работы с токсичными веществами, способными вызвать рак.

4. В течение года в легкие заядлого курильщика попадает около килограмма табачного дегтя.

5. У курящих матерей новорожденные весят на 230 г меньше, чем у тех женщин, кто не знаком с сигаретой.

2 группа

1. Лица, выкуривающие более 20 сигарет в день, заболевают раком легких в 20 раз чаще, чем некурящие.

2. Если поместить мышей в банки и периодически наполнять их табачным дымом, то у 90% животных обязательно разовьется рак легких.

3. У курящих язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается в 2-3 раза чаще, чем у некурящих.

4. У курящих женщин выкидыши и мертворождения детей встречаются в 2-3 раза чаще, чем у некурящих.

5. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут.


Приложение 6.

АНКЕТА


Мы провели анкетирование о вреде курения и употреблении спиртного. Опросили 22 человека. Выяснили, что в каждом классе, за исключением 5 класса, есть курящие ученики, а в 8 классе курит всего 1 ученик, начал курить в 15 лет, выкуривает 4 сигареты в день. Все ученики уверены, что никто не пробовал наркотики в их классе. О вреде наркотиков они узнали из разных источников: от родителей; из школы; из телевидения; из газеты, журналов; от друзей; от сотрудников милиции; даже от наркологов; из Интернета. Наиболее достоверной считают информацию из школы, от родителей, из телевидения, от сотрудников полиции. О вреде курения знают  16 человек.

На вопрос о том, курят ли родители утвердительно ответили 5 человек, только папа 7 человек, не курят - у 8 учеников.

Нравятся ли вам курящие люди? Нет –ответили 20; не знаю – 1; нравятся -1
Большинство считают, что одноклассники не употребляли алкоголь, или 1-2 человека - так ответили 7 учеников из 8, 9классов. Но пробовали пиво -7 , шампанское-14, вино - 4, водку - 2 человека. Спиртное не употребляли 9 человек, а не понравилось - пятнадцати. Знают о последствиях употребления алкоголя - 9 человек. Большинство считают, что употреблять спиртное можно с 20 лет, двое говорят о том, чтобы вообще не пить.

Вывод: ИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ ПРЕОБЛАДАЕТ КУРЕНИЕ. Многие пробовали спиртное. Наркотики никто не пробовал, все знают об их вреде.

1. Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто уже курит?

а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство

а) никто 8

б) 1-2 человека 5

в) около трети 3

г) около половины 3

д) большинство 4

2. Сколько среди ваших одноклассников тех; кто употребляет алкогольные напитки?

а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство

а) 15

б) 7

в)

г)

д)


3. Сколько среди ваших одноклассников тех, кто хотя бы раз попробовал наркотики?

а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство

а) 22

б)

в)

г)

д)


4. Откуда вы получаете информацию о вреде наркотиков?

а) не получал; б) от родителей; в) из школы; г) из телевидения; д) из газеты, журналов; е) от друзей; ж) от сотрудников милиции; з) от наркологов; и) другое (указать)

а) 1

б) 9

в) 10

г) 13

д) 2

е) 2

ж) 8

з) 1

и)

5. Какую информацию о вреде наркотиков вы считаете наиболее интересной и достоверной?

а) от родителей; б) из школы; в) из телевидения; г) из газеты, журналов; д) от друзей; е) от сотрудников милиции; ж) от наркологов; з) другое (указать)

а) 6

б) 7

в) 7

г)

д) 1

е)2

ж) 2

з)

и)

Добавлен Интернет

Никакая не интересна.

6.Знаете ли вы о вреде курения? 16

7. В каком возрасте вы начали курить? Один – в 15 лет


8. Сколько сигарет вы выкуриваете за один день? 4


9. Курят ли ваши родители? Нет – 8

Да – 5

Отец - 7

10. Нравятся ли вам курящие люди? Нет – 20; не знаю – 1; нравятся -1



Употребляли или пробовали спиртное

ПИВО


7

ШАМПАНСКОЕ


11

ВИНО


4

ВОДКА


2

Не употребляют


9


Спиртное

Понравились



Не понравилось


15

Знают о последствиях употребления алкоголя


9

Употребляют часто



С какого возраста можно употреблять спиртное

Пробовать можно с 5 лет

С 18 лет – 5

С 20 лет – 8

С 21 – 2

С 25 - 3

Не пить вообще - 2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!