Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгарская средняя общеобразовательная школа №2»
Спасского района Республики Татарстан
Демонстрация художественного фильма
« Это мы не проходили»
с последующим обсуждением
Болгар – 2015 г.
Цель: познакомить учащихся с содержанием фильма «Это мы не проходили».
Задачи: учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
-формировать умение анализировать, аргументировать;
-формировать толерантное отношение к другим мнениям во время обсуждения фильма;
- развивать навыки участия в дискуссии.
Фильм «Это мы не проходили». 1975 год, Киностудия им. М. Горького.
Режиссер картины: Илья Фрез.
В ролях:
Наталья Рычагова, Борис Токарев, Татьяна Канаева, Андрей Ростоцкий, Татьяна Пельтцер, Роман Ткачук, Наталья Защипина, Евгений Весник, Юрий Катин-Ярцев, Николай Горлов, Люсьена Овчинникова, Вера Васильева, Валентина Ананьина, Карп Мукасян, Егений Гуров, Виктор Зозулин, Надежда Самсонова, Вера Петрова, Нина Зоткина, Ирина Калиновская и др.
Ход мероприятия
Встреча детей у кинотеатра, общая фотография у афиши.
Общая фотография в фойе кинотеатра.
Рассадка по местам в кинозале.
Вступительное слово педагога-психолога Артюшиной А.Ю.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в этом зале. Поздравляю с Новым годом и наступающим Рождеством. В преддверии праздника нам бы хотелось познакомить вас с советским фильмом режиссера Ильи Фреза «Это мы не проходили».
Герои фильма — студенты педвуза, которые отправляются на практику далеко от стен родного дома. Им предстоит каждый день сдавать экзамены как перед педагогами, не первый год работающими в школе, так и перед ребятами — очень трудно будущему учителю завоевать авторитет. А теперь давайте смотреть фильм. Жду ваших отзывов, впечатлений.
Просмотр фильма.
Обсуждение сюжета.
-Кто является главными героями фильма?
-С кого хотелось бы брать пример?
-Кто вызывает осуждение?
-Какие эпизоды запомнились? Почему?
Путем вопросов постепенно подвести детей к обобщению:
-В чем смысл картины? (Оказывавшиеся в школе студенты неожиданным для себя образом дали возможность о многом задуматься и старшим учителям, и ребятам-восьмиклассникам, и как-то незаметно для самих себя и окружающих стать в школе нужными, своими.)
-Какую проблему она поднимает? (Как и чему учить детей)
-Чему она учит? (В каждой профессии важны знания. Но в первую очередь –талант быть человеком, талант любить человека. Талант души. Без этого не может быть педагога)
7. Подведение итогов.
Ребята, спасибо за активное участие. Вы молодцы. С наступающим праздником Рождества. Отличного продолжения каникул.
До свидания.
Сюжет фильма
«Это мы не проходили» – фильм удивительно добрый и светлый — вышел на экраны страны в 1975 г. Фильм о школе, об учителях – настоящих и будущих. Фильм снял замечательный советский кинорежиссер детских фильмов — Илья Фрэз.
...Напутствуя своих студентов, уезжающих на практику в школу, старая заслуженная учительница (Т. Пельцер) говорит им о том, что «детей учить всегда трудно, а сейчас, как вы знаете, совсем невозможно». Однако это обращение к будущим учителям, а сегодняшним практикантам вовсе не означает, что речь в фильме пойдет только о воспитании детей. Речь в нем пойдет о взаимовоспитании: родителей и детей, учителей и школьников.
Как и чему учить детей — этой проблеме проблем посвящен фильм «Это мы не проходили». Предлагая свой вариант ее решения, сценарист М. Львовский и режиссер И. Фрэз населяют фильм разновозрастными действующими лицами. Это и уже опытные учителя с большим педагогическим стажем работы, и будущие учителя, приехавшие на практику из столичного института в провинциальную школу, и, наконец, школьники-восьмиклассники. Три возрастные группы, три поколения, три цельных и органичных ансамбля. В фильме, собственно, нет воспитателей и воспитуемых в чистом виде.
Как стать учителем? Перечитать горы педагогической литературы, накопив огромный багаж знаний? Свыше 20 лет отработать в школе, — бессонные ночи, бесконечные тетради, — разрываясь между собственной семьей и учениками, забывая о себе и своих детях? А может, стать учителем – это просто талант – талант быть, прежде всего, человеком, талант – любить человека, талант души, без которой педагога просто не может быть?.. Талант и любовь — этого «не проходят» в вузе.
С появлением молодых практикантов — «предметников» привычная жизнь в школе меняется. Педагоги-новаторы и учителя, посвятившие свою жизнь школе — что важнее для педагогики? Одни «работают не покладая рук», а другие «понаехали тут со своими идеями». Противостояние или сотрудничество? Оказывавшиеся в школе студенты неожиданным для себя образом дали возможность о многом задуматься и старшим учителям, и ребятам-восьмиклассникам, и как-то незаметно для самих себя и окружающих стать в школе нужными, своими.
В картине мы можем проследить удивительно чистые трепетные отношения между Милой (Татьяна Канаева) и Митей (Андрей Ростоцкий) – любовь без объятий и поцелуев – разве они свидетельства истинной любви? – вокруг которых назревает трагический конфликт: родители, педагоги и молоденькая учительница биологии Елена Фёдоровна, вступившая «в сговор с детьми», не побоявшись получить «неуд» за практику, и неожиданным образом, оказавшаяся «победительницей» в сложной жизненной ситуации с Милой. Как ей это удалось и почему именно ей? Потому что вопреки педагогическим правилам есть еще любовь, которой научить невозможно.
«Это мы не проходили», — с досадой говорит Юра Рябинин, практикант-физик, сокурсник Лены, влюбленный в нее. Педагогическая практика студентов в провинциальной школе дала возможность каждому из героев этой удивительно доброй и поучительной картины сделать свой вывод о правильности выбранного пути.
Студентам удается многое изменить в привычной школьной обстановке, о многом заставить задуматься и учителей, и ребят и как-то незаметно стать нужными, своими. Это ощущение своей нужности было самым главным приобретением на выбранном ими трудном, но благородном пути.
Взаимовлияя друг на друга, учась друг у друга, вступая порой в конфликтные отношения, каждый выходит из них взаимно обогащенным. Потому что в основе многообразных отношений, показанных в фильме, лежит любовь к людям, к своей профессии.
Фильм в целом воспринимается как нечто единое, так как все сюжетные линии в нем объединены авторской идеей, высказанной И. А. Фрэзом: «Не только обширный багаж знаний определяет сегодняшнего учителя, в первую очередь — талант быть человеком, талант любить человека. Талант души. Без этого не может быть педагога» («Московский комсомолец», 24 августа 1974 г.).
Формулой этой поверяются нравственно-этические принципы всех персонажей фильма, и в первую очередь педагогов старшего и младшего поколений. И потому эта сюжетная линия разработана в фильме наиболее полно, жизненно и психологически убедительно.
Вы уведите в фильме плеяду великих артистов советского кино – Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Валентина Ананьина, Раиса Рязанова, Люсьена Овчинникова, Евгений Вестник, Владимир Зельдин и др. – и «звездочки» 70-х, которые через какое-то время стали не менее известными своему поколению зрителей: Борис Токарев, Наталья Рычагова, Нина Зоткина, Ирина Калиновская.