ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
«Глаголь добро»
(Заключительный школьный праздник)
Форма проведения: игровая.
Ресурсное обеспечение мероприятия: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал (маршрутные листы).
Цель: показать объединяющую роль русского языка, языка межнационального общения, государственного языка народов России, сплотить детей, используя игровые технологии.
Участники данного мероприятия: учителя русского языка и литературы, истории, обществознания, музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры, руководитель школьного музея, учащиеся и учителя всей школы (на первом этапе – общешкольная торжественная линейка), учащиеся и их родители.
Задачи:
Воспитывать у обучающихся стремление к самосовершенствованию.
Формировать любовь и устойчивый интерес к своей малой родине, к ее прошлому, к истории своей семьи.
Способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести диалог, анализировать свои поступки.
Содействовать развитию у учащихся чувства эмпатии (эмоциональной отзывчивости человека на переживания другого человека).
Познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и другим.
Развивать самодеятельность, активность обучающихся, предоставлять им возможность выявить и реализовать свои творческие способности.
Обучить простейшим приёмам формирования адекватного поведения.
Сценарий мероприятия.
Праздник начинается с общешкольной линейки (Длительность линейки – 10-15 минут, общее начало всех уроков учебного дня)
На празднично украшенном крыльце школы (колонна крыльца обёрнута гафрированной бумагой 3-ёх цветов, символизирующих российский триколор, вывешены глаголица и кириллица, украшены полевыми ромашками, у подножия огромная корзина с цветами, над глаголицей и кириллицей – яркий плакат «Глаголь добро!», на боковой кирпичной стене – большая репродукция иконы святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, по бокам огромные буквы кириллицы «Г» и «Д», украшены цветами) педагоги, преподававшие «Основы религиозных культур и светской этики» стоят лесенкой на ступеньках школьного крыльца.(Приложение «Фото. День славянской письменности в Иргаклинской школе»)
Мы разные, но мы вместе.
Ведущая. Добрый день!
Ведущий. И добрый час!
Вместе: Мы начнём уже сейчас
(Звучит лирическая музыка или песня о России)
Ведущая. Люди, живущие в России, всегда любили свою Родину. Во имя неё они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Ведущий. Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Ведущая. Родина и единство... В единстве, единении народа — сила России. Но откуда мы с вами все это знаем? Из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а ещё - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущий. А теперь перенесемся на 14веков назад.
Ведущий. В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали иудаизм.
Ведущий. В 8-ом веке в городе Дербент (Дагестан) была построена первая мечеть, с
которой началась история ислама в нашей стране.
Ведущий. В 988-ом году Владимир крестил Русь – на нашу землю пришло православие.
Ведущий. В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые
принесли с собой буддизм
Ведущий. С 1 8 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и
начала формироваться традиция светской этики
Ведущий. Так складывались духовные традиции России.
Учитель.(Тат. Мих.) Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Всех нас в горе и радости объединял и объединяет «великий и могучий русский язык», который своим прошлым восходит к таким именам как святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Ведущий. Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим степной простор.
Один - рыбак с рожденья,
Другой оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит.
Другой надел халат.
Одним - милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Ведущая. Один у нас и язык, язык межнационального общения, государственный язык. Это русский язык. На нём мы рассказываем о наших удивительных традициях и обычаях нашего многонационального российского народонаселения.
Ведущая: Сегодня 24 мая Праздник славянской письменности. Называется наш праздник «Глаголь добро…»
Ведущая: Девиз нашего праздника «Мы разные, но мы вместе»
Ведущая: «глаголь», «Добро» - это названия букв славянской азбуки, однако эти буквы несут в себе и другой смысл. Более глубокий и важный.
(Парад славянской азбуки. Стройными рядами выходят четвероклассники. Каждый несёт, высоко подняв, красивую, яркую букву славянской азбуки)
Ведущая: Глаголь добро!
Нет буквы «Зло», а есть «Земля», есть «Люди»,
Высок «Глаголь»и выстрадан «Покой».
Отсюда – вера наша и отсюда
Поём «Живете» каждою строкой.
Хранит язык которое столетье
Великое славянское перо.
И слово «мыслить» я пишу с «Мыслете»,
Ну а добро, конечно же, с «Добро»! (М.Чистоногова)
Ведущая: 1025лет назад братья Константин Философ и Михаил принесли на земли славян свет письменности.
Ведущая: В историю братья вошли под монашескими именами Кирилла и Мефодия, поэтому мы их так и называем.
Ведущая: Сложные названия букв не были взяты, что называется «с потолка». Каждое название несло большой глубокий смысл и нравственное содержание. Изучающий грамоту человек определял для себя линию поведения в жизни.
Когда он повторял за учителем «аз, боуки, веди», он говорил целую фразу: «Я буквы ведаю».
Дальше следовали г,д,е – «Глаголь добро есть.
Ведущая: В перечислении этих букв подряд заложено большое нравственное наставление человеку, чтобы зря словами не бросался, не словоблудничал, поскольку «слово добро есть».
Ведущая: Если мы далее внимательно посмотрим на азбучный ряд, то нам откроется удивительная жизненная заповедь, дошедшая до нас из глубины веков. Судите сами: а-азъ,б-боуки,в-ведь,г-глаголи,д-добро,ж-живьте,з-зьло,з-земля,и-иже,к-како,л-люди,м-мыслите,н-нашь…Получается: «Я Бога ведаю, глаголю добро,живя на земле, как люди мыслили наши…»
Ведущая: Посмотрим, что означали такие буквы, как р,с,т. Их называли: «рцы», «слово», «твердо», то есть «говори слово внятно, толково», «отвечай за свои слова». Хорошо бы и нам научиться ответственности за сказанное слово
Ведущий: Во все времена люди ценили и берегли звучащее слово, сохраняя его в письменах, родных песнях, сказках, легендах, преданиях…
Ведущие: И мы с вами, ребята, не должны быть глухими к слову, чёрствыми к добру, беспамятными к прошлому.
Ведущие: Не должны забывать, что в жизни всего ценнее доброта, причём доброта умная, целенаправленная, давайте же …
Вместе: «Глаголить добро, живя на земле».
Ведущий: … следуя завету наших первоучителей, Кириллу и Мефодию
Ведущий: А сейчас, дорогие участники нашего праздника, возьмёмся за руки и все вместе произнесём речёвку, которая нам поможет одолеть все невзгоды и тяготы:
Главное - вместе.
Главное - дружно.
Главное с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушье не нужно!
Злобу, обиду прочь гони !
(Звучит песня «Дорогою добра»,уходят все, кроме 4-ых классов)
Ведущий: Делимся на команды по цвету жетона (или ленточки), получаем
маршрутные листы.
Возьмёмся за руки и вновь вместе произнесём речевку:
Главное - вместе.
Главное - дружно.
Главное с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушье не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ____________/название команды - с учётом темы праздника/
Время пребывания на каждой станции 15 минут.
Переход от станции к станции - 3 минуты.
Двигаться от станции к станции, взявшись крепко за руки, не разрываясь.
Оторвавшийся от команды препятствует её продвижению.
Выручаете потерявшегося из плена «Зла», исполняя вместе песню о дружбе.
| Название станции | № кабинета | Отметка о пребывании на станции |
1 | Умники и умницы | №22 | |
2 | Музыкальная | №10 | |
3 | Экскурсионная | музей | |
4 | Презентативная | №8 | |
5 | Игровая | Школьный двор | |
6 | И я там был, и мёд я пил... | Холл 2-го этажа, банкетный зал | |
Маршрутный лист_____________/название команды - с учётом темы праздника/
Время пребывания на каждой станции 15 минут.
Переход от станции к станции - 3 минуты.
Двигаться от станции к станции, взявшись крепко за руки, не разрываясь.
Оторвавшийся от команды препятствует её продвижению.
Выручаете потерявшегося из плена «Зла», исполняя вместе песню о дружбе.
№ | Название станции | № кабинета | Отметка о пребывании на станции |
1 | Музыкальная | №10 | |
2 | Экскурсионная | музей | |
3 | Умники и умницы | №22 | |
4 | Презентативная | №8 | |
5 | Игровая | Школьный двор | |
6 | И я там был, и мёд я пил... | Холл 2-го этажа, банкетный зал | |
Маршрутный лист_____________/название команды - с учётом темы праздника/
Время пребывания на каждой станции 15 минут.
Переход от станции к станции - 3 минуты.
Двигаться от станции к станции, взявшись крепко за руки, не разрываясь.
Оторвавшийся от команды препятствует её продвижению.
Выручаете потерявшегося из плена «Зла», исполняя вместе песню о дружбе.
№ | Название станции | № кабинета | Отметка о пребывании на станции |
1 | Экскурсионная | музей | |
2 | Умники и умницы | №22 | |
3 | Музыкальная | №10 | |
4 | Презентативная | №8 | |
5 | Игровая | Школьный двор | |
6 | И я там был, и мёд я пил... | Холл 2-го этажа, банкетный зал | |