День защиты детей
Классный час на тему « Приборы радиационной и химической разведки и их применение
9 класс
26.04.2015
Цель: 1. Познакомить с видами радиационной и химической разведки, 2. развить умения действий при ЧС 3.Воспитывать внимание, самообладание, уверенность в себе в чрезвычайных ситуациях.
1.Орг.момент
2.Беседа:
---Какой сегодня день?
---Что значит Гражданская оборона? Какие ситуации называются чрезвычайными? Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?
---Зачем мы проводим такие уроки?
Учитель (озвучивание цели урока) Сегодня мы познакомимся с одним из видов Чрезвычайных ситуаций: химическое и радиационное поражение населения и действия при них.
===Как вы понимаете, что такое химическое и радиационное поражение?(ответы детей)
Учитель. Мы живем в эпоху развития науки и техники, которая призвана служить и помогать человечеству, но иногда возникают ситуации, когда что-то выходит из под контроля.
---Какая самая большая трагедия связана с радиационным поражением? (Чернобыль)
---Что вы об этом знаете?
Учитель: При этих условиях от гражданской обороны потребуется в максимально
короткие сроки проведение целого комплекса весьма сложных работ в большом объеме, в том числе в первую очередь по спасению людей и оказанию помощи пострадавшему населению.
1 ученик. Эти работы должны быть начаты немедленно после нанесения поражения и закончены в самые короткие сроки.
Успех спасательных работ во многом будет зависеть от того, насколько быстро и правильно дана оценка сложившейся обстановки и как четко организованно выполнение их.
2 ученик. Для правильной оценки обстановки, определения характера и объема работ организуется разведка района поражения, которая предшествует остальным видам работ, связанных с ликвидацией последствий ЧС.
Разведка организуется соответствующими штабами и осуществляется главным образом силами и средствами гражданской обороны.
По мере получения этих данных в очаг вводятся соответствующие формирования гражданской обороны, которым ставятся определенные и четкие задачи.
Обнаружение и определение степени заражения ядовитыми, радиационными веществами производится с помощью приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химических лабораториях.
Разведка - комплекс мероприятий, проводимый органами управления и Службой ЧС по сбору, обобщению, изучению данных о состоянии природной среды и обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также на участках и объектах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
По характеру решаемых задач и способу получения разведывательных данных разведка ведется:
1. системой наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК),
2. органами общей и специальной разведки.
3 ученик. Радиационная и химическая разведка входит в состав специальной разведки.
Она организуется и проводится в целях получения более полных данных о характере обстановки
====С какой целью проводится подобная разведка?
Радиационная и химическая разведка организуется в целях:
1. своевременного обнаружения зараженности воздуха, воды и местности радиоактивными и опасными химическими веществами;
2. определения характера и степени заражения;
3. отыскания и обозначения путей и направлений с наименьшими уровнями радиации и обходов участков химического заражения;
4. введения оптимальных режимов радиационной и химической защиты населения и личного состава воинских частей, аварийно-спасательных и других формирований.
4 ученик. Организация всех видов разведки включает:
- определение целей, задач и районов (объектов) ведения разведки;
- распределение сил и средств;
- планирование и постановку задач;
- организацию взаимодействия;
- организацию связи и управления разведывательными органами, контроль их действий;
- организаций сбора и обработки разведывательных данных и обеспечение своевременного их доклада начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) и органам управления.
Учитель: ознакомимся с основными приборами химической разведки ( на доске)
1.Войсковой дозиметрический прибор ДП-22В
Назначение
ДП-22В, имеющий дозиметр карманный прямо показывающий ДКП-50А, предназначен для контроля экспозиционных доз гамма-облучения, получаемых людьми
Дозиметр крепится к карману одежды с помощью держателя .
2.Войсковой прибор химической разведки ВПХР
Назначение
Предназначен для измерения концентрации вредных газов и паров в воздухе рабочей зоны производственных помещений и на территории химических предприятий.
3. Бортовой измеритель мощности дозы ДП-3Б
Назначение
Предназначен для определения уровней радиации на местности, зараженной радиоактивными веществами. Его можно устанавливать на автомобилях, самолетах, вертолетах, речных катерах, тепловозах, а также в убежищах и противорадиационных укрытиях
4.Войсковой дозиметрический прибор ДП-5В Назначение ДП-5В используется для измерения мощности дозы гамма-излучения на местности; для измерения зараженности поверхности по гамма-излучению; для обнаружения бета-заражения.
Основные задачи радиационной и химической защиты: ( Зачитать на доске)
1. своевременное обнаружение радиоактивного и химического заражения, оповещение об опасности органов управления и сил СЧС;
2. недопущение и максимально возможное ослабление воздействия радиоактивного излучения на личный состав сил СЧС и населения, находящихся в районе ЧС;
3. обеспечение безопасности сил, проводящих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах радиоактивного и химического заражения.
Указанные задачи решаются путем проведения:
- повседневного радиационного и химического контроля внешней среды, особенно на радиационно и химически опасных объектах, прилегающих к ним районов и в крупных городах; радиационной и химической разведки;
- своевременного оповещения органов управления, сил СЧС и других сил, населения об угрозе или загрязнении природной среды;
- дозиметрического контроля облучения людей, загрязнения техники, материальных средств, продовольствия, фуража, воды; обеспечения средствами защиты личного состава и населения;
- всестороннего обеспечения проводимых работ в зонах загрязнения.
Мероприятия радиационной и химической защиты
Мероприятия радиационной и химической защиты выполняются всеми органами управления и силами, предназначенными для решения задач радиационной и химической защиты (РХЗ) и привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Мероприятия радиационной и химической защиты выполняются всеми органами управления и силами, предназначенными для решения задач радиационной и химической защиты и привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Непосредственная организация защиты возлагается на комиссии по ЧС и их органы управления, начальников служб ГО, начальников штабов воинских частей ГО и начальников аварийно-спасательных и других формирований.
Повседневный контроль внешней среды ведется постоянно силами постов наблюдения объектов экономики, учреждений СНЛК, служб АЭС, постами наблюдения воинских частей ГО, силами контрольных служб Минэкологии РФ и другими органами.
Мероприятия радиационной и химической защиты планируются заблаговременно на основе прогнозирования возможной обстановки и решения начальника ГО (председателя комиссии по ЧС).
План радиационной и химической защиты разрабатывается на карте (плане города, объекта) с пояснительной запиской.
Просмотр обучающего видео
---На всех этапах развития человек постоянно стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих его действий и поступков.
Повседневный радиационный и химический контроль внешней среды, своевременное оповещение органов управления, Служб ЧС и населения об угрозе или загрязнении природной среды, проведение дозиметрического контроля облучения людей, загрязнения техники, материальных средств, продовольствия, воды; обеспечения средствами населения – это важные этапы в комплексе защитных мероприятий от хим. и рад. заражения.
Весь комплекс мер направлен на то, чтобы максимально снизить вероятность потерь и поражения при возможных авариях и ЧС мирного и военного времени.
Отсюда следует, что изучение использования и правильного применения приборов дозиметрического контроля, радиационной и химической разветки необходимы для своевременного предотвращения аварий и ЧС на химически- и радиационноопасных объектах. Население же должно быть в достаточной степени подготовлено к умелым действиям в случае какой-либо ЧС.
Итог. Пока государство заботится о людях и принимает меры, мы тоже должны позаботиться о себе, сохранить свою жизнь и здоровье. Как и каким образом?
1.Слушаться специалистов и выполнить все их указания ( по рисунку: действия …)
--Как мы должны поступить при любом случае чрезвычайной ситуации? (эвакуироваться)
--ваши действия при эвакуации? (Например, из нашего класса)