СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День Землииииииииии

Нажмите, чтобы узнать подробности

ййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййййй

Просмотр содержимого документа
«День Землииииииииии»

«Птичьи разговоры».

Голубь – воркует

Утка – крякает

Гусь – гогочет

Филин – ухает

Свиристель – свиристит

Ворона – каркает

Воробей – чирикает

Курица – кудахчет

«Живые синонимы».

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Могучий, как… (орёл).

Мудрый, как… (сова).

Вороватая, как… (сорока).

Важный или спокойный, как… (гусь).

Важный или надутый, как… (индюк).

Верность…. (лебединая).

Любовь и нежность … (голубиная).

Длинноногий, как…. (журавль).

Большеглазый, как … (филин).

Желторотый, как …. (птенец, цыплёнок).

Взгляд хищный, как у… (ястреба).

Взгляд зоркий, как у… (сокола).

Нос с горбинкой, или … (орлиный).

Шея красивая, или … (лебединая).

Болтать или трещать, как… (сорока).

Ворковать, как… (голубь).

Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

Долбить (говорить одно и тоже), как… (дятел).

Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

Пищевая цепь”

Составить пищевую цепь из предложенных организмов, дать названия звеньев пищевой цепи (3 б)

Узнай портрет” (или “Животное-загадка”)

Играют все команды одновременно. Описание животного зачитывается частями, после каждой части заслушиваются ответы команд. Если животное будет узнано при прочтении первой части его описания, присуждается 6 баллов, после второй - 4 балла, после третьей - балла. После ответов команд демонстрируется видеосюжет и называется правильный ответ.

ОПИСАНИЕ 1

1. Эти подвижные птицы радуют своим щебетанием жителей Великобритании, Франции, Германии и других государств. Нередки они и в нетропической Азии, Японии, Китае. И на северо-западе Африки вы услышите, как совсем “по-русски” мелодично переговариваются они среди ветвей пробкового дуба, фисташек, маслин. А на северо-западе Европы они гнездятся у самого Полярного круга. Жизнь их тесно связана с деревьями, поэтому у них цепкие лапки с длинными коготками. Тонкий шиловидный клюв - прекрасное орудие для вылавливания насекомых и их личинок в коре.

2. Птицы эти - дуплогнездники, а значит, их излюбленное место для гнезда - дупло. Если лес небогат дуплистыми деревьями, устраиваются в брошенных беличьих и сорочьих гнездах, в расщелинах скал, в норах по обрывистым берегам и оврагам, под отслоившейся корой. В теплое лето успевают выкормить 2 выводка. В каждом выводке от 6 до 15 ненасытных желторотых малышей. За летний сезон такая семья съедает более 130 гусениц.

3. В конце лета эти птицы собираются в стайки. Осенью перебираются поближе к человеческому жилью. Зимой трудно отыскать зимующих насекомых и их личинок, поэтому они часто летают вместе с дятлами - авось и перепадет что-нибудь. В это время года кормушки для них - большое подспорье. Жирные подсолнечные семечки, хлебные крошки, а особенно сало (только несоленое) спасают многих из этих пернатых зимой.

(БОЛЬШАЯ СИНИЦА)

ОПИСАНИЕ 2

1. Это зверь. Ноги у него длинные, почти как у жирафа, зубы схожи с жирафьими как две капли воды - стало быть, пища у него растительная. У него очень подвижная верхняя губа. Но это не слон (как известно, хобот - это ни что иное, как верхняя губа сросшаяся с носом). Есть у него и “серьга” - кожный вырост, болтающийся на шее. А волосы на брюхе растут вперед - у других зверей такого не бывает.

2. Благодаря перепонке на задних конечностях он легко ходит по топкому болоту. Может переплыть реку, перепрыгнуть через двухметровый забор. Зверь этот лесной. Зимой дышит всемеро реже, чем летом, на бегу не взмокнет, из снега выйдет сухим - значит обитатель северных лесов.

3. Аппетит у него завидный - за год переваривает до 7 тонн “даров леса” - 4 тонны древесных побегов, 1,5 тонн листвы, остальное - трава, кустарнички, грибы. Может есть хвою, хвощи, лютики, осиновую кору - самую горечь, но это ему, в отличие от домашнего скота, не вредит. А ядовитым мухомором лечится от глистов. Однако больше всего он любит иван-чай и грибы. Кроме человека, для него опасны волки, рыси, медведи, росомахи, от которых он отбивается рогами и копытами.

(ЛОСЬ)

ОПИСАНИЕ 3

1. Животное это небольшое - от 50 до 1 м в длину. Живет в лесах и лесостепях, на зарастающих гарях и по берегам водоемов, на болотах и лугах - в общем, всюду, где влага, где можно укрыться от зноя и холода. Основная пища молодых животных - насекомые. Взрослые питаются главным образом грызунами, но и насекомыми тоже не пренебрегают. Людей боятся и избегают, никогда не нападают первыми, но, не смотря на это, люди их не любят и частенько убивают. Но там, где они уничтожены полностью, людей одолевает “мышиная напасть”, так как эти животные регулируют численность грызунов.

2. Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норах, в ямах на глубине как минимум 2 м и часто собираются большими группами. Это позволяет им почти всегда дожить до весны.

3. Могут быть серого, бурого и зеленого цветов, но обязательно имеют волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в европейской части России и встречающаяся в некоторые годы даже у нас, за Полярным кругом.

(ГАДЮКА)

Экологические пословицы”

Командам на листках выдаются экологические пословицы, которые нужно закончить и объяснить (2 б).

1 команда.

Лучше голодай, да добрым .... (семенем засевай)

Много снега - ... (много хлеба)

2 команда.

То еще не беда, что во ржи лебеда, а то беда, ... (что ни ржи, ни лебеды)

Листья живет хитростью, а заяц .... (прыткостью)

3 команда.

Зеленое царство - лучшее ... (лекарство)

Благодарнее свинки нет скотинки - съест, что попало, а ... (отдает сало)


Домашнее задание”

1 команда. Вы пессимисты. Что произойдет на планете через 100 лет?

2 команда. Вы оптимисты. Что произойдет на планете через 100 лет?

Прогнозы можно представить в виде рассказа: научного, юмористического; можно в стихах, в форме рисунка с комментариями.

3 команда. Инсценируйте ситуацию: “Туристы на природе”.

В том случае, если домашнее задание у учащихся не готово, предлагаются рисунки с изображением экологических проблем. Какая экологическая проблема здесь представлена, что вам о ней известно (3-5 б).


Экологические задачи”

Командам в ходе жеребьевки предлагается найти ответ на вопрос, связанный с охраной природы (3 б).

1. Ежегодно в летний период в Кандалакшский заповедник приезжает работать группа школьников. Они проводят учет птиц на островах. Учащиеся подсчитывают кладки яиц гнезд гаги, чаек, куликов, а учет небольшой колонии бакланов на одном из островов не проводят. Объясните почему?

(ФАКТОР БЕСПОКОЙСТВА)

2. Мы часто слышим фразу: “У нас в городе ухудшилась экология”. В чем здесь ошибка?

(ЭКОЛОГИЯ - ЭТО НАУКА, ОНА УХУДШАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ, УХУДШАЕТСЯ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)

3. Вырубили в лесу все дуплистые старые деревья, чтобы они не мешали расти молодым. И что же - крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Какая связь между этими явлениями.

(В ДУПЛИСТЫХ ДЕРЕВЬЯХ ЖИЛИ НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ - ДУПЛОГНЕЗДНИКИ И ЛЕТУЧИЕ МЫШИ)

Лото



БЕРЁЗА



МОЖЖЕВЕЛЬНИК




МАЛИНА




КАЛИНА



ЕЖЕВИКА



БОЯРЫШНИК



МОХ



ВЯЗ




ИВА



ОЛЬХА



ЕЛЬ



ЧЕРЁМУХА



ЛАНДЫШ



ОРЕШНИК



ЧЕРНИКА



ПОДСНЕЖНИК



ДУБ



ЗВЕРОБОЙ



КРАПИВА



РЯБИНА



МЯТА



ОСИНА



СМОРОДИНА



ЗЕМЛЯНИКА





1.

Горьку ягоду в мороз сладкой-сладкой в дом принёс.

2.

Красненька матрёшка, беленько сердечко, на кустах растёт и сладка как мёд.

3.

У этого кустарника узловатые ветки. В старинном языке было слово «можжа». Угодай название растения.

4.

Русская красавица стоит на поляне. В зелёной кофточке, в белом сарафане.


5.

Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко, топор увязнет в древесине. Отсюда и название.

6.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

7.

Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками. А имя у него боярское.

8.Ягода, но не малина, не клубника, не калина, у неё чернильный цвет, но не черника это, нет.

9.

Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. Запах его цветов чувствуется издалека.

10.

Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.

11.

Лиственное дерево с мягкими пуховыми серёжками. Осенью его листья никогда не желтеют, так зелёными и опадают.

12.

Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила, а о чём она грустит никому не говорит.

13.

Из-под снега вышел друг, и весной запахло вдруг.

14.

Сидит рядом с нами, смотрит чёрными глазами, черна, сладка, мала и ребятам мила.

15.

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане. Богач не велик, а орешками наделит.

16.

Белые горошки на зелёных ножках.

17. Из лесочка деревцо

Пришло к дому, под крыльцо,

С доброй славой,

С головой кудрявой,

С красными кистями,

С пернатыми гостями.

18.

Тронь, только тронь – отдёрнешь ладонь, обжигает трава как огонь.


19.

Травка – лекарь по призванью и охотник по названью.

20.Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок – ничего, что плод мой мелок.

21.

Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

22.

Две сестры – цветом разны.

На вкус обе прекрасны

23.

Никто не пугает, а вся дрожит.

24.

С запахом этого растения знаком даже тот, кто не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!