СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дерево нашего класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дерево нашего класса.

Цель: Формирование сплоченности класса

Задачи: 1.Расширить  представлений учеников друг о друге, развить коммуникативные способности,

2.Научиться оценивать и описывать себя,

3. Формирование сплоченности класса.

Оборудование: Бланки анкет, листы бумаги А-3,ножницы. цветные карандаши, краски, фломастеры, клей, лист ватмана, скотч.

Ход занятия:

1.Вступлениие( цель- введение в тему)

Ведущий кратко напоминает о том, что обсуждалось на предыдущих занятиях- переход в среднее звено, учиться проявлять настойчивость и упорство в достижениях целей.

2.Одно из изменений в жизни школьников- изменение класса, новые дети. Еще раз повторим имена учеников, когда родился, откуда приехал.

В прошлую встречу- « Рецепт успеха»- приводились примеры из жизни ребят, как им приходилось справляться с трудностями. Теперь можно расширить представления о своих  одноклассниках, поиграв в игру « Что я люблю»

Правила игры-участники записывают на листах А-3 свои любимые предметы, увлечения, фильмы, книги, еду, досуг. Листочки складываются пополам и убираются в сумку. Ведущий достает листы и зачитывает. Задача учеников- угадать, чей портрет описан. В игре можно включать систему оценивания- наклейки, жетоны.

3.Самооценка. Выполнение методики самооценки

4.Создание дерева нашего класса: листья, плоды, цветы должны иметь имя и качества учеников.

5.Итог: Наш класс небольшой, но какие творческие и хорошие дети в нем учатся.

6.Подведение итогов: На сегодняшнем занятии мы поближе познакомились друг с другом, узнали интересы друг друга. Если было сложно- молодцы, все справились. Научились давать себе оценку, и создали плакат нашего класса.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дерево нашего класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 409

Пушкинского района Санкт- Петербурга







«СОГЛАСОВАНО»

« УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой психологии

СПб АППО

Приказом от______2015г.№


Профессор, кандидат психологических наук,

Директор__________Ефимова Н. В.

С. М. Шингаев

«___»________________________2015г.

«____»______________2015г.



РАССМОТРЕНО на РМО


Котовская И. Е.


Протокол №______________ от

«___»____________________2015г




Программа

Психолого-педагогического сопровождения 5 классов

«Лестница роста»

( 8 часов)



Составитель:

педагог-психолог

Жукова Серафима Юрьевна.





Санкт- Петербург

2015



Содержание:



Пояснительная записка 3

Актуальность 3

Адресат 3

Цель и задачи 3

Теоретические и методологические основы 4

Предполагаемый результат 4

Содержание программы 4

Учебно-тематический план 4

Методика построения программы 5

Структура занятий 5

Содержание занятий 6

Оценка результативности 7

Организационно-педагогические условия 7

Временные и материальные ресурсы 7

Требования к квалификации ведущего занятия 7

Литература 8

Приложение………………………………………………………………………………………9


































Пояснительная записка

Актуальность

Обучение в средней школе происходит более интенсивно, и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу многого. Обучение в 5 классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения в опорно- двигательном аппарате, последствия травм, ожогов, тяжелых инфекционных заболеваний. Многие из них поступают на лечение без отрыва от обучения в ФГБУ НИДОИ им. Г. И. Турнера. Время пребывания в таких условиях составляет от1 до 3 месяцев. В этот период ребенок должен успешно справиться с поставленными перед ним задачами- пройти курс лечения, как правило с оперативным вмешательством , продолжая обучение в школе. Потребности в эмоционально насыщенной деятельности и общение со сверстниками у данного контингента детей ограниченно. Это особым образом сказывается на формировании личности.

Поэтому данная программа ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся в 5 классах, имеющим трудности в адаптации, формировании эмоциональной, коммуникативной сфер.

Адресат

Программа рассчитана на учеников 5классов, обучающихся в ГБОУ СОШ № 409 СП при ФГБУ НИДОИ им. Г. И. Турнера, имеющих различные нарушения в опорно- двигательном аппарате, последствия травм, ожогов, врожденные аномалии в физическом развитии.

Цель программы

Профилактика эмоционального напряжения и адаптации учащихся в средней школе, учитывая условия пребывания на лечении в ФГБУ НИДОИ им. Г. И. Турнера без отрыва от обучения.

Задачи

-оказать помощь в овладении новой социальной ролью ученика среднего звена, адекватной самооценки;

- осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптаций;

- развитие эмоциональной сферы, личностных качеств, представлений о самом себе.

Теоретические и методологические основы программы

В основе программы используется материал, предлагаемый С. А. Коробкиной « Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах ( 1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Так же в построении программы учитывалась теория Д. Б. Эльконина о возрастной периодизации .

Предполагаемый результат

Адаптация учащихся при переходе в среднее звено, профилактика пониженного фона настроения и развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, личностных качеств, самопознание.

Содержание программы

Программа предполагает психолого- педагогическое сопровождение детей среднего школьного возраста. Условие для посещения занятий- консультационно- диагностическая беседа с педагогом- психологом , выполнение методики СТ-2 Ч. Д. Спилберга-Ю. Л. Ханина, МЦВ- модифицированного восьмицветового теста Люшера, методики САН, определение самооценки методика А. Г. Грецова.

Программа рассчитана на 8 групповых или индивидуальных занятий, так как срок пребывания учащихся в структурном подразделении 1- 3 месяца. Используемый материал занятий – известные апробированные программы таких авторов, как С. А. Коробкина « Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах ( 1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. и Ю. Владимирова Новичок в средней школе ( программа адаптационных встреч для пятиклассников).

Учебно- тематический план.

Тема занятий

теория

практика

1

Что нового?

0,5

0,5

2

Я и мои цели

0.5

0,5

3

Рецепт успеха

0,5

0,5

4

Дерево нашего класса

0,5

0,5

5

Советы на каждый день


1

6

Сам себе помощник

0,5

0,5

7

Я- такой

0,5

0,5

8

Ладонь, полная солнца


1


Итого

3

5


Всего

8













Методика построения программы

Занятия проводятся преимущественно в форме урока, с элементами игрового момента, упражнения подобранны в соответствии с возрастом учащихся. Используются следующие методы: упражнения, творческие задания, беседа.



Структура занятий:


1.Разминка (установление контакта между участниками, создание атмосферы доверия и принятия друг друга)

2. Коррекционно-развивающий этап (осознание интересов, переживаний, личностных особенностей; установление отношений сотрудничества; снижение эмоционально- психического напряжение, развитие творческих способностей, выполнение задания)

3. Релаксация (по необходимости. Снятие психо-эмоционального напряжения, телесных зажимов)

4. Подведение итогов (получение обратной связи от участников, которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего)

5. Ритуал прощания (закрепление позитивного настроя участников) 




























Содержание занятий


Тема занятий

Содержание

1

Что нового?

1.Разминка

2.Обсуждение темы- отличие средней школы от начальной. Психогеометрический тест, я и окружающие (изображение себя и окружающих через геометрические фигуры)

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания.

2

Я и мои цели

1.Разминка

2.Обсуждение темы- разговор целях в жизни человека, о волевых качествах, рисунок достижения своей цели. Выполнение методики изучение упорства и настойчивости.

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания

3

Рецепт успеха

1.Разминка

2.Обсуждение темы- разговор о людях, достигших успеха. Примеры.

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания

4

Дерево нашего класса


1.Разминка

2.Создание плаката « Наш класс» в виде дерева

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания

5.

Советы на каждый день

1.Разминка

2.Обсуждение- выбор темы а)В гармонии с собой и другими б)Сам себе голова в) Как не попасть в неприятную ситуацию г) Учусь учиться

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания

6

Сам себе помощник

1.Разминка

2.Обсуждение темы- справиться со страхом, волнением и другими чувствами. Рисунок эмоции.

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания

7

Я- такой

1.Разминка

2.Обсуждение темы. Большая пятерка качеств личности.

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания



8




Ладонь, полная солнца

1.Разминка

2.Обсуждение темы- Создание плаката: солнце с лучами- ладошками . На ладонях пишутся пожелания улыбок, радости, добра, выздоровления.

3. Релаксация

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями

5. Ритуал прощания


Оценка результативности.

Для оценки результативности работы в начале и по окончанию занятий. ученики выполняют методики: САН, определение самооценки, для контроля за состоянием тревожности применяется сокращенный вариант определения реактивной( ситуативной) тревожности Ч. Д. Спилбергера- Ю. Л. Ханина СТ-2, общий фон эмоционального состояния определяется с помощью МЦВ-Метод цветового выбора (Модифицированный восьмицветовой тест Люшера) .


Организационно-педагогические условия

Занятия проводятся непосредственно в палате или в кабинете педагога- психолога. Организовывает занятия педагог- психолог.


Временные и материальные ресурсы

Продолжительность занятия составляет один час. Консультации с родителями – 1час. Количество- индивидуально или до 6 человек в группе. Количество занятий– 8. Длительность занятия- 35 мин, однако при необходимости время увеличивается до 1 часа. Диагностический блок- 1 урок \ час, повторно- 1 урок \час. На занятиях используются наглядные пособия, листы бумаги А-4, цветные и простой карандаши, краски (гуашь или акварель), кисти № 3, №5, восковые мелки, DVD-проигрыватель музыка- Звуки леса( DVD- диски).

Требования к квалификации ведущего занятия

Ведущий, реализующий программу должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы с детьми среднего школьного возраста.





























Литература


  1. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе( Текст): диагностика, коррекция, педагогическая поддержка/ М. Р. Битянова- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

  2. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: программа адаптационных встреч для пятиклассников/ Ю. Владимирова// Школьный психолог.- 2004.- №9

3. Грецов А. Б. Узнай себя. Психологические тесты для подростков.- СПб.: Питер, 2008.

4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности.- 2- е издание, испр. и перераб.- СПб.: Питер, 2006

5. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб, Питер, 2000

6. Микляева , А. В. Школьная тревожность, СПб, Речь, 2004.5. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами- Волгоград: Учитель 2008

7. Немов, Р. С. Психология М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.

8. Смирнова Е. Е. Психология общения.

9. Собчик Л. Н. МЦВ-Метод цветового выбора.Модифицированный восьмицветовой тест Люшера- СПб, Издательство «Речь», 2001

10. Рогов, Е. И. Психология общения, М. : Владос, 2007



Литература для родителей


1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?- М. : ЧеРо, 2002

2. Левис, Ш. Ребенок и стресс- СПБ. : Питер- пресс, 1996.

3. Черепанова, Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку- М. Академия развития, 1997


Литература для детей

1.Аксенов Д. В. Гений общения/ Д. В. Аксенов, В. А. Борисова.- М. : Академ Проект,2004

2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены. Механизмы и защита/ Е. Л. Доценко.- М. речь. 2004.

3. Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе/ А. М. Прихожан. – М. : Сфера,2001.





















Приложение 1

Определение самооценки

Автор: Грецов А. Б.

Цель6 Определение самооценки.

Инструкция: Вот список человеческих качеств. Выбери из них те 10, которые тебе больше всего нравятся в людях, и запиши их в левой части таблицы. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся, и запиши их в правой части. Затем отметь галочками те из выбранных положительных и отрицательных качеств, которые, как ты считаешь, свойственны тебе.

Список качеств.

Аккуратность

Беспечность

Вдумчивость

Вспыльчивость

Восприимчивость

Гордость

Грубость

Жизнерадостность

Заботливость

Зависимость

Застенчивость

Завистливость

Злопамятность

Искренность

Изысканность

Капризность

Легковерие

Медлительность

Мечтательность

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Педантичность

Подозрительность

Принципиальность

Поэтичность

Презрительность

Радушие

Развязность

Рассудочность

Решительность

Сдержанность

Сострадательность

Стыдливость

Терпеливость

Трусость

Уверенность

Увлекаемость

Упорство

Уступчивость

Холодность

Энтузиазм





















Ключ

Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычти количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность- это показатель самооценки испытуемого. Максимальное значение : + 10, минимальное: -10.

Интерпретация результатов:

-1-1 ниже среднего

2-4 средние

    1. выше среднего

7 высокие.









нравятся

Не нравятся

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

Итого:















Приложение 2

Оценка ситуативной тревожности.

Автор: Ч. Д. Спилбергер- Ю. Л. Ханин

Цель: определение реактивной (ситуативной) тревожности.

Инструкция: Зачеркните цифру справ, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент:

  1. Вы чувствуете себя свободно 1234

  2. Вы нервничаете 1234

  3. Вы не чувствуете скованности 1234

  4. Вы довольны 1234

  5. Вы озабочены (чем- либо) 1234

Обработка результатов по ключу: из суммы баллов по вопросам 2 и 5 вычесть сумму баллов по вопросам 1,3 и 4, затем прибавить число 15 и весь полученный результат умножить на 4 для того, чтобы перейти к соизмеримому с результатами других методик итогу, относимому к универсальной шкале 20-80 баллов. По этой шкале

20-30 низкий уровень тревожности

31-45 средний

46 – 80 высокий

























Анкета для ответов:



  1. Вы чувствуете себя свободно 1234

  2. Вы нервничаете 1234

  3. Вы не чувствуете скованности 1234

  4. Вы довольны 1234

  5. Вы озабочены чем- либо 1234











1.Вы чувствуете себя свободно 1234

2.Вы нервничаете 1234

3.Вы не чувствуете скованности 1234

4. Вы довольны 1234

5.Вы озабочены чем- либо 1234







1Вы чувствуете себя свободно 1234

2.Вы нервничаете 1234

3.Вы не чувствуете скованности 1234

4.Вы довольны 1234

5.Вы озабочены чем- либо 1234



Приложение 3

Методика САН

Автор:

Цель: Экспресс- оценка самочувствия, активности и настроения.

Инструкция методики САН: Выразите количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» - правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.

Обработка данных методики САН:

Там. где стоит знак Х, осуществляется обратный подсчет баллов; вместо 1. 2, 3, 4 считается соответственно- 4, 3, 2, 1.

Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния- 10. Максимальное- 40. Так как на каждый параметр ( самочувствие, активность и настроение) имеется по 10 оценок. Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент КХ«2». Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20- 34, 35-49, 50-64, 65-80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии соответственно.

Параметры

№ оценок

  1. Самочувствие

1,2, 7,8, 13, 14, 19,20, 25, 26,.

  1. Общая активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

  1. Настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18. 23, 24, 29, 30.























Карта ответов

Фамилия, инициалы ______________________________________пол___возраст_____

Дата____________________

1

Самочувствие хорошее

1

2

3

4

Самочувствие плохое

Х

2

Чувствую себя сильным

1

2

3

4

Чувствую себя слабым

Х

3

Пассивный

1

2

3

4

Активный


4

Малоподвижный

1

2

3

4

Подвижный


5

Веселый

1

2

3

4

Грустный

Х

6

Хорошее настроение

1

2

3

4

Плохое настроение

Х

7

Работоспособный

1

2

3

4

Разбитый

Х

8

Полный сил

1

2

3

4

Обессиленный

Х

9

Медлительный

1

2

3

4

Быстрый


10

Бездеятельный

1

2

3

4

Деятельный


11

Счастливый

1

2

3

4

Несчастный

Х

12

Жизнерадостный

1

2

3

4

Мрачный

Х

13

Напряженный

1

2

3

4

Расслабленный

Х

14

Здоровый

1

2

3

4

Больной

Х

15

Безучастный

1

2

3

4

Увлеченный


16

Равнодушный

1

2

3

4

Заинтересованный


17

Восторженный

1

2

3

4

Унылый

Х

18

Радостный

1

2

3

4

Печальный

Х

19

Отдохнувший

1

2

3

4

Усталый

Х

20

Свежий

1

2

3

4

Изнуренный

Х

21

Сонливый

1

2

3

4

Возбужденный


22

Желание отдохнуть

1

2

3

4

Желание работать


23

Спокойный

1

2

3

4

Взволнованный

Х

24

Оптимистичный

1

2

3

4

Пессимистичный

Х

25

Выносливый

1

2

3

4

Утомляемый

Х

26

Бодрый

1

2

3

4

Вялый


27

Соображать трудно

1

2

3

4

Соображать легко


28

Рассеянный

1

2

3

4

Внимательный

Х

29

Полный надежд

1

2

3

4

Разочарованный

Х

30

Довольный

1

2

3

4

Недовольный

Х



Обработка:

С



А



Н













Приложение 4

Изучение упорства.

Автор: Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко.

Цель: Изучение упорства.

Инструкция: Опросник содержит ряд ситуаций. Представь себя в таких ситуациях и оцени, насколько они для тебя характерны. При согласии с утверждением поставь знак +, при несогласии- знак «- ».

  1. Если необходимо, я до конца выполняю даже скучную, однообразную работу.

  2. Обычно я работаю до тех пор, пока есть желание.

  3. Мне нравится решать трудные задачи, головоломки, все то, что называется «крепким орешком».

  4. Даже если в работе не все получается, я стараюсь продолжать начатое дело.

  5. Я много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченного.

  6. По возможности я избегаю трудной работы.

  7. Если у меня что- то не получается, я делаю это еще и еще раз.

  8. Установив распорядок дня, я тщательно его соблюдаю, даже когда мне этого не хочется.

  9. При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатую работу.

  10. Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равн стараюсь выполнить задуманное.

  11. Когда что-то не ладится, я нетерпелив и готов послать все к черту.

  12. Когда я играю в шахматы или другую игру, то сопротивляюсь до последней возможности.

  13. В споре я чаще всего не стараюсь переубедить других.

  14. Я всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.

  15. Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

  16. При решении трудной задачи я стараюсь сам разобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.

  17. В споре я обычно тушуюсь перед напором оппонента.

  18. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу работать сколько угодно, даже если мне будут мешать.

Ключ и интерпретация результатов

Начисляется по одному баллу за ответы «да» на утверждения: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12,14,16,18.

И начисляется по одному баллу за ответы «нет» на утверждения 2, 5, 6, 9. 11, 13, 17. Максимально возможная сумма баллов- 18.

Чем больше баллов набрано, тем выше у Вас упорство- стремление к достижению желаемого или необходимого, несмотря на временные неудачи.















































Приложение 5

Изучение настойчивости:

Автор:Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко.

Инструкция: Вам приводится ряд утверждений. Согласие с каждым из них обозначай знаком «+», несогласие знаком «-».

  1. Я уже определил(а) свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.

  2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она не была.

  3. У меня обычно пропадает желание добиваться намеченной цели, если что- нибудь этому препятствует.

  4. Даже при неудачах я уверен(а), что все равно добьюсь своего.

  5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.

  6. Я несколько раз пытался(лась) заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.

  7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.

  8. Если уж я поставил(а) перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.

  9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.

  10. Я много раз пытался(лась) спланировать свою неделю, но так и не смог(ла) выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.

  11. При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.

  12. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.

  13. Мо близкие считают меня очень увлеченным, одержимым.

  14. Я испытываю очень большое удовлетворение , когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.

  15. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.

  16. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.

  17. Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.

  18. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от достижения цели.







Бланк ответов. Изучение упорства.

1


10


2


11


3


12


4


13


5


14


6


15


7


16


8


17


9


18


Да-

1, 3, 4, 7, 8, 10, 12,14,16,18.



Нет-

2, 5, 6, 9. 11, 13, 17.

Итого:





Бланк ответов. Изучение настойчивости.

1


10


2


11


3


12


4


13


5


14


6


15


7


16


8


17


9


18


Да-

1, 2, 4, 8, 9, 13, 14. 16. 17



Нет-

3, 5. 6, 7, 10, 11. 12, 15, 18.

Итого:

















Приложение 6

Название: «Большая пятерка» личностных качеств.

Автор: А. Г. Грецов

Цель: Определение степени выраженности личностных качеств.

В современной психологии выделяют пять главных характеристик личности, существование которых выявлено на основе обобщения результатов множества исследований. Это так называемая «большая пятерка» личностных качеств. Приведенная ниже методика позволяет определить степень их выраженности.

Инструкция: оцени применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. Свои ответы обозначай одно из трех цифр:

0 — нет, это не обо мне

1 — иногда это обо мне, иногда — нет

2 — да, это точно обо мне

Пожалуйста, отвечай искренне: «правильных» и «неправильных» ответов здесь нет, каждый из них свидетельствует о твоем индивидуальном своеобразии. Отвечай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в голову. Ответы записывай в бланк, приведенный чуть ниже (если не хочешь делать записи прямо в книге — перечерти его на чистый лист бумаги).

1. Для меня лучший отдых — пообщаться в веселой компании.

2. Я иногда чувствую себя очень веселым или печальным даже без серьезной причины.

3. Меня очень интересует все новое, что появляется вокруг.

4. Я всегда осуществляю то, что запланировал.

5. Когда я с кем-то в ссоре, то обычно сам делаю первый шаг, чтобы помириться.

6. Я часто нуждаюсь в друзьях, которые могли бы меня поддержать и утешить.

7. У меня легко меняется настроение.

8. Мне кажется, что пословица «все новое — это хорошо забытое старое» неверна.

9. Я умею рассчитывать свое время так, что успеваю сделать все нужное.

10. Меня можно назвать человеком мягкосердечным.

11. Я очень люблю ходить в гости.

12. Иногда я волнуюсь так сильно, что не могу усидеть на месте.

13. Меня можно назвать человеком весьма любопытным.

14. Думаю, что окружающие считают меня очень ответственным человеком.

15. Я человек доверчивый.

16. Меня часто тянет к приключениям, я люблю «встряхнуться».

17. Однообразие мне быстро надоедает, вызывает скуку.

18. У меня широкий круг интересов, разнообразные увлечения.

19. Я аккуратен и осмотрителен в словах и в делах.

20. Я охотно откликаюсь на самые разнообразные просьбы друзей и знакомых.

21. Большинство знаний я получаю из общения со сверстниками, а не из книг или школьных уроков.

22. Бывает, я чувствую себя очень уставшим без всякой причины.

23. Я легко ориентируюсь в неожиданных ситуациях.

24. Если мои желания вступают в противоречие с потребностями, то я всегда выбираю не то, что хочу, а то, что должен делать.

25. Думаю, что окружающие не считают меня эгоистом.

26. Я человек разговорчивый.

27. Считаю, что характеристика «спокойный» — ко мне не подходит.

28. Думаю, что большинство окружающих считают, что я человек творческий, с богатым воображением.

29. Полагаю, что назвать меня ленивым нельзя.

30. Я избегаю соперничества с другими людьми.

31. Мне нравятся большие шумные компании.

32. Меня часто одолевают сомнения по самым разным поводам.

33. Я люблю размышлять над причинами и последствиями происходящих в моей жизни событий.

34. Когда я поставил перед собой цель, то готов преодолеть большие трудности на пути к ней.

35. Думаю, что я человек щедрый.

36. У меня лучше получается работать в обществе других людей, а не в одиночестве.

37. Меня легко развеселить или расстроить.

38. Мне нравится узнавать все новое — даже когда это идет вразрез с моими знаниями и убеждениями.

39. Прежде чем сделать что-либо, я всегда задумываюсь о возможных последствиях.

40. Мне доставляет удовольствие помогать другим людям.









Бланк для ответов

I

II

III

IV

V

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.












Пояснение : В верхней строке римскими цифрами обозначены номера столбцов. Ниже арабскими цифрами обозначены номера вопросов, ответы на них записывай в соответствующих клеточках.

Ключ

Посчитай сумму баллов в каждом из столбцов. Полученные суммы свидетельствуют о выраженности соответствующих качеств личности, входящих в «большую пятерку» ( их перечень приведен ниже).

Интерпретация результатов

Показатели степени выраженности:

0- 3: низкая

4-6 : ниже среднего

7-9 : средняя

10-12: выше среднего

13-16: высокая











«Большая пятерка» качеств личности:

1.Экстраверсия — интроверсия. Это направленность личности на внешний либо свой внутренний мир. В первом случае человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий любую работу в компании, чем в одиночестве. Во втором — сдержанный, критично мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, по натуре он индивидуалист. Он находит себя в деятельности, не требующей интенсивного общения. Чем выше показатель, тем ярче выражена экстраверсия.

2. Нейротизм (повышенная эмоциональность реакций) — эмоциональная устойчивость . Это показатель эмоциональной стабильности. Устойчивые люди проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, даже несколько «толстокожи». У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях. Те же, кому свойствен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но в то же время это люди более чуткие, отзывчивые, динамичные. Высокие баллы свидетельствуют о нейротизме.

3. Открытость — закрытость к новому опыту. В первом случае человек легко воспринимает все то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов. Во втором случае настороженно относится ко всему новому и неожиданному, предпочитает стабильность, тяжело меняет свои принципы и убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит стабильность и стремится обеспечить ее в своей жизни. Высокие баллы свидетельствуют об открытости к новому опыту.

4. Сознательность — несобранность. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс — беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Но в то же время такие люди обычно более расслабленные, жизнерадостные, приятные в общении, легко переносящие проблемы и неприятности. Чем выше показатель, тем ярче выражена сознательность.

5. Доброжелательность — враждебность. В первом случае человек благожелателен, доверчив, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают ему располагать к себе окружающих, хотя иногда те начинают злоупотреблять бескорыстностью этого человека, «садятся ему на шею». Во втором случае насторожен, недоверчив, склонен воспринимать окружающих как конкурентов. Он «себе на уме», не дает злоупотреблять своим доверием, но нередко отталкивает от себя окружающих своими бесконечными подозрениями, оказываясь в итоге одиноким. Высокие показатели свидетельствуют о преобладании доброжелательности.



















Урок№ 4

Дерево нашего класса.

Цель: Формирование сплоченности класса

Задачи: 1.Расширить представлений учеников друг о друге, развить коммуникативные способности,

2.Научиться оценивать и описывать себя,

3. Формирование сплоченности класса.

Оборудование: Бланки анкет, листы бумаги А-3,ножницы. цветные карандаши, краски, фломастеры, клей, лист ватмана, скотч.

Ход занятия:

1.Вступлениие( цель- введение в тему)

Ведущий кратко напоминает о том, что обсуждалось на предыдущих занятиях- переход в среднее звено, учиться проявлять настойчивость и упорство в достижениях целей.

2.Одно из изменений в жизни школьников- изменение класса, новые дети. Еще раз повторим имена учеников, когда родился, откуда приехал.

В прошлую встречу- « Рецепт успеха»- приводились примеры из жизни ребят, как им приходилось справляться с трудностями. Теперь можно расширить представления о своих одноклассниках, поиграв в игру « Что я люблю»

Правила игры-участники записывают на листах А-3 свои любимые предметы, увлечения, фильмы, книги, еду, досуг. Листочки складываются пополам и убираются в сумку. Ведущий достает листы и зачитывает. Задача учеников- угадать, чей портрет описан. В игре можно включать систему оценивания- наклейки, жетоны.

3.Самооценка. Выполнение методики самооценки

4.Создание дерева нашего класса: листья, плоды, цветы должны иметь имя и качества учеников.

5.Итог: Наш класс небольшой, но какие творческие и хорошие дети в нем учатся.

6.Подведение итогов: На сегодняшнем занятии мы поближе познакомились друг с другом, узнали интересы друг друга. Если было сложно- молодцы, все справились. Научились давать себе оценку, и создали плакат нашего класса.











Урок № 3 Рецепт Успеха.

Оборудование: Музыка звуки леса, бланки для выполнения методики, текст истории.

Цель: Формирование положительной мотивации в учебе и выздоровлении.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных качеств, умения слушать собеседника

  2. Развитие навыков рефлексии, умения делать выводы

  3. Развитие способности оценивать себя

Ход занятия:

1.Ведущий рассказывает историю, которая может служить примером для подражания. Например участник пара- олимпийских игр: несмотря на трудности со здоровьем добился успеха.

2.Дети рассказывают свои примеры, обмениваются впечатлениями.

3.Вывод: Стремиться к достижению своей цели, проявлять упорство и настойчивость- тогда ждет тебя успех.

4. Релаксация. Детям предлагается отдохнуть на лесной полянке. Ведущий описывает ситуацию- поездка за город, выход в лес, остановка на полянке, слушание пения птиц., возвращение домой.

5. Итог: На уроке мы узнали: все мы разные, но независимо от возможностей каждого, проявляя упорство и настойчивость- волевые качества- мы можем добиваться поставленных целей и добиваться успеха. Успех в учебе- одна из наших целей. В 5-м классе появилось много предметов, но все они нужны нам для развития.



















Урок № 1 Что нового?

Цель: Профилактика проблем адаптации в 5 классе.

Задачи:

  1. Обсудить отличия среднего звена от начальной школы,

  2. Учиться оценивать себя

  3. Способствовать развитию навыка рефлексии.

Оборудование: Бланки для теста, плакат Лестницы роста, музыка для релаксационного упражнения

Ход занятия:

1.На доске или на стене укрепляется рисунок Лестницы роста. Ведущий объясняет, что на занятиях по данной программе мы будем подниматься по символическим ступеням, символизирующих усвоение материала и стремление к росту личности каждого ученика. Дается определение личности.

2. Упражнение « Продолжи фразу».

На листе ватмана нарисована гора, отображающий школьный путь с 1 по 11 класс. Участникам предлагается продолжить фразы: « В начальной школе мне больше всего запомнилось…»; « В пятом классе мне хотелось бы…» Все записывают на листах А3 или устно сообщают свои мысли. Ведущий отмечает, что у всех довольно большой опыт, поэтому дальнейший путь будет легче.

3.Что же нового появилось в жизни учащихся в связи с переходом в пятый класс? Дети отвечают: новые предметы, каждый предмет ведет отдельный учитель, Нагрузка на учащихся- уроки в субботу. Появились новые дети или ребенок перешел в новый класс.

4. Психогеометрический тест. Изобразите себя и окружающих вас людей через геометрические фигуры. Это могут быть друзья и родственники. После выполнения задания ведущий зачитывает значения фигур и предлагает детям сделать вывод, насколько качества людей совпали. Дети приводят примеры.

5.Релаксация. Дети отправляются мысленно на природу, и слушают пение птиц. Ведущий объясняет учащимся, что была проделана сложная работа и в лесу они отдохнут и наберутся сил. После этого дети возвращаются в школу, мысленно садясь на поезд, любуясь видом из окна.

6.Подведение итогов: Ведущий подводит итог первого занятия: Мы сегодня обменялись пожеланиями и мыслями, что ждем мы в 5 классе, чем отличается обучение в средней школе, как изменился коллектив, учились изображать себя и других людей через геометрические фигуры. Дети обмениваются впечатлениями.

7. Ритуал прощания. Все желают хорошего настроения, успехов. На лестнице роста пишутся имена детей и символические оценки- жетоны.





Урок № 2. Я и мои цели.

Цель: осознание жизненных целей и способов их осуществления

Задачи: 1. Обсудить с учащимися цели и способы их достижения.

2.Профилактика проблем в адаптации..

3. Развитие способности самооценки, самоотношения, рефлексии.

Оборудование: Бланки для фиксации результатов методики, диск с музыкой « Звуки моря», «Звуки леса», ручки ( карандаши).

Ход занятия:

  1. Разминка. Приветствие, настрой на позитивное настроение. Ведущий напоминает, что ребята обсуждали на предыдущем занятии: отличие средней школы от начальной. Появились новые предметы, больше ответственности. Какие положительные моменты учащиеся могут выделить, вспоминая начальные классы? Они научились читать, писать, считать, получили большой опыт- теперь им будет учиться легче.

2.Осознание собственных целей и способов их достижения. Слушание сказки О. Колосовой. Обсуждение сказки, рефлексия. Иллюстрации к сказке.

3. Далее ведущий объясняет, что для достижения своих целей важно не только уметь выстраивать план действий, подбирать средства и способы достижения. Проявление волевых качеств личности так же необходимо для достижения целей. Детям предлагается выполнить методику на изучение волевых качеств личности. Приложение 4, 5.

4.Релаксация

5. Подведение итогов, обмен впечатлениями. Ведущий и дети делают вывод о том, что нужно уметь ставить перед собой цели, дробить их на задачи. Далее необходимо выбирать средства и способы достижения. Пример- обучение в школе. Развивая свои упорство и настойчивость, вы с большим успехом сможете добиваться своих целей. Пример- жизнь знаменитых людей.













Урок № 5.Советы на каждый день.

Цель- Развитие представлений о здоровом образе жизни

Задачи:

  1. Развитие представлений о здоровом образе жизни

  2. Развитие способности к рефлексии.

  3. Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: Листы бумаги А3, ватман, карандаши, фломастеры, краски, цветной картон- синий и красный, музыка для релаксации Звуки леса.

1.Разминка.Ведущий здоровается с детьми и напоминает, что они обсуждали на предыдущих встречах- переход в среднее звено, пробовали дать себе характеристику, оценить себя, обсуждали волевые качества личности. В общем школьники повзрослели и они уже многое умеют делать сами и должны понимать, что забота о самом себе- одна из составляющих успешной жизнедеятельности. Как же мы можем позаботиться о себе? Полезные и вредные привычки.

2. Ведущий разговаривает с детьми о полезных привычках. Начиная утро каждый день мы выполняем определенные действия- умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, едим кашу, идем до школы пешком, а не на автобусе- все это маленькие кирпичики нашего здоровья. А какие полезные советы вы можете сделать друг другу? На запрещающие правила- символы наклеиваются красные рамки, на разрешающие- синие, как в правилах дорожного движения.

Выбор темы: а)В гармонии с собой и другими б)Сам себе голова в) Как не попасть в неприятную ситуацию г) Учусь учиться

Выполнение творческого задания.

3.Релаксация. Дети слушают музыку лес, и приводят мысли в порядок.

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями. Дети показывают свои правила, наиболее удачные размещаются на газету.

5. Ритуал прощания. Ведущий и дети желают друг другу здоровья, успехов.



















Урок 6. Сам себе помощник.

Цель: расширить представление детей о мире эмоций.

Задачи: 1. Научить детей определять эмоции других людей и свои

2.Научить детей понимать свои эмоции.

Оборудование: цветная бумага, карандаши и ручки, листы А4, музыка для релаксации Море.

Ход занятия:

1.Ведущий объясняет детям, что для того, чтобы успешнее понимать друг друга, нужно для начала научиться осознавать свои чувства.

Упражнение « Фигуры чувства» На листе А4 дети рисуют пять больших фигур, а затем придумывают им название- чувство и цвет.

Упражнение «Нарисуй эмоцию». Дети изображают лица (5-6) с разными эмоциями.

Ведущий подводит итог, что несмотря на то, что все знают про различные чувства, когда они проявляются, не все могут правильно понять, как они выглядят со стороны.

2.Обсуждение темы. Учащимся предлагают нарисовать то, что они не любят делать- пожаловаться на листе А4. После этого из листа складывается оригами- кораблик или пароход. Ведущий объясняет, что всем нам приходится каждый день делать то, что не нравится, делать то, что требует определенных усилий. Тем не менее практически все то, что мы не любим делать, очень нужное и важное. Например, кто- то не любит чистить зубы, умываться. Делать зарядку- эти действия направлены на то, чтобы каждый ощущал прилив сил и бодрости, здоровья. Есть суп или кашу( с комочками) тоже необходимо для сил и роста. Делать уколы, перевязки нужно для того, чтобы поправиться. Уроки- чтобы стать умным и занять достойное место в обществе..Пусть эти кораблики в Ваших руках, нагружены не очень приятными но важными действиями, приплывет к берегам здоровья, благополучия, успеха.

3.Релаксация. Под спокойную музыку дети отдыхают, представляя себя на пляже на море.

4.Подведение итогов, обмен впечатлениями. Ведущий еще раз делает вывод о том. Что в каждом из нас живут разны чувства. Чувства это реакция на события, которые происходят с нами каждый момент. Порой мы испытываем неприятные чувства- страх- реакция защиты, сигнал об опасности. Этот сигнал нам порой приходится преодолевать- у врача в кабинете, у доски на уроке ( вдруг я не справлюсь- получу двойку или надо мной посмеются). Если бы у нас не было страха, мы не боялись бы ходить по улице на красный сигнал светофора. Печаль, грусть нам нужна для того, чтобы принять новые условия в жизни. Мы грустим тогда, когда мир меняется, мы что- то теряем. В этот момент в нашем организме происходят даже химические процессы- выделяется гормон, который действует как обезболивающее.. Злость, гнев мы чувствуем тогда, когда нарушается наша свобода ( иди сделай уроки, надень шапку, не получается что-то сделать- дурацкая задача) . Но если бы не было гнева, мы не умели бы сопротивляться, превратились бы в рабов. А вот радость мы испытываем тогда, когда мы ничего не боимся, нас ничто не печалит ( мы ничего не теряем) и нас ничего не злит ( ничто не нарушает нашу свободу). Чувства- это упряжка коней и мы сами должны ими управлять, иначе кони понесут нашу колесницу в пропасть. Контролировать свое недовольство, страх, печаль можно с помощью понимания, для чего мы делаем то или иное действие.

Все, что мы делаем- для того, чтобы быть здоровыми, сильными, умными и красивыми. Поэтому пусть наш кораблик плывет с попутным ветром терпения к берегам Знаний, Здоровья и Красоты.

5.Ритуал прощания. Дети прощаются друг с другом, желают здоровья, терпения и т.д.



















































Урок № 7.Я- такой.

Цель- создать у учеников мотивацию на самопознание, способствовать развитию самопознанию.

Задачи:

1.Создавать у учеников мотивацию на самопознание, способствовать развитию самопознанию.

2. Способствовать рефлексии и уверенности в себе.

3. Снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: Бланки для выполнения методик, текст опросника, музыка для релаксации, шариковые ручки.

Ход занятия:

  1. Разминка. Приветствие. Ведущий объясняет учащимся, что несмотря на то, что мы все внешне похожи, каждый имеет свой внутренний мир, своеобразие.

  2. Обсуждение темы: ребятам предлагается продолжить предложение « Я думаю, что я…» - написать. Каким себя считает ученик через запятую. Далее учащиеся выполняют методику « Большая пятерка качеств личности» Приложение.

  3. Релаксация. Дети отдыхают под спокойную музыку, ведущий объясняет им, что надо успокоиться, почувствовать, как тело отдыхает после умственной работы.

  4. Подведение итогов. Ведущий зачитывает ключ к методике, и просит учащихся найти сходство или различие между своими предположениями и тем, что получилось по результатам методики. Пятиклассники делятся впечатлениями.

  5. Ритуал прощания. Пятиклассники желаю друг другу здоровья, успеха и т.д.

















Урок № 8 Ладонь, полная солнца.

Цель- профилактика адаптации пятиклассников, формирование сплоченности в коллективе.

Задачи:

  1. Формирование сплоченности в коллективе.

  2. Профилактика адаптации пятиклассников.

  3. Настрой на здоровый образ жизни.

Оборудование: цветная бумага, фломастеры, карандаши, лист ватмана с нарисованным солнцем.

Ход занятия.

  1. Разминка. Приветствие. Ведущий объясняет детям, что это заключительное занятие, на котором они будут создавать плакат с добрыми пожеланиями друг другу. Все вместе они обсудили много важных тем.. Обсудили изменения, которые произошли с ними при переходе в среднее звено- появились новые предметы, больше ответственности. Выяснили, что для того, чтобы успешно учиться в школе надо уметь ставить перед собой цели, проявлять волевые качества личности. Стимулом к достижению целей может стать их личный пример из прошлого или истории людей, которые, несмотря на испытания, преодолели трудности, и добились успеха. Так же ребята поближе познакомились с коллективом, который изменился в этом году. Вместе они создали «Дерево нашего класса» . Все ребята поделились советами здорового образа жизни, обсудили мир эмоций и поняли, что нужно стараться быть хозяином своих чувств. Научились оценивать себя, смотреть на себя со стороны.

  2. Объясняет, что нужно сделать для того, чтобы получился плакат- обвести свои ладони и « наполнить» их теплом своих пожеланий- добра, здоровья, хороших оценок, терпения и т. д.

  3. Релаксация. Под спокойную музыку дети отдыхают.

  4. Подведение итогов и обмен впечатлениями. Ведущий:

- Что вы поняли на сегодняшнем занятии? ( Доброе слово может вылечить, а плохое- ранить)

- Расскажите о своих впечатлениях о занятиях? Что было трудным? Что- интересным? Чему Вы научились? Что нового вы узнали о других?

5. Ритуал прощания. Ведущий желает детям успехов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!