СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дети и война» (по повести В.О. Богомолова «Иван»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            "Дети и война- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете".

                                      А. Твардовский.

Просмотр содержимого документа
««Дети и война» (по повести В.О. Богомолова «Иван»).»

Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова "Иван".


Тема урока: «Дети и война» (по повести В.О. Богомолова

«Иван»).

Цели урока:1. Развитие умения анализа художественного произведения.

2. Формирование умения выражать собственную позицию,

вести диалог.

3. Воспитание нравственных качеств учащихся.

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение и анализ отдельных эпизодов.

Оборудование: отрывок кинофильма "Судьба человека", портрет писателя, фотографии, презентации.

Эпиграф к уроку:

"Дети и война- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете".

А. Твардовский.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения и мы будем говорить о войне и о тех, кто защищал нашу страну от немецких захватчиков.

3. Вступительное слово учителя.

- Война… какое страшное и ужасное слово. Сколько бед, страданий, слёз принесла она людям. Война – беспощадное существо, которое не жалеет ни стариков, ни женщин, ни детей. Всем она причиняет одинаковое горе. Каково же было детям! Детям, чье детство пришлось на долгие годы войны. Они рано повзрослели, жили в постоянном страхе, испытывали голод и холод, вынуждены были работать вместо взрослых до изнеможения, браться за оружие, рано погибать. Можно сказать, что они были лишены детства, той золотой поры, когда мир видится только в светлых красках. Война у них отняла детство.

Война от человека требует мужества, стойкости, выносливости, поэтому испокон веков уходили на войну мужчины, оставляя дома своих жён, матерей, сестёр. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны от мала до велика. Наряду с мужчинами на фронт уходили женщины и даже дети.

Дети и война… Можно ли совместить эти два слова? Вот что об этом сказал когда-то поэт А. Твардовский: «Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете».

Трудно не согласиться с поэтом. Не могут, не должны стоять рядом эти слова. Однако тысячи детей лишены были детства, остались сиротами, погибли в это страшное время. Об этом повесть В. Богомолова «Иван», к которой мы сегодня с вами обратимся. Так и звучит тема нашего урока: "Дети и война" (по повести В. Богомолова "Иван").

Сам В. Богомолов о войне знает не понаслышке. Совсем юным ушёл он на фронт, был десантником и разведчиком, прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, был ранен, награждён орденами и медалями. Поэтому многие его книги о войне. В своих произведениях Богомолов говорит правду о войне. Он хочет, чтобы все мы, живущие в мирное время, сильнее ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война, какую бездну горя она принесла миру.

Повесть «Иван» - первое произведение писателя. Это повесть о двенадцатилетнем мальчике, вашем сверстнике, который волею судьбы оказался на фронте.



4. Анализ повести «Иван».

(Повесть к уроку прочитана всеми учениками)

Как происходит наша первая встреча с Иваном?

Ивана обнаружили в воде, возле берега советские солдаты и при-

вели к своему командиру — старшему лейтенанту Гальцеву.

Мальчишка упорно молчал на все расспросы, заявив, что будет

говорить только с командиром.

Как выглядел мальчик?

Худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший и

дрожавший от холода. «На нем были мокрые, прилипшие к телу

рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в

грязи.»

Что было странным в поведении мальчика?

Мальчик недоверчиво смотрел на Гальцева, ничего не рассказы-

вал о себе, почти не ел, мало спал. Но больше всего возмутило

Гальцева то, что мальчишка приказывал ему: «Я Бондарев. Сей-

час же сообщите в штаб, пятьдесят первому, что я нахожусь

здесь.» Это был дерзкий мальчишка.

Почему Иван так вел себя?

Потому что он был самым ценным разведчиком. Его берегли и

от всех скрывали. Только в штабе знали о нем все и приказывали

подчиненным командирам создавать все условия для этого ребен-

ка. А он действительно был еще ребенок: «Узкоплечий, с тонкими

ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет.»



Учащиеся отмечают необычайную выдержку мальчика, его

мужество, ловкость, гордость, чувство собственного достоинства

человека, хорошо и умело выполнившего порученное ему дело.

О подвигах Ивана в тылу врага мы, собственно, ничего не знаем.

Представление об этом дает нам отношение к нему взрослых.



Приведите примеры того, как относились к Ивану Холин и Катасонов.

Холин относился к Ивану как к равному, взрослому другу. Он

изумился тому, что Иван переправился через Днепр вплавь,

рискуя утонуть в ледяной воде или погибнуть под фашистским

обстрелом. «Он один дает больше, чем ваша разведрота ,» —

говорит Катасонов. Посылая мальчика во вражеский тыл, он

волнуется за него, потому что любит, как сына, и хочет после

войны его усыновить.

Как случилось, что Иван стал разведчиком?

Звучит рассказ о судьбе Ивана.

На долю ребенка выпало много испытаний, за короткое время он многое пережил. Не каждый взрослый человек может такое выдержать. Война никого не щадит, даже детей.

Объясните слова, сказанные Иваном: «Офицером стать я еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало.»

Какие боевые задания выполнял Иван? Как вы оцениваете работу маленького разведчика?

Иван делал то, что взрослым было не под силу: он мог проникать

далеко в тыл противника, находиться там по десять дней, при-

кидываясь бездомным побирушкой, и выяснять, какие немецкие

части стоят, сколько солдат и каково количество орудий. Чтобы

не вызвать подозрений у немцев, он ничего не записывал, а

завертывал в носовой платок зернышки пшеницы и ржи, семечки

подсолнуха и хвою, чтобы, перебравшись к своим, сделать и

записать необходимые подсчеты. Это был очень умный и наход-

чивый мальчик, смелый и решительный, ведь он оказывался один

среди фашистов, которых ненавидел. Но он не мог выдать своей

ненависти, он должен был притворяться бедным и несчастным,

чтобы вызывать у фашистов жалость. Это для Ивана было,

наверное, самое трудное, ведь он был таким гордым. Но, добывая ценные сведения, Иван понимал, что приносит пользу и таким

образом мстит за погибших отца и сестренку. Он понимал, что каждое его донесение -это месть врагу

Давайте обратимся к центральному эпизоду повести — переправке Ивана через Днепр (гл. 6-7). Почему главное внимание автора уделено изображению взрослых, а не Ивана?

Как ведут себя взрослые — Холин и Гальцев?

Холин уже не первый раз участвует в такой операции. Он знает

все, продумывает каждый шаг. И все равно очень волнуется. Он

пытается скрыть волнение, потому что оно может передаться

Ивану, а этого допустить нельзя — мальчик идет на задание. И

все-таки Холин не выдерживает: он предлагает Ивану проводить

его. Это уже не по плану! Иван категорически, «упрямо и зло»,

заявляет: «Я сказал! Я сам!»

Холин, расставшись с Иваном, мыслями все время был с ним. Он

переживал за мальчика, оставшегося один на один со смертель-

ной опасностью.

Гальцев, боевой офицер, впервые оказался в разведке (ситуация

была вынужденной: случайной пулей оказался убит разведчик

Катасонов). Волнение было страшным, мысли не всегда разум-

ными. Раздражало всё: и промокшая одежда, и тяжелый запах от

неубранных трупов, и невозможность курить. Холин сердился

на Гальцева, называя его «неврастеником». Гальцев не обижался:

он понимал, что Холин волнуется ничуть не меньше, просто он

умеет скрывать это. С какой болью и жестокостью звучат слова

Холина:

— Третий год воюешь?.. И я третий… А в глаза смерти — как

Иван ! — мы, может, и не заглядывали…За тобой батальон, полк,

целая армия… А он один !.. Ребёнок !.. И ты ему ещё ножа воню-

чего пожалел !..

И в сравнении с этими взрослыми мужчинами маленькая фигурка

Ивана вырастает в наших глазах до образа — символа.

Как были оценены заслуги Ивана перед Родиной?

Он был награждён орденом Отечественной войны и медалью

« За отвагу».

Что мы узнаём о судьбе Ивана Буслова в финале повести?

В декабре 1943 года Иван был задержан немцами возле железной

дороги, когда вёл наблюдение за движением эшелонов. При

задержании он оказал яростное сопротивление. Фашисты пытали

Ивана, но ничего не добились, они не узнали даже его имени.

Иван не скрывал своей ненависти к фашистам и был расстрелян

25 декабря 1943 года. Он погиб как герой !

Почему повесть завершается документальной выдержкой из протокола немецкой полиции без комментария автора?

Документ подтверждает, что Иван Буслов действительно

существовал, хотя подполковник Грязнов и убеждал Гальцева

забыть о встрече с этим мальчиком. И смерть Ивана — это тоже

страшная правда о войне, где люди могли погибнуть героически,

как Холин, прикрывавший отход своих солдат до последнего и

взорвавший себя вместе с немцами, когда его схватили, и где

смерть могла настигнуть и случайно, как погиб Катасонов от

слепой пули.

(отрывок из документа)

5. Чтение документа.

  • Что поражает вас в этом документе?

  • Как ведёт себя Иван во время допроса?

  • Каким же нужно быть человеком, чтобы всё это выдержать?

  • Ивану всего 12 лет. Почему же тогда его почти никто не называет Ваня?

- Война не детское дело, но она втянула в свой водоворот даже детей. Маленький мальчик стал разведчиком. Он делал взрослую работу на войне. Докажите.

  • Какое чувство вызывает у вас Иван?

  • А если бы Иван остался жив, то кем бы он стал? Как сложилась бы его жизнь?

-Иван погиб, защищая свою Родину. Это был сильный, мужественный человек, он не боялся смотреть смерти в глаза и делал всё для того, чтобы все мы жили под мирным небом и не знали, что такое война.

Повесть обрывается многоточием. Слова не нужны. Мы молчим, склонив головы в память обо всех не вернувшихся с войны.

6. Рассказ учащихся о детях-героях.

7. Составление синквейна со словом война и детство.

Война

Страшная, жестокая

Убивает, лишает, разрушает

Приносит людям много страданий

Горе

Детство- Веселое, счастливое- Играть, веселиться, расти- Лучшее время в жизни- Радость.

8. Итог урока



У войны не детское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть.

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.



- Немало горя принесла война нашей стране, нашему народу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами знали о войне только по книгам, по рассказам ветеранов, по кинофильмам.



9. Домашнее задание : Иллюстрации на тему "Дети и война"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя