СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с ЗПР в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

организация работы с детьми ЗПР в шклое 

Просмотр содержимого документа
«ЗПР педсовет»


Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим  ОВЗ. В условиях реализации ФГОС для таких детей должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.

Сл.2 ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Это специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. Такие дети оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегося поведения.

Сл.3 Причины задержки психического развития:

Сл.4 – 5 Типичные особенности свойственные всем детям с ЗПР

Сл.6 Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.

Сл.7 Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.

Сл.8 Особенности обучения

В процессе обучения учителю следует:

  • использовать четкие указания;

  • поэтапно разъяснять задания;

  • учить последовательно выполнять задания;

  • повторять инструкции к выполнению задания;

  • демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

  • использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

  • ежедневно оценивать;

  • акцентировать внимание на хороших оценках;

  • разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

  • проводить оценку переделанных работ;

  • использовать систему оценок достижений учащихся.

Сл.9

  • Каждый урок является продолжением предыдущего.

  • Одним из основных приемов работы - многократное повторение основного материала

  • Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма.

  • Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща, третье — каждый индивидуально).

  • Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.

  • Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.

  • Учитель должен давать задания, идущие от простого к сложному, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.

  • Постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;

  • Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, так как данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности;

  • Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить его через некоторое время;

  • Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;

Сл.10

  • Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения, так как процесс переключения у них снижен;

  • Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор, схем, таблиц;

  • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать;

  • С целью предупреждения переутомления давать равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут);

  • Развивать самоконтроль давать возможность самостоятельно находить у себя ошибки, но делать это тактично;

  • Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. Стараться активизировать не столько механическую память, сколько смысловую;

  • Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения;

  • Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.

  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

Сл.11 Общие подходы в обучении детей с ЗПР

Сл.12 «Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами».






Просмотр содержимого презентации
«ЗПР педсовет»

Особенности обучения детей  с задержкой психического развития .

Особенности обучения детей с задержкой психического развития .

Задержка психического развития Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Задержка психического развития

  • Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

  • Задержка психического развития относится к «пограничной» форме нарушения индивидуального развития организма и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций .
неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка патология беременности патология беременности длительное ограничение жизнедеятельности ребенка длительное ограничение жизнедеятельности ребенка асфиксия и травмы при родах асфиксия и травмы при родах  Причины задержки психического развития :   Социальные Биологические генетическая обусловленность генетическая обусловленность Недоношенность Недоношенность

неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка

неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка

заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка

заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка

патология беременности

патология беременности

длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

асфиксия и травмы при родах

асфиксия и травмы при родах

Причины задержки психического развития :

Социальные

Биологические

генетическая обусловленность

генетическая обусловленность

Недоношенность

Недоношенность

Познавательная сфера Психо-моторная сфера

Познавательная сфера

Психо-моторная сфера

  • Двигательная разбалансированность
  • Импульсивность
  • Нарушения координации движения
  • Слабость мелкой моторики
  • Гиперактивность
  • Повышенный мышечный тонус
  • Внимание – неустойчивое, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация.
  • Мышление – отставание в развитии всех форм мышления, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), снижение познавательной активности.
  • Память – страдают все виды памяти: недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения
Речевое развитие Эмоционально-волевая сфера

Речевое развитие

Эмоционально-волевая сфера

  • Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения
  • Неспособность к волевому усилию
  • Инфантилизм
  • Преобладание игровых мотивов
  • Стремление к получению удовольствия
  • Дефекты произношения
  • Ограниченность словарного запаса
  • Трудности словоизменения, словообразования
  • Нарушение синтаксической структуры предложения
  • Недостаточность речевой регуляции
  • Трудности вербализации действий
  • Несформированность планирующей функции речи
« Чем ниже уровень психического развития ребенка,  тем выше должен быть уровень образования педагога»  П. Шуман   ГЛАВНЫЕ требования к уроку  с детьми ОВЗ

« Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования педагога» П. Шуман

ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ

Виды педагогической помощи Учебная Направляющая  внутриклассная дифференциация, коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных заданий обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий Стимулирующая Обучающая помогает сконцентрировать внимание, нацеливает на решение задачи, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения показать ученику последовательность и образец выполнения задания

Виды педагогической помощи

Учебная

Направляющая

внутриклассная дифференциация,

коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных заданий

обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий

Стимулирующая

Обучающая

помогает сконцентрировать внимание, нацеливает на решение задачи, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения

показать ученику последовательность и образец выполнения задания

Особенности обучения В процессе обучения учителю следует: использовать четкие указания; поэтапно разъяснять задания; учить последовательно выполнять задания; повторять инструкции к выполнению задания; демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача). Способы оценки достижений и знаний учащихся:

Особенности обучения

В процессе обучения учителю следует:

  • использовать четкие указания;
  • поэтапно разъяснять задания;
  • учить последовательно выполнять задания;
  • повторять инструкции к выполнению задания;
  • демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

  • использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневно оценивать;
  • акцентировать внимание на хороших оценках;
  • разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
  • проводить оценку переделанных работ;
  • использовать систему оценок достижений учащихся.
Особенности обучения Каждый урок является продолжением предыдущего. Многократное повторение основного материала. Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания. Излагать материал надо маленькими дозами Выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка; На каждом уроке обязательно вводить организационный момент; Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа; Необходимо разделять большой и сложный материал на отдельные части и давать их постепенно;

Особенности обучения

  • Каждый урок является продолжением предыдущего.
  • Многократное повторение основного материала.
  • Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма.
  • Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания
  • Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
  • Излагать материал надо маленькими дозами
  • Выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.
  • Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;
  • На каждом уроке обязательно вводить организационный момент;
  • Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа;
  • Необходимо разделять большой и сложный материал на отдельные части и давать их постепенно;

Особенности обучения

Особенности обучения

  • Не отвлекать во время выполнения задания;
  • Стараться облегчить учебную деятельность;
  • Дети должны слушать, смотреть, проговаривать;
  • Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут);
  • Развивать самоконтроль;
  • Не нужно давать на уроке более двух новых понятий;
  • Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения;
  • Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач;
  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
Общие подходы в обучении детей с ЗПР

Общие подходы в обучении детей с ЗПР

  • Введение физминуток через 15-20 минут.
  • Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу)
  • Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
  • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
  • Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
  • Связь обучения с жизнью
  • Постоянное управление вниманием
  • Главная составляющая работы — общение и и ндивидуальный подход
«Поддерживаем стремления,  радуемся победам,  гордимся результатами.»

«Поддерживаем стремления, радуемся победам, гордимся результатами.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!