СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДЕТСКИЕ И МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время во всех регионах Украины функционируют различные общественные детские и молодежные организации, которые с каждым годом увеличивают влияние на воспитание и социальное становление детей, подростков, молодежи. Являясь отдельным социально-воспитательным институтом и потенциально мощным социализирующим фактором, общественные детские и молодежные организации являются объектом социально-педагогической науки и практической деятельности.  Рост их влияния на процесс формирования подрастающей личности повышает исследовательский интерес к изучению сущности, признаков и структурных характеристик этого социального института [8].

           В демократических государствах Конституция провозглашает свободу союзов и ассоциаций граждан, то есть их право создавать объединения, присоединяться к ним или выходить из них.  Понятие «объединения» охватывает многие формы общественной активности и определяется как добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами их прав и свобод. Общественные объединения как система свободных социальных форм жизнедеятельности людей является признаком любого гражданского общества. Дергунов В. считает, что общественное объединение - объединение, созданное инициативе и на основе свободного волеизъявления граждан, не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать при его поддержке, в т. ч. материально-финансовой, и не имеет целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения[5]. Анализ научной литературы позволил выделить следующие формы общественных объединений:

 - общественная организация (характеризуется совместной деятельностью граждан с целью достижения социально значимых целей с обязательным оформлением членства, выборами руководящего органа);

 - общественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, в котором нет членства, но есть участники и руководящий орган);

 - общественный фонд (создается для формирования имущества на основе добровольных взносов и иных законных поступлений и использования данного имущества в общественно полезных целях; не предусматривает членов и участников; высший орган – правление; надзор осуществляет попечительский совет)

 - общественное заведение (учреждение) (создается для предоставления конкретного вида услуг, имеет учредителей, участников и потребителей услуг);

 - орган общественной самодеятельности (создается для совместного решения социальных проблем всеми заинтересованными гражданами; не имеет высших органов управления на выборной основе (народные дружины, товарищеские суды и пр.)).

         В общем смысле организация (франц. «organisation», лат. « organizo» - предоставляю стройный вид, устраиваю) является объединением людей, совместно реализующих программу или достигающих  цели и действующих по установленным правилам и процедурам. В современной науке, в соответствии с различными подходами к изучению теории организации, понятие «организация» понимается как вид кооперации людей; общность индивидов, взаимодействующих между собой; социальное объединение; социальную группу; формализованную структуру. Его можно рассматривать в нормативно-правовом, социологическом психологическом и социально-педагогическом  аспектах.

        В законодательстве Украины под термином «общественная организация» понимается объединение граждан для удовлетворения и защиты своих социальных, экономических, творческих, национально-культурных, спортивных и других общих интересов (Закон Украины «Об объединении граждан», 1992 г.) [9]

        Таким образом, общественная организация это - объединение, созданное по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых, не являющееся непосредственным структурным подразделением государственного органа (возможно функционирование на его базе и при его поддержке), не ставящее своей уставной целью получение прибыли и распределение  между членами организации. Согласно украинскому законодательству в общественной организации должны действовать принципы добровольного членства, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Их членами могут быть лица, которые достигли 14 лет. Фиксированное индивидуальное членство в общественных организациях не обязательно; в случаях, предусмотренных уставом, в их деятельности могут принимать участие коллективные члены.

    Ведущее место в структуре социально-педагогической деятельности занимает социальное воспитание, направленное на успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию личности в социуме. В современных условиях педагогическое, воспитательное и социализирующее пространство формируют, прежде всего, разнообразные социальные институты. В социально-педагогической науке их трактуют как устойчивые типы и формы социальной практики, которая обеспечивает организация общественной жизни, устойчивость связей [4]. Одним из таких социальных институтов являются детские и молодежные общественные организации. Сформировавшись на протяжении XX столетия как мировой социально-воспитательный феномен, они стали объектом исторических, социологических, педагогических, психологических исследований.

        М. Гурьянова отмечает, что детские и молодежные объединения - разновидность социально-педагогической деятельности детей и молодежи в открытой микросреде. Их необходимо рассматривать не как один из методов и эффективную форму социального воспитания, а как самодостаточный социальный институт, который играет важную роль в личном самоопределении молодого человека [1].

        В Законе Украины «О молодежных и детских общественных организациях» (1998) приведены нормативные определения детской и молодежной организаций [9]. Детская общественная организация - объединение граждан в возрасте от 6 до 18 лет, целью которого является осуществление деятельности, направленной на реализацию и защиту своих прав и свобод, творческих способностей, удовлетворения собственных интересов, которые не противоречат законодательству, и социальное становление как полноправных членов обществ. [6]

      Четко разграничить понятия «детская организация», «молодежная организация», «детское движение», «молодежное движение» сложно, поскольку часто они имеют в своем составе представителей и других возрастных категорий, характеризуются специфической возрастной структурой (например, организации скаутского типа, которые, по сути, является детско-молодежным типом). Украинский исследователь В. Головенько предлагает считать детское движение составляющей молодежного движения «не отрицая его право на определенную самостоятельность» [2]. Современный украинский социолог Н. Головатый  считает детские общественные объединения как «организации», которые работают над решением детских проблем. Ю. Полищук придерживается мнения, что использование термина «общественная детская организация (объединение)» научно не обосновано, а такие объединения, исходя из  возрастного склада и анализа конкретной деятельности, следует считать разновозрастными молодежными объединениями социально-педагогического направления. [10]

            Многообразие определений свидетельствует как о многоаспектности подходов к определению явлений в детской и молодежной среде, так и о недостаточной разработке проблемы в целом и научно-понятийного аппарата в частности. Понятия «детская общественная организация» и «общественная организация» закреплены нормативно как легализованные объединения граждан определенного возраста, созданные и действующие на основе общих интересов; как самостоятельный социально-воспитательный институт с организованной системой социальных связей, норм, ценностей и идеалов; как специально организованная социально-педагогическая система, в условиях которой происходит социальное воспитание и социализация подрастающего поколения.

Литература:

  1. Алиева Л.  Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума / Л.  Алиева / / Педагогика, 2000. – № 7. – С. 48-52
  2. Головенько В.  Украинское молодежное движение в XX веке: историко-политологический анализ основных периодов / В. Головенько. – М.: АЛД, 1997. – 160 с.
  3.  Головенько В. Украинское молодежное движение: история и настоящее / В. Головенько, О.Корниевский. – К: Наукова думка, 1994. – 111 с.
  4. Гулевская-Черныш А. Молодежная организация как субъект социально-педагогической деятельности / А. Гулевская-Черныш / / Социальная педагогика, 2007. – № 1. – С. 20-26
  5. Дергунов В. Дух и облик общественной организации / В. Дергунов, С.Федоров  / / Народное образование. – 1999. – № 6. – С. 107-110
  6. Детские общественные организации: учеб. Метод. пособие / укл. Мазуренко Л. М. и др. – Харьков: Основа, 2004. – 188 с. – (Библиотека журнала \"Управление школой\", вып 10).
  7. Детские объединения Украины / / Школьный мир, 2004. – № 21. – С. 23
  8. Корниевский О. Молодежное движение и политические объединения в современной Украине / О. Корниевский, В Якушин. – К: Киевское братство, 1997. – 130 с.
  9. Нормативно-правовая основа деятельности молодежных общественных организаций: пособие для лидеров молодежных НПО. – К 2002. –  63 с.
  10. Полищук Ю. И. Социально-педагогическая деятельность современных общественных молодежных объединений в Украине: монография / Ю. И. Полищук, за ред. H. Г. Ничкало. –T: ТИПА, 2005. – 432 с.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!