СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детско-юношеское экологическое движение как средство социального становления подростков и юношества.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме выступления на  ЦМК №1.

Просмотр содержимого документа
«Детско-юношеское экологическое движение как средство социального становления подростков и юношества.»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Московский областной медицинский колледж №5»

Преподаватель биологии и химии Кузнецова О.Г.

Детско-юношеское экологическое движение как средство социального становления подростков и юношества.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране после 90-х г.г. оказали существенное влияние на состояние всего общества. Изменились условия социализации подрастающего поколения. Девизом для подростков становятся лозунги: «Бери от жизни все!», «Построй свою любовь» и т.п. При этом популярными для подростков являются не образованные с высокими (нормальными) моральными принципами личности; а ведущие беспорядочную жизнь, лишенные нравственных качеств, склонные к употреблению интоксикаций певцы и актеры. Реализация лозунга «Построй свою любовь» приводит к массовому разложению общества. Подростки, дезориентированные в жизни, пытаются создать близкие отношения, не подозревая о том, что усилия необходимо вкладывать в личностный рост, самореализацию, развитие высоких морально-этических качеств. Все это приводит в том числе к отсутствию интереса к овладению профессией, труду на благо всего общества; позднее – к разрушенной психике, жизни, склонности к употреблению интоксикаций и т.п.

Таким образом, в существующей ситуации на учителя, педагога ложится груз ответственности: создание мотивации подростков к ЗОЖ, привитию любви к труду на благо общества, мотивации к успешной учебе. Каким образом педагог может реализовать все эти цели, прописанные в ФГОС третьего поколения среднего общего образования? Современному педагогу необходимо не только быть увлеченным своей деятельностью личностью, но и уметь «зажечь» обучающихся, привив им любовь к труду, учебе, мотивировать к ЗОЖ, направлять в развитии морально-этических качеств. В качестве средства социализации подростков может выступать детско-юношеское экологическое движение. В связи с потребительской моделью развития всего общества вопросы экологического образования подрастающего поколения особенно актуальны.

Проведенный анализ показал, что в программах естественно-научных дисциплин доминирует целостный подход к содержанию, но количество отведенного времени является недостаточным для реализации всех целей. Поэтому, становится очевидным, что подобные задачи успешно могут решать учреждения дополнительного образования.

На протяжении около четверти века в России существует сеть НКО «Молодежная экологическая дружина». Членами МЭД в основном являются студенты ВУЗов естественно-научного профиля и активные школьники. В рамках своей деятельности в НКО реализуется грантовая система российских и зарубежных фондов. В дружинах существует система иерархии: выбирается председатель, помощники, ответственные за различные направления деятельности. Приоритетными направлениями деятельности являются: экологическое образование (лекции в СОШ, проведение конкурсов среди школьников, праздники в парках, ООПТ на экологическую тематику, социальные опросы, выпуск книг и брошюр и многое другое); научная работа (учет биоразнообразия ООПТ, помощь в составлении «Красных книг», учеты птиц, написание статей, проведение конференций и др.); оперативная работа (дежурство волонтеров в ООПТ, задержание браконьеров, пресечение незаконной торговли первоцветами и т.п.); общественные акции: Марш парков, Дни птиц и др.; проектная деятельность.

Кроме активной научной работы и экопросвещения подростку предлагается альтернатива тому, что внушается СМИ, подросток получает не только знания, практические навыки, но и активный образ жизни, любовь к труду, активную общественную позицию.

В рамках уроков экологии, биологии и химии в колледже мы проводим акцию «Экодесант». Конкурсное соревнование. Команда, собравшая больше остальных участников мусора, получает приз. Широко используется проектная деятельность: «Экологические проблемы моего города (села)», «Экологическое состояние моего жилища» и другие. Ребята активно исследуют экологически опасные места в своем городе, жилище и предлагают пути решения и устранения неблагоприятных мест. Также реализуется активная гражданская позиция, студенты первого курса пробуют свои силы в качестве исследователя. По итогам проводится конференция, где ребята защищают свои проекты. Студенты принимают участие в подсчете экологического следа. С результатами выступают на научно-практических конференциях, публикуются научные статьи.

Таким образом, современному подрастающему поколению необходимо показать альтернативу образа жизни, пропагандируемого СМИ. Опыт молодежных экологических организаций успешно справляется с этой задачей и является неоценимым средством в деле воспитания социально-активной молодежи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!