Детско-родительский клуб «Дружная семья»
Разработчики: Амбарова Ульяна Александровна, воспитатель МДОУ №5 детский сад «Радуга» Первушина Надежда Андреевна воспитатель МДОУ №5 детский сад «Радуга »
2015
Актуальность и значимость
- Досуговая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема современной науки, которая представляет собой одно из наиболее активно развивающих направлений педагогической деятельности.
Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров.
- ФГОС указывает на то, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Ведь именно в сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка. Взаимодействие необходимо строить на принципах совместной деятельности педагога, родителей и детей. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей.
- В настоящее время, по разным причинам, во многих семьях сведены к минимуму совместная деятельность и семейный досуг с детьми. Поэтому трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей. Участие в совместной с детьми деятельности, досугах, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в семье.
Проблема: Поиск наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями через организацию совместно-досуговой деятельности
- Тип клуба: Досуговый .
- Продолжительность работы клуба: сентябрь 2014 - май 2015 .
- Участники клуба: воспитатели, дети 2 младшей группы, музыкальный руководитель, родители
Планируемый результат
для детей:
- дети имеют представления о семейных традициях;
- возрос интерес к совместным мероприятиям с родителями;
- дети стали более отзывчивы, эмоциональны, общительны, дружны.
для педагогов:
- накоплен опыт организации совместно-досуговой деятельности;
- выявление эффективности работы клуба, как формы взаимодействия с родителями;
- взаимодействие педагога с родителями основано на принципах партнерства. для родителей:
- родители осознали важность совместного досуга для развития и воспитания детей;
- повысился уровень педагогической компетентности родителей в организации досуговой деятельности;
- изменился характер участия родителей в проведении совместных мероприятий, родители группы сблизились, стали более дружными.
Цель клуба : формирование партнерских отношений педагогов и родителей через организацию досуговой деятельности с детьми. Задачи клуба:
для детей:
- приобщать к семейным традициям;
- развивать интерес к совместной с родителями деятельности; - выявить творческие способности через различные виды досуговой деятельности;
для педагогов: - организовать взаимодействие с родителями с целью проведения праздников и развлечений с детьми;
- оценить эффективность проводимых в рамках клуба мероприятий для сплочения педагогов, родителей и детей;
- обобщить опыт работы по организации совместной досуговой деятельности.
для родителей:
- обогащать детско-родительския отношения опытом совместной творческой деятельности через праздники и досуги;
- формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей; - обучить навыкам взаимодействия с детьми и родителями группы, способствующим их сближению, формированию дружеских отношений;
- развивать интерес к совместному времяпровождению, показать важность семейного досуга для развития и воспитания детей;
Вводная диагностика:
- Наблюдения;
- Беседы с родителями;
- Анкетирование родителей
Данные методы позволяют изучить особенности представлений, возможности и потребности родителей в участии в досуговой деятельности .
Способы мотивации участников клуба:
Создание экрана родительской активности «Ромашка добрых дел», на котором родители самостоятельно отмечают с помощью фишек свое участие в мероприятиях группы.
Перспективное планирование работы клуба «Дружной семьи»
Модель взаимодействия участников клуба
Музыкальный
руководитель
Воспитатели
Родители
Виды досуговой деятельности
Спортивно- оздоровительная деятельность
Театрализованная деятельность
Досуговая деятельность
Музыкальная деятельность
Трудовая деятельность
Продуктивная деятельность
Формы досуговой деятельности
Развлечения
Праздники
Мастер-класс
Выставка
Конкурс
Совместная театрализация
Прогулки
Акции
Праздник «Осенние картинки»
Развлечение «Лучше мамы друга нет»
«Наша елочка- красавица» (новогодний утренник)
Совместный досуг «Веселый праздник новый год»
Конкурс кормушек «Лучше папы друга нет»
«Нарядная игрушка-матрешка, погремушка!» (муз.-литер.досуг)
Интегрированное развлечение «Праздник березки»
Акция«Посади дерево!»
Поздравления именинников
Анализ результатов работы клуба
Повторное анкетирование родителей в конце года позволило оценить эффективность работы клуба.
Выводы:
- К концу года на 30 % увеличилось число родителей, оценивающих важность совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.
- Родители стали понимать, что семейный досуг - это не просто встреча родственников, а активные совместные мероприятия детей и родителей.
- В результате проведенной работы родители осознали важность своего участия в организации досуговых мероприятий в ДОУ, стали занимать ведущую роль наравне с воспитателями, проявляя инициативу в планировании работы клуба на следующий год.
- Участие большинства родителей в досуговых мероприятиях в ДОУ, говорит о том, что возрос интерес к совместному времяпрепровождению, а это, в свою очередь, способствовало их сближению, формированию дружеских отношений в группе.
- В результате проведения комплексной работы по взаимодействию педагогов, родителей с детьми в процессе досуговой деятельности у детей возрос интерес к праздникам, развлечениям и возросла активность в театрализованной деятельности.
- Дети стали более отзывчивыми, общительными, дружными.
Таким образом, выбранная форма работы показала свою эффективность для решения поставленных задач.
Последующая работа:
- Увеличить число совместных мероприятий с учетом возраста детей и инициативы родителей;
- Расширить тематику праздников за счет знакомства с русскими традициями;
- Создать новую форму экрана родительской активности (таблица), которая будет отражать не только частоту посещения мероприятий, но и позволит показать их роль в каждом мероприятии с помощью цветных фишек. (гость, помощник, участник, организатор).
- Создать альбом «Наша группа- дружная семья» (летопись клуба)
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды
- Разнообразные костюмы и атрибуты в театральном уголке
- Создание кукольного театра
- Накоплены природные материалы, сделан гербарий
- Оформлены альбомы «Моя семья», «Жизнь нашей группы»
- Создан в раздевальной комнате уголок «Поздравляем»
- Создана поздравительная атрибутика для именинников (медальки)
- Приобретены музыкальные инструменты для детей
- Открыта столовая для птиц на участке (кормушки)
- Посажены деревья, оформлены клумбы
Информационные ресурсы:
- 1. Вераксы, Н.Е.От рождения до школы. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. [Текст]/ Н.Е. Вераксы- М., 2011г.
- 2. Зацепина, М.Б. организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. [Текст]/ М.Б. Зацепина.- М., 2004г.
- 3. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика.[Текст] / И.Ю. Исаева, -М. 2010г.
- 4. Лысова, В.Я.Спортивные развлечения и праздники. [Текст]/ В.Я. Лысова. –М. ,2000 г.
- 5. Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ»., 2012 г.
- 6. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. [Текст]/ М.А, Рунова. –М.,2000 г.
- 7. dob. 1september. ru
- 8. vospitatel.resobr.ru
- 9. www.pdou.ru
- 10.www. maam.ru
Спасибо за внимание!