СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Часть 1. Критерии профессиональной деятельности педагога.

Часть 2. Проведение самооценки профессиональной деятельности педагога.

Часть 3. Синдром профессионального выгорания педагога.

Часть 4. Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога.

Часть 5. Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания.

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение учащихся»



Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через самооценку профессиональной деятельности


Часть1.

Критерии профессиональной деятельности педагога

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить детей нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современно политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лице его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.


Определим критерии профессиональной компетентности педагога.


  1. Компетентность в педагогической деятельности:

Педагогическая деятельность требует оперирования профессиональными знаниями, на основе которых учитель вырабатывает собственное практическое решение; в связи с этим педагогу необходимо владеть следующими группами умений:

-  постановка и решение педагогических задач;

- организация учебной деятельности учащихся;

- осуществление педагогической рефлексии.

 Постановка и решение педагогических задач предполагает умение педагога

  • ориентироваться на ученика, как на активного участника образовательного процесса;

  • изучать педагогическую ситуацию и принимать решения;

  • объединять обучающие, воспитательные и развивающие задачи;

  • осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование;

  • владеть педагогическими технологиями, т.е. подчинять выбор средств целям развития учащихся;

  • строить содержание урока как систему познавательных задач.

Организация учебной деятельности учащихся отвечает на вопросы: чему учить, кого учить и как учить.

Что предполагает умение

Чему учить:

  • выделять ключевые идеи учебного предмета;

  • формировать общеучебные и специальные умения и навыки;

  • осуществлять межпредметные связи;

Кого учить:

  • знать возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся, выявлять зону ближайшего развития школьников, условия перехода с одного уровня на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения;

  • учитывать мотивацию детей при планировании и организации образовательного процесса;

  • строить программу своего педагогического труда с учётом возможных изменений.

Как учить:

  • применять наиболее оптимальные в данной педагогической ситуации сочетания приёмов и форм обучения и воспитания;

  • сравнивать и обобщать педагогические ситуации, комбинировать приёмы;

  • применять дифференциированный и индивидуальный подход, организовывать самостоятельную учебную деятельность, находить разные способы решения образовательных и воспитательных задач.

Осуществление педагогической рефлексии:

Педагогическая рефлексия предполагает педагогический самоанализ, предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учётом вышеперечисленного.


  1. Компетентность в сфере педагогического общения.

Компетентность педагога в сфере педагогического общения включает этапы общения, умение ориентироваться в ситуации общения, проявление инициативы (коммуникативная атака), осуществление общения, анализ его результатов.

Для этого педагогу потребуются следующие умения:

- Постановка задач общения: взаимообмен информацией учителя и учащихся, взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения, мобилизация резервов участников общения, разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога.

- Владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками, что включает преимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействий; преобладание демократического стиля общения (в отличие от авторитарного и либерального); способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации; умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества.

Компетентность в общении не сводится к набору средств общения, а предполагает также опору на субъективный опыт общения.


  1. Профессиональная зрелость личности педагога.

Профессиональная зрелость личности учителя выражается в умении:

- занимать четкую и действенную гражданскую позицию;

- проявлять следующие педагогические способности: перцептивные (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения); управленческие (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.);

- управлять своим эмоциональным состоянием, придавая  конструктивный разрушающий характер;

- определять особенности своего стиля и использовать природные данные;

- воспринимать позитивные возможности учащихся;

- осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.

Определим структуру профессиональной компетентности педагога. Она включает три компонента: мотивационный, когнитивный, действеено-операционный.


Структура профессиональной компетентности учителя

Профессиональная компетентность

Мотивационный

компонент

Когнитивный

компонент

Действенно-операционный

компонент

  • Осознание необходимости развития исследовательской компетентности, профессиональных знаний и умений, медиа-образованности как компонентов мастерства учителя;

  • потребность в самосовершенствовании;

  • избирательное отношение к медиа-информации, к имеющимся педагогическим теориям и опыту.

  • Знание сути и назначения педагогического мониторинга; педагогической рефлексии;

  • знание сущности медиа-образования;

  • знание механизмов организации педагогического процесса, распространение прогрессивных идей и педагогического опыта посредством массовой коммуникации, а также в результате собственной исследовательской деятельности.

  • Умение изучать, анализировать, прогнозировать педагогические явления и факты; быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике;

  • умение воспринимать, понимать, создавать, сохранять, передавать информацию с помощью различных средств;

  • умение планировать и организовывать педагогический процесс на основе передового педагогического опыта и собственных исследований.


Успешность как интегративный показатель профессионального развития педагога

Об успешности профессионального развития педагога можно судить, если проанализировать организуемый им образовательный процесс.

Прежде всего - определение реального места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей.

Педагог должен включать в содержании урока значимые для обучающихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала, учитывать увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения.

Следующее проявление педагогического мастерства учителя – усвоение обучающимися основных элементов содержания образования:

– качество знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий и др.);

– эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированностьи прочее);

– уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность и др.);

– проявления личности, востребованные данной ситуацией (личностные функции – избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность и др.).

Формирование у учащихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает показ учащимся на уроке образцов организации учебной деятельности, ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.


4. Умение структурировать образовательное пространство учебного занятия.

К критериям мастерства учителя следует отнести также умение структурировать образовательное пространство учебного занятия, что предполагает целесообразное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, продуманную последовательность этапов учебной работы, благодаря чему оптимально распределяется содержание, поддерживается уровень активности учащихся на протяжении всего занятия, обеспечивается сочетание воспроизводящей и творческой, коллективной и индивидуальной работы.

Также современное учебное занятие предполагает непрерывное мотивационное обеспечение деятельности учащихся. Это достигается учителем благодаря:

– специальной подборке материала (новизна, историзм, практическая направленность, показ новейших научных проблем);

– композиции методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество, исследовательский подход, диалог, игра);

– эмоционально-смысловому контакту участников образовательного процесса (эмоциональный тонус, взаимопринятие, оптимизм, поддержка, достижения, проявления индивидуальности).

После того как выявлена общая функциональная эффективность (или неэффективность) учебного занятия, можно проанализировать, насколько целесообразно был построен сам процесс проектировочной деятельности педагога, его подготовка к занятию, что включает диагностику возможностей класса, целеполагание, отбор содержания, логику урока, набор деятельностей и методическую оснащенность урока, технологичность, удельный вес интерактивных методов, реализацию учителем своего индивидуально-авторского потенциала.

Часть 2.

Проведение самооценки профессиональной деятельности педагога

Радикальное обновление системы образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Всё это увеличивает степень ответственности педагогов перед обществом, учащимися, родителями за конечные результаты образовательного процесса. В данных обстоятельствах возрастает роль методического сопровождения в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и сомореализации.

Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь - не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой.

Самооценка - процедура нелицеприятная. У тех, кто не махнул на себя рукой, при самооценке появляется возможность поразмышлять о самом неопознанном объекте на планете - о самом себе.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо, снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс ребенка («я лучше всех»);

- имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми);

- игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

- свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

- к критической оценке со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда и скрытое или явное негативное отношение к нему окружающих);

- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»);

- прогнозируем, имеет стабильные стандарты поведения;

- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу низкой самооценки;

- как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

- более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

- легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит;

- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

- нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

- становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

- познавательного, способствующего адекватности;

- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта.

Определившись с видом самооценки, можно перейти к оцениванию педагогической деятельнеости.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:

- бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;

- изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;

- постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

Профессиональная деятельность педагога одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, следует провести самооценку, которая будет содействовать Вашему профессиональному развитию.

Самооценка проводится по следующим базовым педагогическим компетенциям:

1. Компетентность в области личностных качеств:

- эмпатийность и социорефлексия;

- самоорганизованность;

- общая культура.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической

деятельности:

- умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями обучающихся;

- умение перевести тему урока в педагогическую задачу;

- умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности.

- умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности;

- умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся;

- умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы

деятельности:

- компетентность в методах преподавания;

- компетентность в предмете преподавания;

- компетентность в субъективных условиях деятельности.

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и

принятия педагогических решений:

- умение выбрать и реализовать образовательную программы;

- умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы;

- умение принимать решения в педагогических ситуациях.

6. Компетентность в области организации учебной деятельности:

- умение устанавливать субъект-субъектные отношения;

- умение организовать учебную деятельность обучающихся;

- умение реализовать педагогическое оценивание.

С анкетами для проведения самооценки педагогической деятельности можно познакомиться в приложении 1.

При обработке данных самооценки следует учитывать, что в методике использованы как прямые, так и обратные шкалы. Прямые параметры означают, что значение параметра находится в прямой зависимости от уровня выраженности соответствующей компетентности – чем больше значение оценки, тем более представлена у педагога данная компетентность. Обратные параметры, напротив, находятся в обратной зависимости с уровнем развития соответствующей компетентности.

Проведя самоанализ Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.



Часть 3.

Синдром профессионального выгорания педагога


Еще 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «профессиональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.

Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Рассмотрим причины возникновения этого синдрома.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля - возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами, ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

Как уже сказано, синдром эмоционального выгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание - это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.



Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний: специалист неожиданно замечает, что вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

- возникают недоразумения с коллегами и учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему;

- такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Назовем три аспекта профессионального выгорания

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, такие работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРОЙ – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

К симптомам профессионального выгорания относятся

Психофизические симптомы:

- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или «не справлюсь»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;

- постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома её не делаете;

- руководитель затрудняется в принятии решений;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от коллег и учеников, повышение неадекватной критичности.

Синдром эмоционального выгорания является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Такое состояние является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня, как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.


Часть 4

Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога

Эмоциональное выгорание – это состояние упадка сил, истощения с чувством собственной ненужности, то есть – эмоциональная лабильность, психическая неуравновешенность, деперсонализация.

Составляющими эмоционального выгорания являются (К. Маслач):

- эмоциональное истощение – чувство пустоты, усталости, вызванное работой, перенапряжением, исчерпанностью;

- деперсонализация – чувство безразличия и негативного отношения к людям, неуважительное отношение к труду и объектам труда;

- редукция профессиональных достижений – неудовлетворение собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Для предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания необходимо

- быть внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости;

- старайтесь себе нравиться;

- выбирайте дело по душе: в соответствии со склонностями и возможностями; это даст возможность найти себя, поверить в собственные силы;

- не стоит искать в работе счастья или спасения. Это деятельность, которая хороша сама по себе;

- не живите жизнью других: живите не вместо людей, а вмести с ними;

- находите время для себя;

- учитесь каждый день трезво анализировать события (можно сделать традицию вечернего пересмотра событий);

- если вам очень хочется, кому-то помочь или сделать за него работу, спросите себя: нужно ли это ему? Может он справится сам?


Профилактика стресса

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен педагогическим опытом. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы, сетевое сотрудничество.

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

7. Здоровый образ жизни. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

Очень часто синдром профессионального выгорания педагогов является следствием неудовлетворенности результатами работы, заниженной самооценкой профессиональной деятельности. Если по результатам анкетирования у вас получились низкие результаты самооценки профессиональной деятельности, то


Способы изменения самооценки

- Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.

- Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Старайтесь видеть в каждом человеке не недостатки, а достоинства.

- Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

- Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте.

- Принимайте решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать.

- Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги. Любите свои «слабости».

- Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

- Обретите веру: в человека, в обстоятельства. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов.

- Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.

Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служит примером, препятствовал осознанию учителем своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога.

Выход видится не только в признании присущих педагогам чувств, но и в умении работать с ними.

В частности, Р. Ассаджиоли предлагает упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи:

1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется, как хочет — плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы:

- в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически);

- как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах);

- как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно);

- статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);

- каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно);

- каково общее настроение (мрачное, напряженное). Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.


Релаксационные техники в работе с педагогами

Автоматическая реакция тревоги, согласно теории Г. Селье, состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль, человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или, если стрессовая ситуация еще не наступила, ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя, для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Большинство педагогов уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать.

С примерами релаксационных упражнений и тренингом «Как избежать профессионального выгорания» вы можете познакомиться самостоятельно в Приложении 2 и 3.


Часть 5.

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания


Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:

- бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;

- изучить свой характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;

- постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Поэтому, проведя самооценку, педагог видит, что он удовлетворен или неудовлетворен своей деятельностью, если неудовлетворен, то следует искать новые пути и подходы, т.е. обратить внимание на инновации.

Что же такое «Инновационная деятельность»?

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

Несмотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.



Основные признаки инновационной деятельности педагога.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность педагога имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять педагогу, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач, он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать барьеры. 

Что в работе педагога можно определить как инновационную деятельность?

С одной стороны, легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

По назначению инновации в образовании можно условно разделить на общие и частные. К общим инновациям относятся глобальные концепции современного образования: оптимизация процесса обучения, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии. К частным инновациям отнесем авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в учреждении образования.

Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к образовательному процессу связаны:

- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный «знаниевый» подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);

- организацией образовательного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного процесса обучения (методики, технологии, методы и средства обучения);

- профилизацией и специализацией общего образования, что позволяет формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);

- профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).

В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно-ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- модульное обучение.

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

- личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста обучающихся используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

- сущностный подход отражается во взаимодействии педагогов в направлении развития способностей обучающихся на основе формирования сущностных системных знаний при установлении межпредметных связей;

- операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у учащихся формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

- профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у школьников профессиональной компетентности и профессиональных установок;

- акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у обучающихся творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

- креативно-развивающийся подход формирует у ребят продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых предметов государственному образовательному стандарту.

Существует множество форм и методов по профилактике эмоционального выгорания педагогов, но одним из самых важных обстоятельств является самосовершенствование.

Следует учесть, что инновационные подходы необходимо использовать не только при планировании профессиональной деятельности, но и при проведении самооценки и саморегуляции.



ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

Так, чтобы избежать синдрома эмоционального и профессионального выгорания следует:

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремиться к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворению потребности в общении;

— уметь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремиться находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремиться бороться со своими негативными убеждениями;

— принимать активное участие в деятельности сообществ.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

- повышать уровень профессионального мастерства;

- работать с супервизором.

Для этого можно выполнять следующие упражнения:

Упражнение 1. «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

Первый список может выглядеть так:

1) играю со своими детьми

2) читаю, лежа на диване

3) работаю в саду

4) встречаюсь с друзьями

5) смотрю телевизор

Второй список может выглядеть так:

1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье

2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы

3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Упражнение 2. «Обещание самому себе»

1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей: профессиональной, организационной и личной.

2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.

3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.

Ваш лист может выглядеть примерно так:

Личная сфера

1. Взять отпуск

2. Делать зарядку*

3. Встретиться с близкой подругой*

Профессиональная сфера

1. Договориться о супервизии*

2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом

3. Прогуливаться в конце рабочего дня*

Организационная сфера

1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания*

2. Устроить вечеринку сотрудников*

3. Собраться для обсуждения

Упражнение 3. «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»

Просмотрите лист своих планов и попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?

2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?

3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?

4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?



ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Помогают осмыслить и интегрировать все ресурсы человека, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также выйти за пределы личностных пристрастий и рассмотреть свою деятельность как служение своим идеалам и ценностям технологии моделирования профессиональной деятельности. В данных технологиях анализируются:

Окружение. Какие люди и вещи, где и когда окружают вас при достижении вами своей цели?

Поведение. Что вы делаете в данном окружении для достижения цели

Способности. Какие способности поддерживают эти виды поведения?

Убеждение и ценности. Почему важно использовать именно эти способности, осуществлять именно такое поведение в рамках достижения вашей цели?

Идентичность. Кто вы такой, поддерживающий именно эти ценности и убеждения, чем вы отличаетесь от других людей в данном окружении? Используйте метафору для своего личностного своеобразия.

Миссия. Представьте, как можно более детально образ себя в будущем, полностью реализовавшего свои цели. Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте себя в этом опыте. Ощутите себя обладающим всеми ресурсами, необходимыми для успешной реализации цели. Создайте метафору миссии.



ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Определим способы саморегуляции:

— смех, улыбка, юмор;

— размышления о хорошем, приятном;

— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

— прогулка на свежем воздухе;

— чтение стихов;

— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Это способствует достижению следующего эффекта:

Эффекты саморегуляции:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Чтобы определить эффективные приемы саморегуляции необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что помогает вам поднять настроение, переключиться?

- Что вы можете использовать из вышеперечисленных способов?

- Составьте перечень этих способов, добавив свои.

- Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно,

когда чувствуете напряженность или усталость.

В приложении 4 Вы сможете самостоятельно познакомиться со способами саморегуляции и самоподдержки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!