СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация и индивидуализация обучения – стимуляторы учебной деятельности учащихся, формирующие мотивацию успеха

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью своей работы считаю создание условий для творческой самореализации личности обучающегося. Без дифференциации и индивидуализации это невозможно. В разработке на примере некоторых работ показано, как я использую эти методы на уроках технологии и внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация и индивидуализация обучения – стимуляторы учебной деятельности учащихся, формирующие мотивацию успеха»




Дифференциация и индивидуализация обучения – стимуляторы учебной деятельности учащихся, формирующие мотивацию успеха













Доклад с презентацией для молодых педагогов

на заседании

Школы педагогического мастерства

28.12.2017













Доклад подготовлен учителем технологии

Москаленко Е.В.

К научно-методическому совету Москаленко Е.В. Декабрь 2017


Дифференциация и индивидуализация обучения – стимуляторы учебной деятельности учащихся, формирующие мотивацию успеха

Основной целью своей работы считаю создание условий для профессионального, культурного и социального самоопределения творческой самореализации личности ребёнка, который умеет использовать приобретённые навыки и умения на практике в повседневной жизни.

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.

Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.

Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

 

Дифференцированное обучение - это:
   1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
   2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход) - это:
   1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета особенностей их контингента;
   2)комплекс методических, психологических организационно-управленческих мероприятий.

   Виды и формы дифференцированного обучения.

В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.

1.Внешняя дифференциация.
Она предполагает создание особых типов школ и классов:
- школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов.

2. Внутренняя дифференциация.
Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.

Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Процесс организация учителем  внутриклассной   дифференциации включает несколько этапов:
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.

От теоретической части перейдём к практической. Показывая различные работы обучающихся, покажу, как я использую дифференциацию и индивидуализацию обучения на уроках и внеклассных мероприятиях.


Индивидуализация обучения. Слайды 2-8

В зависимости от ребёнка, его заболеваний, особенностей нервно-психических и физических подбирается объект труда. Так с обучающимся на дому Н. чаще всего используется тот вид практической работы, который он в состоянии сделать ввиду своих особенностей развития. Здесь используется пластилин, который ребёнок в состоянии размазать по поверхности, нежели слепить из него фигуру. При изучении темы «Шов «Вперёд иголка» вышивка выполняется на картоне, а не на ткани, и вышиваются не просто линии на картоне, а подбирается рисунок на тему, которая близка обучающемуся, например, строительная техника или машины. Т.к. у Коли слабо развита мелкая моторика, то в картоне проделываются отверстия и затем вышиваются контуры машин, после этого всё раскрашивается. У Е. при изучении этой темы используется изображение го любимых героев - фиксиков. Так ученики понемногу овладевают навыками шитья, при этом видят как на картоне появляются контуры их любимых изображений. Слайд 2,3

В некоторых случаях для детей с низкой остротой зрения опять же при изучении темы «Шов «Вперёд иголка» в картоне просверливаются в геометрическом порядке отверстия и ребёнок сам формирует рисунок, вышивая толстыми шерстяными нитями. Слайд 4

На слайде 5 показан индивидуальный подход к обучающейся Н.. Для того, чтобы слепая девочка могла слепить цветок, с на одной половине картона учителем вылеплен образец, трогая который ребёнок может повторить и сделать подобное. При изготовлении работы в технике аппликации удобно использовать объёмные фигуры, например, в виде ракушек.

В некоторых классах большинство обучающихся- мальчики, поэтому при выборе объектов для выполнения предлагаются те, которые им близки- машины, корабли, что видно на слайде 6.

Все дети талантливы, главное, найти то, что у них получается лучше всего. На слайде 7 представлены примеры работ, когда один ребёнок замечательно делает работы в технике торцевания, а другой вышивает лентами. Оба вида деятельности приносят удовольствие, а было ли так, если бы обучающиеся выполняли не интересную им работу.

При изучении темы «Макраме» девочки делают браслеты себе, используя бусины, яркие материалы, а мальчикам больше близко завязывание морских узлов. Слайд 8

На занятиях кружка к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход. Конечно, все изучают какую-то определённую тему, но конкурсные работы воспитанники могут выполнять в той технике, которая им нравится, и в которой у них успехи лучше всего. Это может быть игрушка из фетра, роспись по ткани, вышивка, украшение новогодних шаров. Образцы можно увидеть на слайде 9.


Дифференциация обучения. Слайды 10-21

На слайде 10 показаны карточки по теме «Роспись чайника», которые разрезаны на несколько частей в трёх вариантах (от 5 до 11). Подобные карточки могут использоваться как при изучении новой темы, так и при её закреплении.

В зависимости от контингента класса, одни обучающиеся осваивают швейную машину с ручным приводом, другие - с электрическим, одни шьют фартук в масштабе 1:4, а другие на себя. Это мы можем увидеть на слайдах 11-13.

В 6-А классе в этом учебном году обучаются одни девочки, следовательно, им даётся более подробно материал, мерки для швейного изделия не одинаковые для всех, а каждая использует свои, практикуется в измерении фигуры, снятии мерок с человека, а некоторым классам показывается снятие мерок на примере фигуры одного из учеников, сразу для всех. Слайд 14.

При изучении тем «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология изготовления швейного изделия» необходимо сшить юбку либо халат. Девочки во всех классах шьют на себя, в натуральную величину, а мальчики делают что-то более интересное и полезное для них. В прошлые годы это были фартуки, которыми сейчас пользуются ученики, забывшие форму, костюмы скоморохов для нашей костюмерной.

В этом году в качестве изделия для практической работы выбрали небольшие мешочки на кулиске для последующего их использования учителями дефектологами. Слайды 15,16

На слайде 17 можно увидеть примеры сшитых игрушек, у кого-то простая из двух деталей, у кого-то замысловатая с отделкой другим материалом, состоящая из нескольких деталей, соединённых с технологически более сложным швом. Дети, выполняющие сложные игрушки, швейные изделия часто делают и конкурсные работы, требующие терпения, выдержки, аккуратности, ответственности за своё дело. Чаще всего это группа учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями по выполнению подобных работ. Примеры этих работ можно увидеть на слайде 18.

При изучении новых тем или, наоборот, при их закреплении, некоторые обучающиеся выполняют простое задание по расшифровке анаграмм, а некоторым даётся усложнённое, и при решении его нужно проявить свои особые способности. Примеры показаны на слайдах 19, 20.

На слайде 21 также показаны примеры дифференциации задания для практической работы – необходимо раскрасить один или несколько бутербродов в зависимости от обучающихся, их способностей и возможностей.


Индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!